ВОПРОС 10. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
План ответа: 1. Понятие «воспитание» в психолого-педагогической литературе 2. «Труд» в специальном образовании 3. Цель и задачи трудового воспитания 4. Место труда в обучении и воспитании ребенка с недоразвитием интеллекта в школе
I. Понятие «воспитание» в психолого-педагогической литературе В современной специальной общей педагогике воспитание понимается вариативно. В воспитание детей с недоразвитием интеллекта наиболее корректно использовать следующее толкование этого процесса: 1) Воспитание как взаимодействие субъекта и объекта направленная на выработку механизмов управления активностью (по Гинецинскому); 2) Выработка у ребенка с недоразвитием интеллекта стереотипов реагирования на стандартные ситуации. Если попытаться, свести это определения воедино, то получится: Целевой установкой воспитания является выработка у ребенка механизмов управления совей активностью в стандартных поведенческих ситуациях. II. «Труд» в специальном образовании Труд —это вид деятельности с ярко выраженной преобразующей функцией. Именно поэтому при недоразвитии интеллекта, у ребенка сохранны прежде всего операционная деятельность, наглядно-действенное мышление (он готов работать руками), именно поэтому мы предлагаем ему трудовую деятельность. В работах многих ученых отмечается (Б.И. Пинского, Г.И. Дульнева, Е.А. Ковалева), что труд - это важнейшее средство воспитания, начиная еще с дошкольного возраста; в процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Подготовка к труду является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. III. Цель и задачи трудового воспитания Цель трудового обучения – профессионально трудовая адаптация, обеспечение готовности учащихся к практической, общественной полезной деятельности. Задачи: 2)формирование трудовых навыков; 3) формирование отношений в коллективе, определение своего места в коллективе и готовности взаимодействовать. Трудовое обучение и трудовое воспитание в специальнойшколе представляет собойединую систему. Уроки труда в коррекционнойшколе выступают не только как предмет, но и как 1 из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей. Труд имеет большое корригирующие значение, так как в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия об окружающем мире, обогащается чувственныйопыт. Ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их - все это способствует развитию мышления и речи. IV. Место труда в обучении и воспитании ребенка с недоразвитием интеллекта в школе В специальнойшколе приоритет отдаётся трудовому обучению потому, что: 1) у ребенка с интеллектуальной недостаточностью наиболее сохранно наглядно – действенное мышление; 2) в структуре деятельности при недоразвитии интеллекта тоже есть сохранные моменты (Д.: мотив -> цель ->содержательный компонент ->операционный компонент ->контрольно – оценочный / контрольно – регуляционный̆ + стимуляция) 3) операционный компонент деятельности наиболее сохранен у УО, т.е. ребенок без мотива готов выполнить действие, если оно предлагается ему. 4) деятельность выполняет познавательную функцию и носит преобразующий характер (у УО детей наиболее сохранна преобразующая функция) Психологическая подготовка к труду — это целостная система работы с уч-ся, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта. Практическая подготовка к труду — это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении ими 1 из профессий. 4 основных вида трудового обучения: · самообслуживание, · хозяйственно – бытовойтруд, · общественно – полезный(труд по уходу за растениями и животными), · производительный труд. 1-4 класс – ручной труд (знакомим с методами работы с ручными материалами, инструментами, с природным материалом), 5-8 класс – профильный труд; 9-11 класс – профессиональный труд. Следует отметить, что для повышения интереса и активности школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
ВОПРОС 11. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ План ответа: 1. Понятие умственной отсталости. 2. Система помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 3. Содержание образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 4. Особенности оценки результатов образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |