Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто



2018-06-29 490 Обсуждений (0)
В коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравит-ся – не нравится", "приятный – неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание – нежелание работать в данном коллективе", "желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнического компонента – переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".

Тестовый материал

Инструкция: "Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе".

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

а) внимательно прочитать варианты ответа;

б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;

в) поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного Вами ответа.

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди  
В нашем коллективе есть всякие люди  
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные  

 

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно  
Скорее нет, чем да  
Не знаю, не задумывался об этом  
Скорее да, чем нет  
Да, конечно  

3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

  Да Пожалуй, да Не знаю, не задумывался Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большинства членов коллектива          
Личных качеств большинство членов коллектива          

 

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

                 

 

5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило Не знаю, не задумывался над этим Это меня бы совершенно не устроило
     

 

6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:

Нет, не мог бы Не могу сказать, не задумывался над этим Да, мог бы
     

 

7. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили свой коллектив?

                 

 

8. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?

Нет, конечно  
Скорее нет, чем да  
Не знаю, не задумывался об этом  
Скорее да, чем нет  
Да, конечно  

 

Обработка результатов

Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1;-1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа – положительные, а третий имеет любой другой знак);

- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа – отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

- неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида. В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.

 

Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
     
     
     

 

Затем для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:

∑(+) – ∑(–)

Э= ------------------

n

Где ∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце, ∑(–) – количество отрицательных ответов, n – число членов коллектива, принявших участие в обследовании. Для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до+1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми, неопределенными, а третий – положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения: 1) полностью положительное; 2) положительное; 3) полностью отрицательное; 4) отрицательное; 5) противоречивое, неопределенное. В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5-10 мин.

Информационный блок

Данный блок подразумевает проведение лекций, бесед, консультаций, выпуск информационных бюллетеней в различных структурных подразделениях (по запросу).

Цель: представить сведения, позволяющие более полно и содержательно раскрыть основные теоретические положения по заявленной проблематике, что позволит использовать их в практической деятельности. Предполагаемая тематика следующая:

а) мотивация и стимулирование персонала в организации.

б) причины возникновения и способы разрешения конфликтов.

в) психологические барьеры по отношению к инновациям.

г) психологическое обеспечение профессионального здоровья руководителя.

Требования к сообщениям:

Предоставляемый материал должен быть: научным, содержательным, конкретным, доступным и интересным.

Информация должна включать инновационные элементы.

Возможность использования данного материала в конкретных ситуациях. В сообщении необходимо учитывать целевую аудиторию.

Объем материала – 6 печатных страниц.

 



2018-06-29 490 Обсуждений (0)
В коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)