Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Среди петербургского пролетариата



2018-06-29 506 Обсуждений (0)
Среди петербургского пролетариата 0.00 из 5.00 0 оценок




В Петербург Ленин приехал 31 августа (о чем царская охранка незамедлительно уведомила департамент полиции). Через два дня он был зачислен помощником присяжного поверенного к одному из петербургских адвокатов. Но работа в качестве юриста была лишь легальным прикрытием его революционной деятельности. Юридической практикой он занимался мало, отдавая все свое время и все свои силы революционной работе.

Нижегородские марксисты дали Ленину явку в Петербург. Они снабдили его письмом к учившемуся там своему земляку — М. А. Сильвину, при содействии которого он и установил связь с марксистами столицы. Вскоре Владимир Ильич вступил в марксистский кружок, состоявший преимущественно из студентов Технологического института. В него входили: С. И. Радченко, Г. М. Кржижановский, В. В. Старков, Г. Б. Красин, А. А. Ванеев, П. К. Запорожец, М. А. Сильвин, А. Л. Малченко и другие. Это была небольшая группа, которая пропагандировала марксистскую теорию среди узкого круга передовых рабочих.

Однако до появления Ленина никто из участников кружка не задавался целью применять марксизм к анализу явлений российской экономики. «Никто из нас, — вспоминал Г. М. Кржижановский, — не был злаком в такой степени с первоисточниками изучения этой экономики, с богатейшим материалом нашей земской статистики. Никто из нас не мог соперничать с ним по широте и глубине классового анализа действующих сил».

Появление в кружке Владимира Ильича сравнивалось с «животворным по своим последствиям грозовым разрядом». Непоколебимая вера в победу рабочего класса, обширные знания, глубокое понимание марксизма и умение применять его к разрешению жизненных вопросов, волновавших народные массы, сразу же снискали Ленину искреннее уважение петербургских марксистов и вскоре сделали его их признанным руководителем.

Уже в те годы Владимир Ильич был всецело поглощен первостепенной задачей — как можно быстрее преодолеть раздробленность и кустарничество социал-демократических кружков и начать создание революционной пролетарской партии. Позднее, вспоминая тот период, он писал: «Я работал в кружке, который ставил себе очень широкие, всеобъемлющие задачи, — и всем нам, членам этого кружка, приходилось мучительно, до боли страдать от сознания того, что мы оказываемся кустарями в такой исторический момент, когда можно было бы, видоизменяя известное изречение, сказать: дайте нам организацию революционеров — и мы перевернем Россию!»1 На создании организации революционеров Ленин и сосредоточил все свое внимание. Он ясно видел, какие большие возможности откроются для победы революции в России, если рабочее движение будет возглавляться хорошо организованным авангардом пролетариата, революционной марксистской партией. И такая организация, такой революционный марксистский авангард рабочего класса — в лице большевистской партии — был создан под руководством Ленина.

Деятельность Ленина в Петербурге совпала с началом подъема массового рабочего движения, особенно сильно развернувшегося в 90-х годах XIX века. С развитием капитализма в России быстро рос и рабочий класс: на крупных фабриках, заводах, железных дорогах, в горной промышленности страны в это время насчитывалось уже около трех миллионов рабочих. Тяжелой и беспросветной была их жизнь. Трудовой день рабочего продолжался 12 — 13, а в ряде отраслей промышленности — 15 — 16 часов. За свой изнурительный труд он получал низкую заработную плату, особенно ничтожной она была у женщин и детей, труд которых широко применялся в промышленности.

Непосильный труд, полуголодное существование и ужасные жилищно-бытовые условия вызывали протесты пролетарских масс, поднимали их на борьбу с капиталистами. Но разрозненные стихийные возмущения против невыносимой эксплуатации, гнета и нищеты кончались обычно поражением рабочих. Тех, кто осмеливался высказывать свое недовольство существовавшими порядками, жестоко преследовали, сажали в тюрьмы, отправляли в ссылку, на каторгу.

Чтобы вести успешную борьбу с капиталистами, надо было придать ей организованный характер, внести в нее революционные идеи научного социализма. Политическое просвещение, организация рабочих, развитие их социалистического сознания, разъяснение им общих целей и путей пролетарской классовой борьбы — вот задача, которую ясно понимал Ленин и которую он поставил перед марксистами Петербурга.

Работа Ленина среди петербургского пролетариата началась с осени 1893 года. Он установил связь с передовыми рабочими В. А. Шелгуновым, И. В. Бабушкиным, В. А. Князевым, Н. Е. Меркуловым, братьями Ф. И. и А. И. Бодровыми, И. Ф. Костиным, И. И. Яковлевым, Б. И. Зиновьевым, П. Д. Дмитриевым и многими другими. Ленин был связан с пролетариями Путиловского (ныне им. Кирова), Семянннковского (ныне Невский машиностроительный завод им. В. И. Ленина) и Обуховского (ныне завод «Большевик») заводов, фабрик Торнтона (ныне Комбинат тонких и технических сукон нм. Э. Тельмана) и «Лаферм» (ныне им. Урицкого) и других.

К приезду Ленина в Петербург здесь уже существовало несколько рабочих политических кружков. Владимир Ильич стал посещать эти кружки. Он бывал на собраниях, происходивших на квартирах рабочих, часто общался с организаторами кружков, принимал деятельное участие в совещаниях революционно настроенных, передовых пролетариев. Он внимательно изучал положение рабочих, их настроения, прислушивался к их разговорам о порядках на фабриках и заводах, о своей тяжелой жизни, о помещичьем гнете в деревне, с которой многие из них были тесно связаны.

Владимир Ильич много сил отдавал политическому просвещению рабочих. Он руководил рабочими кружками за Невской заставой, на Петербургской и Выборгской сторонах. Занятия кружков проводились на квартирах рабочих. Помимо руководства кружками он вел занятия и с отдельными рабочими.

В. И. Ленин нес в рабочие массы великое марксистское учение, связывая его с злободневными вопросами жизни страны и нуждами пролетарских масс. Он стремился сделать учение Маркса близким и понятным рабочим. Излагая первый том «Капитала», он иллюстрировал экономическое учение Маркса примерами из жизни самих слушателей. Ленин умел просто и доходчиво разъяснять рабочим самые сложные вопросы теории. Рабочие с живым интересом слушали своего руководителя, который умело вовлекал их в обсуждение. Участник кружка И. В. Бабушкин с восхищением вспоминал, как Ленин вел занятия по политической экономии:

«Лектор излагал нам эту науку словесно, без всякой тетради, часто стараясь вызывать у нас или возражения, или желание завязать спор, и тогда подзадоривал, заставляя одного доказывать другому справедливость своей точки зрения на данный вопрос. Таким образом, наши лекции носили характер очень живой, интересный, с претензией к навыку стать ораторами; этот способ занятий служил лучшим средством уяснения данного вопроса слушателями. Мы все бывали очень довольны этими лекциями и постоянно восхищались умом нашего лектора...»2

Другой ученик Владимира Ильича, рабочий В. А. Князев, писал впоследствии, что слушатели кружка хорошо усвоили важнейшую мысль своего учителя, что, если бы рабочие «сумели объединиться, сплотиться, в них была бы такая сила, которая могла бы разрушить все препятствия к достижению лучшего. Приобретя знания, они смогли бы самостоятельно улучшить свое положение, вывести себя из рабского состояния...»3

Каждое занятие Ленина обогащало рабочих знаниями, расширяло их кругозор, выковывало их классовое самосознание, развивало политически. Рабочие жадно тянулись к учению Маркса. Измученные изнуряющим трудом, они урывали время от сна, от отдыха для чтения книг, для занятий в кружке. «Это время, — писал И. В. Бабушкин, — у нас было самое интенсивное в смысле умственного развития, каждая минута нам была очень дорога, каждый свободный от работы час был заранее определен и назначен, и вся неделя так же строго распределялась. Когда припоминаешь теперь это время, просто удивительно становится, откуда только бралась энергия для столь интенсивной жизни».4

Особое внимание Ленин уделял воспитанию и повышению знаний организаторов и руководителей рабочих кружков. «Вы должны больше читать, развиваться и развивать других... надо работать вовсю. Вы должны развиваться политически, и тогда вся ваша работа в кружке будет для вас наслаждением», — вспоминал слова Владимира Ильича В. А. Князев.

По свидетельству В. А. Шелгунова, Владимир Ильич постоянно внушал рабочим, чтобы они никогда не забывали о политической стороне дела, шли революционным путем, не сворачивали на реформистский путь английских тред-юнионов, ибо тред-юнионизм означает идейное порабощение рабочих буржуазией. Он учил рабочих, как надо держаться в случае ареста, на допросах и на суде, как помогать арестованным и ссыльным товарищам, как изыскивать необходимые для этого денежные средства. Для просвещения рабочих он советовал создавать библиотеки и иметь программу чтения.

В. И. Ленин приучал членов кружка к самостоятельной политической работе, привлекал их к сбору материалов, на основании которых писались листовки на самые злободневные темы, призывавшие рабочих к классовой борьбе против угнетателей. Он часто давал слушателям письменные вопросы, требовавшие для ответа изучения заводской и фабричной жизни. Через одного из своих знакомых Ленину удалось достать разрешение на посещение Путиловского завода. С пристальным вниманием он осматривал крупнейшее предприятие, знакомился с условиями труда заводского пролетариата. Все это обогащало его конкретными данными о положении рабочего класса, помогало руководить развертывавшимся пролетарским движением.

Характерной чертой Ленина как руководителя рабочих кружков было его умение не только учить, но и постоянно учиться у рабочих, изучать их жизнь и условия труда.

Хорошее знание жизни рабочего класса дало Ленину бесценный материал для выводов и обобщений в его теоретических работах о пролетариате как ведущей силе общества, о его великой революционной роли. «Работа среди питерских рабочих, разговоры с ними, внимательное прислушивание к их речам дало Владимиру Ильичу понимание великой мысли Маркса, той мысли, что рабочий класс является передовым отрядом всех трудящихся и что за ним идут далее трудящиеся массы, все угнетенные, что в этом его сила и залог его победы. Только как вождь всех трудящихся рабочий класс может победить. Это понял Владимир Ильич, когда он работал среди питерских рабочих»,5 — отмечала Н. К. Крупская.

С чувством большой любви и уважения относились рабочие к Владимиру Ильичу — своему учителю и другу. Занятия Ленина привлекали все большее число участников. Так кружок, куда сначала входили Бабушкин, Шелгунов и еще двое рабочих, вырос до 19 человек (среди них были: Морозов, Жуков, Щеглов, Фунтиков, Меркулов, работницы Боброва, Морозова и другие). Из передовых пролетариев-революционеров Ленин воспитывал организаторов пролетарских масс, главным образом на них он опирался, создавая марксистскую рабочую партию в России. Ученики Ленина оказались достойными своего учителя. Среди них следует отметить Василия Андреевича Шелгунова — организатора кружка передовых рабочих, революционера, который вел среди пролетариев энергичную пропагандистскую работу. Ленин высоко оценивал роль Шелгунова в рабочем движении России. Учеником и ближайшим помощником Ленина до конца своей героической жизни был Иван Васильевич Бабушкин, выросший в выдающегося деятеля пролетарской партии. Выходец из крестьянской бедноты, с малых лет познавший нужду и эксплуатацию, ставший потом квалифицированным слесарем, он отличался глубокой выдержанной революционностью и горячей преданностью делу. Человек незаурядных способностей, Бабушкин страстно и неустанно учился. Ленин отмечал впоследствии: «И. В. Бабушкин — один из тех рабочих-передовиков, которые за 10 лет до революции начали создавать рабочую социал-демократическую партию. Без неустанной, геройски-упорной работы таких передовиков в пролетарских массах РСДРП не просуществовала бы не только десяти лет, но и десяти месяцев. Только благодаря деятельности таких передовиков, только благодаря их поддержке, РСДРП выросла к 190.1 г. в партию, которая неразрывно слилась с пролетариатом в великие октябрьские и декабрьские дни, которая сохранила эту связь в лице рабочих депутатов не только II, но и III, черносотенной, Думы».6

Зимой 1894 — 1891 года Владимир Ильич часто встречался с Надеждой Константиновной Крупской, с которой он познакомился в феврале 1894 года. В то время Надежда Константиновна уже четвертый год бесплатно учительствовала в рабочей вечерне-воскресной школе за Невской заставой, которую посещали рабочие с фабрик Максвеля, Паля, Александровского механического и Семянниковского заводов и других предприятий. Многие ученики рабочей школы — Бабушкин, Боровков, Грибакин, братья Бодровы, Жуков и другие — входили в кружки, которыми в 1894 — 1891 годах руководил Ленин. Общее дело сблизило В. И. Ленина с Н. К. Крупской и явилось основой их большой дружбы.

Надежда Константиновна выросла и воспиталась в революционной среде. Ее отец, Константин Игнатьевич Крупский, был типичным представителем революционной интеллигенции 60-х годов XIX века. С юных лет Н. К. Крупская посвятила себя революционной деятельности. В 90-х годах она вступила в марксистский кружок. Это была стойкая революционерка, беззаветно преданная делу рабочего класса.

Возвращаясь с занятий в кружке, Владимир Ильич заходил к Надежде Константиновне, которая жила вместе с матерью. «...Меня, — вспоминала потом Надежда Константиновна, — можно было хлебом не кормить, лишь бы дать поговорить о школе, об учениках, о Семянниковском заводе, о Торнтоне, Максвеле и других фабриках и заводах Невского тракта. Владимир Ильич интересовался каждой мелочью, рисовавшей быт, жизнь рабочих, по отдельным черточкам старался охватить жизнь рабочего в целом, найти то, за что можно ухватиться, чтобы лучше подойти к рабочему с революционной пропагандой».7

Перед социал-демократами Ленин поставил задачу перехода от пропаганды марксизма в небольших кружках передовых рабочих к массовой политической агитации непосредственно в широких слоях пролетариата. Это было важным шагом вперед в деятельности российских марксистов. Петербургские социал-демократы приступили к политической агитации в конце 1894 года в период волнений на Семянниковском заводе, вызванных систематической задержкой заработной платы рабочим. В связи с волнениями Ленин написал листовку к рабочим Семянниковского завода. В появлении этой листовки особая роль принадлежала И. В. Бабушкину, который, по словам Ленина, не только принимал участие в составлении первого агитационного листка, но и самолично распространял его.

Когда началась забастовка рабочих Нового порта, петербургские социал-демократы выпустили листовку «Чего следует добиваться портовым рабочим?». Листовка была распространена в порту и на других предприятиях Петербурга, она содействовала успешному исходу борьбы портовых рабочих.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 6, стр. 127.

2 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 2, 1969, стр. 36 — 37.

3 Там же, стр. 43.

4 Воспоминания Ивана Васильевича Бабушкина. М., 1955, стр. 46.

5 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1, 1968, стр. 399.

6 В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 81-82.

7 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1, 1968, стр. 227.

 



2018-06-29 506 Обсуждений (0)
Среди петербургского пролетариата 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Среди петербургского пролетариата

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)