Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часто иногда редко никогда



2018-07-06 452 Обсуждений (0)
Часто иногда редко никогда 0.00 из 5.00 0 оценок




-

*

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИИ

М. ЦУКЕРМАНА

Используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подрост-кам и взрослым людям.

ИНСТРУКЦИЯ; Вашему вниманию предлагается ряд ут-верждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее харак-терно для Вас, и отметить его.

Текст опросника

1.- а) Я бы предпочел работу, требующую многочис-ленных разъездов, путешествий.

б) Я бы предпочел работать на одном месте.

2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

2. 3. а) Мне не нравятся все телесные запахи. б) Мне нравятся некоторые телесные запахи.

3. 4. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-ни-будь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие,

 

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.

.5. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив,

.б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смут-ные дни нашей истории.

.6. а) Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость.

.б) Иногда я люблю ездить на машине очень бы-стро, так как нахожу это возбуждающим.

.7. а) Бели бы я был продавцом—коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не сдель-ную зарплату с риском заработать мало или ничего.

.б) Бели бы я был продавцом—коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать боль-ше, чем сидя на окладе.

.8. а) Я не люблю спорить с людьми, чьи воззрения резко отличаются от моих, поскольку такие споры, всегда неразрешимы,

.б) Я считаю, что люди, которые не согласны- с моим воззрением больше стимулируют, чем люди, которые согласны со мной.

2. 9. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,

 

б) Страхование — это то, без чего не мог бы по-зволить себе обойтись ни один человек.

.10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,

.б) Я бы хотел попробовать оказаться загипноти-зированным.

.11. а) Наиболее важная цель в жизни — жить на полную катушку и взять от нее столько, сколь-ко возможно.

.б) Наиболее важная цель в жизни — обрести спо-койствие и счастье.

.12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.

.б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

.13. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармонич-ность.

.б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

.14. а) Худший социальный недостаток — быть гру-бым, невоспитанным человеком,

.б) Худший социальный недостаток — быть скуч-ным человеком, занудой.

.15. а) Я предпочитаю эмоционально—выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,

.б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

2. 16. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред.

 

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл, или ездить на нем.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Полученные ответы соотносятся с ключом.

1. а 5. б 9. а 13. б
2. а 6. б 10. б 14. б
3. б 7. б 11. а 15. а
4. б 8. б 12. б 16. б

 

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущени-ях. Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что в конечном счете ведет к его личностному росту.

Высокий уровень потребностей в ощущениях (11—16 баллов) обозначает наличие влечения, возможно, бесконт-рольного, к новым, "щекочущим нервы" впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

От 6 до 10 баллов — средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролиро-вать такие потребности, об умеренности в их удовлетворе-нии, то есть, с одной стороны — об открытости новому опыту, с другой стороны — о сдержанности и рассудитель-ности в необходимых моментах жизни.

Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показате-лем предпочитает стабильность и упорядоченность неиз-вестному и неожиданному в жизни.

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЗУНГЕ

АДАПТАЦИЯ Т. И. БАЛАШОВОЙ

Опросник разработан для дифференциальной диагнос-тики депрессивных состояний и состояний, близких к деп-рессии, для скрининг—диагностики при массовых иссле-дованиях и в целях предварительной, доврачебной диаг-ностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

— сумма зачеркнутых цифр к «прямым» выска-зываниям № 1, з, 4, ч, 8, У, iu, 13, ia, 1У; 2.^ - сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму один балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состо-яние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 бал-лов диагностируется субдепрессивное состояние или мас-кированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИИ

В. А. ЖМУРОВА

Читайте каждую группу показаний и выбирайте подхо-дящий вариант ответа — 0, 1, 2 или 3.

1 0 Мое настроение сейчас не более подавлено (пе-чально), чем обычно. 1 Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем

обычно. 2 Да, оно более подавлено (печально), чем обычно. 3 Мое настроение намного более подавлено (печаль-

но), чем обычно. 2 О Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурно-

го) настроения. 1 У меня иногда бывает такое настроение. 2 У меня часто бывает такое настроение. 3 Такое настроение бывает у меня постоянно.

3 О Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без

чего-то очень важного для меня. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто я остал-

ся(лась) без чего-то очень важного для меня. 4 О У меня не бывает чувства, будто моя жизнь за-

шла в тупик. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь

зашла в тупик. 5 О У меня не бывает чувства, будто я состарил-

ся(лась). 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась). 6 О У меня не бывает состояний, когда на душе очень

тяжело. 1 У меня иногда бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает такое состояние. 3 Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

7 О Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно. 1 Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько боль-ше, чем обычно. 2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно. 3 Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно. 8 О В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно. 1 В своем прошлом я вижу плохого несколько боль-ше, чем обычно. 2 В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно. 3 В своем прошлом я вижу намного больше плохо-го, чем обычно. 9 0 Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно. 1 Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно. 2 Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно. 3 Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

10 0 Я боязлив(а) не более обычного. 1 Я боязлив(а) несколько более обычного. 2 Я боязлив(а) значительно более обычного. 3 Я боязлив(а) намного более обычного.

11 0 Хорошее меня радует, как и прежде. 1 Я чувствую, что оно радует меня несколько мень-ше прежнего.

2 Оно радует меня значительно меньше прежнего. 3 Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего. 12 О У меня нет чувства, что моя жизнь бессмыс-

ленна. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь

бессмысленна. 13 О Я обидчив(а) не больше, чем обычно. 1 Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем

обычно. 2 Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно. 3 Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

14 О Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше. 1 Я получаю такого удовольствия несколько мень-ше, чем раньше. 2 Я получаю такого удовольствия значительно мень-ше, чем раньше. 3 Я не получаю теперь удовольствие от приятного. 15 0 Обычно я не чувствую вины, если нет на это при-чины. 1 Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я ви-новата). 2 Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я вино-вата). 3 Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а). 16 0 Если что-то у меня не так, я виню себя не больше

обычного. 1 Я виню себя за это несколько больше обычного. 2 Я виню себя за это значительно больше обыч-

ного. 3 Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного. 17 0 Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

1 Иногда бывает, что я ненавижу себя. 2 Часто бывает так, что я себя ненавижу. 3 Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

18 О У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла)

в грехах. 1 У меня иногда теперь бывает это чувство. 2 У меня часто бывает теперь это чувство. 3 Это чувство у меня теперь не проходит.

19 О Я виню себя за проступки других не больше

обычного. 1 Я виню себя за них несколько больше обычного. 2 Я виню себя за них значительно больше обыч-

ного. 3 За проступки других я виню себя намного боль-ше обычного. 20 0 Состояние, когда все кажется бессмысленным,

у меня обычно не бывает. 1 Иногда у меня бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает теперь такое состояние. 3 Это состояние у меня теперь не проходит.

21 0 Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает. 1 Теперь иногда бывает. 2 Оно часто бывает у меня. 3 Это чувство у меня теперь практически не про-

ходит. 22 0 Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде. 1 Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде. 2 Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде. 3 Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде. 23 0 Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других. 1 Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других. 2 Я часто так думаю.

3 Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

24 О Желания умереть у меня не бывает. 1 Это желание у меня иногда бывает. 2 Это желание у меня бывает теперь часто. 3 Это теперь постоянное мбе желание.

25 О Я не плачу. 1 Я иногда плачу. 2 Я- плачу часто. 3 Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

26 О Я не чувствую, что я раздражителен(на). 1 Я раздражителен(на) несколько больше обыч-ного. 2 Я раздражителен(на) значительно больше обыч-ного. 3 Я раздражителен(на) намного больше обычного. 27 О У меня не бывает состояний, когда я не чувствую

своих эмоций. 1 Иногда у меня бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает такое состояние. 3 Это состояние у меня теперь не проходит.

28 0 Моя умственная активность никак не изменилась. 1 Я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях. 2 Я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», («в голове мало мыслей»). 3 Я совсем ни о чем теперь не думаю («голова пус-тая»). 29 О Я не потерял(а) интерес к другим людям. 1 Я чувствую, что прежний интерес к людям не-сколько уменьшился. 2 Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился. 3 У меня совсем пропал интерес к людям («я нико-го не хочу видеть»), 30 О Я принимаю решения, как и обычно. 1 Мне труднее принимать решения, чем обычно.

2 Мне намного труднее принимать решения, чем обычно. 3 Я уже не могу сам(а) принять никаких решений. 31 О Я не менее привлекателен(а), чем обычно. 1 Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно. 2 Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно. 3 Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безоб-разно.

32 О Я могу работать, как обычно. 1 Мне несколько труднее работать, чем обычно. 2 Мне значительно труднее работать, чем обычно. 3 Я совсем не могу теперь работать («все валится

из рук»).

33 О Я сплю не хуже, чем обычно. 1 Я сплю несколько хуже, чем обычно. 2 Я сплю значительно хуже, чем обычно. 3 Теперь я почти совсем не сплю.

34 О Я устаю не больше, чем обычно. 1 Я устаю несколько больше, чем обычно. 2 Я устаю значительно больше, чем обычно. 3 У меня уже нет никаких сил что—то делать.

34 0 Мой аппетит не хуже обычного. 1 Мой аппетит несколько хуже обычного. 2 Мой аппетит значительно хуже обычного. 3 Аппетита у меня теперь совсем нет.

36 0 Мой вес остается неизменным. 1 Я немного похудел(а) в последнее время. 2 Я заметно похудел (а) в последнее время. 3 В последнее время я очень похудел (а).

37 О Я дорожу своим здоровьем, как и обычно. 1 Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно. 2 Я дорожу своим здоровьем значительно меньше,

чем обычно. 3 Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем. 38 О Я интересуюсь сексом, как и прежде.

1 Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде. 2 Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде. 3 Я полностью потерял(а) интерес к сексу. 39 О Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось. 1 Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изме-нилось. 2 Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно из-менилось. 3 Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).

40 О Я чувствую боль, как и обычно. 1 Я чувствую боль сильнее, чем обычно. 2 Я чувствую боль слабее, чем обычно. 3 Я почти не чувствую теперь боли.

41 0 Некоторые расстройства (сухость во рту, сердце-биение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.

1 Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного. 2 Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного. 3 Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

42 0 Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи. 1 Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи. 2 Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи. 3 Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

43 0 У меня не бывает спадов настроения весной (осе-

нью).
1 Такое однажды со мной было.
2 Со мной такое было два или три раза.
3 Со мной было такое много раз.

 

44 0 Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

1 Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца. 2 Подавленное настроение у меня может длиться месяцами. 3 Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ. Определяется сумма отмечен-ных номеров ответов (они одновременно являются баллами).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ:

1-9 — депрессия отсутствует, либо незначительна 10—24 — депрессия минимальна 25—44 — легкая депрессия 45—67 — умеренная депрессия 68—87 — выраженная депрессия 88 и более — глубокая депрессия

Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, свое-му положению, прошлой жизни, перспективам на буду-щее. Это стойкое или преходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоцио-нальных программ.

Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с пере-живанием потери, безысходности, разочарования, обречен-ности, ослабления привязанности к жизни. Положитель-ные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать.

Дисфория («плохо переношу», «несу плохое, дурное»). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настро-ение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, непри-язненным отношением к окружающим, вспышками раз-дражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

Растерянвость. Острое чувство неумения, беспомощно-сти, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчи-вость, неустойчивость внимания, вопрошающее выраже-ние лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверен-ного человека.

Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряжен-ное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энер-гия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, на-пряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лоп-нет...». Тревога сопровождается двигательным возбужде-нием, тревожными возгласами, оттенками интонаций, ут-рированными выразительными актами.

Страх- Разлитое состояние, переносимое на все обстоя-тельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опаснос-ти, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благопо-лучию, престижу. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внут-ренней концентрации энергий: «внутри похолодело, обо-рвалось», «шевелятся волосы», «сковало грудь» и т. п.

ТЕСТ ЛЮШЕРА

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуе-мого на определенную деятельность, настроение, функцио-нальное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люше-ра в целях профориентации при подборе кадров, комплек-товании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психо-

логической интерпретации определялись в ходе разносто-роннего обследования многочисленного контингента раз-личных испытуемых.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворен-ность; 2) сине—зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево—красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуж-дение;

4) светло—желтый — активность, стремление к обще-нию, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно пер-вые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый", 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой (0). Символизируют негативные тен-денции: тревожность, стресс, переживание страха, огорче-ния. Значение этих цветов (как и основных) в наиболь-шей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. По-просите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, кото-рый ему больше всего нравится. При этом нужно пояс-нить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пыта-ясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее

приятный. Выбранную карточку следует положить цвет-ной стороной вниз справа от первой. Повторите процеду-ру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2—3 мин опять положите карточки цветовой сто-роной кверху и проделайте то же самое. При этом поясни-те, что испытуемый не должен вспоминать порядок рас-кладки в первом выборе и сознательно менять предыду-щий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впер-вые.

Первый выбор характеризует желаемое состояние, вто-рой — действительное. В зависимости от цели исследова-ния можно интерпретировать результаты соответствующе-го тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций:

перваяw. вторая— явное предпочтение (обозначаются

+ + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х );

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются

= = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются

На основании анализа более 36 000 результатов иссле-дований М. Люшер дал примерную характеристику выб-ранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (на-пример, выбор синего цвета говорит о намерении действо-вать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4—я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цве-ту, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетель-ствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, на-

строение, мотивы с данными цветами. Однако в опреде-ленной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) от-кладывается временно как неподходящий в данной ситуа-ции;

7—я и 8—я позиции характеризуют негативное отноше-ние к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов за-писывается:

Зоны (+ +; х х; = =; ) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результа-тов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, харак-теризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное со-стояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красно-го) указывает на автономность, самостоятельность в при-нятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от ере-

ды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благопри-ятный баланс зависимости от среды и субъективной на-правленности (синий цвет) и автономности, направленно-сти «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, уп-рямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизиру-ют следующие психологические потребности: № 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокой-ствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха; № 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й 5—й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлет-воряются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6—й 8—й позициях, имеет место какой-либо конф-ликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоп-риятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассмат-риваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием по-коя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анали-за выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следую-щих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых прояв-лений в сложных условиях деятельности, чем обеспечива-ется поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удов-летворенности стремлением к достижению цели, что так-же содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без чет-

кого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вмес-те, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Бели же они находятся во вто-рой половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6—ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что на-ходятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помеча-ются буквой А над номером цвета и знаком —, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цве-том, помещенным на 6—ю и 8—ю позиций) цвет, постав-ленный в 1—ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свиде-тельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основ-ной цвет на 6—вместе, фактор, вызывающий тревогу, счи-

тается относительно слабым (это отмечается одним воскли-цательным знаком); если цвет в 7—й позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8—й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источни-ки стресса, тревоги, например:

Подобным же образом оцениваются случаи неблаго-приятной компенсации. Если компенсацией служит ка-кой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставит-ся никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3—ю позицию, ставится один восклицатель-ный знак, если 2—ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз не-благоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесо-образно организовать мероприятия по регуляции и само-регуляции психических состояний, аутогенной трениров-ки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информа-цию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8—й пози-ции (или в 4—й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком —). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревож-ности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цве-тов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фак-тическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? На-пример, красный цвет во второй и серый в третьей пози-циях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люше-ра, полученную психодиагностическую информацию сле-дует сопоставлять с материалами анкетирования, наблю-дения, бесед, изучения документов об испытуемых. Толь-ко при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использо-вания результатов теста для оценки состояния, в частно-сти эмоционального состояния, напряженности, тревож-ности. Однако совпадение показателей цветового теста (вы-бор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкети-рования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +». Первый цвет синий

+1 +2 (синий и зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, неже-лание участвовать в конфликтах, стрессе.

+1 +3 (синий и красный) — чувство целостности, ак-тивное и не всегда осознанное стремление к тесным отно-шениям. Потребность во внимании со стороны других.

+1+ 5 (синий и фиолетовый) - небольшое беспокой-ство, потребность в тонком окружении, стремление к эсте-тическому.

+1+ 6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избе-жать стресса.

+1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стрем-ление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потреб-ность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стрем-ление к признанию, к деятельности, обеспечивающей ус-пех.

+2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению пре-град в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произ-вести впечатление.

+2 +5 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супер-впечатлений, повышенное внимание к реакциям окружа-ющих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетво-ренности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенно-сти, стремление к признанию, желание произвести впе-чатление.

Первый цвет красный +3 +1 (красный и синий) - деловое возбуждение, ак-тивное стремление к деятельности, впечатлениям, удоволь-ствиям. +3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудно-стей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) - деловое, слегка повышен-ное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуж-дение, не всегда адекватная увлеченность, стремление про-извести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настрое-ние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благо-приятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. +3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенно-сти, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый +4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем поло-жительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке. +4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в общем поло-жительное, желание поиска первых путей решения сто-ящих задач, стремление'к самоутверждению. +4 +3 (желтый и красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности. +4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впе-чатление. +4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настрое-ние, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе. +4+ 7 (желтый и черный) - весьма негативное настро-ение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям. +4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетенное со-стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, не-четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый +5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настро-ение, стремление к согласию и гармонии. +5 +2 (фиолетовый и зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбужде-ние, увлеченность, активное стремление произвести впе-чатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фанта-зирование, стремление к ярким событиям. +5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, на-правленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремле-ние оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый +6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх оди-ночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации. +6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избе-жать ошибки. +6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке. +6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в поло-жительные перспективы, вероятность необдуманных ре-шений («мне все равно»). +6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство, неудов-летворенности, стремление к комфорту. +6 +7 (коричневый и черный) - негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности. +6 +0 (коричневый и серый) — весьма негативное со-стояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бо-роться с ними.

Первый цвет черный

+7 +1 (черный и синий) - весьма негативное состоя-ние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»). +7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное от-ношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство. +7 +3 (черный и красный) — сильное возбуждение, воз-

можны аффективные поступки. +7 +4 (черный и желтый) — весьма негативное состоя-ние, отчаяние, суицидные мысли. +7 +5 (черный и фиолетовый) - напряженность, меч-ты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) — возбуждение, поста-новка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый) — чувство безнадежности, обре-ченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

+0 +1 (серый и синий) — негативное состояние, жела-ние спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состояние, ощу-щение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) — негативное состояние, по-вышенные требования к окружающим, не всегда адекват-ная активность.

+0 +4 (серый и желтый) — негативное состояние, стрем-ление уйти от проблем, а не решать их. +0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспокойства, настороженности, стремление скрыть это чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) — весьма негативное со-стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0 +7 (серый и черный) - весьма негативное состоя-ние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекват-ных решений.

Позиции « ». Первый цвет серый

 

—0—1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности. —О —2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряжен-ность, желание выйти из неблагоприятной ситуации. —О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности. —О —4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах. —О —5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролиру-емое возбуждение.

—О —6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверен-ность в своих силах, но при этом завышенная требова-тельность,



2018-07-06 452 Обсуждений (0)
Часто иногда редко никогда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часто иногда редко никогда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)