Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Референдум 17 марта 1991 г.



2019-05-24 339 Обсуждений (0)
Референдум 17 марта 1991 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в СССР в целом, многих союзных республиках явно проявились процессы, свидетельствующие о стремлении значительной части населения не только обновить СССР, но и строить собственное национальное государство, которому присуща полная самостоятельность и независимость. Особенностью развития БССР на тот период времени, деятельности ее Верховного Совета было то, что устремления на выход из состава СССР не достигли еще той критической отметки, после которой возврата к прошлой форме государства (федерации) уже не было. На начальной стадии деятельности большинство белорусского парламента (имеется в виду Верховный Совет двенадцатого созыва, работавший в период с 1990 по 1995 гг.) вовсе не предлагало выхода из состава Союза, а имело в виду лишь обновление федерации, пересмотр компетенции органов Союза и республик. О необходимости безотлагательной подготовки нового договора о Союзе ССР было подчеркнуто в Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г.

Целям сохранения Союза ССР, с одной стороны, а также нахождения разумного компромисса между федерацией (центром) и союзными республиками с другой, служили решения Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР по вопросу о всенародном голосовании и работа полномочных представителей республик над проектом нового союзного договора, подготовка которого шла в течение многих месяцев.

В соответствии с проектом, подготовленным в преддверии проведения референдума СССР, республики получали новые, более широкие полномочия, власть центра сужалась.

Для того чтобы определиться в вопросе о необходимости сохранения Союза ССР, и был задуман референдум.

Правовую основу для организации и проведения 17 марта 1991 г. референдума составили Конституция СССР 1977 г., Конституция БССР 1978 г., закон СССР от 27 декабря 1990 г. «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». В БССР своего закона о референдуме не было.

24 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял постановление «О сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик»[124], в котором постановил «считать необходимым сохранение Союза ССР как обновленной федерации равноправных союзных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности». В этот же день Съезд принял другое постановление – «О проведении референдума по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик»[125]. Съезд «в связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающими беспокойство о судьбах Союза ССР, и учитывая, что сохранение единого Союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Советского Союза» постановил провести референдум СССР для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как Федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик с учетом результатов голосования по каждой республике в отдельности. Постановлением было поручено Верховному Совету СССР определить дату проведения референдума и меры по его обеспечению.

16 января Верховный Совет СССР принял Постановление «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик»[126]. В Постановлении было решено:

провести на всей территории СССР в воскресенье, 17 марта 1991 г., референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик;

включить в бюллетень для тайного голосования следующую формулировку вопроса, выносимого на референдум, и варианты ответов голосующих: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности»: «Да» или «Нет»;

определить результаты голосования по Союзу ССР в целом с учетом итогов голосования по каждой республике в отдельности;

установить, что в соответствии со статьями 17 и 18 Закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» полномочия Центральной комиссии референдума СССР, проводимого 17 марта 1991 г., осуществляет Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов СССР;

высшим органам государственной власти республик, местным Советам народных депутатов, их исполнительным и распорядительным органам обеспечить в строгом соответствии с законодательством о референдуме СССР гарантии свободного волеизъявление граждан по вопросу, выносимому на референдум, исключить возможность оказания на граждан любого неправомерного воздействия, препятствующего осуществлению ими права на участие в референдуме;

высшим органам государственной власти республик: до 26 января 1991 г. решить вопросы организации центральных республиканских комиссий референдума СССР. Предоставить право центральным республиканским комиссиям референдума СССР определять в пределах соответствующих республик границы округов для проведения голосования на референдуме СССР; до 2 февраля 1991 г. решить вопрос об образовании окружных комиссий по проведению референдума СССР; не позднее 11 февраля 1991 г. обеспечить организацию участков и участковых комиссий референдума.

Постановлением было рекомендовано высшим органам государственной власти республик, местным Советам народных депутатов, руководствуясь конституционным принципом равноправия граждан СССР, обеспечить формирование соответствующих комиссий референдума СССР с учетом национального представительства голосующих.

Были даны поручения некоторым министерствам (иностранных дел, обороны), Правительству, Центризбиркому, высказаны рекомендации общественным объединениям, СМИ, связанные с проведением всенародного голосования по важнейшему вопросу государственной жизни.

В соответствии со статьей 29 Закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» в Постановлении было определено, что решение, принятое путем референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено только путем нового референдума СССР.

В целях осуществления контроля за принятым Постановлением Верховный Совет СССР 25 февраля 1991 г. принял другое Постановление – «О ходе выполнения Постановления Верховного Совета СССР об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР 17 марта 1991 года»[127].

Постановление Верховного Совета ССР решило основные вопросы, связанные с проведением союзного референдума.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями (тогда еще БССР) к компетенции Президиума Верховного Совета республики отнесена организация подготовки и проведения народных голосований (статья 105). В этой связи 21 января 1991 г. в целях своевременного осуществления Белорусской ССР мероприятий, предусмотренных Постановлением Верховного Совета СССР от 16 января 1991 г., им было принято постановление «Об организации подготовки и проведения в Белорусской ССР референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик»[128]. Президиум Верховного Совета возложил полномочия Центральной республиканской комиссии референдума СССР на Центральную комиссию по выборам народных депутатов Белорусской ССР, именуя ее при проведении референдума Центральной комиссией Белорусской ССР референдума СССР.

Следует отметить, что позиция Президиума Верховного Совета БССР по данному вопросу вызвала неоднозначную реакцию как в обществе, так и среди депутатов Верховного Совета БССР. И это естественно, так как по этому, одному из сложных вопросов развития республики, по существу, о выборе дальнейшего пути, имелись различные точки зрения.

31 января 1991 года 59 народных депутатов БССР обратились к Верховному Совету с депутатским запросом, обвинив Президиум Верховного Совета в грубом нарушении пункта 6 Постановления Верховного Совета СССР от 16 января 1991 г., в котором были даны поручения высшим органам государственной власти республик. Автор этой книги по поручению руководства Верховного Совета БССР, будучи заведующим юридическим отделом Секретариата Верховного Совета, готовил соответсвующую справку. В ней, в частности, было указано следующее.

«Утверждение о том, что Президиум Верховного Совета Белорусской приняв Постановление от 21 января 1991 года «Об организации подготовки и проведения в Белорусской ССР референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик», грубо нарушил пункт 6 Постановления Верховного Совета СССР «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» неправомерно. В соответствии с указанным Постановлением Верховного Совета СССР решать вопросы организации центральных республиканских комиссий референдума СССР было поручено высшим органам государст­венной власти республик. Между тем статьей 7 Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики на территории республики установлено верховенство Конституции и законов Белорусской ССР.

В соответствии со статьей 97 Конституции республики Верховный Совет Белорусской ССР наделен правом принятия решения о проведении республиканского референдума. В данном же случае речь идет об организации референдума СССР. В пункте 6 статьи 105 Конституции Белорусской ССР организация подготовки и проведения народных го­лосований (референдумов) закреплено за Президиумом Верховного Совета Белорусской ССР. Таким образом, принимая Постановление, Президиум Верховного Совета Белорусской ССР действовал строго в соответствии с Конституцией и Деяладацией о государственном суверенитете Белорусской ССР.

Следует отметить, что в других союзных республиках решения об организации проведения референдума СССР также принимались Президиумами Верховных Советов этих республик. Например, Президиум Верховного Совета Украинской ССР 28 января 1991 года принял Постановление «Об организации и мерах по обеспечению проведения на территории Украинской ССР веесоюзного референдума 17 марта 1991 года» («Правда Украины» от 30 января 1991 года), соответствующее решение приял также Президиум Верховного Совета Узбекистана («Правда» от 30 января 1991 года).

Неправомерно и утверждение народных депутатов Белорусской ССР о том, что Президиум Верховного Совета Белорусской ССР нарушил статью 54 Временного регламента Верховного Совета Белорусской ССР.

В соответствии с пунктом 12 Положения о порядке подготовки и проведения заседаний Президиума Верховного Совета Белорусской ССР (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1990 г., № 1, ст. 2) решения Президиума Верховного Совета республики по неотложным вопросам могут приниматься путем персонального опроса членов Президиума.

Постановление Президиума Верховного Совета Белорусской ССР в принципе может быть отменено Верховным Советом Белорусской ССР как высшим органом государственной власти республики, который в таком случае будет обязан сам организовать выполнение постановления Верховного Совета Союза ССР от 16 января 1991 года, в связи с «нарушением» пункта 6 которого проявляется озабоченность в де­путатском запросе.

Кроме того, следует отметить, что ни один государственный орган республики не вправе взять на себя ответственноеть за решение судьбы Сойза ССР. Около трехсот народных депутатов Белорусской ССР не могут, по нашему мнению, заблокировать выражение воли более 7 миллионов граждан Белорусской ССР, которые могут принять участие в референдуме. Тем более, что согласно статье 2 Конституции вся власть в Белорусской ССР принадлежит народу и таким образом он сам определяет свою судьбу».

Работа по подготовке к проведению референдума в республике проводилась гласно. Органами власти осуществлялся постоянный контроль за выполнением намеченных мероприятий (образование округов, участков для голосования, сформирование окружных и участковых комиссий, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, изготовление необходимой документации, плакатов с текстом вопроса, вынесенного на референдум, подготовка бюллетеней для голосования, разъяснение гражданам важности их активного участия в решении судьбы Союза ССР). Именно по этим вопросам Президиум Верховного Совета 6 марта 1991 г. заслушал информацию Центральной комиссии Белорусской ССР референдума СССР о работе по обеспечению проведения в республике референдума СССР 17 марта 1991 г. По итогам рассмотрения данного вопроса информация Центральной комиссии была принята к сведению. Местным Советам народных депутатов Белорусской ССР, их президиумам и исполнительным комитетам, комиссиям референдума СССР было поручено принять исчерпывающие меры по завершению подготовки к проведению референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР. Особое внимание обращено на обеспечение гарантий свободного волеизъявления граждан и широкой гласности при проведении референдума, необходимость исключить возможность любого неправомерного воздействия на людей, препятствующего осуществлению ими права на участие в референдуме.

17 марта 1991 г. всенародное голосование состоялось. Все с нетерпением ждали его результатов. Верховный Совет СССР 21 марта принял Постановление «Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года». Рассмотрев сообщение Центральной комиссии референдума СССР об итогах первого в истории СССР референдума 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности, Верховный Совет прежде всего отметил высокую активность и гражданскую ответственность участников всенародного голосования. В принятом Постановлении было зафиксировано, что в референдуме в целом по стране, по предварительным данным, приняли участие 147 млн. человек. За сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались 112 млн. человек, то есть 76 процентов голосовавших. Таким образом, большинство граждан исходило из того, что судьба народов страны неразделима, что только совместными усилиями они могут успешно решать вопросы экономического, социального и культурного развития. Получила поддержку позиция IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР по вопросу о сохранении Союза ССР на основе демократических преобразований.

Несмотря на то, что органами власти ряда республик (Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения, Эстония) не были выполнены решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, имели место нарушения конституционных прав граждан, моральное давление на них, блокирование участков для голосования, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР. Такое проявление гражданственности Верховный Совет СССР оценивал как акт мужества и патриотизма.

Верховный Совет СССР постановил государственным органам Союза ССР и республик руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путем референдума в поддержку обновленного Союза Советских Социалистических Республик, исходя из того, что это решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории СССР.

Было рекомендовано Президенту СССР и Совету Федерации, Верховным Советам республик исходя из итогов состоявшегося референдума энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным Договором с тем, чтобы подписать его в кратчайшие сроки. Одновременно ускорить разработку проекта новой Конституции Союза ССР.

Комитету конституционного надзора СССР было предложено дать заключение о соответствии принятых в связи с проведением референдума актов высших органов государственной власти республик, ограничивающих права граждан СССР, Конституции СССР и законам СССР.

3 апреля 1991 г. Президиум Верховного Совета БССР принял Постановление «О результатах голосования на референдуме СССР 17 марта 1991 г. в Белорусской ССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик». Президиум, заслушав информацию Председателя Центральной комиссии Белорусской ССР референдума СССР, отметил, что референдум СССР 17 марта 1991 г. прошел в республике организованно, спокойно, при высокой активности населения, в соответствии с требованиями Закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». В референдуме приняли участие 6 126 983 человек, или 83,3 процента, граждан, имеющих право участвовать в голосовании. За сохранение обновленного Союза ССР высказалось 82,7% принявших участие в голосовании. Число граждан, отметивших на референдуме «нет», составило 16,1%. 1,2% бюллетеней признано недействительными.

Результаты голосования в Белорусской ССР свидетельствуют, что абсолютное большинство граждан, участвовавших в референдуме, высказалось за сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности. История распорядилась иначе.

 



2019-05-24 339 Обсуждений (0)
Референдум 17 марта 1991 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Референдум 17 марта 1991 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)