Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комическое в деятельности инженера-педагога



2018-07-06 324 Обсуждений (0)
Комическое в деятельности инженера-педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласитесь, что эта тема для отечественной педагогики звучит несерьезно. Из наших школ, училищ, вузов как из тоталитарных сис­тем изгнан смех. Вспомним роман К. Кизи "Над кукушкиным гнез­дом", описывающий мощную систему подавления человека в психи­атрической больнице. Один из героев, будто о нас, говорит: "Знаешь, чем меня удивила ваша больница? Тем, что никто не смеется. С тех пор как я перешагнул порог, я ни разу не слышал нормального сме­ха... Кто смеяться разучился, тот опору потерял". (Кизи К. Над кукушкиным гнездом // Новый мир. 1987. № 7. С. 177.).

С.Т. Шацкий при организации детских колоний широко ис­пользовал смех как метод воспитания, учил юмору детей, широко известно и об отношении к юмору в колониях А. С. Макаренко. Но уже в середине 30-х годов тема комического практически исчезает со страниц педагогической печати, а вскоре комическое изгоняется и из учебных заведений. Проблема комического вновь появляется только сейчас. Причин для внимания к ней немало.

Одной из главных является то, что утрата чувства юмора зна­чительно обедняет развитие личности. Чувство юмора придает лич­ности неповторимость, неординарность, привлекательность и при­тягательность. Человек, обладающий чувством юмора, очаровате­лен, он забавляет окружающих, смягчает нравы, вносит дух терпи­мости и доброты. Без юмора мы становимся чиновниками. Юмор вносит в наши отношения своеобразие.

В настоящее время, когда возрождается духовность, смех ну­жен как противоядие против равнодушия, ненависти, страха и по­дозрительности, охвативших нас.

Одна из причин столь значительной роли юмора в развитии человека заключается в том, что юмор всегда связан со сферой эмо­ций — сложных психофизиологических образований, неизменно присутствующих при формировании поведения.

Другая причина состоит в том, что без смеха, юмора, по ут­верждению ученых и наблюдению педагогов, затормаживается раз­витие логического мышления, а следовательно, и интеллекта. Ко­мическое помогает легко и более четко вскрыть противоречия, об­наружить способы их разрешения, а также формы наиболее про­дуктивного усвоения материала. Остроумие — не просто ум, оно гораздо важнее: остроумие помогает там, где тысяча умников за­стрянет.

Еще одной причиной повышения внимания педагогов к юмо­ру является их усталость от постоянного напряжения в отношениях друг с другом и учащимися. Среди коммуникативных средств взаи­модействия педагогов и учащихся смех занимает пока последнее место из 20 используемых средств. Между тем юмор способен пси­хологически разрядить обстановку, смягчить отношения.

Кроме того, существует угроза невротического срыва у всех участников педагогического процесса из-за неудовлетворенной потребности в смехе, которая является одной из естественных человеческих потребностей. По этой причине из наших учеб­ных заведений выходят пессимисты, нытики, неудачники, не­способные к творчеству, к риску. А это очень опасно при пере­ходе к новым общественно-экономическим условиям. Многие молодые люди и почти все преподаватели учебных заведений потеряли интерес к юмору, разучились его ценить. Согласно исследованиям, педагоги профтехучилищ оценивают юмор не более чем в 2,3 балла (из пяти возможных) по его значимости в инженерно-педагогической деятельности. (Казанская В.Г. Пути оптимизации взаимоотношений педагогов и учащихся. Казань, 1986. С. 16.). Из 339 обследован­ных нами учащихся ПТУ лишь один упомянул чувство юмора как важное качество человека.

Наконец, следует отметить, что юмор изгнан из методов и приемов воспитания учащихся. Нравственное воспитание советская педагогика давно связала с понятиями "требование", "отречение", т. е. с принуждением, вызывающим страдание. Отсюда унылая и тягостная атмосфера в учебных заведениях. Преподаватели уже не могут ни воспринимать, ни поддерживать, ни создавать комичес­кое. А между тем чувство юмора помогло бы им экономить силы, выходить из сложных ситуаций. Юмор можно сравнить с зонти­ком, спасающим не только от ненастья, но и от того, чтобы солнце успеха не так пекло голову.

Почему же советская педагогика боялась смеха? Во-первых, в нем видели форму агрессии. Смех обнажает и обнародует все неле­пое и несуразное в нашей жизни. Поэтому смеха боялись, а смеющегося человека считали не просто критиканом, а недовольным советской властью.

Во-вторых, "власть имущие" вполне осознавали, что источником смеха является чувство собственного превосходства смею­щегося, который первым обнаружил противоречие в существующей ситуации. За осмеяние руководителя применяли меры администра­тивного воздействия. Вспоминается случай изгнания из школы пе­дагога, который высмеял директора, выдавшего ребятам по два листа фотобумаги для работы фотокружка.

В-третьих, тоталитарная педагогика боялась смеха как диа­гноста. По словам Ф. М. Достоевского, "смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже, бес­спорно, умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требу­ет беззлобия, и люди чаще всего смеются злобно. Искренний и без­злобный смех — это веселось, а где в людях в наш век веселость, а умеют ли люди веселиться? Веселость человека — это самая вы­дающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони... Итак, если захо­тите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как о плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеалами, а вы смотрите его луч­ше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек... смех есть самая верная проба души". (Достоевский Ф.М. Подросток // Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1975. Т.13.).

Диагностом смех может быть потому, что в нем сплавляются и в единстве проявляются сознательные и бессознательные факто­ры поведения человека. Преднамеренно смеяться можно, и эти фак­торы будут в смехе "видны".

В-четвертых, смеха боялись потому, что хотели спрятать от человека будущее. Тоталитарная педагогика внушала мысль о счас­тливом детстве, которое якобы уже существует, подавляя стремле­ние к каким бы то ни было изменениям.

Мы смело можем сказать, что смех — это великий изгнанник тоталитарной педагогики. В профтехучилищах не выпускают юмо­ристические газеты, не разыгрывают сценки из жизни коллектива, не сочиняют автоэпиграмм, не рисуют дружеских шаржей и т. п. Смех здесь до сих пор не легализован. В худшем случае в ПТУ пробивается сквозь толщу запретов и "железобетонного", по выра­жению учащихся, стиля отношений в коллективе глупый смех (смех без причины) и смех с примесью скабрезности, насмешки, издевки над слабыми. Этим, в частности, объясняется, что учащиеся часто дают друг другу обидные клички и прозвища. Иногда в училище возникают анекдоты про тенденциозную учительницу Мариванну и Вовочкины победы над ней. Эти анекдоты отражают мечту участ­ников воспитательных отношений о лучшем времени в системе об­разования.

Самое сложное — объяснить природу комического. Проана­лизируйте смешные случаи и вы поймете, что смех зависит от осо­бенностей ситуации, от тех, кто породил комическую ситуацию, и тех, кто ее увидел и понял. Комическое может то появляться, то исчезать.

Смех — явление комплексное. Это одновременно категория физиологическая, психологическая, социальная, философская и педагогическая.

Физиологическую природу смеха изучали еще в древности. Многие знаменитые ученые пытались постичь это явление. Гиппо­крат, врач Жубер из Франции, петербургский врач И. Щербак, 3. Фрейд — это неполный перечень авторов трудов о смехе. Врачи описывают смех через физиологические понятия, представляя его как короткие и сильные выдыхательные движения открытым ром, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками. Врачи-физиологи выделяют в смехе мимический компонент: улыбку — растягивание углов рта.

Ученые считают, что существует врожденная реакция смеха, присущая не только человеку, но и животным. Смех оказывает вли­яние на здоровье. Сам акт смеха приятен, он вызывает эйфорию — чувство благополучия и комфорта. Так, девятилетний Жора Артеменков был награжден орденом за то, что в годы Великой Отечест­венной войны веселил раненых бойцов.

Медики утверждают, что отсутствие чувства юмора связано с физиологическими нарушениями. Однако это не всегда так. Суще­ствует поговорка: остроумие не в языке рассказчика, а в ухе слуша­ющего. Однажды "Литературная газета" под юмористической руб­рикой опубликовала объявление об изобретении доильного аппара­та, позволяющего в два-три раза увеличить надои молока. Нашлись читатели, которые на полном серьезе просили дать адрес места его продажи.

При нарушениях нервной системы, разрушениях лобной час­ти у человека неизбежно возникает плоский, неглубокий юмор.

Но если бы смех трактовался только с физиологической точки зрения, он бы не представлял интереса для педагогов. У смеха есть психологическая трактовка, которая нужна преподавателям.

Смех, с точки зрения психологов, — это субъективная спо­собность личности воспринимать мир и отражать его. Смех всегда субъективен, избирателен. Он может задеть только уязвимое место личности или уязвимую личность. Смех — средство коммуника­тивное, он усложняет или упрощает взаимопонимание людей. По­пробуйте сплотить группу в турпоходе шутками и увидите, что дру­гого более быстрого и верного средства нет.

Психологи считают, что смех непосредственно связан с мыш­лением и отражает уровень его развития. Человек, воспринимаю­щий комическое, талантлив, он обладает диалектическим живым умом, умением остро подметить и быстро схватить противоречие, ассоциативным мышлением, склонностью к разнообразным и не­ожиданным сопоставлениям. У человека, неспособного к юмору, появляются чувство ущербности, масса отрицательных пережива­ний, нервозность и даже агрессивность. Остроумие играет боль­шую роль в сфере творческих способностей.

Социальная природа смеха еще более широка. Воспринимать смешное может только человек, сформировавшийся как личность. Смех как субъективная способность личности зависит от эпохи, национальности, профессии, интересов и характера. Эпоха — са­мый мощный регулятор смеха. В первобытном обществе существо­вал ритуальный смех. В эпоху средневековья появились шуты и клоуны. Позднее возникли праздники смеха, юмористические кон­церты и даже день смеха (1 апреля). Характерной чертой любой эпохи было то, что реакционные режимы обрушивали гонения на комическое. Реакционные власти либо культивировали примитив­ные развлечения (бои увечных в Мексике, посещение домов умали­шенных в Англии в XVIII веке), либо ставили все комическое под жесткий контроль (в период сталинизма и брежневщины в СССР), либо совсем запрещали (в Голландии в ХVII веке засмех штрафо­вали).

Смех имеет национальную окраску. Достаточно вспомнить туркмена Амирбека, узбека Ходжу Насреддина, габровский и одес­ский юмор и т. д.

Любопытно, что смех зависит от профессии. Среди педагогов существовала шутка: "Проблемное обучение — это когда сам не знаешь, что делать на уроке".

В смехе проявляется мировоззрение человека. Классический вопрос "Над кем смеетесь?" требует индивидуального ответа. Если учащиеся при просмотре фильма о голодающих обращают внима­ние на размотанную бечеву от лаптя и смеются над этим, если у них вызывает смех неожиданное падение Деда Мороза на новогоднем вечере — это признак негуманизированного мышления, притупле­ния чувств.

Философская сущность смеха выражается в том, что смех как категория есть эстетический идеал человечества в его оценке предмета или явления. Смех — особая эстетическая форма крити­ки. Даже в основе сатиры лежит не нигилизм, а высокие эстетичес­кие идеалы.

Педагогическая сущность смеха состоит в том, что он выпол­няет определенные функции в педагогическом процессе. Смех яв­ляется одним из мощных методов воспитания. Он способен заме­нять другие методы, быть самостоятельным методом и сочетаться почти с любым другим. Смех экономит силы, время педагога, как метод смех может "свертывать" педагогический процесс, сокращая и усиливая те или иные его стороны, стимулируя его. Кроме того, смех является предметом познания, а следовательно, входит в со­держание образования. Смех как категорию изучают в литературе, в эстетике. Комическое используют во внеучебных формах деятель­ности (просмотр кинофильмов, юморины, стенгазеты и т. д.). На­конец, учащиеся, проявляя интерес к комическому, приобретают такие качества, как чувство юмора, острословие, веселость, необ­ходимые любому человеку.

В качестве метода воспитания смех имеет самый широкий диапазон использования. Во-первых, он выполняет стимулирующие функции и может быть средством как поощрения, так и наказания. Во-вторых, он развивает чувство коллективизма, поскольку способ­ствует формированию общественного мнения. В-третьих, исполь­зуя смех, можно снять напряжение в учебном процессе. В-четвер­тых, с его помощью можно преодолеть комплекс неполноценности, замкнутость. Таков смех по своей природе.

Смех также сложен и по своим формам. Человечеству извест­ны такие формы смешного, как комизм, юмор, ирония, сарказм, сатира, комический намек, шутка, насмешка. Каждая из форм от­личается от других иногда самыми малыми оттенками.

Комизм — смешная сторона поведения людей в общественно значимых ситуациях (праздники, собрания). Комические ситуа­ции возникают на уроке, когда опоздавший учащийся за руку здо­ровается с педагогом или когда преподаватель, попытавшийся на­сильно вывести учащегося с урока, становится "жертвой" учащего­ся, занимающегося дзюдо. Здесь явное несоответствие общеприня­тым нормам поведения.

Юмор — дружеский смех, беззлобный, хотя и не беззубый. Он способствует раскрытию добрых человеческих качеств, скры­тых внешне. Юмор помогает в недостатках увидеть достоинства. В одном из профтехучилищ произошел такой случай. Таня, высокая, спортивного склада девушка, которая имела грубоватые мальчише­чьи манеры, однажды бежала по лестнице, сметая всех на своем пути. Вдруг перед ней появилась учительница истории, маленького роста, хрупкая, нежная. Увидев бегущую Таню, она очень испуга­лась. Татьяна, ловко огибая ее, крикнула на ходу: "Не бойтесь, Аль­бина Владимировна, солдат ребенка не обидит". Учительница не могла не улыбнуться, как не могла и обидеться на Таню.

Ирония — это тоже смех, но рожденный скрытым за внешне благопристойным юмором намерением. В иронии всегда двойной смысл, ибо она основана на противопоставлении формы и смысла. Это самый сложный вид комического, которым почти не владеют учащиеся,

Сарказм — едкая, язвительная ирония, подчас достигающая трагедийного накала, строится на усилении контраста внешнего смысла и подтекста. С помощью сарказма высмеиваются особо опас­ные по своим общественным последствиям проступки. Так, однаж­ды мастер, обсуждая с группой вопрос о поездке в летний лагерь труда и отдыха, вдруг сказал одному из трудных учащихся: "Ты у нас скоро поедешь в другой лагерь", намекая на тюремное заключение. Этот "черный" юмор был неуместен и как метод был сверх­сильным.

Сатира — крайняя и высшая форма отрицания, т. е. критика посредством комического. С помощью сатиры заостряется, а часто утрируется осмеиваемое явление. Так, в стенных газетах профтех­училищ на учащихся за пристрастие к курению или выпивке часто рисуются карикатуры. Это бичующее и подчас очень обидное обли­чение пороков. Сатиру учащиеся ПТУ, как правило, не любят и бо­рются с ней доступными им средствами: уничтожают стенгазеты, избивают художников или редакторов, еще более грубо ведут себя.

Комические намеки, шутки редко, но бывают в профтехучи­лищах. Например, учащиеся могут близорукому преподавателю в журнал насыпать перцу, налить клея на стул. Учащиеся могут дол­го вести переговоры с преподавателем по поводу мер, применяе­мых им к двоечнику, прогульщику или грубияну. Иногда и сами преподаватели и мастера создают комические ситуации, например, когда бегают за учащимися или пререкаются с ними, дают распоря­жения о наказании большого количества провинившихся и т. д Чаще всего в профтехучилищах возникают комические ситуации, имею­щие неглубокий характер.

Однако, пользуясь только научными определениями, смех нель­зя до конца понять. Во многом он ситуативен. Рассказывать друг другу комические ситуации трудно: часто теряется смысл, все уп­рощается. Комическое легко ускользает, оно неуловимо, невидимо. Вспомните Ильфа и Петрова. Можно смеяться бесконечно, читая их книги "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", но никому еще так же хорошо не удалось передать образы и ситуации, созданные авторами этих книг, на экране. Исчезал образ главного героя — незаурядного остряка и плуга. Дж. Свифт писал: "Существуют вещи, чрезвычайно остроумные именно сегодня, или натощак, или в дан­ном месте, или в восемь часов, или за бутылкой... но при малейшей перемене положений вся острота их теряется".

Смешное состоит из двух частей. В первой части у слушателя формируется сложный прогноз относительно сущности описывае­мой ситуации, а когда слушатель уверует в ложную версию, во вто­рой части ему преподносится неожиданная концовка.

Можно ли изменить ситуацию отношения к комическому в профтехучилище? Можно ли сделать смех узаконенным методом и приемом воспитания? С нашей точки зрения, бесспорно. Во-пер­вых, если педагоги загорелись таким желанием, поверили в педаго­гическую силу смеха и поставили цель. Во-вторых, если педагоги и учащиеся будут знать о теории комического и способах его созда­ния, а следовательно, поверят в свои возможности в этой области. Наконец, в-третьих, если в ПТУ будут широко использоваться са­мые разнообразные оргформы "работы" с комическим.

