Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отчетная документация студента



2018-06-29 372 Обсуждений (0)
Отчетная документация студента 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методические рекомендации для студентов

психолого-педагогического факультета

отделения «Психология»

очной и заочной форм обучения

 

 

Брест 2008


УДК 159.922

ББК 88.8

 

 

Авторы-составители:

Кандидат психологических наук, доцент

С.Л. Ящук

Кандидат психологических наук, доцент

Е.И. Медведская

 

Рецензент

Кандидат педагогических наук, доцент

И.А. Мельничук

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

 

 

Преддипломнаяпрактика : учебно-метод. рекомендации для студ. психол.-пед. фак. отд-ния «Психология» / [авт.-сост. С.Л. Ящук, Е.И. Медведская] ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии. – Брест : Изд-во БрГУ, 2008. - с.

 

Учебно-методические рекомендации включают: организационные вопросы преддипломной практики студентов-психологов, Предназначены для студентов выпускного курса специальности «Психология» (очной и заочной форм обучения) и групповых руководителей практики.


СОДЕРЖАНИЕ

  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . .     СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ . . . . . . 1 Кадровый менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Диагностический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Информационный блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Тренинго-развивающий блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Маркетинговая деятельность психолога в организации . . . . . . . . . . . .     ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ. . 1 Пример планирования индивидуального задания . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Диагностический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Методический блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                    

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа преддипломной практики разработана с учетом требований Образовательного стандарта. Высшее образование. Специальность 1-23 01 04 «Психология» (№№ РД РБ 02100.5.055-98 и РД РБ 02100.5.227-99), Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.11. 2000 г. № 1823.

Целью преддипломной практики является подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности психолога в соответствии с выбранной специализацией (социальной или педагогической); приобретение будущими психологами навыков осуществления проектно-исследовательской деятельности.

Основанием для прохождения преддипломной практики является приказ ректора.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра психологии психолого-педагогического факультета.

В организациях, где проводится преддипломная практика, осуществляется общее и непосредственное руководство этой практикой.

В соответствии с учебным планом преддипломная практика проводится 8 недель (для студентов дневной формы обучения) и 6 недель (для студентов заочной формы обучения).

 

Обязанности курсового и группового руководителей практики

Курсовой руководитель практики обязан:

- выбрать организации в качестве базы для проведения практики и заключить с ними договоры от имени университета договоры;

- распределить студентов по базам практики;

- подготовить приказ ректора о направлении студентов на практику;

- провести установочную и итоговую конференции;

- доложить об итогах практики на заседаниях кафедры.

Групповой руководитель практики обязан:

- разработать индивидуальное задание для студента;

- в течение практики поддерживать связь с практикантами, контролировать их работу, взаимодействовать с руководителями практики в организации;

- организовать предзащиту дипломных проектов практикантов;

- по окончании практики принять от студентов дневники практики и отчеты;

- провести зачет и оформить соответствующую документацию.

Обязанности студента-практиканта

Студент-практикант обязан:

- изучить программу практики, получить индивидуальное задание и рекомендации по практике от группового руководителя;

- ознакомить руководителя базы практики и непосредственного руководителя практики в организации с настоящей программой;

- составить план-график прохождения практики;

- выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности по месту прохождения практики;

- полностью выполнить задание, предусмотренное практикой;

- ежедневно заполнять дневник практики с изложением проделанной работы;

- по окончании практики представить групповому руководителю отчетную документацию по практике и черновой вариант дипломной работы.

Отчетная документация студента

Дневник практики

Структура дневника: титульный лист, индивидуальное задание; виды работ, выполняемых на практике.

Дневник практики студент предоставляет в рукописной форме. Индивидуальное задание подписывается групповым руководителем. Работа, выполняемая на практике, отражается ежедневно.

Отчет о прохождении преддипломной практики

Должен содержать сведения о конкретно выполненной работе за время практики, предложения о ходе прохождения практики, дату составления. Отчет заверяется подписями студента и непосредственного руководителя практики от организации.

Планы-конспекты всех проведенных мероприятий

Перед проведением заверяются у непосредственного или группового руководителя практики. Планы-конспекты студент предоставляет в машинописной форме.

Черновой вариант дипломной работы

Должен представлять собой машинописный текст, состоящий из всех структурных компонентов проекта: введения, теоретической части, эмпирической части, заключения.

По окончании преддипломной практики в течение трех дней должен сдать отчетную документацию групповому руководителю практики.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

В жизни человека всегда есть что изменить, улучшить, усовершенствовать. Прежде всего, это касается его собственных пониманий, умений и действований. Психолог – это смотритель того, что принято именовать человеческим капиталом бизнеса, психологическим ресурсом организации. Именно он отвечает за качество использования работниками собственных способностей наиболее гармоничным и эффективным образом. Именно психолог ведает обучением персонала аутоменеджменту и самоорганизации, без которых рано или поздно любое развитие организации непременно зайдет в тупик. Не следует думать, что одна только примитивно механическая политика кнута и пряника и создание условий жесткого конкурирования на рынке рабочей силы заставят людей развиваться и научат их вполне осознанно актуализировать собственные потенциалы.

Необходимо исследовать возможности человека, организовать его мотивацию и научить искусству психодизайна – конструирования собственной судьбы. Без такого "исследования-заинтересовывания-обучения" человек склонен будет оставаться в сетованиях на окружающих и жалобах на трудности жизни, даже не пытаясь сделать с не нравящимися ему обстоятельствами что-либо самостоятельно. Получается, что задачи психолога столь важны и серьезны, что отказываться от его услуг может лишь агрессивно необразованный руководитель.

Психолог занимается в организации не дрессурой персонала, не выработкой десятка примитивных навыков вроде "Мой лоб прохладен – я успокаиваюсь" и не играет роль этакой "жилетки", в которой иногда нуждаются особо сентиментальные члены команд. Психолог обучает работников искусству раскрепощения собственных глубинных творческих ресурсов и мастерству практического использования в выстраивании ими собственной жизни всего того богатейшего спектра уникальных возможностей, которым от рождения обладает каждый индивидуум. Фактически подавляющее большинство людей использует собственные возможности на несколько процентов и удивляется тому, что порой жизнь не ладится, дела не клеятся, а отношения ухудшаются по не зависящим от их участников причинам. Человек вправе играть гораздо более активную роль в организации своей собственной жизни, и тому, как именно это нужно делать, и учит профессиональный психолог.

Метафоры деятельности психолога в организации могут быть самыми различными, и каждая из них своим особенным светом оттеняет многогранные функциональные обязанности и роли психолога. Работа психолога ближе садовничеству, воспитанию и наставничеству в мастерстве.

Выполняя таким образом свою миссию психолог содействует эффективному развитию коллектива, который без его поддержки оказывается обедненным и частично дезориентированным.

Цель практики: практическая подготовка студентов для сопровождения управления человеческими ресурсами в организации и продвижения организации на рынке.

Задачи практики:

1. Освоение и применение конкретных психодиагностических методик в профессиональном отборе будущих сотрудников организации.

2. Освоение и применение методов и приемов по регуляции межличностных отношений в производственном коллективе.

3. Информирование сотрудников различных подразделений о достижениях современной психологии в обеспечении динамического и эффективного развития организации.

4. Повышение эффективности деятельности сотрудников различных подразделений с помощью специально организованных занятий.

Базы проведения практики: организации производственной сферы (ЧУП «АНРЭКС» ООО, ЧУП по оказанию услуг «Нью-Тон», войсковая часть 2187, УВД Брестского облисполкома и др.)

Содержание практики

В ходе прохождения преддипломной практики студенту-практиканту необходимо выполнить задания, представленные следующими блоками:

1. Кадровый менеджмент.

2. Диагностический блок: обследование рабочих коллективов, административной группы.

3. Информационный блок.

4. Тренинго-развивающий блок (тренинги сензитивности, коммуникативной компетентности, лидерства, уверенности в себе и др.).

5. Маркетинговая деятельность психолога в организации.

Кадровый менеджмент

Кадровый менеджмент – целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. Кадровый менеджмент включает в себя следующие основные этапы: планирование ресурсов; набор и отбор персонала; профориентация и адаптация; обучение персонала; оценка трудовой деятельности; повышение, понижение, перевод, увольнение персонала; определение зарплаты и льгот; подготовка руководящих кадров; управление продвижением по службе.

 

 

Данный блок предполагает:

а) проведение интервью и соответствующее его оформление, представленное в таблице.

 

Таблица – Пример интервью

 

1. Образование и подготовка Считаете ли Вы, что ваши результаты были точным отражением Ваших возможностей? Собираетесь ли Вы продолжать свое образование?
2. Трудовая деятельность Что из предыдущей работы соответствует этой? Чего Вы хотели бы избежать в работе? Почему?
3. Хобби Каких успехов в своем хобби Вы достигли? Занимались ли Вы спортом?
4. Амбиции и мотивация Есть ли у Вас альтернатива этой работе? Что Вы думаете о сверхурочных? Какой будет Ваш следующий шаг, если Вы получите эту работу?
5. Работа и организация Какие качества / навыки необходимы, по Вашему мнению, на этой работе? Что может быть наиболее / наименее привлекательным в Вашей работе?
6. Специальные и технические вопросы Можете ли Вы нарисовать простую диаграмму, поясняющую идею? Если бы у Вас были средства, какое исследование Вы провели бы?
7. Вопросы на общие темы Какие ежедневные газеты Вы читаете? Что Вы считаете неверным в нашей системе образования?
8. Семья Как Вы относитесь к путешествиям всей семьей? Помогаете ли Вы своим близким по дому?
9. Здоровье Как часто Вы болеете? Вы предпочитаете переносить болезнь на ногах или отлежаться дома?
10. Вопросы по самооценке Как бы Вы описали себя?

 

б) планирование роста и перемещения персонала на основании проведенных исследований.

 

в) определение перечня требований к руководящим кадрам (по ролям) на основании диагностики.

 

Диагностический блок

Данный блок предполагает проведение исследований в разных подразделениях данной структуры. Проведение следующих методик позволит выявить «болевые» точки в коллективе и даст возможность работать с другими блоками:

- «экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто;

- методика «Групповые роли»;

- методика «Склонность к определенному стилю руководства Е.П. Ильина;

- изучение ценностно-ориентационного единства Р.О. Немова;

- методики самооценки деловых и личностных качеств руководителя («Мотивация к успеху Т. Элерса», «Мотивация к избеганию неудач Т. Элерса», «Диагностика степени готовности к риску Шуберта», «Опросник для самооценки упорства Е.П. Ильина, Е.К. Фещенко», «Самооценка мотивации одобрения Д.Марлоу и Д.Крауна», «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной»).

 

Тест «Групповые роли»

Указания: В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу работать хорошо с множеством людей.

В. у меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. у меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

 

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.

Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

 

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.

Г. у меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

 

4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы. чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.

3. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

 

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

 

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне несимпатичен.

В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшить объем работы.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

 

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

 

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ ИСПЫТУЕМОГО

Вопрос А Б В Г Д Е Ж З
               
               
               
               
               
               
               

 

Обработка и интерпретация результатов

1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом­-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

2. Найдите сумму баллов по каждому из I-VIII столбцов.

3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе

4. Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии:

I роль- председатель;

II роль - формирователь;

III роль - генератор идей;

IV роль - оценщик идей;

V роль - организатор работы;

VI роль - организатор группы;

VII роль- исследователь ресурсов;

VIII роль - завершитель.

 

«Образец-ключ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого

Роли I II III IV V VI VII VIII
Г Е В Ж Б А Д
Б Д Ж Г А Е В З
А В Г Ж Д Е Б
З Б Д В Г А Ж Е
Е Г З А Б В Д Ж
В Ж А Д Е Б Г
Ж А Е Б Д Г В
Сумма                

 

1 - председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II - формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.

I и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.

III - генератор идей. Функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV - оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI - организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII - исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).

 

«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата



2018-06-29 372 Обсуждений (0)
Отчетная документация студента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отчетная документация студента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)