Модели построения и структура урока иностранного языка
Урок иностранного языка отражает основанную на том или ином методе обучающую модель, выбранную учителем или автором учебника для построения учебного процесса в соответствии с темой занятия. Модель урока иностранного языка зависит от используемого подхода и метода обучения. В отечественной методике Н.И. Гез считает общепринятым деление уроков иностранного языка согласно двум основным моделям: - уроки, на которых деятельность учащихся направлена преимущественно на развитие умений и навыков пользования языковым материалом; - уроки, на которых имеет место практика учащихся в речевой деятельности. В зарубежной методике подробно изучены и описаны следующие модели построения урока иностранного языка: РРР, ESA, OHE, ARS, deep end [50]. Модель РРР (presentation, practice, production) — модель «три П» (презентация, практика, применение). Cогласно данной модели на этапе презентации учитель осуществляет введение нового языкового материала (форма и значение), часто повторяет, демонстрирует, иллюстрирует, показывает картинки, с тем, чтобы класс понял значение новой лексической единицы или грамматической структуры. «Практика» предполагает тренировку учащихся в использовании изучаемого явления. Выполняются следующие упражнения: заполнение пропусков, дополнение предложений, воспроизведение с опорой на различные средства наглядности, заучивание коротких диалогов и другие. Этот процесс контролируется учителем и поначалу носит строго управляемый характер. Постепенно учитель переходит к свободному управлению. На третьем этапе учащиеся самостоятельно используют в речи усвоенные явления, а учитель регулирует их деятельность. Модель «три П» в настоящее время подвергается критике за линейный характер, пассивную роль, которая отводится учащимся, и за ориентацию на учителя. Модель ESA (engage, study, activate — вовлечение, изучение, активизация), предложенная Дж. Хармером и модель ОНЕ (observe, hypothesise, experiment — наблюдение, постановка гипотезы, экспериментирование), разработанная М. Льюисом, отражают последовательность обучения. Они предполагают вовлечение учащихся в деятельность, внимательное наблюдение ими за формой, изучение и анализ используемых языковых средств с последующей активизацией и экспериментированием в употреблении изученных языковых явлений в новых ситуациях. Модель ARC (authentic, restricted, clarification – аутентичность, ограниченность, тренировка), автором которой является Дж. Скривинер, отражает характер используемого материала и методику работы с ним. Так, authentic означает применение аутентичного материала в подлинно-речевых упражнениях и коммуникативных видах речевой деятельности; restricted предполагает ограничение языкового и речевого материала и тренировку его в языковых и условно-речевых упражнениях; clarification — работа над усвоением формы конкретной единицы языка с помощью упражнений различных типов, визуальных средств и базы данных. Авторы этих моделей отмечают, что на уроке различные этапы могут чередоваться и повторяться. Например, урок может строиться по следующим схемам: CRRA, RCR, АСА и т. д. (модель Скривинера), ESA, EAS, EAASASEA и т. д. (модель Хармера). Модель построения урока deep end предполагает, что в начале обучения учитель определяет конечное коммуникативное задание или серию заданий, которые учащиеся должны научиться выполнять в результате процесса обучения. Затем учитель строит работу в обратном порядке: исходя из задания, необходимо определить цели, содержание, наметить пути и средства достижения поставленных целей. Эту схему часто называют «три П наоборот», так как обучение начинается с выполнения коммуникативного задания учащимися, а затем, исходя из того, как они с ним справились, осуществляется работа над лексико-грамматическими навыками и речевыми умениями [33]. Признается также возможность такого обучения, когда урок не планируется вовсе, а в своих действиях учитель руководствуется тем, что происходит в классе, и шаг за шагом, без какого-либо предварительного плана, чисто интуитивно строит урок, тип которого называется «дорога в джунглях» (jungle path). Следует отметить, что модели ОНЕ, ESA, deep end и jungle path рассчитаны на преподавание в стране изучаемого языка, в частных языковых школах, на летних курсах и в случае, когда учащиеся владеют языком на том или ином уровне, а учителя не испытывают необходимости следовать программе. Структура урока каждой модели урока в значительной мере обусловлена следующими основными факторами: - спецификой вида речевой деятельности, на овладение которой направлены действия учащихся и учителя; - трудностями, возникающими в процессе овладения речевой деятельностью; - целями, задачами и содержанием данного урока в системe занятий. Как цельное произведение, структура любого урока включает: начало, центральную часть и завершение. Каждая из частей выполняет функцию, отражающую специфику предмета. Так, например, начало урока иностранного языка включает в себя приветствие учителя, организационный момент, сообщениe задач урока и речевую зарядку. Многоплановость деятельности учителя по конструированию конкретной модели урока иностранного языка делает очевидным создание его технологической карты.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1123)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |