К семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями: - внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы; - постарайтесь выяснить основную связь между вопросами, выносимыми на семинарские занятия; - при рассмотрении первого вопроса плана семинарского занятия обратите внимание на взаимосвязь и обусловленность понятий потребность, интерес, экономический интерес. Используя критерий первичности и производности потребностей, выясните, что относится к потребностям I, II, III и т.д. порядков в соответствии с пирамидой А. Маслоу; - подготовка второго вопроса семинарского занятия предполагает уяснение содержания тезиса об ограниченности ресурсов. Природные, материальные, трудовые и другие виды ресурсов являются ограниченными с точки зрения пространства и времени, в котором они используются. Важно понять, что люди применяют ресурсы не для одновременного удовлетворения всех потребностей, а для наиболее важных, первоочередных. В этом смысле ресурсы принято рассматривать как экономические ресурсы. Проблема выбора в экономике связана с поиском оптимального (рационального) способа использования экономических ресурсов; - изучая графическую модель кривой производственных возможностей общества, сформулируйте основные допущения к анализу модели, без учета которых, она не истинна; - конфигурация КПВ имеет выпуклый вид. Однако она может предстать в виде прямой линии. Данные различия позволят говорить о величине альтернативных издержек. Рассуждая об их динамике, постарайтесь отразить на графике отрезки, показывающие, что упущенная выгода общества возрастает. Рассчитывая величину альтернативных издержек соотнесите полученную выгоду (прирост продукта) с той выгодой, которая не реализовалась (величина снижения продукта); - при изучении основной литературы к четвертому вопросу плана семинарского занятия найдите аргументы, доказывающие, что в условиях неполного использования ресурсов возможен экономический рост (смещение границы производственных возможностей выше достигнутого уровня). Подумайте, чем обусловлен экономический рост, может ли наблюдаться одновременный рост объемов производства в ряде отраслей или он реализуется только в одной. Изобразите это графически. IV. Рекомендуемая литература
Основная литература 1. Курс экономики: учебник. 3-е изд. доп. / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 4 §1, 2, 3; Гл. 7 §1, 2. 2. Курс экономической теории: учебник /под общ. ред. проф. Чепурина М.Н.; проф. Киселевой Е.А. - 5-е изд. доп. и перераб. - Киров: АСА, 2003. - Гл. 1, §1,2; Гл. 3, § 4,5. 3. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - Лекция 4. 4. Экономика: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. /под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 2, §1, 2, 3, 4; Гл. 3, §1. 5. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 2,3,4. Дополнительная литература 1. Курс экономической теории: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001. 2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2001. 3. Основы экономической теории. Политэкономический аспект. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. /отв. ред. Г.Н. Климко. - Киев: Знамя-Пресс, 2001. 4. Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике): учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 5. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: учебное пособие. /пер. с англ.: 1-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
ТЕМА 4. РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
I. Задания для самостоятельной работы 1. Определить следующие понятия: общественное разделение труда, товарное производство, собственность, частная собственность, экономическое обособление производителей, рыночное хозяйство, товар, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость, деньги, функции денег, цена, конкуренция. 2. Показать роль общественного разделения труда в развитии отношений обмена, возникновении товарного производства, формировании экономического обособления производителей. 3. Раскрыть экономическое и правовое содержание собственности, значение частной собственности в утверждении рыночного хозяйства. 4. Внести в словарь-справочник содержательные характеристики теории «прав собственности» (11 прав по Р. Оноре). 5. Составить структурно-логическую схему на тему: «Собственность: сущность, типы и формы». 6. Охарактеризовать взаимосвязь основных элементов рыночного хозяйства: товара, денег, цен и конкуренции. 7. Подготовить научные сообщения на семинарское занятие: «История возникновения и развития денег»; «История возникновения денег в России».
II. План семинарского занятия
1. Эволюция товарного производства и возникновение рыночного хозяйства. Частная собственность как необходимое условие рыночного хозяйства 2. Рыночный механизм и его роль в соизмерении затрат и результатов производства. Товар, деньги, цены и конкуренция как важнейшие элементы рыночного механизма. 3. Сущность и функции денег в рыночной системе 4. Модель кругооборота запасов, благ и доходов в рыночной экономике
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |