Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классики отечественной педагогике об интернациональном воспитании



2018-07-06 927 Обсуждений (0)
Классики отечественной педагогике об интернациональном воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок




Яркими образцами оригинальных и плодотворных поисков российской педагогики 1920-1930-х гг. явилось творчество П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.

Павел Петрович Блонский (1884-1941) оказал заметное воздействие на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография «Трудовая школа» (1919 г.) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир школьно-педагогических поисков

П.П. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Педагогика как наука требует, полагал он. опоры на философские обоснования, достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении, например какие есть наказания и почему они существуют. Важнейший инструментарий научной педагогики и гарантия достоверного педагогического знания, полагал Блонский, — объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью различных тестов. При этом он предостерегал от недостаточной репрезентативности диагностических методов.

Извечную гуманистическую идею о превращении ребенка в центр педагогического процесса Блонский стремился облечь в строго научные формы, позволяющие отойти от прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию. Подлинные любовь и уважение к личности, подчеркивал ученый, состоят в глубоком знании и учете при воспитательной деятельности половых, возрастных, персональных и типических особенностей ребенка. Так, рассуждая о типологии учащихся, Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать с ребенком сильного типа, он нуждается в дополнительных занятиях. (Неуспевающих детей надо развивать.)

По убеждению Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при знании норм и ценностей социального окружения, в частности школьного класса. Школьный класс, по Блонскому, — сложная система, выполняющая интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и членов группы.

Концепция трудовой школы П.П. Блонского предполагала, что учащиеся должны овладевать знаниями не в виде отдельных учебных дисциплин, а изучать трудовую жизнь и отношения людей, окружающий природный мир. Обучение предлагалось строить согласно различным фазам детского развития (генетический метод).

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) — крупная фигура российской педагогики XX столетия. Теоретик и практик, Шацкий внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттльмент», «Бодрая жизнь», Первой опытной станции. В этих учреждениях проверялись идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др., С.Т. Шацкий сосредоточился на проблеме вхождения ребенка в круг культурных достижений человеческой цивилизации. На становление его научных приоритетов повлияли идеи отечественной и зарубежной педагогики, в особенности Л.Н. Толстого и Д. Дьюи.

Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Главенство в детерминантах развития ребенка Шацкий отдавал не генетическим задаткам, а социально-экономической среде. Мы не должны рассматривать ребенка самого по себе..., а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды.

Шацкий формулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; научение детей объединять усилия при достижении общей цели (например, посредством самоуправления); подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, владеющего методами исследования детей, умеющего поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка; учет макро-и микросоциального окружения ребенка.

Выдающийся отечественный педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-1930-х гг., определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Спектр научных интересов Макаренко распространялся на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания, трудового воспитания, семейного воспитания и пр. Наиболее обстоятельно им представлены воззрения по методике воспитательного процесса.

А.С. Макаренко предложена стройная педагогическая система, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как прежде всего практически целесообразную науку. Такой подход означал необходимость выявления закономерного соответствия целей, средств и результатов воспитания. Узловым пунктом теоретических воззрений Макаренко является тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности, когда обеспечивается свобода и самочувствие воспитанника, который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива, смысл которой состоит прежде всего в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, чья жизнедеятельность — питательная среда развития личности и индивидуальности.

Творчество Макаренко пришло в противоречие с антигуманной сталинской педагогикой Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества, учитывая специфику детства и природы ребенка. Ребенок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.

 

 



2018-07-06 927 Обсуждений (0)
Классики отечественной педагогике об интернациональном воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классики отечественной педагогике об интернациональном воспитании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (927)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)