Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимосвязь профессионального образования и экономики



2018-07-06 331 Обсуждений (0)
Взаимосвязь профессионального образования и экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос о связи профессионально-технического образования с экономикой в педагогическом аспекте имеет давнюю историю. За советский период раз­вития нашего общества сложились две полярные точки зрения. Сторонники одной из них, господствующей до сих пор, считают, что эту связь нельзя рас­сматривать как научно-педагогическую проблему, и полагают, что образова­ние играет роль только в повышении производительности труда. Еще в 20-е годы академик С.Г. Струмилин провел исследование и показал, что элемен­тарная грамотность, достигнутая за один год обучения, повышает производи­тельность труда рабочего в среднем до 30%, в то время как освоение профес­сии у станка — не более чем на 12—16%. Один год школьного обучения по­вышал квалификацию в 2,6 раза выше, чем год практического обучения на заводе. (Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования. М., 1924.). Как видим, данная позиция объясняет все просто, линейно, возводя эту зависимость в закон.

Другая точка зрения основана на изучении более глубинных процессов динамики образовательного потенциала и его влияния на производство и эко­номику. Ее сторонники ставят вопрос: какие инвестиции надо сделать в обра­зование сегодня, чтобы получить максимальный эффект в экономике, соот­ветствующий критериям общественного развития? Такая постановка пробле­мы, с нашей точки зрения, более педагогична, и ее можно решать средствами образования. Только педагоги способны найти пути и средства включения экономического фактора в повышение качества учебно-воспитательного про­цесса в школе и ПТУ, пути рационального использования экономических ре­сурсов, способы улучшения условий педагогической и учебной деятельности учащихся.

Таким образом, данная проблема из однозначной и простой превратилась в сложную, многозначную, но это еще не раскрывает ее сущности до конца в условиях рыночной экономики. Именно в рыночной экономике образование становится предметом купли-продажи. На рынке рабочей силы покупается не рабочий как таковой, а его квалификация, мастерство. В связи с этим роль образования должна рассматриваться через его место на рынке рабочей силы.

Западные ученые предложили "'теорию человеческого капитала" для объ­яснения связи образования и экономики. Согласно этой теории, рабочая сила рассматривается как любой другой вид товара, т. е. с точки зрения спроса и предложения. Труд одного человека не идентичен труду другого, поэтому су­ществуют различия в объеме "капитала", воплощенного в людях. Данная тео­рия развивает экономический подход к образованию, вопросам труда и раз­витию человека. В этой теории образование рассматривается как фактор ра­венства экономических возможностей людей.

"Теория человеческого капитала", став господствующей в условиях ры­ночной экономики, породила разные точки зрения на ее практическую реали­зацию. Известна институциональная концепция практической роли образо­вания в экономике. Суть ее в понимании состояния образования как ответной реакции на положение на рынке и спрос на ту или иную квалификацию. По­скольку рынок труда структурирован, то в каждой его части существуют свои запросы на те или иные профессии и уровни профессиональной подготовки рабочих. Предлагается это учитывать и регулировать образование, особенно профессиональное, ориентируясь на состояние соответствующего сектора рынка рабочей силы.

Другая концепция, более радикальная, названа неомарксистской. Ее со­здатели считают, что образование должно активно облагораживать рынок труда, а через него и общественное производство, что в конечном итоге ведет к социальным переменам. Следовательно, предложение должно превышать спрос на рабочую силу, особенно по структуре и качеству подготовленных кадров.

Таким образом, первая концепция исходит из тезиса "спрос рождает пред­ложение", вторая, — "предложение рождает спрос".

Наше общество еще много лет будет находиться на стадии возвращения в мировую рыночную экономику. Как ни тяжел этот путь, но он неизбежен. Во второй половине 80-х годов американский профессор М. Ротшильд создал новую науку биономику, рассматривающую экономику как живую развиваю­щуюся единую экосистему. Основная идея этой работы состоит в следующем: приобретение знаний, образование человека есть главный фактор повыше­ния эффективности экономики и производства. Ученый обращается к приро­де и видит в ней те же явления, что и в человеческой жизни: только появив­шаяся на свет рабочая пчела за 60 минут полностью собирает пыльцу и не­ктар с одного цветка, а опытная пчела это делает за 6 минут. Таким образом, эффективность деятельности зависит от уровня знаний. М. Ротшильд утверж­дает, что капитализм есть естественное природное явление. Как любая экосистема, рыночная экономика представляет собой стихийный эволюционный процесс.

Таковы теории, с помощью которых объясняются сегодня отношения об­разования и рынка.

К сожалению, в этом вопросе мы опираемся на западные теории, ибо свой путь развития рынка мы прервали в 1917 году. К месту напомнить, что до этого времени существовала другая рыночная концепция — российская. Труд на Руси всегда рассматривался в единстве с духовностью: "Духовность — не рассуждение о душе, а практические дела по претворению в жизнь трудового идеала, имевшего духовно-нравственный характер". (О. Платонов. Указ. соч. С. 70). "Русская модель хо­зяйственного развития принадлежала к общинному типу экономики. Она раз­вивалась на традиционных ценностях крестьянской общины и артели, кол­лективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении. Эффективный труд рассматривался в ней преимущественно моральным, а не материальным стимулом". (Там же. С. 75.). В основе этой модели лежали принципы ориен­тированности труда на духовно-нравственный миропорядок; самодостаточ­ность и независимость от иностранного ввоза и вывоза; нестяжательность и самоограничение; ориентация на труд, а не на капитал; отношение к собст­венности как к функции труда, а не капитала; трудовой и производственной демократии; преобладание моральных стимулов к труду над материальны­ми". (Там же. С. 76-82.).

Как видим, профессионально-техническое образование попадает в слож­ную зону противоречий. С одной стороны, всем очевидно, что придется счи­таться с диктатом реального рынка труда, где спрос на рабочую силу не всег­да зависит от уровня образования и даже профессионализма работника. С другой — надо считаться с реальным конкретным российским человеком, его взглядами на свое будущее, его развитием и инициативой. Перед ПТО стоит трудноразрешимая проблема: нужно учитывать оба фактора (потребности рынка в определенных профессиях и уровне профессионализма и взаимопо­мощи, традиции, запросы населения, особенно молодежи).

Сложившаяся в России ситуация в профессионально-техническом образо­вании разрешается инициативным путем через создание альтернативного об­разования (негосударственные учебные заведения ПТО, новые типы училищ, новые, более эффективные технологии профессионального обучения). Перед инженерно-педагогическими коллективами стоят вопросы: по каким профес­сиям вести подготовку, какова продолжительность подготовки, сколько гото­вить специалистов?

Рассмотренные теории помогают по-новому взглянуть на проблему каче­ства образования. Согласно исследованиям, посредственно подготовленный рабочий обходится госбюджету в 20—25 раз дороже, чем подготовленный хорошо. Производительность труда обучавшихся на оценки "4" и "5" выше, чем у "троечников" на 20%.

Профессионально-техническое образование связано с экономикой через систему своего материально-технического и финансового обеспечения. Проф­техучилища получили возможность вести самостоятельную хозяйственную и финансовую деятельность. Профтехучилища могут предоставлять населению платные образовательные услуги, организовывать собственное производст­во, предоставлять коммерческим структурам в аренду излишние площади, орудия труда, вступать в бартерные отношения с другими училищами и пред­приятиями, создавать вспомогательные службы (магазины, ателье, мастер­ские, проектно-конструкторские бюро). Некоторые профтехучилища продол­жают получать помощь предприятий, заинтересованных в подготовке рабо­чих, не исключается меценатство, спонсорство и др. Все это расширяет фи­нансовую базу профтехучилищ. У профтехучилищ появляется возможность отбирать преподавателей и мастеров на конкурсной или договорной основе, увеличивать им зарплату, брать на содержание учащихся из материально не обеспеченных семей, улучшать материально-техническую базу обучения и даже финансировать научные исследования.

В скором времени финансирование профессионально-технического обра­зования будет происходить помимо госбюджета из средств негосударствен­ного сектора экономики: акционерных, арендных предприятий, прямо или косвенно заинтересованных в развитии системы подготовки рабочих кад­ров. Предприниматели потребуют участия в решении основных вопросов сис­темы профтехобразования, а профтехучилища получат большую свободу в решении внутренних проблем и улучшат материальную базу.

Есть еще один аспект вхождения профтехучилищ в рыночную экономику. Это влияние законов рынка непосредственно на сам учебно-воспитательный процесс в профтехучилище.

Производительный труд, непосредственная связь с производством меня­ют традиционное обучение и воспитание учащихся. Эти факторы "вплетают­ся" в ткань обучения и видоизменяют его, они изменяют и отношение уча­щихся к учебе. Происходит соединение учебного и производственного процессов в единый — учебно-производственный. В профтехучилище осущест­вляется соединение системы обучения с производством. В результате такой интеграции у учащихся изменяется мотивация, появляются новые качества личности, новые взаимоотношения.

Законы развития производства подразделяются на три группы.

Первая группа законов характеризует развитие производства в целом. По ним живет любая отрасль производства, любое предприятие, государствен­ное или частное. К ним относятся такие законы, как закон прибыли, соответ­ствия производственных отношений характеру производительных сил, пере­мены труда и др. Рассмотрим действие одного из законов.

Типичным для ПТУ является нежелание воспитанников изучать общеобра­зовательные дисциплины: русский язык и литературу, историю и политэконо­мию, математику и химию (в зависимости от профиля училища). Складываю­щиеся воспитательные отношения в профтехучилище почти не исправляют положения. Можно ли столь распространенное; явление и неэффективность вос­питательных отношений объяснить с точки зрения экономических законов.

Действие закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил требует от всех педагогов профтехучилища глубокого знания специфики производственных отношений, свойственных не только отрасли в целом, но и базовому предприятию, а также труду учащихся в учеб­ных мастерских. Напомним, что производственные отношения — это сово­купность материально-экономических отношений между людьми в процессе производства, определяющих, какова совместная деятельность и как она ор­ганизована, как получается прибыль и как она распределяется, какова техно­логия производства и как идет разделение труда, каково отношение работаю­щих к средствам производства и сырью и т. д.

Знакомясь с производственными отношениями, инженер-педагог сравни­вает состояние дел в отрасли, на базовом предприятии и в ПТУ. Этот закон действует очень жестко: если производственные отношения складываются на базе поточного конвейерного производства и учащиеся как работники отторг­нуты от средств производства, не являются их хозяевами, не участвуют в распределении прибыли и оплата за их труд неадекватна затратам труда, то они не будут заинтересованы в своем развитии. Будущим рабочим останется не­понятно, как знания, личностные качества влияют на труд, они не увидят их производственно-экономической ценности. В таком случае учащиеся стремятся брать только те знания и умения, которые нужно для непосредст­венной операционной работы в массовом индустриальном производстве, а все остальные отбрасывают как избыточные. В данном случае в соответствии с экономическим законом будущие рабочие "подстраиваются" под сущест­вующие производственные отношения.

Данный закон, а также закон прибыли, проявляются в степени рентабель­ности производства. Если квалификация рабочих ниже, чем требует уровень сложности выполняемых работ, на 0,4 разряда, то предприятие становится нерентабельным и должно закрыться. Сегодня по стране в целом такое рас­хождение достигает 1-го разряда. Предпринимателю, лишенному государст­венных дотаций, в подобной ситуации грозило бы разорение.

Таким образом, можно проанализировать действие любого другого эконо­мического закона. Когда экономические законы игнорируются, у учащихся не только снижается производительность труда, но и исчезает стремление к про­фессиональному совершенствованию, к развитию. В этом случае педагогу при­ходится так строить воспитательные отношения на уроках производственно­го обучения, чтобы они компенсировали нарушение экономических законов и вызывали у учащихся интерес к предмету. Это зависит от умения и таланта. В 80 годы, когда с падением тоталитарного режима перестали рабо­тать искусственно созданные законы социалистического производства, мы стали свидетелями резкого снижения эффективности воспитания будущих рабочих и, как следствие, снижения уровня мотивации учения и труда. Боль­шинство педагогов не нашло способов нивелировать негативное влияние на учащихся профтехучилищ несоблюдения экономических законов, и лишь не­большая часть педагогов применила новую, более активную методику фор­мирования воспитательных отношений, способствующую развитию учащих­ся. Многие педагогические просчеты, по сути, являются социально-экономи­ческими, а некоторые даже не удается исправить педагогическими средства­ми.

Вторая группа законов развития производства отражает особенности пер­спективного развития именно промышленного производства в его единстве с технико-технологической составляющей. Люди, производящие материальные ценности, одновременно воспроизводят себя: свое сознание, поведение и чув­ства, при этом они способны изменить себя, как они меняют окружающий мир. В связи с этим воспитание, развитие и воспитательные отношения нель­зя относить только к сфере идеологии, отрываяих от процесса труда в кон­кретном производстве. Следовательно, знание законов развития конкретного производства просто необходимо. Инженеры-педагоги готовят рабочих в ос­новном для промышленного производства, в частности для машиностроения, поэтому им необходимо знать законы, действующие в данной отрасли произ­водства: дифферентации и интеграции производственных процессов; специализации и кооперирования производства; комплексной механизации, авто­матизации и роботизации производства; интеллектуализации производства.

Каждый из этих законов так или иначе влияет на воспитательные отноше­ния в ПТУ машиностроительного профиля. Закон дифференциации и интег­рации производственных процессов проявляется через конкретную техноло­гию и организацию труда на заводе. Значит, он влияет на содержание подго­товки будущих рабочих и на методику этой подготовки. Не случайно были созданы учебные группы профессий, объединяющие ряд некогда самостоя­тельных специальностей.

Рассмотрим действие этого закона на таком примере. Сегодня учащиеся не хотят получать узкую специализацию. Они с большим нежеланием выби­рают специальности электрогазосварщика или электрогазорезчика. Если со­гласно технологии сварочного производства учащиеся сначала осваивают электросварку ручной сварки и профессию газорезчика, а затем на базе этих знаний получают специальности по элекгрогазосварке, электросварке на авто­матических и полуавтоматических машинах, профессии оператора газоплазморезательного оборудования с ЧПУ, контролера сварочных работ, то резко меняется их отношение к своей будущей профессии: они ее охотнее выбира­ют и легче изучают. Воспитательные отношения, учитывающие интеграцию производственных процессов, являются более продуктивными. Мастеру очень важно использовать этот закон в целях обеспечения развития своих воспи­танников. Этот закон развития производства способствует созданию благо­приятных условий для воспитания будущих рабочих в профтехучилище.

Третья группа законов касается организации производства на современ­ном этапе его развития. В перспективе развития производства будут действо­вать следующие законы его организации: рост темпов перераспределения трудовых ресурсов; хозрасчет, самофинансирование; сокращение числа рабочих, занятых в промышленности в составе рабоче­го класса; демократизация и самоуправление, рост коллективных форм организации труда (кооперативов, арендного, бригадного подряда и т. п.).

Введение хозрасчетного производительного труда в профтехучилище по­зволяет обеспечить материальную независимость коллектива учащихся, что придает учащимся самостоятельность, пробуждает у них чувство собственно­го достоинства, уверенность и способность творчески подходить к вопросам организации своего труда, учебы и отдыха. Хозрасчет очень много меняет в жизни учащихся и, следовательно, в их отношениях с педагогами. Преподаватели вынуждены считаться с правами учащихся, с новыми чертами в их поведении, менять методы воспитания. Можно предположить, что в будущем в ПТУ будут созданы принципиально новые воспитательные отношения.

Таким образом, законы производства и его организации, общие и специ­фические для промышленного производства, оказывают непосредственное воздействие на конкретные воспитательные отношения в ПТУ, через воспита­тельные отношения они влияют на развитие и воспитание будущих рабочих. Складывается такое впечатление, будто педагогические средства не могут кон­курировать с действием данных законов. Инженер-педагог действительно находится во власти экономических законов, и нужны чрезвычайно большие усилия с его стороны, чтобы противостоять пагубным последствиямих нару­шения или неверного использования. Таким образом, воспитательные отно­шения в профтехучилище попадают во власть мощного фактора — развития самого производства.

Влияние экономики и производства на воспитательные отношения в про­цессе подготовки рабочих огромно. Не менее значимо влияние воспитания и обучения учащихся на их действие и конечную эффективность.

Педагогическая наука и система образования в обществе являются частью народнохозяйственного комплекса. Особенность их состоит в том, что это преимущественно нерыночные сферы деятельности, по своему характеру интел­лектуальные. Это в полной мере относится и к подготовке рабочих. Здесь возникает особая зона, где, как мы уже говорили, сталкиваются законы и су­губо педагогической сферы, и производственной. Законы и особенности раз­вития производства, конечно, создают некоторый предел для реализации пе­дагогических возможностей: не все в обучении будущего рабо­чего зависит от педагога. Развитие общества и производства породило ряд принципиально новых законов функционирования педагогической теории и практики в новых экономических условиях. В качестве основных в сфере под­готовки рабочих начинают действовать следующие педагогические законы: закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодежи в по­вышении эффективности производства и экономики; закон соединения обучения с производительным трудом; закон достаточного разнообразия форм подготовки будущих рабочих с учетом потребностей рынка рабочей силы; закон соответствия целей, содержания и технологии обучения характеру производства, для которого идет подготовка рабочих.

Закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодежи в повышении эффективности производства и экономики расставляет приори­теты среди всех факторов роста уровня жизни людей. Развитие цивилизации достигло такого уровня, когда идея опережающего развития образования пре­вратилась в закон, став обязательным условием жизни. Педагог, готовящий рабочих, должен осознавать, что повышение уровня развития учащихся че­рез их воспитание, образование и обучение определяет не только рост эффек­тивности производства, на котором они будут работать, но и его личное бла­гополучие. Полученные знания и умения воплощаются в трудовой деятель­ности рабочих, они переходят в результаты этой деятельности, в ее качество. В системе подготовки рабочих этот закон становится реальным и прояв­ляется очень быстро.

Закон соединения обучения с производительным трудом. Из этого закона следует, что полноценное профессиональное обучение учащихся невозможно без организации их профессионального производительного труда. Закон про­является в расширении практической деятельности учащихся, в усилении прикладной направленности воспитания и обучения, в росте экономической независимости и социальной самостоятельности будущих рабочих, в направ­ленности педагогического процесса на формирование таких профессиональ­но значимых качеств, как трудолюбие, деловитость, предприимчивость, рас­четливость. Производительный труд учащихся может развиваться в разных формах: работа в цехе предприятия, в ученическом кооперативе, в арендной бригаде, индивидуальная трудовая деятельность. Главное, чтобы производи­тельный труд был профессионально целесообразным, т. е. связанным с полу­чаемой профессией (специальностью). На основе этого закона за рубежом построена индивидуальная система подготовки рабочих.

Закон достаточного разнообразия форм подготовки будущих рабочих с учетом потребностей рынка рабочей силы характеризует способность сис­темы профессионально-технического образования приспосабливаться к внеш­ним условиям. Разнообразие при этом определяется наличием отличных друг от друга форм подготовки рабочих. Каждая из форм подготовки должна удов­летворять потребностям рынка рабочей силы и желаниям учащихся, выбира­ющих себе профессию (специальность), место учебы, педагогов.

Закон соответствия целей, сдерживания и технологии обучения харак­теру производства, для которого осуществляется подготовка рабочих, харак­теризует связь учебного и производственного процессов. Например, если ха­рактер труда рабочих бригадный, то обучение их должно вестись через кол­лективные формы, иначе успеха в подготовке добиться нельзя.

Таким образом, воспитательные отношения, которыми непосредственно занимаются преподаватели и мастера производственного обучения, не могут быть поняты и построены без знания законов педагогики и производства. Эти затоны взаимодействуют между собой: проявляются вместе и на равных; один из них может проявляться в большей степени, чем другой; они, наконец, мо­гут переходить одни в другой. В конкретных воспитательных отношениях эти законы могут действовать как непосредственно, так и опосредованно. Приме­ров можно привести много.

Но каким бы ни было соотношение законов в воспитательных отноше­ниях, в любом случае ведущую роль играют законы педагогики. Так про­исходит потому, что именно в педагогике заложены конечные цели раз­вития общества и производства, а именно: развитие и воспитание чело­века. Педагог, кем бы он ни был, занимается прежде всего развитием личности. Педагогическими средствами он либо меняет, либо нивелирует негативное влияние производственной среды на своих воспитанников.

В качестве примера можно привести организацию производительного труда учащихся в учебных мастерских. Учащиеся по заказу предприятия часто, выполняют дешевую, монотонную работу по выпуску массовой про­дукции, Известно, что на любом предприятии есть такая работа. Под предлогом вовлечения учащихся в производительный труд происходит их экс­плуатация. Массовое производство однообразных деталей лишь на пер­вом этапе дает эффект обучения: закрепляет навыки и умение, а воспита­тельных функций эта работа не выполняет. Учащиеся быстро понимают, что сложная и дорогостоящая продукция, как правило, изготавливается рабочими завода, что администрация завода не хочет раскрывать им тех­нологию производства, не допускает к новому оборудованию и т. д. В этих условиях учащиеся могут хорошо работать только благодаря про­фессионализму мастера: его умению организовать труд, убедить хорошо работать, проследить за правильной выплатой заработанных средств и т. д. Мастер может использовать и другой путь: добиться постоянного ус­ложнения производства, поставки современного оборудования, создания технологических линий и т. д. В таких условиях труд сам будет педагогизированным.

Задачи инженерно-педагогического коллектива: помочь учащимся адап­тироваться к жизни в условиях рыночной экономики, научить их защищаться от ее негативных проявлений, не допускать господства рынка над человечес­кими душами.



2018-07-06 331 Обсуждений (0)
Взаимосвязь профессионального образования и экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимосвязь профессионального образования и экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)