В качестве педагогических могут быть поставлены цели вос­питания чувства юмора и восприятия комического, ознакомления учащихся с художественными средствами выражения комичес­кого (через вечера юмора, театр миниатюр, сатирические, юморис­тические газеты, концерты, пожелания и т. д.). Можно ли научить юмору учащихся и педагогов? Это самый непростой вопрос. Отве­ты на него могут быть разными. Например, В. Маяковский по это­му поводу писал: "Я убежден — в будущих школах сатиру будут преподавать наряду с арифметикой, и с неменьшим успехом" (Маяковский В. Собр. соч.: В 12 т. М., 1978. Т. 11. С. 180.). И далее: "Будет, обязательно будет высшая смеховая школа"'. (Там же. С. 53.).

Что касается средств создания комического, тоих вполне до­статочно для того, чтобы выбрать наиболее доступные и целесооб­разные применительно к конкретной ситуации, конкретным воспи­тательным отношениям.

Парадокс — это неожиданное высказывание, выраженное в остроумной форме. В таких высказываниях смысл как бы противо­речит логическим законам, например оправдание своего пустого любопытства: я интересуюсь лишь тем, что меня совсем не касает­ся. Вы помните, конечно, и широко популярные парадоксальные мысли: мода настолько безобразна, что мы вынуждены менять ее каждые полгода; лучшее средство избавиться от искушения — под­даться ему.

Овладеть парадоксами и хотя бы изредка ими пользоваться может лишь смелый педагог, который не боится маленького само­разоблачения и того, что над ним будут смеяться.

Неожиданность как способ создания комического более до­ступен. Педагог высказывает мысль, неожиданную для учащихся, иногда начав ее в соответствии с их ожиданиями. Так, в одном из профтехучилищ мастер выстроил учащихся на торжественную ли­нейку перец началом урока, на которой он воинским ритуалом встре­тил опоздавших, бегущих из столовой и продолжающих жевать пирожки. В этом ПТУ на двери висело объявление о распорядке работы столовой по выходным и праздничным дням. Под красоч­ным заголовком было написано: "Столовая в выходные и празд­ничные дни не работает".

Несоответствие стиля и содержания — легкодоступный прием создания комического. Так, директор ПТУ издал приказ о выговоре более чем 20 учащимся за то, что они открывали в каби­нетах окна и бросали в прохожих стульями и ножками столов. В заключение приказа значилось: "Запрещено открывать окна и бро­сать в прохожих сломанной мебелью —это ведет к растрате учи­лищного имущества". Грустный юмор, но расплатой за промах ди­ректора вполне мог бы стать смех над этим приказом, смех очи­щающий и примиряющий, после чего можно было бы продумать вопрос об отношении учащихся к общественной собственности. Один из педагогов на уроке неверно сказал учащимся, что картуз — это головной убор короля, и вызвал смех у них, но, как и дирек­тор ПТУ, не смог выйти с честью из этой ситуации. Несоответствие стиля и содержания высказываний нередко возникает на утренних линейках в профтехучилищах, например директор, произнося речь об активности и единстве рабочего класса, делает замечания нару­шителям дисциплины, используя при этом повышенный тон.

Смешение стилей чаще всего возникает при объединении раз­ных понятий, принадлежащих разным эпохам. В сочинениях уча­щихся, например, можно встретить такие фразы: "Колчак предло­жил Игорю быть его соратником", "Наташа Ростова танцевала на балу со Штирлицем". Учащиеся часто дают прозвища друг другу или преподавателям по контрасту с их личностными качествами: Адмирал, Каратист и т. д.

Ложные противопоставления (псевдоконтраст) часто исполь­зуются учащимися. У учащихся до сих пор популярны фразы: есть лучше много, но часто; лучше переспать, чем недоспать. Одна из девушек сказала о юноше из группы: "Он был самым тихим среди нас, поэтому никто не заметил, как он попал в медвытрезвитель". Преподаватели, общаясь с учащимися, изредка пользуются этим приемом: "Ты любишь не только Галю, но и математику". Псевдоконтраст строится таким образом, что заключительная его часть по форме будто бы противоречит началу, а на самом деле усиливает и развивает мысль, заложенную в нем.

Совершение комического на полном серьезе. Часто это проис­ходит с учащимися, когда они выходят к доске с приколотой на спи­не запиской или испачканным лицом и совершенно серьезно отве­чают урок, что вызывает смех. Или такой пример. Мастер спросил учащихся: "Как вы готовитесь к экзамену?" Учащиеся ответили: "Зарядку делаем". "Зачем?" — удивился мастер. "Нервы укрепля­ем на случай провала", — сказали учащиеся. Вспоминается также случай, когда преподаватель на занятиях хора сказал юношам: "Вы не забыли слова? Запомните и не путайте". Это вызвало смех, по­тому что юноши пели только один припев: "0-ля-ля!".

Неожиданные сочетания против здравого смысла и логики отношении — прием часто встречающийся. Таким образом появ­ляется юмор в стенных газетах, сочинениях, письменных ответах учащихся. Например, в одной из стенгазет, посвященной субботни­ку, было написано: "За работу парни, среди которых были и девча­та, взялись с азартом", а в письменном ответе, который давала де­вушка на уроке истории, вместе с темой стояло ее имя: "Великие открытия Галины В.". Как правило, такой юмор, связанный с пло­хой редакцией текстов, а также с тем, что учащиеся не владеют литературным стилем, рождается неожиданно.

Игра слов — одни и те же слова обыгрываются в разных си­туациях с сохранением их старого смысла. Так, в спортивном лаге­ре ребята долго просили дать им радиоприемник: "Что мы — дика­ри, чтобы жить без приемника?" Начальник лагеря дал им радио­приемник и сказал: "Вот теперь пляшите, как дикари, под прием­ник".

Прямолинейность нередко порождает смешное. Такойприем используют ребята, когда дают клички, например. Колун — тому, кто все делает грубо и внешне похож на это орудие труда. Однажды мастер зачитывал ответы учащихся на анкету о мотивах поступле­ния в ПТУ. Он прочел одну из анкет: "Я ходил в дивятый класс, хотя должен был учиться в дисятом...". Мастер пошутил: "Нет, ты должен был ходить в четвертый".

Сатирическое преувеличение главной черты используется при разыгрывании сценок, создании дружеских шаржей, смешных куплетов. Например, в одном из сочинений было написано: "В царской России на женщин никто не обращал никакого внимания".

Неправильное употребление слов, понятий. В одном из заяв­лений учащегося было написано: "Прошу перевести меня подопыт­ным шофером вследствие того, что я кончал курсы шоферов в ДОСААФ". Соответствует этому приему и совершение неправильных действий, например, директор ПТУ сказал учащимся: "Зачем вы катаете без конца по сцене рояль? Приказываю прикрутить его в одном месте — целее будет".

Ложное усиление. У Марка Твена в рассказе "Простаки за границей" есть хороший пример такого юмора: "У меня, судя по всему, громадные запасы ума, — для того чтобы им пораскинуть, мне иногда требуется неделя".

Доведение мысли до абсурда порождает остроумие, хотя не­редко неожиданное. Из ответа одного учащегося по математике: "Параллельными линиями называются такие линии, которые при своем пересечении не пересекаются". Педагог, увидев свою учени­цу в туфлях на очень высоких каблуках, воскликнула: "Ну, Надеж­да, ты растешь прямо на глазах!".

Существует еще множество способов создания комического, которые мы не раскрыли: шутливые намеки, двойное истолкование и др. Вспоминаются смешные случаи, которые не так просто соот­нести с тем или иным приемом. Так, несколько лет назад в зале, где проводилась дискотека, висело объявление: "Ребятам запрещается находиться на танцах в длинноволосой прическе". В одно из проф­техучилищ пришло письмо из медвытрезвителя: "Ваш учащийся Николай С. в медвытрезвитель доставляется третий раз, а из руко­водства еще не дождались никого". Мастер производственного обу­чения выступил на педсовете: "Учащиеся неудовлетворительно уха­живают за станками и производственной мастерской, которые ле­нятся, пока на них не крикнешь". Интересные фразы можно найти в сочинениях: "Васнецов в картине "Богатыри" рисует труд бога­тырей, охраняющих границы Советского. Союза", "Тургенев— один из основателей русского языка", "Речь автора богата и калорийна". Возникает множество педагогических афоризмов: у нас в училище круглый год день открытых дверей — все двери сломаны и не ре­монтируются; заседание педсовета проходит так быстро, что не ус­певаешь заполнить дневники. А сколько нелепого можно найти в инструкциях для уроков производственного обучения! Вот выдерж­ка из одной инструкции: "Паяльник должен храниться при комнат­ной температуре в сухом помещении, воздух которого насыщен пара­ми кислот и других веществ, вредно действующих на материалы паяльника".

Комическое в профтехучилище встречается постоянно, и чем чаще его замечать, создавать, тем острее и тоньше будет его влия­ние на учащихся и на педагогов.

Нужно помнить, что смех — орудие острое и использовать его необходимо с большим тактом, поэтому речь должна идти о педа­гогических формах его употребления, т. е. о формах, не разрушаю­щих развитие личности, а способствующих ему.

Одной из наиболее распространенных форм обращения с ко­мическим в молодежной среде является искренняя улыбка, смех в его физическом проявлении. Это ответная реакция на восприятие комического. Любой смешной случай, ситуация, предмет или явле­ние должны логически завершаться такой реакцией, никем не по­давляемой и не запрещаемой. Правда, это возможно только при демократизированных воспитательных отношениях.

В ПТУ можно применять множество форм для развития и использования комического в воспитательных целях. Это прежде всего собирание смешных случаев, происходящих в профтехучи­лище, в специальные альбомы, архивы под девизами "Смех — наш спутник", "Смеяться право не грешно над тем, что кажется смеш­но". Известен случай во Франции, когда педагог не только собрал комизмы учащихся, но и издал их под названием "Вперед, бездель­ники!". Такие коллекции комических случаев могли бы поднять настроение, стать средствами перевоспитания и т. д.

Учащиеся любят такие формы организации воспитательных отношений, как вечера юмора, юморины, день смеха (1-е апреля), выпуск сатирических листков и юмористических газет, скетчи, дружеские шаржи в качестве подарков именинникам, посещение и просмотр комических фильмов, спектаклей и концертов, поста­новка комических сценок, спектаклей (театры юмористических ми­ниатюр) из собственной жизни, создание комнат смеха (музея юмора), встречи с юмористами, конкурсы и бои юмористов, КВН, конкурсы и выставки юмористических сочинений, стихов, песен (частушек), рисунков и т. д.

Широкое использование подобных форм в работе с учащимися особенно важно сейчас для смягчения нравов, снятия напря­женности.

Обращение со смехом, однако, должно быть осторожным. Главное— соблюдать чувство меры, не вмешиваться во внутрен­ний мир и личную жизнь учащихся и педагогов. Нельзя унижать, оскорблять, принижать достоинство любого человека. Если шутка обращена по конкретному адресу, нужно учитывать индивидуаль­ные особенности того, над нем шутят, предвидеть его реакцию. Смех может быть не только средством поощрения, но и средством нака­зания.

В заключение следует предупредить педагогов, что проекти­ровать использование комического в работе с учащимися необхо­димо, хотя это и очень сложно. Юмор рождается неожиданно, си­туации, в которых он возникает, трудно предусмотреть, а часто не­возможно и управлять ими. Но внимание к юмору, его культ, добро­желательные отношения в коллективе выполняют свои воспитатель­ные функции не менее глубоко и качественно, чем серьезные требо­вания, советы и наказания.

Учащиеся ПТУ — это особая категория юношества, по воз­растным особенностям и своему жизненному опыту они располо­жены к восприятию комического, готовы к использованию коми­ческого в целях самозащиты. Педагоги, работающие в ПТУ, знают, что учащиеся используют каждый удобный случай, чтобы посме­яться. Однако учащиеся не имеют достаточной культуры для обра­щения с комическим, они часто воспринимают лишь очень прими­тивные и грубые формы комического.

Над чем смеются учащиеся? Согласно опросу, чаще всего на­ходят смешное (из 1358 подростков): в поступках и действиях лю­дей (586); во внешности и одежде окружающих (265); в особеннос­тях речи (227); в физических особенностях людей (220); в поведе­нии животных (76); в неживой природе (4). (Салумяэ С. Восприятие юмора в подростковом возрастс/УСовстская педагогика и школа: Сб. науч. тр. /Гарт. гос. ун-т. Тарту, 1970. Т.70, вып. 3.). К сожалению, сами учащиеся в беседах подтверждают, что их смешат прежде всего неведение, невнимательность, а также другие негативные качества друзей и педагогов.

Чаще и охотнее смеются юноши, чем девушки. С 14 лет у юношей уже формируется чувство юмора. Они подшучивают над другими и не хотят сами быть в смешном положении.

Учащиеся положительно воспринимают юмор своих товари­щей и педагогов. Они предпочитают иметь веселых друзей. На ос­нове чувства юмора возникают взаимные симпатии юношей и де­вушек. Лидерами становятся, как правило, веселые учащиеся. Одна девушка вспомнила свою учебу в профтехучилище: "Среди нас был очень яркий человек. Он часто в самодеятельности исполнял сати­рические вещи. Он был очень популярен. У него была своя "свита" из 2—5 человек, которые с ним не разлучались. На уроках они си­дели вместе, от их поведения во многом зависел урок. От этого че­ловека постоянно ждали шуток. Он всегда ходил в ореоле славы и нашего поклонения". Такие факты в профтехучилищах встречают­ся довольно часто.

В ПТУ нередки случаи сознательного использования учащи­мися юмора в целях:

борьбы за сохранение своего достоинства;

унижения своего "врага" в лице товарища, педагога;

привлечения к себе внимания;

избавления от требований со стороны коллектива, педагога, от решения важных проблем;

парирования нападок, обвинений, претензий.

У некоторых учащихся наблюдается замедленная оценка ко­мических фактов, ситуаций. Это связано с состоянием нервной сис­темы и степенью развития чувства юмора.

Учащиеся могут проявлять несдержанность и вследствие своей невысокой культуры создавать комедийные ситуации около святынь, трагедий. На такие факты педагогам надо реагировать особенно оперативно.

Бывают случаи, когда педагоги дают повод для смеха своей не­брежной одеждой, походкой, речью. Одна преподавательница, по рас­сказам учащихся, надевала разные варежки, а иногда— даже разные чулки. Другая — заигрывала с учащимися, называяих "льстивыми царедворцами". Был случай, когда мастер бегал по зданию за разбе­гавшимися после занятий учащимися. Желательно, конечно, подоб­ных поводов для смеха не давать, но если подобная ситуация возник­ла, то нужно попытаться отнестись к ней с юмором.

Наличие высокоразвитого чувства юмора предполагает сле­дующие достоинства у каждого педагога и учащегося:

высокие эстетические идеалы;

активные эстетические чувства;

развитую диалектичность;

живой ум, остро и быстро схватывающий противоречия;

жизнерадостность, жизнелюбие;

ассоциативный ум, склонный к разнообразным сопоставлениям.

Учащиеся и педагоги должны быть способны воспринимать юмор. Люди, не обладающие чувством юмора, как правило, ущемлены, "зажа­ты", они не могут творчески подходить к педагогическому процессу и работать по сложным педагогическим технологиям.

Заключение

Закончив изучение, а возможно, простое чтение "Педагогики", не торопи­тесь признавать законченным само вхождение в педагогическую науку. Лю­бая наука (и педагогика не исключение) неизмеримо шире ее изложения как учебного предмета. Учебный предмет, однако, излагает педагогическое зна­ние как систему, раскрывая основные базисные понятия в их связи и зависи­мости, дает характеристику основных компонентов педагогической деятель­ности, где бы и кем бы она ни совершалась. Без знаний педагогических азов нельзя работать грамотно с педагогической литературой, нельзя осознанно воспринимать лекцию ученого, нельзя, наконец, самому проводить профес­сиональное педагогическое исследование, писать авторские работы в сфере образования.

Овладение изложенным нами знанием создает ориентировочную основу вхождения педагога в постоянно развивающееся и меняющееся педагогичес­кое знание, ускоряет его адаптацию к новым образовательным технологиям, новым парадигмам образования. Любые педагогические инновации будут восприниматься педагогом как объективная ступень общественного развития и личного самовыражения учителя и его учеников. Наконец, эти знания могут помочь в создании собственных педагогических концепций, формировании индивидуальных педагогических систем и тем удовлетворить исконные уст­ремления российского учительства, привнести как можно больше пользы свое­му отечеству и народу. Итак, прочитанный курс "Педагогика" — лишь ключ к науке и педагогическому знанию.

Закончив чтение "Педагогики", не мните себя готовыми также и к педаго­гической деятельности. Путь от теории к практике тернист и долог. Однако этот минимум базисных педагогических знаний поможет вам в профессио­нальном становлении. Эти знания помогут выделять, анализировать и оцени­вать педагогические явления и факты из сплошного и подчас противоречиво­го потока педагогической действительности. Использование этих знаний убе­режет вас от опрометчивости, субъективности и спешки в работе с детьми. Применение этого знания способно оказать реальную помощь в проектирова­нии практически любых педагогических систем, процессов, ситуаций в об­ла



2018-07-06 324 Обсуждений (0)
Комическое в деятельности инженера-педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комическое в деятельности инженера-педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)