ВОПРОС 26. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА
План ответа: 1) Понятие «Эмоциональное выгорание». Проблема исследования психологического здоровья специальных педагогов, несмотря на свое практическое и теоретическое значение, представлена в науке на настоящий момент недостаточно. Вместе с тем эмпирические исследования показывают, что профессиональная группа учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений по сравнению с коллегами из массовых школ отличается крайне низкими показателями физического и психологического здоровья, характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений (Р.О. Агавелян, Н.М.Назарова, А.Х.Пашина, А.С.Шафранова, Т.И. Янданова и др.). Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания. Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться. 2. Факторы риска возникновения и развития эмоционального выгорания. 1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к учащимся; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. 2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность. 3. К профессионально-организационным факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, негативные или отношения с коллегами, напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др. Шеметкова, Е.В. выделила стресс-факторы профессиональной деятельности олигофренопедагогов, к ним относятся: -необходимость многократного повторения одного и того же учебного материала; Молодые педагоги (до 30 лет) имеют меньшую склонность к эмоциональному истощению, чем учителя в возрасте 51-60 лет. Следует отметить, что ни один из названных факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне. 3) Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания. (Рабаданова З.Р. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ) Профилактика развития синдрома эмоционального выгорания предполагает формирование навыков и умений вносить разнообразие в свою профессиональную деятельность: - непрерывное психолого-педагогическое образование, повышение квалификации; - принимать участие в различных конференциях и семинарах, общаться с коллегами из массовых учебных заведений, отличающимися в профессиональном и личном плане; - руководство учебного заведения, заинтересованное в повышении эффективности учебной и воспитательной работы, сохранении работоспособного, здорового коллектива, должно уделять внимание проведению специальных тренинговых программ личностного развития, развития эмоционального интеллекта.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |