Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущностная характеристика моделирования учебного процесса



2019-05-24 517 Обсуждений (0)
Сущностная характеристика моделирования учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Моделирование как способ деятельности и модели как объекты деятельности являются необходимым элементом реализации нормативной, предписывающей функции науки и совершенствования практики.

Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения [45]. В самом широком смысле моделирование – это любой мысленный или знаковый образ моделируемого объекта (оригинала). К числу объектов относят гносеологические образы (воспроизведение, отображение исследуемого объекта или системы объектов в виде научных описаний, теорий, формул, систем упражнений и т. п.), схемы, чертежи, графики, планы, карты и т. д. Модели – это специально создаваемые или специально подбираемые объекты, воспроизводящие характеристики изучаемых объектов [16].

Моделирование в педагогике понимается как построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Оно используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [29]. Так, по мнению И.А. Колесниковой, модель – это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта [18].

Моделирование широко используется для представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности или они по каким-то причинам недоступны. Модель позволяет оперировать с ними, определяя устойчивые свойства, выделять отдельные сущностные аспекты проектируемых объектов, явлений, процессов и подвергать их более скрупулезному логическому анализу.

Первые предпосылки актуализации вопроса моделирования учебного процесса были представлены в трудах Е.С. Заир-Бек, В.М. Монахова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, М.А. Чошанова, Т.И. Шамовой, которые занимались проблемой педагогического проектирования. Педагогическое проектирование дало новое начало технологическому подходу в образовании. Н.К. Гладышева, В.В. Гузеев, В.И. Крупич подчеркивали, что педагогическое проектирование строится на основе дидактических и методических принципов. А.Н. Колмогоров, В.Г. Разумовский, А.М. Сохор, В.Н. Федорова, П.М. Эрдниев, описав логическую структуру учебного материала в виде формальных схем, представили дидактические материалы по отдельным предметам, частным методическим проблемам. В.А. Сластенин и В.Н. Шиянов предлагали рассматривать проектирование как содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-педагогическое оформление замысла и реализации целостного решения педагогической задачи, осуществляемой на эмпирико-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях [38]. Как видно многие исследователи выделяли в деятельности педагогического проектирования особый методический этап – моделирование.

А.Н. Дахин говорит о моделировании как деятельности, связанной с вычленением из теоретического знания нормативного аспекта и реконструкцией нормативного знания в конкретной предметной области и на языке предмета, конкретной методики обучения, в терминах, понятных учителям и методистам-предметникам. Для получения нормативного знания в контексте предмета необходима специализированная деятельность, «посредник» трансформации теоретического знания в нормативное методическое средство, которым является моделирование [10].

Уже на протяжении десятилетий моделирование выступает одним из самых актуальных методов научного исследования, который широко применяется в педагогической и методической науках. Тенденции развития современной структуры образования связаны с актуализацией задач моделирования образовательной среды, как обобщающей и позволяющей проанализировать модели, создаваемые при изучении образования. Для того чтобы выявить возможности оптимизации организации и управления образованием, необходимо изучить образовательное пространство как структуру с помощью моделей образовательных систем.

В центре образовательного пространства находится обучающийся и модели, позволяющие изучить его с разных сторон. Прежде всего выделяют модель личности, представляющую совокупность существенных свойств и качеств личности для существования в современном мире и модель обучаемого, под которой мы вслед за Г.А. Атановым и И.Н. Пустынниковой понимаем знания об обучаемом, используемые для организации учебного процесса [2]. Модель обучаемого можно рассматривать на основе его поведения в процессе обучения (динамическая поведенческая модель) и в соответствии с требованиями цели обучения.

Следующее направление моделирования – это образовательный двуединый процесс обучения и воспитания. Для того, чтобы соединить процессы обучения и воспитания, педагогу необходимо обратить внимание на организацию образовательного процесса, тем самым создать новую модель – модель оптимизации организации и управления образовательным процессом. Данные модели будут отличатся формами и методами взаимодействия субъектов образовательного процесса, технологиями разработки, представления, хранения и передачи образовательного контента, способами формирования и закрепления знаний и практических навыков обучаемых. Широкое применение в современном образовании находят модели развивающего, проблемного, программированного, эвристического обучения, модель «диалога культур», модель проектирования учебного процесса.

Кроме традиционных моделей организации образовательного процесса применяются инновационные модели, отличающиеся степенью интенсивности взаимодействия преподавателя и обучаемого, степенью интеграции теории с практикой, степенью организационно-методической поддержки и контроля самостоятельной работы обучаемого со стороны образовательного учреждения.

Согласно О.А. Захаровой, Л.П. Рыльщиковой и Э.Б. Атрошиной, модель смешанного обучения, представляющая собой интеграцию традиционных и дистанционных форм обучения, видится перспективной, так как межпредметные связи и интеграция различных форм образования являются основными факторами моделирования образовательного процесса [15].

Все модели учебного процесса основаны на взаимодействии обучаемого с преподавателем. Так, например, модель педагогических ситуаций позволяет модельно изучить конфликтные ситуации посредством создания на занятиях специальных игровых ситуаций. Вовлечение в их разрешение школьников помогает педагогу корректировать поведение в группе, готовить к правильному урегулированию возможных конфликтов.

Процедура моделирования как объективная и универсальная гносеологическая процедура широко применяется в методике. Методисты используют моделирование как средство решения теоретических и практических задач с помощью моделей учебного процесса в целом и конкретных уроков в частности. Урок в данном случае выступает как единицa учебного процесса, сложный управляемый динамичный комплекс учебных задач, ведущий учащихся оптимальным путем к конкретной цели при конкретных условиях [30].

Все модели, разрабатываемые для учебного процесса, должны ориентироваться на реальный уровень дидактической и методической компетентности учителя. Будучи построенной и предложенной для реализации, модель урока содержит обоснование условий своей применимости, т.е. мотивировку целей урока и содержание учебного материала, методы и приемы обучения, при которых она будет эффективна. Таким образом, наибольшей ценностью обладает не сама готовая модель (план урока), а процедура ее получения, алгоритм деятельности учителя, методиста при ее создании, который в дальнейшем может быть переведен в индивидуальный проект конкретного урока данного учителя.

Модель урока отражает идеальный вариант учебного процесса. При добавлении условной ситуации с заданными условиями модель переходит в проект, а окончательная его реализация происходит в ходе конструирования и исполнения живого урока [6]. Таким образом, вслед за В.В Краевским, мы рассматриваем моделирование как часть конструирования, первоначальный этап которого состоит в определении нормативных представлений о главных его характеристиках, получении их в теоретическом моделировании. В этой части еще не будет конкретики реального класса, но уже должен быть определен набор, перечень возможных вариантов, спектр актуальных моделей. Таким образом, моделирование урока – это функция теории обучения предмету.

С созданной моделью в дальнейшем работают методисты, учителя для реализации ее в следующих этапах – конструировании и проектировании. Конструирование и проектирование – последовательные этапы приближения замысла к его предметной реализации. В процессе конструирования уточняются детали, элементы проектируемого объекта, а при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов, и оформляется проект.

Как часть проектирования модель позволяет:

- создавать образы объектов или явлений;

- имитировать реальные процессы будущей деятельности;

- проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;

- делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем.

Проектирование в широком смысле – это сложная многоступенчатая деятельность, сущность которой состоит в переводе теоретических идей в практику жизни, в создании проектов, способных быть реализованными [46].

Проектирование в образовании - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов [10]. Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности.

Для описания эффективности моделирования введено специальное понятие – педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им. Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, т.к. моделируются, как правило, многофакторные явления. Споры вокруг возможности моделирования урока продолжаются из-за того, что никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в каком-то собственном пространстве [10].

В настоящей работе предпринята попытка обосновать возможности конструирования модели урока иностранного языка средствами информационных технологий.



2019-05-24 517 Обсуждений (0)
Сущностная характеристика моделирования учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущностная характеристика моделирования учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)