Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 23. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



2019-05-24 437 Обсуждений (0)
ВОПРОС 23. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




План ответа:

1. Сущность психолого-педагогического обследования

2. Организация психолого-педагогического обследования

Психолого-педагогическое обследование — это комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. (Загвязинский В. И., Атаханов Р.) Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.

Важнейшим условием успешности коррекционно-воспитательной работы в компенсирующих группах дошкольных учреждений является всестороннее и глубокое изучение каждого ребенка. Оно обеспечивается проведением комплексного психолого-педагогического обследования, которое является обязательным элементом педагогического процесса и вменяется в обязанности всех специалистов.

Цель психолого-педагогического обследования состоит во всестороннем изучении каждого ребенка, поступившего в детский сад, в выявлении уровня его актуального развития и определении «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), на расширение которой ориентирован весь педагогический процесс.

Глубокое знание особенностей развития каждого воспитанника позволяет создать наиболее благоприятные условия его воспитания и оптимальную программу коррекционно-развивающей работы, обеспечивающую раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей.

Многолетнее изучение опыта работы дошкольных учреждений и поиск путей повышения эффективности оказания помощи в развитии каждому ребенку указывают на необходимость внесения существенных изменений в процесс обследования детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении.

Направления обследования обеспечивают его комплексный характер. В его результате может быть получена целостная картина физического и психического развития ребенка: его двигательной, когнитивной и эмоционально-волевой сфер, осведомленности (знаний о себе и окружающей действительности и др.), умений и навыков во всех доступных видах деятельности, особенностей поведения и общения, условий воспитания в семье.

Содержание обследования прямо связано с содержанием реализуемых в дошкольном учреждении коррекционно-образовательных программ. В связи с этим полученные в процессе обследования результаты, полно отражая имеющиеся у детей знания и умения, показывают не только ближайшую, но и более отдаленную перспективу реализации содержания, по каждому из обозначенных в программе разделов.

Организация обследования позволяет получить наиболее полные, точные и объективные данные как об имеющихся на момент проведения обследования особенностях, так и о возможностях развития каждого воспитанника. Поскольку личность ребенка не только развивается, но и раскрывается в процессе деятельности, обследование необходимо строить на основе широкого использования диагностических возможностей не только игры как ведущего вида деятельности, но и других видов детской деятельности, которые в дошкольном возрасте очень тесно с игрой связаны.

Оценка результатов обследования обеспечивает возможность выявить и зафиксировать даже незначительные изменения в развитии каждого ребенка по всем изучаемым параметрам, которые отражают динамику овладения формируемыми знаниями и умениями, а также увидеть не только его актуальный уровень развития, но и «зону ближайшего развития». В соответствии с этим в оценке предлагается как количественная, так и качественная характеристика происходящих изменений.

Процесс фиксирования результатов обследования является довольно удобным, относительно простым, не требует от педагога большого количества сил и времени, которое с большей пользой может быть использовано для взаимодействия с детьми. Форма отражения результатов, во-первых, четко и наглядно представляет информацию о динамике развития каждого ребенка, как в течение одного учебного года, так и в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, во-вторых, обеспечивает их конфиденциальность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Основу организации психолого-педагогического обследования составляют базовые научные положения, разработанные выдающимися психологами и педагогами (Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Г.Морозова, В.Г.Петрова, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.):

· о социальной детерминированности изменений в психике ребенка;

· об общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка;

· о двух уровнях психического развития ребенка;

· деятельностный подход к формированию новообразований определенного возрастного периода;

· комплексный и системный подход к процессу формирования личности ребенка с проблемами в развитии;

· концепция дошкольного детства как первоначального этапа в становлении сущностных характеристик личности;

· теория целостного развития ребенка в онтогенезе и др.

Названные выше положения реализуются в психолого-педагогическом обследовании детей с проблемами интеллектуального развития в дошкольном учреждении через систему следующих принципов.

Принцип комплексного подхода. Необходимым условием осуществления медицинских и психолого-педагогических мероприятий является тщательное изучение состояния здоровья каждого воспитанника, его физического и психического развития, владения им знаниями, умениями и навыками в разных видах деятельности, способами взаимодействиями с взрослыми и сверстниками, личностных проявлений и поведения. В связи с этим реализация комплексного подхода к проведению обследования воспитанников дошкольных учреждений предполагает: создание и реализацию комплексной программы изучения физического и психического развития ребенка, его деятельности и поведения, социально-педагогических условий развития; взаимодействие всех специалистов в процессе проведения обследования (учителя-дефектолога и воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, врача).

Принцип системного подхода. Личность ребенка представляет собой сложное многоуровневое образование, являющееся результатом процесса его социального развития. Личность как динамическая система взаимодействующих свойств постоянно изменяется. В связи с этим в процессе обследования необходимо выявить полную картину развития ребенка и попытаться установить связи между изучаемыми личностными компонентами.

Онтогенетический принцип. Онтогенез в психологии рассматривается как индивидуальное развитие человека на протяжении всей его жизни. Развитие представляет собой динамический процесс, характеризующийся количественными и качественными изменениям в двигательной и психической сфере и в их отдельных компонентах.

Основными направлениями реализации этого принципа, на наш взгляд, являются:

· изучение психомоторного развития ребенка в период предшествующий поступлению в дошкольное учреждение и его продолжение на протяжении всего пребывания в нем;

· изучение условий и особенностей воспитания ребенка в семье, учитывая их большое влияние в дошкольном возрасте на овладение опытом поведения и личностное становление;

· включение в содержание обследования параметров, наиболее полно отражающих изменения в физическом, когнитивном, эмоциональном и социальном развитии ребенка;

· ориентировка в оценке развития всех изучаемых процессов и функций, видов деятельности и личностных образований на их онтогенез в норме.

Принцип деятельностного подхода. В современной психологии убедительное экспериментальное подтверждение нашло сформулированное Л.С.Рубинштейном положение о единстве сознания и деятельности, которое позволяет рассматривать деятельность как ведущий фактор психического развития личности. Сознание и личность в деятельности не только формируются, но и проявляются. В связи с этим непременным условием комплексного изучения ребенка является организация его разнообразной деятельности, в которой и проявляются специфические черты психики и моторики.

Принцип стереоскопичности. Достижению высокой степени объективности в оценке особенностей и возможностей развития ребенка способствует соблюдение принципа стереоскопичности (Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько и др.: 1997). Каждый из специалистов имеет возможность наблюдать за ребенком и взаимодействовать с ним в различных ситуациях и в разных условиях, где ребенок может проявлять себя по-разному, иногда весьма противоречиво. В связи с этим, на этапе сбора информации о ребенке и, особенно, на этапе интерпретации полученных результатов необходимым является тесное сотрудничество всех, проводивших обследование и общавшихся с ребенком, а по мере возможности, и привлечение к сотрудничеству родителей. Именно такой подход обеспечивает высокую степень достоверности и объективности, полученных в процессе обследования результатов по всем параметрам изучения развития ребенка.

Принцип динамического подхода. Развитие представляет собой процесс постоянных количественных и качественных изменений в личности ребенка. Соответственно, его изучение необходимо строить на основе динамического подхода, учитывающего появление важнейших новообразований в психической и физической сфере детей на отдельных этапах онтогенеза.

Важнейшими чертами развития, которые необходимо учитывать в процессе диагностической, а затем и коррекционно-развивающей работы с ребенком, являются: поступательность; необратимость; стадиальность как результат разрешения внутренних противоречий между старыми и зарождающимися формами психики; наличие взаимной зависимости и неразрывных связей между всеми сторонами развивающейся личности.

В связи с этим основными путями реализации принципа динамического подхода в предлагаемой комплексной оценке развития дошкольников с интеллектуальной недостаточность являются:

1) построение оценки каждого изучаемого параметра с учетом онтогенеза конкретного знания, действия, психической функции или процесса, стороны личности и др.;

2) многократное проведение обследования ребенка на протяжении, как каждого учебного года, так и всего времени пребывания в дошкольном учреждении, что позволяет делать выводы о динамике в развитии на основе сравнения полученных результатов.

Принцип единства диагностики и коррекции. Является одним из ведущих принципов психолого-педагогического изучения ребенка в дошкольном учреждении, что обусловлено его ориентированностью на организацию коррекционно-развивающей работы и создание коррекционно-образовательных программ. Результаты обследования полностью или частично могут быть использованы в исследовательских целях, однако их главное назначение сугубо прикладное – служить основой создания коррекционно-образовательных программ, обеспечивающих оптимальные условия развития каждого воспитанника.

Принцип качественного и количественного подхода к оценке результатов обследования. Реализации этого принципа в руслепредлагаемого нами подхода к проведению психолого-педагогическогообследования уделяется особое внимание, учитывая определяющее значениеего результатов для организации коррекционно-воспитательной работы вдошкольном образовательном учреждении. В связи с этим, оценкарезультатов обследования строится на основе единства качественного иколичественного ее компонентов, что заключается в следующем:

- оценка каждого из изучаемых параметров содержит подробноекачественное описание «мелких шагов», отражающих последовательное ихразвитие. При качественной характеристике каждого шага изменения тогоили иного из изучаемых параметров принимались во внимание: понимание ипринятие ребенком ситуации взаимодействия с взрослым, степеньсамостоятельности ребенка и использование оказываемой помощи,применяемые способы выполнения действий и др.;

- каждому «шагу» присваивается число от 0 до 6. Это позволяет:

1)определить место каждого «шага» на пути развития знания, умения и др.;

2)четко, просто и удобно оформить в протоколе результаты всех срезов обследования;

3) наглядно представить происходящие даже незначительные изменения, предыдущий этап онтогенеза и дальнейшие перспективы коррекционно-развивающей работы;

4) использовать результаты обследования для исследовательской работы, т.е. осуществить количественную их интерпретацию, дающую возможность выявить наличие определенных тенденций в развитии воспитанников, как по каждому из рассматриваемых параметров в отдельности, так и по всей их совокупности.

 

Литературные источники:

1. А.Зарин. Комплексная оценка развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении – обоснование подхода //Современные проблемы диагностики и коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Сборник научных трудов /Под ред. Ю.Т.Матасова, В.Н.Вовка, А.Зарин, С.Ю.Ильиной.- СПб.: Изд. РГПУ им.АИ. Герцена, 2007.- С.60-64.

2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.— М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.




2019-05-24 437 Обсуждений (0)
ВОПРОС 23. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 23. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)