Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тренинг коммуникативной компетентности



2018-06-29 1440 Обсуждений (0)
Тренинг коммуникативной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок




Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

Для практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только "внешних" сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

Цель тренинга: повышение эффективности взаимодействия с партнерами по общению.

 

Задачи:

-освоение концепции коммуникативной компетентности;

- отработка навыков активного слушания: формулирование правильных вопросов, уточнения и побуждения к развертыванию ответа, перефразирования, интерпретации;

- отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

- отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

Упражнение 1. «Единство»

Цель упражнения: - выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; - формирование эмоционально-волевого единства группы.

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.

Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Упражнение 2. «Шурум-бурум»

Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство.

Упражнение 3. «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

 

Тренинг лидерства

В самом широком смысле лидерство можно определить, как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группу сотрудников к определенной цели. В деловой сфере лидерство же определяют, как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей.

Лидер — это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди». Данная приверженность требует наличия определенного набора моделей и способностей для эффективного и экологичного выражения видения, которое породило эту приверженность. Сюда следует включить коммуникацию, взаимодействие и управление отношениями внутри организации, группы людей или социальной системы, которых вы хотите вести в соответствии с вашими высочайшими устремлениями. Лидерство необходимо в тех ситуациях, когда требуется на что-то повлиять, т. е. в ситуациях изменения.

Генри Минтцберг называет следующие навыки необходимые успешному руководителю и подлинному лидеру:

1. Искусство быть равным – способность установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

2. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

3. Искусство обрабатывать информацию – способность систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

4. Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить решение проблемы в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны.

5. Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

6. Искусство самоанализа – способность осознавать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть влияние лидерства на организацию.

Цель тренинга: диагностика и развитие управленческой, социально-психологической и личностной компетентности руководителей.

Задачи:

- понимание природы лидерства;

- освоение технологий лидерского поведения;

- отработка навыка работы в команде;

- отработка навыка построения эффективных коммуникаций;

- актуализация личностного потенциала;

- усиление своих способностей влияния на людей.

Упражнение 1. «Портрет эффективного лидера»

Группа делится на четыре мини-группы. В течение 10 ми­нут каждая мини-группа должна составить портрет эффек­тивного лидера.

После обсуждения происходит защита проектов и анализ процесса и результата работы группы. От каждой мини-группы выступает один участник. Происходит дискуссия, сравнение общего и различного в материалах, представленных группами.

Вопросы для обсуждения:

- кто занимал позицию лидера при выполнении задания?

- как работала мини-группа, как был организован процесс обсуждения?

- как распределялись роли?

- на каком принципе основывалось формирование портрета эффективного лидера?

Стоит обратить внимание на стиль по­ведения выступающего.

Упражнение 2. «Мы – команда?»

Ведущий раздает участникам бланки задания. В течение семи минут участники работают со списком утверждений.

Инструкция. Выберите из предложенного списка и отметь­те символические определения, которые могут быть отнесены к команде, с которой вы работаете в своей организации.

«Пассажиры автобуса»: каждому важно только доехать до своей остановки, и никого не волнуют проблемы водителя.

«Мы и он»: подчиненные осознают глубокие различия соб­ственных интересов и интересов руководителя.

«Один на поле, остальные на трибунах»: руководитель работает за всех, подчиненные наблюдают, изредка хлопают и комментируют.

«Каждый несет свой чемодан без ручки»: большая нагрузка на всех без прав и ресурсов.

«Хор солистов»: сильные профессионалы, но не «спевши­еся» между собой, не склонные к совместной работе.

«Серпентарий единомышленников»: люди работают вме­сте, при этом находясь в остром конфликте между собой.

«Уважайте меня, бездельники, полюбите меня, тупи­цы!»: руководитель унижает своих подчиненных, но тре­бует высокой лояльности к себе, личной преданности.

«Грозный отец и напуганные дети»: руководитель на­стойчиво подключает подчиненных к общефирменным решениям, расправляясь с каждым за ошибки, неудачи, оплошности.

«Много умных, мало взрослых»: либо специалисты избегают принятия на себя ответственности, уклоняются от принятий решений общефирменного уровня, во всем полагаясь на лидера, либо он сам считает: «Они молодцы, но мне виднее».

«Негативная селекция»: руководитель намеренно под­бирает подчиненных, чей уровень интеллекта и профес­сионализма заведомо ниже его уровня.

Эффективно работающая команда: цели ясны, роли распределены, позиции обозначены.

Упражнение 3. «Упаковка чемоданов»

Ведущий предлагает участникам написать на листе бумаги свое имя и разделить лист пополам. Левая половина — сто­роны личности, помогающие лидерству (+), правая — стороны личности, мешающие лидерству (-). Все по очереди заполняют листы каждого участника группы. Написавший свое мнение об участнике передает лист по кругу, причем сворачивает лист так, чтобы написанное было не видно. Когда каждый напишет свое мнение о каждом, участники знакомятся с содержани­ем своего листа и по желанию выражают свое отношение к прочитанному.

 



2018-06-29 1440 Обсуждений (0)
Тренинг коммуникативной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тренинг коммуникативной компетентности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)