Отчетная документация студента
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА Учебно-методические рекомендации для студентов психолого-педагогического факультета отделения «Психология» очной и заочной форм обучения
Брест 2008 УДК 159.922 ББК 88.8
Авторы-составители: Кандидат психологических наук, доцент С.Л. Ящук Кандидат психологических наук, доцент Е.И. Медведская
Рецензент Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Мельничук
Печатается по решению редакционно-издательского совета УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»
Преддипломнаяпрактика : учебно-метод. рекомендации для студ. психол.-пед. фак. отд-ния «Психология» / [авт.-сост. С.Л. Ящук, Е.И. Медведская] ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии. – Брест : Изд-во БрГУ, 2008. - с.
Учебно-методические рекомендации включают: организационные вопросы преддипломной практики студентов-психологов, Предназначены для студентов выпускного курса специальности «Психология» (очной и заочной форм обучения) и групповых руководителей практики. СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа преддипломной практики разработана с учетом требований Образовательного стандарта. Высшее образование. Специальность 1-23 01 04 «Психология» (№№ РД РБ 02100.5.055-98 и РД РБ 02100.5.227-99), Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.11. 2000 г. № 1823. Целью преддипломной практики является подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности психолога в соответствии с выбранной специализацией (социальной или педагогической); приобретение будущими психологами навыков осуществления проектно-исследовательской деятельности. Основанием для прохождения преддипломной практики является приказ ректора. Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра психологии психолого-педагогического факультета. В организациях, где проводится преддипломная практика, осуществляется общее и непосредственное руководство этой практикой. В соответствии с учебным планом преддипломная практика проводится 8 недель (для студентов дневной формы обучения) и 6 недель (для студентов заочной формы обучения).
Обязанности курсового и группового руководителей практики Курсовой руководитель практики обязан: - выбрать организации в качестве базы для проведения практики и заключить с ними договоры от имени университета договоры; - распределить студентов по базам практики; - подготовить приказ ректора о направлении студентов на практику; - провести установочную и итоговую конференции; - доложить об итогах практики на заседаниях кафедры. Групповой руководитель практики обязан: - разработать индивидуальное задание для студента; - в течение практики поддерживать связь с практикантами, контролировать их работу, взаимодействовать с руководителями практики в организации; - организовать предзащиту дипломных проектов практикантов; - по окончании практики принять от студентов дневники практики и отчеты; - провести зачет и оформить соответствующую документацию. Обязанности студента-практиканта Студент-практикант обязан: - изучить программу практики, получить индивидуальное задание и рекомендации по практике от группового руководителя; - ознакомить руководителя базы практики и непосредственного руководителя практики в организации с настоящей программой; - составить план-график прохождения практики; - выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности по месту прохождения практики; - полностью выполнить задание, предусмотренное практикой; - ежедневно заполнять дневник практики с изложением проделанной работы; - по окончании практики представить групповому руководителю отчетную документацию по практике и черновой вариант дипломной работы. Отчетная документация студента Дневник практики Структура дневника: титульный лист, индивидуальное задание; виды работ, выполняемых на практике. Дневник практики студент предоставляет в рукописной форме. Индивидуальное задание подписывается групповым руководителем. Работа, выполняемая на практике, отражается ежедневно. Отчет о прохождении преддипломной практики Должен содержать сведения о конкретно выполненной работе за время практики, предложения о ходе прохождения практики, дату составления. Отчет заверяется подписями студента и непосредственного руководителя практики от организации. Планы-конспекты всех проведенных мероприятий Перед проведением заверяются у непосредственного или группового руководителя практики. Планы-конспекты студент предоставляет в машинописной форме. Черновой вариант дипломной работы Должен представлять собой машинописный текст, состоящий из всех структурных компонентов проекта: введения, теоретической части, эмпирической части, заключения. По окончании преддипломной практики в течение трех дней должен сдать отчетную документацию групповому руководителю практики. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
В жизни человека всегда есть что изменить, улучшить, усовершенствовать. Прежде всего, это касается его собственных пониманий, умений и действований. Психолог – это смотритель того, что принято именовать человеческим капиталом бизнеса, психологическим ресурсом организации. Именно он отвечает за качество использования работниками собственных способностей наиболее гармоничным и эффективным образом. Именно психолог ведает обучением персонала аутоменеджменту и самоорганизации, без которых рано или поздно любое развитие организации непременно зайдет в тупик. Не следует думать, что одна только примитивно механическая политика кнута и пряника и создание условий жесткого конкурирования на рынке рабочей силы заставят людей развиваться и научат их вполне осознанно актуализировать собственные потенциалы. Необходимо исследовать возможности человека, организовать его мотивацию и научить искусству психодизайна – конструирования собственной судьбы. Без такого "исследования-заинтересовывания-обучения" человек склонен будет оставаться в сетованиях на окружающих и жалобах на трудности жизни, даже не пытаясь сделать с не нравящимися ему обстоятельствами что-либо самостоятельно. Получается, что задачи психолога столь важны и серьезны, что отказываться от его услуг может лишь агрессивно необразованный руководитель. Психолог занимается в организации не дрессурой персонала, не выработкой десятка примитивных навыков вроде "Мой лоб прохладен – я успокаиваюсь" и не играет роль этакой "жилетки", в которой иногда нуждаются особо сентиментальные члены команд. Психолог обучает работников искусству раскрепощения собственных глубинных творческих ресурсов и мастерству практического использования в выстраивании ими собственной жизни всего того богатейшего спектра уникальных возможностей, которым от рождения обладает каждый индивидуум. Фактически подавляющее большинство людей использует собственные возможности на несколько процентов и удивляется тому, что порой жизнь не ладится, дела не клеятся, а отношения ухудшаются по не зависящим от их участников причинам. Человек вправе играть гораздо более активную роль в организации своей собственной жизни, и тому, как именно это нужно делать, и учит профессиональный психолог. Метафоры деятельности психолога в организации могут быть самыми различными, и каждая из них своим особенным светом оттеняет многогранные функциональные обязанности и роли психолога. Работа психолога ближе садовничеству, воспитанию и наставничеству в мастерстве. Выполняя таким образом свою миссию психолог содействует эффективному развитию коллектива, который без его поддержки оказывается обедненным и частично дезориентированным. Цель практики: практическая подготовка студентов для сопровождения управления человеческими ресурсами в организации и продвижения организации на рынке. Задачи практики: 1. Освоение и применение конкретных психодиагностических методик в профессиональном отборе будущих сотрудников организации. 2. Освоение и применение методов и приемов по регуляции межличностных отношений в производственном коллективе. 3. Информирование сотрудников различных подразделений о достижениях современной психологии в обеспечении динамического и эффективного развития организации. 4. Повышение эффективности деятельности сотрудников различных подразделений с помощью специально организованных занятий. Базы проведения практики: организации производственной сферы (ЧУП «АНРЭКС» ООО, ЧУП по оказанию услуг «Нью-Тон», войсковая часть 2187, УВД Брестского облисполкома и др.) Содержание практики В ходе прохождения преддипломной практики студенту-практиканту необходимо выполнить задания, представленные следующими блоками: 1. Кадровый менеджмент. 2. Диагностический блок: обследование рабочих коллективов, административной группы. 3. Информационный блок. 4. Тренинго-развивающий блок (тренинги сензитивности, коммуникативной компетентности, лидерства, уверенности в себе и др.). 5. Маркетинговая деятельность психолога в организации. Кадровый менеджмент Кадровый менеджмент – целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. Кадровый менеджмент включает в себя следующие основные этапы: планирование ресурсов; набор и отбор персонала; профориентация и адаптация; обучение персонала; оценка трудовой деятельности; повышение, понижение, перевод, увольнение персонала; определение зарплаты и льгот; подготовка руководящих кадров; управление продвижением по службе.
Данный блок предполагает: а) проведение интервью и соответствующее его оформление, представленное в таблице.
Таблица – Пример интервью
б) планирование роста и перемещения персонала на основании проведенных исследований.
в) определение перечня требований к руководящим кадрам (по ролям) на основании диагностики.
Диагностический блок Данный блок предполагает проведение исследований в разных подразделениях данной структуры. Проведение следующих методик позволит выявить «болевые» точки в коллективе и даст возможность работать с другими блоками: - «экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто; - методика «Групповые роли»; - методика «Склонность к определенному стилю руководства Е.П. Ильина; - изучение ценностно-ориентационного единства Р.О. Немова; - методики самооценки деловых и личностных качеств руководителя («Мотивация к успеху Т. Элерса», «Мотивация к избеганию неудач Т. Элерса», «Диагностика степени готовности к риску Шуберта», «Опросник для самооценки упорства Е.П. Ильина, Е.К. Фещенко», «Самооценка мотивации одобрения Д.Марлоу и Д.Крауна», «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной»).
Тест «Групповые роли» Указания: В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу. 1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу: А. Я быстро нахожу новые возможности. Б. Я могу работать хорошо с множеством людей. В. у меня хорошо получается выдвигать новые идеи. Г. у меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи. Д. Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа. Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам. Ж. В привычной обстановке я работаю быстро. З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.
2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что: А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено. Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения я считаю обоснованной. В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи. Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег. Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен. Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе. Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе. З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.
3. Когда я включен в работу с другими: А. Я влияю на людей, не подавляя их. Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может. В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель. Г. у меня всегда есть оригинальные идеи. Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах. Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям. Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность. З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.
4. В групповой работе для меня характерно, что: А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег. Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства. В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы. чтобы опровергнуть ошибочные предложения. Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие. Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное. Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства. Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы. 3. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.
5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что: А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор. Б. Мне нравится находить практические решения проблемы. В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений. Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений. Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое. Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы. Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач. З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.
6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми: А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения. Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне несимпатичен. В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшить объем работы. Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика. Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо цели. Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям. Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется. 3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.
7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе: А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс. Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции. В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство. Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня. Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели. Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум. Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу. 3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ ИСПЫТУЕМОГО
Обработка и интерпретация результатов 1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого. 2. Найдите сумму баллов по каждому из I-VIII столбцов. 3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе 4. Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль- председатель; II роль - формирователь; III роль - генератор идей; IV роль - оценщик идей; V роль - организатор работы; VI роль - организатор группы; VII роль- исследователь ресурсов; VIII роль - завершитель.
«Образец-ключ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого
1 - председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе. II - формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе. I и II - два противоположных подхода к общему управлению группой. III - генератор идей. Функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи. IV - оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей. V - организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы. VI - организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы. VII - исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий. VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности. Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |