Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К семинарскому занятию



2018-06-29 255 Обсуждений (0)
К семинарскому занятию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- при подготовке первого вопроса семинарского занятия обратите внимание на особенности рынка труда как факторного рынка, влияние уровня оплаты труда на динамику спроса и предложения труда. Постарайтесь в данном вопросе отразить теоретические подходы, сложившиеся в экономической науке к проблеме равновесия. Основное внимание уделите неоклассической теории равновесия на рынке труда, постройте соответствующую модель;

- важным звеном в анализе равновесия на рынке труда является выяснение механизма превращения индивидуального предложения труда в совокупное предложение. С этой целью необходимо построить графическую модель выбора индивида между потреблением и досугом (эффект дохода и замещения на рынке труда). Уточните содержание категорий фактор «труд», и «рабочая сила», которое дается в современной экономической теории. Сравните данные определения с трактовкой содержания указанных категорий с позиций политэкономического анализа (теория предельной производительности фактора «труд» и теория стоимости товара «рабочая сила»);

- второй вопрос плана семинарского занятия целесообразно изложить, используя структурно-логическую схему «Заработная плата: сущность, формы и система». При разработке схемы обратите внимание на два обстоятельства. Первое: заработная плата – это цена фактора «труд». Следовательно, как всякая цена, заработная плата выражает стоимость фактора «труд» и учитывает изменение рыночной конъюнктуры. По этой причине при построении схемы важно исходить из определений номинальной и реальной заработной платы. Второе обстоятельство вытекает из определения заработной платы как денежной суммы, выплачиваемой в соответствии с количеством и качеством произведенных благ и услуг. Следовательно, следующий уровень ее анализа – характеристики повременной и сдельной форм и их систем;

- изучение третьего вопроса семинарского занятия, посвященного проблеме безработицы, важно начинать с тезиса о нарушении равновесия на рынке труда, то есть превышение предложения труда над спросом. Данное положение позволяет перейти к поиску причин нарушения равновесия и, соответственно, видам безработицы. Практические аспекты анализа проблем безработицы связаны с определением методики измерения, а также возможностью и направлениями государственного регулирования. (См. «Курс экономической теории» /под общ. ред. Чепурина В.М., Киселевой Е.Л. Гл. 11, 19. «Экономическая теория» /под ред. Камаева В.Д. Гл. 10.;

- при составлении конспекта ответа (развернутого плана) на вопрос о распределении рыночного дохода воспользуйтесь учебником «Современная экономика» / Под ред. Мамедова О.Ю. Лекции 15, 17. Обратите внимание на принцип функционального и вертикального распределения доходов, которое дается в данном источнике. Уясните для себя, что функциональное распределение доходов не обеспечивает их равномерного распределения, так как обусловлено реализацией собственности на факторы «земля», «труд», «капитал», «предпринимательство». Соответственно формируются: рента, заработная плата, процент, прибыль. Следовательно, возникает потребность в их перераспределении, то есть вертикальном распределении. Кривая Лоренца отражает реальное распределение доходов в рыночной экономике, которое не может быть равномерным. Объясните, какую роль играет коэффициент Джини в регулировании доходов;

- анализируя систему социальной защиты граждан, постарайтесь понять принципы государственной политики в области доходов: какими должны быть подходы государства в отношении экономически активного населения, в том числе и предпринимателей, и как должна строится политика для социально-уязвимых слоев общества. Исходя из этого, составляется структура инструментов оценки и реализации социальной защиты: оценка уровней активности, занятости, безработицы, стимулирование занятости, прожиточный минимум (минимальный потребительский бюджет), минимальная заработная плата, доход на душу населения, индексация доходов (заработной платы, пенсий, пособий), трансферты. Найдите определения данных категорий и внесите в словарь-справочник (см. источники 3, 4, 5, 6 списка основной литературы; 1, 3, 4 списка дополнительной литературы).

 

IV. Рекомендуемая литература

 

Основная литература

1. Курс экономики: учебник. - 3-е изд. доп. / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 6.

2. Курс экономической теории: учебник - 4-е изд. перераб. и доп. /под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2003. - Гл. 11.

3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М., 2001. - Гл. 9 § 1, 2, 3.

4. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - Лекция 15, 17.

5. Экономика: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 14.

6. Экономическая теория: учебник для вузов. - 7-е изд. перераб. и доп. / под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – Гл. 10.

 

Дополнительная литература

1. Курс экономической теории: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

2. Курс экономической теории: учебник - 4-е изд. перераб. и доп. /под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. - Киров, АСА, 2002.

3. Тарасова С.В. Экономическая теория благосостояния: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Экономика: учебное пособие для вузов / под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Калмыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2001.

5. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.

 



2018-06-29 255 Обсуждений (0)
К семинарскому занятию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К семинарскому занятию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)