Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование революционных взглядов



2018-06-29 507 Обсуждений (0)
Формирование революционных взглядов 0.00 из 5.00 0 оценок




Детские и юношеские годы Владимира Ульянова проходили в обстановке жестокой реакции, царившей в ту пору в России. Всякое проявление свободной, смелой мысли подвергалось преследованию. Впоследствии Владимир Ильич охарактеризовал это время, как период «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции»1. Поэтому гимназия не могла способствовать формированию передовых общественных идеалов.

Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем походить на брата, и если его спрашивали, как он поступит в том или ином случае, он неизменно отвечал: «как Саша». С годами стремление равняться на старшего брата не прошло, а стало глубже и осмысленнее. От Александра Володя узнал о марксистской литературе, впервые увидел у него «Капитал» К. Маркса.

Александр Ульянов был исключительно одаренным юношей. Он с детских лет проявлял твердую волю, высокие моральные качества. «Саша, — вспоминала Анна Ильинична. — был на редкость серьезный, вдумчивый и строго относящийся к своим обязанностям мальчик. Он отличался также не только твердым, но и справедливым, чутким и ласковым характером и пользовался большою любовью всех младших. Володя подражал старшему брату...»2

Каким представлял себе Александр Ульянов моральный облик человека, ярко показывает одно из сохранившихся его гимназических сочинений на тему: «Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству». Он писал:

«Чтобы быть полезным обществу, человек должен быть честен и приучен к настойчивому труду, а чтобы труд его приносил сколь возможно большие результаты, для этого человеку нужны ум и знание своего дела... Честность и правильный взгляд на свои обязанности по отношению к окружающим людям должны быть воспитаны в человеке с ранней молодости, так как от этих убеждений зависит и то, какую отрасль труда он выберет для себя, и будет ли он руководствоваться при этом выборе общественной пользой или эгоистическим чувством собственной выгоды...

Любовь к труду должна простираться не только на легкие и ничтожные вещи, но и на то, что с первого взгляда кажется непреодолимым. Чтобы быть действительно полезным членом общества, человек должен настолько приучиться к настойчивому труду, чтобы не останавливаться ни перед какими трудностями и препятствиями, ни перед темп, которые представляют ему внешние обстоятельства, ни перед теми, которые представляют ему собственные недостатки и слабости: для итого он должен уметь управлять своей волей и выработать себе твердый и непоколебимый характер»3.

Таков был духовный облик и самого Александра Ульянова.

Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться в окружавшую его жизнь. Искренний, не терпящий никакой лжи и ханжества, он порывает с религией. Толчком к этому была сцена, которая возмутила его до глубины души. Однажды в беседе с гостем Илья Николаевич сказал о своих детях, что они плохо посещают церковь. Глядя на Владимира. гость сказал: «Сечь, сечь надо!» Гневный выбежал юноша из дому и в знак протеста сорвал с себя нательный крестик.

Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил народ, какому бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа.

О сочувствии голого Ленина к угнетенным царизмом национальностям говорит такой факт. В последних классах гимназии он вел занятия с учителем чувашской школы И. М. Охотниковым, готовя его к экзамену на аттестат зрелости. Чуваш по национальности, человек больших математических способностей, Охотников страстно мечтал о получении высшего образования. Но для поступления в университет требовался аттестат зрелости, которого у него не было. Чтобы получить аттестат, надо было сдавать экзамены по многим предметам, в том числе и по древним языкам. Самостоятельно изучить эти языки Охотникову было трудно, а средств на то, чтобы нанять учителя, он не имел. Узнав о безвыходном положении Охотникова. Владимир Ильич взялся бесплатно подготовить его и в течение полутора лет систематически, три раза в неделю, занимался с ним. Охотников успешно сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил в университет.

В поисках ответа на волновавшие его вопросы Владимир Ильич много читал. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. И. С. Тургенева, Н. Л. Некрасова. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого были его любимыми книгами. Он впитал в себя революционный дух произведении В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Сочинения революционных демократов пробуждали в нем ненависть к общественно-политическому строю царской России, помогали формированию его революционных убеждении. Молодой Ленин увлекался стихами поэтов сатирического журнала «Искра» — одного из видных органов печати революционно-демократического направления, выступавшего против крепостнической реакции и дворянско-буржуазного либерализма.

Революционные настроения юноши проявлялись даже в его классных работах. Однажды директор гимназии Ф. М. Керенский (отец небезызвестного впоследствии эсера А. Ф. Керенского) всегда ставивший сочинения Ульянова в пример другим учащимся, предостерегающе сказал: «О каких это угнетенных классах вы тут пишете, при чем это тут?»

Позднее Владимир Ильич рассказывал Н. К. Крупской, что в ту пору ему очень хотелось поделиться с кем-нибудь мыслями, которые волновали его. Показалось как-то, что один из его одноклассников настроен революционно, и он решил с ним поговорить. Пошли на реку Свиягу. «Но разговор не состоялся. Гимназист начал говорить о выборе профессии, говорил о том, что надо выбрать ту профессию, которая поможет лучше устроиться, сделать карьеру. Ильич рассказывал: «Подумал я: карьерист какой-то, а не революционер» — и не стал с ним ни о чем говорить»4.

Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно, от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич. Осиротевшая семья осталась без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию, в ожидании назначения которой прошло несколько месяцев.

Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось новое несчастье — 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге.

О революционной деятельности Александра Ильича в семье не знали. Он блестяще учился в Петербургском университете. Его исследования в области зоологии и химии обращали на себя внимание видных ученых, таких, как Н. П. Вагнер и А. М. Бутлеров; каждый из них желал оставить его в университете на своей кафедре. Одна из его работ но зоологии, выполненная на III курсе, была удостоена золотой медали. Александра Ульянова прочили в профессора. В последнее лето, проведенное им дома, он все время отдавал подготовке своей диссертации и, казалось, целиком ушел в науку. Никто не знал, что, находясь в Петербурге, Александр Ильич участвовал в кружках революционной молодежи и вел политическую пропаганду среди рабочих. Идейно он находился на пути от народовольчества к марксизму.

Товарищи любили его за ум и нравственную чистоту, преданность делу и исключительную скромность. Среди тех, кто одновременно учился с ним, были студенты, имена которых потом стали широко известными. К их числу относятся писатель А. С. Серафимович, революционный поэт Латвии Ян Райнис, один из соратников В. И. Ленина — П. И. Стучка и другие.

Об аресте Александра и Анны в Симбирск написала родственница Ульяновых, но, боясь за Марию Александровну, она послала письмо не ей, а близкому другу их семьи — учительнице В. В. Кашкадамовой. Та немедленно вызвала из гимназии Владимира и дала ему прочесть письмо. «Крепко сдвинулись брови Ильича, он долго молчал... — вспоминала Кашкадамова. — «А ведь дело-то серьезное, — сказал он, — может плохо кончиться для Саши»5. На Владимира легла нелегкая задача — подготовить к печальному известию мать и в эту тяжелую минуту быть ей моральной поддержкой.

Весть о случившемся быстро облетела город. И сразу же от семьи Ульяновых отшатнулись все, кто раньше у них бывал, все либеральное симбирское «общество». Тогда-то впервые молодой Ленин увидел трусливое лицо либеральных интеллигентов.

Мария Александровна присутствовала на заседании суда над Александром и его товарищами, слышала речь сына, в которой он смело обличал царское самодержавие и говорил об исторической неизбежности победы нового общественного строя — социализма.

«Я удивилась, как хорошо говорил Саша: так убедительно, так красноречиво, — рассказывала Мария Александровна дочери Анне. — Я не думала, что он может говорить так. Но мне было так безумно тяжело слушать его, что я не могла досидеть до конца его речи и должна была выйти из зала».

8 мая 1887 года Александр Ульянов в возрасте 21 года был казнен царскими палачами в Шлиссельбурге.

Казнь Александра Ульянова взволновала всех честных людей и вызвала их возмущение произволом царского самодержавия. Газеты многих стран писали тогда о мужестве Александра Ульянова. Так, английская «Daily News» и издаваемая в Швейцарии «Der Sozialdemokrat» особое внимание уделили его речи на суде; о его бесстрашии во время казни писала французская газета «Cri du People». В польской газете «Przedswit» была опубликована поэма «Ульянов», посвященная его героизму и мужеству. Гибель Александра Ульянова была огромной утратой и для науки. Недаром великий Менделеев так сожалел, что революция отняла у него двух его выдающихся учеников — Кибальчича и Ульянова.

Казнь брата потрясла молодого Ленина и вместе с тем укрепила его революционные взгляды. Волнующие слова написала о братьях А. И. Ульянова-Елизарова: «Александр Ильич погиб как герой, и кровь его заревом революционного пожара озарила путь следующего за ним брата, Владимира»6.

Преклоняясь перед светлой памятью брата, его самоотверженностью и мужеством, Владимир, однако, отверг избранный Александром путь террористической борьбы. «Нет, мы пойдем не таким путем, — решил он. — Не таким путем надо идти».

В трагические для семьи Ульяновых дни со всей силон сказались самообладание и стойкость юноши. Он видел, с каким мужеством переносит свое неутешное горе мать. Пример матери не мог не повлиять на него, и, как ни тяжело ему было, он взял себя в руки и блестяще сдал экзамен на аттестат зрелости. Самый молодой в классе, он, единственный из всех, сдавших экзамен, получил золотую медаль. Гимназическое начальство колебалось: давать ли брату казненного «государственного преступника» медаль. Но необыкновенные способности и глубокие знания Владимира Ильича были так очевидны, что не дать ему медаль было невозможно. В характеристике директора гимназии отмечалось: «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный, Ульянов во всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотого медалью, как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению».7

Характерно, что на заседании попечительского совета Казанского учебного округа, обсуждавшего работы выпускников гимназий, особо отмечались те, которые были сделаны Владимиром Ульяновым из Симбирской гимназии.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 1, стр. 295.

2 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. В пяти томах. Т. 1. М., 1968, стр. 22.

3 Александр Ильич Ульянов и дело 1 марта 1887 г. Сборник. М. — Л., 1927, стр. 120 — 127.

4 Н. К. Крупская. О Ленине. М., 1965, стр. 36.

5 Александр Ильич Ульянов и дело 1 марта 1887 г. Сборник, 1927, стр. 274.

6 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1, 1968, стр. 25.

7 «Молодая Гвардия», 1924, № 1, стр. 89.

 



2018-06-29 507 Обсуждений (0)
Формирование революционных взглядов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование революционных взглядов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)