Глава тридцать седьмая
ДОМА
Каждый день друг друга видя, Не заметишь перемен, Но когда разлука выйдет — Вот как с нами, например, — Каждая видна морщина, Каждый проблеск седины. Николай ласкает сына, Гладит волосы жены.
А мальчишка рядом с мамой, Как опора и как друг, Весь в отца, крутой, упрямый, От смущенья вспыхнул вдруг.
Нет, не ждал он, чтобы папа, Сталинградский ветеран, Щеки в оспенных накрапах Рукавами вытирал.
Таня собрала пожитки, И в глазах ее тоска, Голубая ходит жилка У девичьего виска.
«Погоди, тебе, дружочек, Убежать мы не дадим, Вот когда приедет летчик, Уходите вместе с ним».
…Как спокойно течь рассказу, Если хочешь дать отчет За четыре года сразу, А полсотни дней — не в счет!
«Лелька, Лелька! Помнишь Фрица? Чудом гибель одолев, Он теперь, как говорится, На метро в Берлине шеф.
Он прошел такие беды, Что не сыщешь на войне! Перед самым днем Победы, Как рассказывал он мне,
Их концлагерь в перелески Выводили на расстрел, Но один герой советский Заслонить его успел.
Фриц еще сказал, что кличка Танин у него была. Дочь полковника, москвичка, На Каляевской жила».
Таня вся затрепетала, Растревожена, бледна. Может быть, отца узнала В этом подвиге она?
Или встретилась с легендой, И приметы неверны, И отец исчез бесследно На четвертый день войны?
Достоверно неизвестно, Как он путь закончил свой. Но за то, что жил он честно, Я ручаюсь головой!
Пусть без черных подозрений Встанут в памяти времен Жертвы первых окружений, Не назвав своих имен.
И рассказ уходит дальше, Открывая новый след: «Под Берлином я на даче Видел в рамочке портрет.
До чего похож на Гуго, Как две капельки воды! Сердце застучало глухо От совсем чужой беды».
За рассказом стынет ужин. Но и Леле невтерпеж Рассказать подробней мужу, Как ее объект хорош.
Вот она достроит скоро Новый станционный зал, Коридор из лабрадора, В белом, мраморе портал.
Держат свод, светясь, колонны, Их без счета в зале том. И хрустальные пилоны В обрамленьи золотом.
Но Кайтанов почему-то С грустью слушает, жену, Иль от ласки и уюта Отучился за войну?
«Говоришь, роскошно в зале? — Колька сплюнул горячо. — Видно, в Орше не бывали Архитекторы еще».
Леле страшно: «Что с ним стало? Коля разлюбил метро!» Наклонился он устало, И в проборе замерцало Фронтовое серебро.
А потом, Алешу вспомнив, Все притихли за столом. Притулился Славик сонный Под отеческим крылом.
…Утром Леле в управленье Надо ровно к девяти. Есть у Коли настроенье С ней к товарищам пойти.
От приветствий и объятий Закружилась голова. Всем он друг и всем приятель, Так ждала его Москва!
Знаменитый архитектор В управлении как раз. Рассмотрение проекта Ожидается сейчас.
Вот эскиз и два макета, Видно каждую деталь: Будет станция одета В мрамор, бронзу и хрусталь.
Все начальники в восторге, Но, молчавший до сих пор, Мрачный, в старой гимнастерке, Отставной встает майор.
Говорит он точно, веско, Мысль его, как штык, пряма: Что от Бреста до Смоленска Лишь руины — не дома,
От границ до Сталинграда — Только щебень да зола. Нет, не время для парада, Стройка будет тяжела!
Зарождался стиль эпохи В первых линиях у нас. Были станции неплохи, Всюду радовали глаз.
А теперь какого черта, Если людям негде жить, Делать стены в виде торта, Позолотой мрамор крыть?
«Да, красиво, я не спорю, Но нельзя, сдается мне, Строить с безразличьем к горю, Причиненному стране».
Нет, никто не ждал скандала. В первый день сердечных встреч Очень странно прозвучала Эта яростная речь.
«Что с Кайтановым случилось?» «Раздражительный субъект!» «Он разнес, скажи на милость, Изумительный проект».
«Сами знаем, были беды, Но зато каков итог! Исторической победы Бригадир понять не смог».
«Да, с концепцией такою На метро работать как?» «Не вернут на шахту Колю: Слишком резок он, чудак!»
Глава тридцать восьмая МИРНЫЕ ДНИ
Полковник Уфимцев приехал в столицу С большим чемоданом, с японскою водкой, С такими рассказами про заграницу, Что зимняя ночь показалась короткой.
Как будто не старше он стал, а моложе, Хотя не в одной побывал переделке. И щеки покрыты пушистою кожей, И брови как две золотистые стрелки.
Привез кимоно он с драконами Тане, А Леле такое ж, но только с цветами. А Славику — куклу в стеклянном футляре: «Ну как не учел я, что вырос наш парень!»
И сделалось Тане по-взрослому страшно От звона его орденов и медалей, От этой повадки его бесшабашной: Наверно, в разлуке не знал он печалей.
Но утром не прежний — душа нараспашку, — Задумчивый и совершенно не пьяный, Сказал он, на брови надвинув фуражку: «Нам надо пойти прогуляться с Татьяной».
Вот этого Таня как раз и боялась. Ее никогда он не видел зимою, А тут еще шубка совсем истрепалась, И мех на подоле свисает каймою.
Губами сухими, как будто от жажды, Хотелось Уфимцеву прямо и честно Сказать, что он видел ее лишь однажды И как будет дальше, еще неизвестно.
Но вместо того он сказал ей спокойно, Что в загс они утром отправятся завтра, Что он ее образ пронес через войны, — И это была полуложь-полуправда!
А Тане, смущенной, хотелось поведать Ему о прихлынувшем к горлу мученье, Что он для нее был мечтой о Победе, Не Славкой, а Славой — в высоком значеньи.
А нынче шумит он, острит грубовато, Дымит папиросой, пьет желтую водку… А может, она перед ним виновата, Что слишком поверила встрече короткой?
Хотелось сказать ей: «А может, не надо? Был вечер свиданья и годы разлуки». Но грустно шепнула она: «Как я рада!» — Чтоб только конец положить этой муке.
Он вспомнил полячку из города Люблин И девушку из офицерской столовой И громко солгал ей: «Легко, когда любишь, Быть верным возлюбленной в битве суровой».
Снежинками их обвенчала столица, И щеки румянцем украсила вьюга, Решили в гостиницу переселиться Они, загрустив, но поверив друг в друга.
И если была в том частица обмана, То каждый себя обманул, не другого. …Наутро Уфимцевой стала Татьяна. Все в мире чудесно, красиво и ново.
Сомненья ушли, унеслись огорченья, Она дождалась своей радостной доли. Полковник легко получил назначенье, Он будет в Москве испытателем, что ли…
Видать, у начальства в чести, На «эмке», машине казенной, Он едет на службу к шести, Оставив любимую сонной.
Прикрыл осторожно он дверь, Не то она рано проснется. Пускай отдыхает теперь, Метро без нее обойдется.
Не знает жена ничего О службе его, о работе, Все ждет и жалеет его: Не холодно ль там, в самолете?
Не скучно ль ему одному, Не страшно ль в пустыне воздушной? Нет, кажется, жарко ему. Нет, кажется, вовсе не скучно!
У птицы особенный вид, О ней еще песен не пели. И даже отсутствует винт, Что в детстве мы звали «пропеллер».
Машину выводят на старт. Как юный конструктор взволнован! А Славу вздымает азарт Навстречу опасностям новым.
Он первый… Он вызвался сам Ракетную птицу освоить. Свой звук отдавая лесам, Турбина могучая воет.
Он делает «бочки», пике, И «горки», и «мертвые петли». Приборы послушны руке. Сейчас, как в бою, не запеть ли?
Нет, он из машины своей, Пожалуй, не все еще выжал. Не знали таких скоростей, Никто не залетывал выше.
Быстрей! Все быстрей! Он поет… Но видит в бинокли начальство, Что там, наверху, самолет Разламывается на части.
А летчик? Он падает вниз! Сумеет ли выдержать сердце? В ушах оглушительный визг. Кричи — это лучшее средство.
Как долго к земным берегам Плывет парашюта медуза, Так больно рукам и ногам От их невесомого груза.
И снег заклубился, как дым. К пилоту бегут санитары, Конструктор склонился над ним, В мгновение сделавшись старым.
Но, кровь вытирая со рта, Размазав ее по ладоням, Уфимцев твердит: «Ни черта, Мы звук непременно обгоним!»
А ночью звонит он заждавшейся Тане: «Прости, что не смог я приехать к обеду: Погода нелетная, небо в тумане, Не раньше субботы я в город приеду».
(И в мыслях сравнил он жену свою с Машей, А сравнивать, может быть, вовсе нельзя их, Поскольку тогда в поколении нашем Еще не водилось домашних хозяек.)
И трубку кладет он рукою свинцовой, Согнувшись от невыносимой ломоты. Синяк на скуле набухает, багровый, — Наверное, он не пройдет до субботы!
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |