Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок избрания Президента Республики Беларусь



2019-05-24 447 Обсуждений (0)
Порядок избрания Президента Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Президент Республики Беларусь согласно Конституции избирается на основе всеобщего, равного, прямого, свободного, избирательного права при тайном голосовании. Правовой основой для проведения выборов Президента Республики Беларусь является Конституция, Избирательный кодекс Республики Беларусь, а также некоторые иные правовые акты.

В соответствии со ст. 81 Конституции выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если же должность Президента оказалась вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий в этом случае устанавливаются Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов.

В соответствии со ст. 60 Избирательного кодекса Республики Беларусь выдвижение кандидатов в Президенты при проведении очередных выборов начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

В Конституции определены требования, которые предъявляются к кандидату в Президенты Республики Беларусь. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами (ценз оседлости).

Важно отметить, что белорусское законодательство не предусматривает каких-либо требований к национальности кандидата.

Законодательством Республики Беларусь не устанавливается ограничений для пребывания кандидата в Президенты на должности в качестве государственного служащего либо на действительной военной службе, не предъявляется требование иметь духовное звание.

Избирательным кодексом конкретизируется процедура сбора подписей граждан. Предусматривается, что выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами, осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.

Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты. В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, профессия, занимаемая должность (занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты, а также фамилия, имя и отчество, даты рождения и место жительства каждого члена группы и ее руководителя.

Центральная комиссия в пятидневный срок рассматривает заявление, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, выдвигаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь. Сбор подписей избирателей может осуществляться только членами инициативной группы.

В подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, профессия, занимаемая должность (занятие), место работы и место жительства, партийность кандидата в Президенты, а также фамилия, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи и номер регистрации инициативной группы. В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – в одном районе.

В подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дату рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности избирателя. Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.

Кодексом предусмотрено, что личная собственноручная подпись члена инициативной группы, собиравшего подписи избирателей, осуществляется на каждом подписном листе в присутствии председателя или заместителя председателя городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского исполнительного комитета, главы или заместителя главы районной администрации в городе, на территории которого проводился сбор подписей, а в городах и поселковых исполнительных комитетах – в присутствии председателя либо заместителя председателя районного исполнительного комитета и удостоверяется печатью немедленно.

Подписные листы сдаются не позднее чем за 50 дней до выборов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь, которая в десятидневный срок проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, сданных членами инициативной группы, и обеспечивает достоверность данных о количестве таких подписей. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию.

Проверить достоверность подписей избирателей на подписных листах при необходимости в пятидневный срок могут также областные и Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей. Подписные листы, в которых обнаружены фиктивные подписи или подписи одного и того же избирателя за двух и более избирателей либо подписи граждан, не обладающих избирательным правом, а равно подписные листы, не подписанные членом инициативной группы или не удостоверенные печатью местного исполнительного и распорядительного органа, считаются недостоверными.

Регистрация выдвинутых кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов.

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов.

Решение о регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь принимается при наличии следующих документов: протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, подтверждающих наличие не менее 100 тыс. подписей избирателей Республики Беларусь по выдвижению кандидата в Президенты, а также заявлений кандидатов о согласии баллотироваться, а также биографических данных лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь и декларации о доходах и имуществе.

К регистрации представляется любое количество кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов в течение двух дней после регистрации должна выдать кандидатам в Президенты соответствующие удостоверения.

Выборы Президента Республики Беларусь являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, которые достигли 18 лет. При этом в законе подчеркнуто, что какое-либо прямое или косвенное ограничение избирательных прав в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических взглядов, рода и характера занятий запрещается.

Конституцией и законом предусмотрено, что в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Таким образом, в принципе признается возможность голосования об избрании тех лиц, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей. Значит, они обладают пассивным правом, хотя и лишены активного избирательного права.

Другим важнейшим принципом является свободный характер выборов: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. При этом подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно. Этой же цели – обеспечению свободного характера выборов служит и свобода предвыборной агитации. Так, гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, доверенным лицам кандидатов в Президенты предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения избирательных программ кандидатов в Президенты Республики Беларусь, политических, деловых и личных качеств кандидатов в Президенты Республики Беларусь, вести агитацию за или против кандидата в Президенты Республики Беларусь на собраниях, митингах, в печати, по телевидению и радио, во время встреч с избирателями.

Равенство выборов проявляется в том, что избиратели имеют равное количество голосов, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Белорусское законодательство регламентирует и другие стороны избирательного процесса. Согласно ст. 70 Конституции расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан. Избирательным кодексом в некоторой мере конкретизируются эти конституционные положения. Так, в ст. 48 предусмотрено, что порядок распределения и использования денежных средств устанавливает Центральная комиссия. Установлено, что средства, используемые для проведения предвыборной агитации, должны делиться поровну между всеми кандидатами в Президенты и расходоваться по их требованию в порядке, установленном Центральной комиссией. Очень важно, что в деле расходования средств обеспечивается гласность: Центральная комиссия обязана сообщить размер средств, выделенных на предвыборную агитацию каждого кандидата, через средства массовой информации не позднее чем через три дня после окончания срока регистрации кандидатов в Президенты.

Говоря о возможности финансирования выборов со стороны общественных объединений, граждан, важно отметить установленный законом запрет на какое-либо прямое или косвенное участие иностранных организаций и иностранных граждан в финансировании и иной материальной помощи избирательной кампании кандидатов в Президенты.

В список избирателей включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка и имеющие право участвовать в голосовании.

Согласно закону избиратель не может быть включен в списки избирателей на других участках для голосования.

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов, а на участках, образованных в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, – за 2 дня до выборов.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в 2-недельный срок, а накануне и в день выборов немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Решение может быть обжаловано не позднее чем за пять дней до выборов в районный (городской) суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок.

Законом установлены гарантии деятельности кандидатов в Президенты Республики Беларусь и их доверенных лиц.

Кандидат в Президенты Республики Беларусь может иметь до 30 доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его Президентом, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными и общественными органами, избирателями, а также в комиссиях по выборам Президента Республики Беларусь.

Кандидат в Президенты Республики Беларусь определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов, которая после регистрации выдает им удостоверения. Кандидат в Президенты Республики Беларусь имеет право в любое время до выборов заменить доверенных лиц.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь со времени их регистрации Центральной комиссией участвуют в избирательной кампании на равных началах, имеют равное право на использование средств массовой информации на территории Республики Беларусь.

Всем зарегистрированным кандидатам в Президенты предоставляются равные возможности материально-технического и финансового обеспечения избирательной кампании.

Зарегистрированные кандидаты в Президенты на период проведения предвыборной кампании имеют право на освобождение от производственных или служебных обязанностей без сохранения средней заработной платы по месту работы.

Кандидаты в Президенты имеют право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского (за исключением такси) транспорта в пределах территории Республики Беларусь.

Кандидаты в Президенты, доверенные лица кандидатов в Президенты на период избирательной кампании не могут быть уволены с работы, а также переведены на другую работу или должность без их согласия.

При выборах Президента Республики Беларусь голосование проводится в день выборов с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия должна оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов.

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

В день выборов перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Бюллетень выдается избирателю соответствующей участковой комиссией на основании списка избирателей по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. При получении бюллетеня голосующий расписывается против своей фамилии в списке.

Бюллетень по выборам Президента Республики Беларусь заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Однако избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме члена участковой комиссии.

При голосовании избиратель в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, вычеркивает в бюллетене фамилии кандидатов, против которых он голосует. Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования.

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить бюллетень и опустить его в отдельный ящик для голосования избирателей, отсутствующих в день выборов по месту своего жительства.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия по их просьбе, высказанной в письменной или устной форме, поручает не менее чем двум членам комиссии организовать голосование по месту пребывания этих избирателей в день выборов.

На основании протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь не позднее чем через 10 суток после окончания голосования Центральная комиссия устанавливает и вносит в протокол следующие данные:

общее количество избирателей;

число избирателей, получивших бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь;

число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за, и количество голосов, поданных против каждого кандидата в Президенты Республики Беларусь;

число бюллетеней, признанных недействительными;

число неиспользованных бюллетеней;

число неиспользованных бюллетеней.

Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Центральной комиссии.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовали больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины граждан, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Выборы Президента Республики Беларусь в целом по республике или по отдельным участкам для голосования, районам, городам, районам в городах, областям, городу Минску могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений, если они повлияли на итоги выборов в целом по республике. Решение о признании выборов недействительными принимается Центральной комиссией и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение 10 дней. Право обжалования решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам в Президенты Республики Беларусь. По мнению автора, право проверки конституционности (законности) выборов должно принадлежать Конституционному Суду. За рубежом обычно именно органы конституционного контроля проверяют конституционность выборов и референдумов.

Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования и опубликования не позднее чем через три дня с момента подписания протокола об итогах выборов.

Законом предусмотрено, что, если в бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Республики Беларусь и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то в 2-недельный срок Центральной комиссией проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати на следующий день после назначения второго тура голосования.

Избранным считается кандидат в Президенты, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если в связи со снятием кандидатур остается один кандидат, второй тур голосования проводится по его кандидатуре. В этом случае за его избрание должны проголосовать более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты или признания выборов Президента несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента, Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе.

Согласно закону повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.

В Конституции и действующем законодательстве Республики Беларусь предусматривается порядок вступления Президента в должность (инаугурация – от лат. inaugurare – посвящать). Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом Присяги. Именно с произнесением Присяги прекращаются полномочия предыдущего Президента.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. Президент приносит Присягу следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции) вовсе не означает отсутствия необходимости обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно за рубежом учреждается пост главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

Анализ конституций многих зарубежных стран показывает, что глава государства либо выводится над всеми ветвями власти, либо включается в законодательную и исполнительную ветви власти, либо только в исполнительную власть.

При этом следует отметить, что во многих конституциях термин «глава государства» прямо не упоминается. В литературе обычно под ним понимается монарх либо президент страны. Именно глава государства обеспечивает высшее представительство страны, часто он является символом государства, единства нации.

Шарль де Голль так излагал свою доктрину конституционного строительства: «По моему мнению, необходимо, чтобы государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб». Именно эта доктрина была реализована в Конституции Франции, принятой на референдуме 1958 г. Конституция Беларуси в новой редакции весьма схожа с Конституцией Франции.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Таким образом Конституция Республики Беларусь возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.

Возложение на Президента Республики Беларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя, безусловным гарантированием прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагают функции арбитра между властями.

По мнению автора, посредничество Президента имеет скорее политический, чем чисто юридический характер: ведь Конституционный Суд Беларуси в юридическом отношении обладает обширными правами, в том числе в отношении разрешения споров о компетенции посредством проверки конституционности нормативных актов.

Над Президентом есть единственный высший арбитр – народ. Именно он является источником государственной власти и носителем суверенитета. В случае, когда разногласия между ветвями власти не могут быть сняты, то вполне уместно его обращение к народу с тем, чтобы на референдуме был решен вопрос в ту или иную пользу.

Особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить правительством, подчиненными ему органами.

У Президента есть исключительно единоличные полномочия, когда не требуется контрассигнирование и не нужно иное какое-либо участие другого государственного органа (например, внесение предложения, согласование и т.д.). О таких полномочиях Президента Республики Беларусь будет рассказано ниже.

 



2019-05-24 447 Обсуждений (0)
Порядок избрания Президента Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)