Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психопатологические расстройства состояний харак-теризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.



2018-07-06 321 Обсуждений (0)
Психопатологические расстройства состояний харак-теризуются общим измененным нервно-психическим тонусом. 0.00 из 5.00 0 оценок




В свою очередь устойчивые изменения нервно-психи-ческого тонуса вызываются:

.- органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;

.- дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;

.- внешними причинами. Среди них такие, которые выз-вали психический стресс, интоксикацию, травмы;

.- соматическими заболеваниями. Болезнь того или ино-го органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуаль-ного отражения действительности.

 

Очень разные по своему проявлению расстройства со-стояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсут-ствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т. п.) не оценивает дол-жным образом внешние и внутренние воздействия, не вы-являет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные програм-мы и наработанные при жизни стереотипы эмоционально-го поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в дей-ствие один и тот же стереотип, свойственный личности.

Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловле-но видимьоди причинами.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО

Эмоциональное выгорание — это выработанный лич-ностью механизм психологической защиты в форме пол-ного или частичного исключения эмоций в ответ на из-бранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобре-тенный стереотип эмоционального, чаще всего профессио-нального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональ-ный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполне-нии профессиональной деятельности и отношениях с парт-нерами.

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгора-ния. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». При-мите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с кото-рыми вы ежедневно работаете.

ТЕСТ

1. 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятель-ности (занимаю не свое место).

4. 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. 5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. 6. От меня как профессионала мало зависит благополу-чие партнеров.

7. 7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. 8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то ста-раюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. 9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать парт-нерам того, что требует профессиональный долг.

10. 10. Моя работа притупляет эмоции.

11. 11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с ко-торыми приходится иметь дело на работе.

12. 12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за пережива-ний, связанных с работой.

13. 13. Взаимодействие с партнерами требует от меня боль-шого напряжения.

14. 14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. 15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. 16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. 17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. 18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отно-шениях с деловым партнером.

19. 19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. 20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. 21. Иногда самые обычные ситуации общения на рабо-те вызывают раздражение.

22. 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. 23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. 24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. 25. Конфликты или разногласия с коллегами отнима-ют много сил и эмоций.

26. 26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. 27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. 28. У меня часто возникают тревожные ожидания, свя-занные с работой: что-то должно случиться, как бы не до-пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сокра-тят ли и т. п.

29. 29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограни-чить время общения с ним или меньше уделять ему вни-мания.

30. 30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. 31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. 32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. 33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. 34. Я очень переживаю за свою работу.

35. 35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. 36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается дав-ление, появляется головная боль.

37. 37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отно-шения с непосредственным руководителем.

38. 38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. 39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. 40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. 41. Бывают дни, когда контакты с партнерами склады-ваются хуже, чем обычно.

42. 42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятель-ности) хуже, чем обычно.

43. 43. Усталость от работы приводит к тому, что я стара-юсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. 44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. 45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со све-жими силами, в хорошем настроении.

46. 46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партне-рами автоматически, без души.

47. 47. По работе встречаются настолькб неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. 48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического само-чувствия.

49. 49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. 50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. 51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. 52. Я потерял покой из-за работы.

53. 53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. 54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что мно-гое из происходящего с партнерами я не принимаю близ-ко к сердцу.

55. 55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. 56. Я часто работаю через силу.

57. 57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. 58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. 59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. 60. После напряженного рабочего дня я чувствую недо-могание.

 

61 . Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

1. 62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

2. 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более сча-стлив.

3. 64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серь-езные проблемы.

4. 65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

5. 66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

6. 67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил зани-маться домашними делами.

7. 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

8. 69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

9. 70. Работая с людьми, я обычно ка к бы ставлю эк-ран, защищающий от чужих страданий и отрицатель-ных эмоций.

10. 71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

11. 72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю ле-карства.

12. 73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

 

. 74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

1. 75. Моя карьера сложилась удачно.

2. 76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с ра-ботой.

3. 77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

4. 78. Я одобряю колеег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных инте-ресах.

5. 79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и дру-зьями.

6. 80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

 

81 . Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

1. 82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на рабо-те я утратил интерес, живое чувство.

2. 83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как про-фессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

3. 84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Каждый вариант ответа предварительно оценен компе-тентными судьями тем или иным числом баллов — указы-вается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симп-том, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей при-знак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывает-ся сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый пока-затель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

 

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)

3. 4Загнанность в клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реа-гирование:

+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +7,2(10), +84(5)

Интерпретация результатов. Предложенная методикадает подробную картину синдрома «эмоционального выго-рания». Прежде всего надо обратить внимание на отдель-но взятые симптомы. Показатель выраженности каждого

симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся

к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоцио-нального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы « выго-рания». Существенно важно отметить, к какой фазе фор-мирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опро-са — осмысление показателей фаз развития стресса — «на-пряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Од-нако сопоставление баллов, полученных для фаз, не пра-вомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внут-ренние факторы, приемы психологической защиты, состо-яние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественны-ми показателями, подсчитанными для разных фаз форми-рования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важ-но, наметить индивидуальные меры профилактики и пси-хокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптома-ми сопровождается «истощение»;

объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факто-рами профессиональной деятельности, вошедшими в сим-птоматику «выгорания», или субъективными факторами;

какой симптом (какие симптомы) более всего отягоща-ют эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производствен-ную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К. ХЕКА И X. ХЕССА

Ознакомившись с вопросом или суждением, надо отве-тить «да» или «нет».

1. 1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2. 2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. 3. Я чувствую себя легко ранимым.

4. 4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. 5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6. 6. У меня часто возникает чувство, что люди меня кри-тически рассматривают.

7. 7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, кото-рые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них из-бавиться?

8. 8. Я довольно нервный.

9. 9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. 10. Я довольно раздражительный.

11. 11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12. 12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. 13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. 14. У меня были очень странные и необычные пережи-вания.

15. 15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. 16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую боль-ше, чем нужно.

17. 17. Легко ли изменить Ваше настроение?

18. 18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19. 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20. 20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. 21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. 22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. 23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. 24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. 25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. 26. Я часто испытываю недовольство.

27. 27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. 28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаи-ваться.

29. 29. Большей частью я счастлив.

30. 30. Я недостаточно уверен в себе.

31. 31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. 32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. 33. Я много копаюсь в себе.

34. 34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. 35. Иногда у меня все болит.

36. 36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. 37. У меня что-то с нервами.

38. 38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

39. 39. Самая тяжелая борьба для меня - это борьба с са-мим собой.

40. 40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов - это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подроб-ного изучения личности.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ Л. И. ВАССЕРМАНА

Проверьте себя: ознакомьтесь с приведенными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет». Приводимые вопросы для определения уровня невротиза-ции имеют ориентировочный характер.

1. 1. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение.

2. 2. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных серд-цебиений.

3. 3. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужден-ным или взволнованным.

4. 4. Голова у меня болит часто.

5. 5. Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.

6. 6. В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда-либо.

7. 7. Почти каждый день случается что-нибудь, что пуга-ет меня.

8. 8. У меня бывали периоды, когда из-за волнения терял сон.

9. 9. Обычно работа стоит мне большого напряжения.

10. 10. Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть.

11. 11. Большую часть времени я испытываю неудовлетво-ренность жизнью.

12. 12. Меня постоянно что-нибудь тревожит.

13. 13. Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями.

14. 14. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

15. 15. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

16. 16. Я очень устаю за день.

17. 17. Я верю в будущее.

18. 18. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

19. 19. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.

20. 20. Самая трудная борьба для меня - это борьба с са-мим собой.

21. 21. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.

22. 22. У меня мало уверенности в себе.

23. 23. Я часто чувствую неуверенность в себе.

24. 24. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприят-ные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

25. 25. Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невоз-можно.

26. 26. Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

27. 27. Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру.

28. 28. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

29. 29. Мое зрение ухудшилось в последнее время.

30. 30. В отношениях между людьми чаще всего торже-ствует несправедливость.

31. 31. У меня бывают периоды такого сильного беспокой-ства, что я даже не могу усидеть на месте.

32. 32. Я с удовольствием танцую, когда есть возможность.

33. 33. По возможности я стараюсь избегать большого скоп-ления людей.

34. 34. Мой желудок сильно беспокоит меня.

35. 35. Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

36. 36. Часто сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.

37. 37. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чув-ство, что должно случиться что-то страшное.

38. 38. Мне кажется, что близкие меня плохо понимают.

39. 39. У меня часто бывают боли в сердце или груди.

40. 40. В гостях я обычно сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним.

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Надо подсчитать число положительных ответов. Чем больше полученный результат, тем выше уровень невроти-зации.

Интерпретация уровней. Высокий уровень невротиза-ции свидетельствует о выраженной эмоциональной возбу-димости, в результате чего появляются негативные пере-живания (тревожность, напряженность, беспокойство, ра-стерянность, раздражительность); о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлет-воренностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фикса-ции на соматических ощущениях и личностных недостат-ках; о трудностях в общении; о социальной робости и за-висимости.

Низкий уровень невротизации свидетельствует: об эмо-циональной устойчивости; о положительном фоне пережи-ваний (спокойствие, оптимизм); об инициативности; о чув-стве собственного достоинства; независимости, социальной смелости; о легкости в общении.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИ А. БАССА И А. ДАРКИ



2018-07-06 321 Обсуждений (0)
Психопатологические расстройства состояний харак-теризуются общим измененным нервно-психическим тонусом. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психопатологические расстройства состояний харак-теризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)