Венский кружок. Общая характеристика неопозитивизма. Р. Карнап, Г.Хан, О. Нейрат «научное миропонимание – Венский кружок»; М. Шлик «поворот в философии»
Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «логический эмпиризм», «логический анализ» и т. д.) с самого начала сложился как международное философское течение. Важную роль в его возникновении сыграли английский логик, математик и философ Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн. Логический позитивизм зародился в так называемом «Венском кружке», который образовался в начале 20-х годов под руководством М. Шлика и в который входили Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др. Логический позитивизм-как направление философии возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 20-х — 30-х годах регулярно собирались в Венском университете. Участники этого кружка были вдохновлены успехами двух видных мыслителей XX в.: Бертрана Рассела в области оснований математики («Principia Mathematica») и его ученика Л. Витгенштейна, положившего математические идеи Рассела в основание своей философии («Логико-философский трактат»). Логические позитивисты решили перенести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна на философию науки и построить её, подобно математике, аксиоматически. Базисом (аксиомами) должны были служить бесспорные эмпирические факты (т. н. «протокольные предложения»), а все теории должны получаться из базисных утверждений путём логических выводов. Логический позитивизм выдвинул ряд требований в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа. Язык рассматривался как мост между чувственным и нечувственным, поскольку он, с одной стороны, система чувственно воспринимаемых звуков, а с другой стороны, связан с нечувственными по сути мыслями. В поисках истинного знания следует обратиться не к психологическому анализу восприятий, а к логическому анализу языка. Методы анализа языка были разработаны Г. Фреге, рассмотревшим структуру слова и нашедшим, что слово имеет три компоненты: смысл, значение, денотат (треугольник Фреге). Денотат — это обозначаемый предмет. Значение собственных имен — обозначаемые предметы; предложений — истинностное значение (истина/ложь); понятий — неопределено. Понятие — функция аргумента, его значение «ненасыщено», в отличие от собственных имен не означает некий предмет. Смысл появляется только на уровне высказывания и связан не с предметом, а со способом его задания. Фреге считал, что если имя не имеет объекта, то оно бессмысленно. Венский кружок принял логический атомизм и эмпиризм Рассела и Л. Виттгенштейна. Программа венского кружка включала: а) установку на достижение единства знания; б) признание единства языка ведущим условием объединения научных законов в цельную систему; в) признание осуществимости единства языка только лишь на базе редукции всех высказываний научного порядка к интерсубъективному языку протоколов; В своей статье «О характере философских проблем» Р. Карнап пытается доказать, что не следует искать философские проблемы на каком-то ином уровне, по сравнению с проблемами эмпирических наук и предлагает рассмотреть саму науку в качестве объекта исследования, оговаривая, что это рассмотрение возможно только с логической точки зрения. «Философия — это логика науки, т. е. логический анализ понятий, предпосылок, доказательств и теорий знания — это смесь прикладной логики и психологии, а иногда и метафизики» Витгенштейн представил тезис о бессмысленности метафизических утверждений и схожести философии и логики науки, и эту его точку зрения развил Венский кружок. Чтобы дать утвердительный ответ на вопрос об осмысленном характере высказываний логики науки и, таким образом, философии, Карнап предлагает рассмотреть два вида значений: коннотативные и формальные. «Вопросы, относящиеся к значению высказываний, мы называем коннотативными (содержательными). В противоположность им под формальными мы понимаем высказывания, относящиеся только к фор-мальной структуре, т. е. к подбору и виду символов (слов), из которых строится высказывание без ссылки на значение символов и высказываний в целом» К формальным высказываниям относятся, например, большинство грамматических правил. По мнению Карнапа, логике науки реально принадлежат именно формальные высказывания. Далее Карнап определяет характер философии как логики науки, обозначив ее теорией формальной структуры языка науки, и вводит понятие логического синтаксиса языка науки. Под логическим синтаксисом языка понимают систему формальных (не относящихся к значению) правил этого языка, среди которых следует различать: 1. Правила Образования Языковых выражений (formative rules). В частности, эти правила определяют, как из символов (слов) строятся высказывания. 2. Правила Преобразования Выражений языка (transformation rules), по которым мы из данных высказываний получаем новые высказывания. Согласно Карнапу, формальными можно сделать и сами логические выводы, т. к. формальный вопрос основывается на правилах преобразования языка, т. е. сводится к синтаксису языка. Представляет определенный интерес попытка Карнапа уточнить идущее от Канта деление высказываний (суждений) на аналитические и синтетические. Карнап дает следующие определения: 1. Аналитические Высказывания — это такие высказывания, которые истинны в любом возможном случае. 2. Синтетические Высказывания являются истинными только в определенных случаях. 3. Противоречивые Высказывания ложны в любом возможном случае. По мнению Карнапа, любой вопрос логики науки относится к вопросам логического анализа языка, а такого рода вопросы всегда могут быть сформулированы формальным образом. Сведение к формальному языку делает возможным рассмотрение философских проблем математики, делая их вопросами синтаксиса математического языка, физики, биологии, психологии и др. наук. Мориц Шлик свою философскую концепцию именовал «последовательным эмпиризмом». Он полагал, что проблема познания сущности бытия бессмысленна, ибо предмет философии – не искание истины, а "прояснение содержания научных суждений". Опыт является источником нашего познания. В этом его утвердила теория относительности Эйнштейна, которая свела на нет априоризм кантовского пространства. Шлик также разработал проблему верификации ( способ подтверждения с помощью доказательств) как редукции к опыту.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1847)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |