Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные черты классической науки.



2018-07-06 3542 Обсуждений (0)
Основные черты классической науки. 5.00 из 5.00 3 оценки




Классическая наука (17-19вв) с целью получения объективно-истинного знания о мире стремилась устранить из описания по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам его деятельности. Господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Имеет своей парадигмой механику, её научная картина мира строится на принципе жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. Период классической науки можно разделить на два этапа: 1) механистического естествознания (до 30г 19в). Переход от феодализма к капитализму. Бурное развитие производственных сил. Интенсивное формирование и развитие частных наук, особенно механики. Ключевая проблема – проблема метода. Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования: аналитический (прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстракции) и синтетически-дедуктивный (на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые теоретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений.). Достоверное знание – единство первого и второго. Научный метод Ньютона имел целью четкое противопоставление достоверного естественнонаучного знания вымыслам и умозрительным схемам натурфилософии. На основе метода Ньютона были разработаны: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция и т.д. Механистическая картина мира освободила науку от мифологических и религиозных толкований. Освободила её от мифологических и религиозных толкований. Она оказывала влияние на развитие многих областей научного познания (Химия, биология и т. д.). Со временем накопились факты, которые с трудом согласовывались с данной картиной, она теряла свой универсальный характер. Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907). 2) зарождение и формирование эволюционных идей. “Подрыв” механистической картины мира. Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. Этому способствовали и исследования в области физики: открытие Кулоном закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, М. Фарадеем понятия электромагнитного поля, и др. Материя предстала не только как вещество, но и как электромагнитное поле. Создание Электромагнитной картины мира, которая объясняла более широкий круг явлений. Основные законы мироздания – не законы механики, а законы электродинамики. Ламарк. Создание первой целостной концепции эволюции живой природы. Принцип эволюции – всеобщий закон развития живой природы. Кювье. “Теория катастроф”. Каждый период завершается мировой катастрофой, в результате которых происходила смена видов. Теория Дарвина. Теория клетки. Закон превращения и сохранения энергии. Все это подготовило свержение метафизического способа мышления.

Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX в., то есть до времени появления квантово-релятивистской картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии - классическая наука. Этот этап науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.

1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих .явлений, в результате дававший систематизированное истинное знание, и как эталон всякой науки вообще.

Эта ориентация на механику приводила к механистичности и метафизичности не только классической науки, но и классического мировоззрения, а также проявлялась в целом ряде частных установок:

- однозначность в истолковании событий, исключение из результатов познания случайности и вероятности, которые расценивались как показатели неполноты знания;

- исключение из контекста науки характеристик исследователя, отказ от учета особенностей (способов, средств, условий) проведения наблюдения и эксперимента;

- субстанциональность - поиск праосновы мира;

- оценка имеющегося научного знания как абсолютно достоверного и истинного;

- осмысление природы познавательной деятельности как зеркального отражения действительности.

2. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого. Данный методологический подход породил такие специфические для классической науки исследовательские установки, как статизм, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых были направлены в основном на выделение и определение простых элементов сложных структур (элементаризм) при сознательном игнорировании тех связей и отношении, которые присущи этим структурам как динамическим целостностям (статизм). Истолкование явлений реальности поэтому было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об их изменчивости, развитии, историчности (антиэволюционизм).

3. Сведение самой Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам, открытым Ньютоном. В этом абсолютно предсказуемом мире (идею всеобщего и полного детерминизма наиболее точно высказал Лаплас: если бы было известно положение всех частей и элементов мира и силы, действующие на них, если бы нашелся ум, объединивший эти данные в одной формуле, не осталось бы ничего непонятного в природе, было бы открыто не только прошлое, но и будущее) не было места жизни, организм понимался как механизм. Казалось, чем дальше шел ход человеческой мысли, тем резче и ярче выступал такой чуждый живому, человеческой личности и ее жизни, стихийно непонятный человеку Космос. Бренность и ничтожность жизни, ее случайность в Космосе, казалось, все более подтверждались успехами точного знания.

Лишь одна религия продолжала отводить человеку особое место в мире. Присущее христианству резкое разделение духовного и материального и упор на превосходство духовного ныне получили противоположную оценку: мир физический все более представлялся основным средоточием человеческой деятельности. Христианское противопоставление духа и материи постепенно превращалось в свойственное классическому мышлению противопоставление разума и материи, человека и Космоса.

4. Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы как результат его деятельности полностью вытеснили теологическую доктрину и Священное Писание в качестве главных источников познания Вселенной. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны. Место религиозных воззрений заняли рационализм, который выдвинул концепцию человека как высшей, или окончательной, формы разума, чем дал жизнь светскому гуманизму; и эмпиризм, который выдвинул концепцию материального мира как важнейшей и единственной реальности, чем заложил основы научного материализма.

Претендуя на ведущее место в мировоззрении, наука, тем не менее, оставляла место религии и философии. Мировоззрение модернизированного общества оставляло человеку право выбора веры, убеждений и жизненного пути. Правда, чем больше практических результатов давала наука, тем более прочными становились ее позиции, тем шире распространялось убеждение, что только наука способна обеспечить лучшее будущее человечества. Поэтому религия и метафизическая философия продолжали медленно, но верно клониться к закату. Знаком этого стала знаменитая позитивистская концепция Конта о трех периодах в развитии знаний - религиозном, метафизическом и научном, последовательно сменявших друг друга. Заявления науки о твердом знании мира представлялись не просто правдоподобными, казалось едва ли уместным ставить их под вопрос. Ввиду непревзойденной познавательной действенности науки, а также ввиду строжайшей безличной точности ее построений, религия и философия были вынуждены сообразовывать свои позиции с наукой. Именно в науке современное мышление нашло наиболее реалистичную и устойчивую картину мира.

 



2018-07-06 3542 Обсуждений (0)
Основные черты классической науки. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные черты классической науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)