II . Сказ о Хунхар-падишахе и о том, как Гуругли привез Аваза в Чамбул.
Жил на свете Хунхар, великий падишах. Был у него богатырь по имени Гурджи. Держал он большой караул на городской площади, Молва о нем разнеслась по всему свету. Жил Карим, искусный мясник, Он распоряжался сотней подмастерьев-мясников. Жил-был большой бай* из [племени] теке-туркменов*, Звался он Кунгурбаем. Карим-мясник отправился к нему покупать баранов. Устроил в честь него Кунгурбай большой пир, до самого полудня. Была у Кунгурбая сестра по имени Гулоим, Была она самой красивой на всем белом свете. Чтобы отобрать баранов, отправились они в широкую степь. Стадо было в долине в нескольких днях пути. Выторговали они баранов, рассчитались, И слуги погнали баранов [в город]. Карим-мясник сел верхом на коня И вернулся к Кунгурбаю. Похитил он Гулоим и пустился в обратный путь. 20 Привез ее в страну Хунхара, великого падишаха, Баранов он передал в царскую казну, А Гулоим растил по своим обычаям И женился на Гулоимджан. Родился от Гулоим мальчик, которого назвали Авазхан. Видом своим Аваз подобен Рустаму Дастану*. Красотой своей Аваз подобен ясному месяцу, Два локона свисают у него на плечи с двух сторон, Стан его — гибкая лоза, И сделал его великий падишах своим кравчим.
*** Увидел как-то сон Гуругли-султан, Наутро устроил он своей дружине пир. Приосанились Хасан и сорок молодцев, Гуругли стал рассказывать [свой сон] Сорока туркменским шахам, Ахмаду и Юсуфхану, Шадману и Хасанхану. Усадил он Саки и сказал: «Душа моя, сынок, Ты мудрец у нас в Чамбули-мастане. Видел я сон на рассвете, Хунхара видел, великого падишаха, Аваза я видел, богатыря. Кто же из вас, как мужественный воин, Пойдет на поединок против Гурджи-пахлавана *?» Приосанился Хасанхан, Отдал приказ сорока джигитам. Саки оседлал ему коня. Приторочил барабан и барабанные палочки- Взял острое копье Хасанхан, Сел верхом на коня. Пошел с ним и Шадман, мужественный воин, Привязал к поясу восемнадцать колчанов, На плечо накинул большой лук. Собрались в дорогу сорок шахов султана. Благословил Гуругли всех — от мала до велика, И отправились они из Чамбула в путь, Выступили в поход на Гурджи-пахлавана. Увидали они множество пушек и ядер, Увидали силу и мощь Гурджихана. Хасан с сорока молодцами разбил шатер, Лег спать Хасанхан, А сорок молодцев [тем временем] удрали. Проснулся Хасан и отправился к султану. Рассказал он, каков Гурджи. Разгневался Гуругли и сам отправился из Чамбула. Прибыл он к лагерю Гурджихана. Гурджихан заметил Гуругли, Вооружился и вышел на поле боя. Несколько часов они бились палицами. Метнул свое копье Гуругли-султан И выбил Гурджихана из седла. О Сбросил на землю Гурджихана, Отрубил ему голову султан И отправился в страну Хунхар-султана, Прикинулся он Кунгурбаем-гуртоправом. Пригнал баранов на большой базар. Притворился юродивым, несмышленым. Карим-мясник приехал верхом на лошади, Сто подмастерьев-мясников идут впереди него. Стал торговать баранов отару за отарой. Как увидел Гуругли Карима-мясника, заплакал и запричитал. Карим-мясник заметил его и сказал: «Что ты плачешь и стенаешь?» «Я — „Кунгурбай",— сказал Гуругли-султан,— Слыхал я, что родился у Гулоим Авазхан, Душа моя истерзана, и сердце испепелилось, Мечтаю я взглянуть на Авазхана». Карим-мясник приказал двум подмастерьям-мясникам отправиться к падишаху. Пришли они к Хунхару и поклонились ему: «Разрешите,— сказали,— взять нам с собою Авазхана». Привели к ним Авазхана. Схватил его в объятия «Кунгурбай»: «Бери,— сказал,— всех баранов, душа моя, зять, Хоть задорого, хоть задешево». Приказал тогда Карим-мясник Авазу: «Возьми-ка своего дедушку и идите домой!» Бросил «дедушка» баранов и ушел, ведя перед собой Авазхана. Гуругли и Аваз пришли в гости к Гулоим. Вошли они в большой сад, Тут подбежал конь Гуругли-султана. Вскочил мигом Гуругли на коня, а впереди себя посадил Аваза. «Зовут меня,— сказал,— Гуругли-султан, Я повезу тебя в Чамбул, о Авазхан!»
*** Дошла об этом весть до Хунхара, великого падишаха, и ринулся он в поход. Послали за Гурджиханом, Но оказался убитым Гурджи-пахлаван. Разбил шатер Гуругли-султан, Поставил на выстойку коня, В шатер же посадил он Авазхана. Хунхар семью рвами окружил султана, Ударил в боевой барабан и ринулся в бой, Гуругли вооружился, сел верхом на коня, Ударил в боевой барабан — земля задрожала, и небо загремело. Бились они на поле боя копьями, Потерпел поражение Хунхар и удрал. А Гуругли привез Аваза в Чамбули-мастан. Агаюнус и Ширмой стали любовно пестовать Аваза. На третий год прикинулся султан мертвым. Девять жен было у него из туркменского племени, Обрадовались они смерти султана, Схватили свои узелки и отправились восвояси. Только две пери * горько заплакали. Из окна услышал это Авазхан. Вскочил Гуругли, похвалил луноликих красавиц, А Аваз разгневался, сел верхом на Гулибодом, Отправился в страну своего отца. Гуругли впереди, а за ним сорок джигитов по его приказу Отправились вслед за Авазханом.
*** Поведем сейчас рассказ об Авазхане. Аваз вернулся домой, а мать его так и обмерла. Отец впал в тоску в одиночестве. Тут же донесли Хунхару: «Вернулся Авазхан!» Схватили его, привели к Хунхар-султану. Аваз рассказал все о Чамбуле. Принесли вина и браги, но не стал пить Авазхан. Тогда повели его и бросили в темницу. Гулоим с кувшином воды, с лепешкой в платке, горько плача, Пришла к двери темницы. Аваза в клетке потащили на виселицу. Послали глашатаев и оповестили всех, от мала до велика, Собрались все и стар и млад. Прикинувшись каландаром, прискакал Гуругли-султан, А за ним сорок молодцев. Ударил он в боевой барабан, и битва началась, Разбил он виселицу вдребезги, А Хунхар удрал в пустыню. Разрушил [Гуругли] город Хунхара, На двенадцать тысяч лошадей погрузил он огромные богатства. Привез Аваза в Чамбули-мастан, Назначил его старшим над сорока джигитами. Дал Авазу в награду Ветрокрылого коня, Дал боевой барабан и золотые барабанные палочки, Мраморную кольчугу и лазуритовое копье, Боевые латы, щит, меч и кинжал, острый как алмаз. Девяносто шесть лет было тогда султану. Службу нес Аваз, и блаженствовал султан.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (666)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |