Комическое в деятельности инженера-педагога
Согласитесь, что эта тема для отечественной педагогики звучит несерьезно. Из наших школ, училищ, вузов как из тоталитарных систем изгнан смех. Вспомним роман К. Кизи "Над кукушкиным гнездом", описывающий мощную систему подавления человека в психиатрической больнице. Один из героев, будто о нас, говорит: "Знаешь, чем меня удивила ваша больница? Тем, что никто не смеется. С тех пор как я перешагнул порог, я ни разу не слышал нормального смеха... Кто смеяться разучился, тот опору потерял". (Кизи К. Над кукушкиным гнездом // Новый мир. 1987. № 7. С. 177.). С.Т. Шацкий при организации детских колоний широко использовал смех как метод воспитания, учил юмору детей, широко известно и об отношении к юмору в колониях А. С. Макаренко. Но уже в середине 30-х годов тема комического практически исчезает со страниц педагогической печати, а вскоре комическое изгоняется и из учебных заведений. Проблема комического вновь появляется только сейчас. Причин для внимания к ней немало. Одной из главных является то, что утрата чувства юмора значительно обедняет развитие личности. Чувство юмора придает личности неповторимость, неординарность, привлекательность и притягательность. Человек, обладающий чувством юмора, очарователен, он забавляет окружающих, смягчает нравы, вносит дух терпимости и доброты. Без юмора мы становимся чиновниками. Юмор вносит в наши отношения своеобразие. В настоящее время, когда возрождается духовность, смех нужен как противоядие против равнодушия, ненависти, страха и подозрительности, охвативших нас. Одна из причин столь значительной роли юмора в развитии человека заключается в том, что юмор всегда связан со сферой эмоций — сложных психофизиологических образований, неизменно присутствующих при формировании поведения. Другая причина состоит в том, что без смеха, юмора, по утверждению ученых и наблюдению педагогов, затормаживается развитие логического мышления, а следовательно, и интеллекта. Комическое помогает легко и более четко вскрыть противоречия, обнаружить способы их разрешения, а также формы наиболее продуктивного усвоения материала. Остроумие — не просто ум, оно гораздо важнее: остроумие помогает там, где тысяча умников застрянет. Еще одной причиной повышения внимания педагогов к юмору является их усталость от постоянного напряжения в отношениях друг с другом и учащимися. Среди коммуникативных средств взаимодействия педагогов и учащихся смех занимает пока последнее место из 20 используемых средств. Между тем юмор способен психологически разрядить обстановку, смягчить отношения. Кроме того, существует угроза невротического срыва у всех участников педагогического процесса из-за неудовлетворенной потребности в смехе, которая является одной из естественных человеческих потребностей. По этой причине из наших учебных заведений выходят пессимисты, нытики, неудачники, неспособные к творчеству, к риску. А это очень опасно при переходе к новым общественно-экономическим условиям. Многие молодые люди и почти все преподаватели учебных заведений потеряли интерес к юмору, разучились его ценить. Согласно исследованиям, педагоги профтехучилищ оценивают юмор не более чем в 2,3 балла (из пяти возможных) по его значимости в инженерно-педагогической деятельности. (Казанская В.Г. Пути оптимизации взаимоотношений педагогов и учащихся. Казань, 1986. С. 16.). Из 339 обследованных нами учащихся ПТУ лишь один упомянул чувство юмора как важное качество человека. Наконец, следует отметить, что юмор изгнан из методов и приемов воспитания учащихся. Нравственное воспитание советская педагогика давно связала с понятиями "требование", "отречение", т. е. с принуждением, вызывающим страдание. Отсюда унылая и тягостная атмосфера в учебных заведениях. Преподаватели уже не могут ни воспринимать, ни поддерживать, ни создавать комическое. А между тем чувство юмора помогло бы им экономить силы, выходить из сложных ситуаций. Юмор можно сравнить с зонтиком, спасающим не только от ненастья, но и от того, чтобы солнце успеха не так пекло голову. Почему же советская педагогика боялась смеха? Во-первых, в нем видели форму агрессии. Смех обнажает и обнародует все нелепое и несуразное в нашей жизни. Поэтому смеха боялись, а смеющегося человека считали не просто критиканом, а недовольным советской властью. Во-вторых, "власть имущие" вполне осознавали, что источником смеха является чувство собственного превосходства смеющегося, который первым обнаружил противоречие в существующей ситуации. За осмеяние руководителя применяли меры административного воздействия. Вспоминается случай изгнания из школы педагога, который высмеял директора, выдавшего ребятам по два листа фотобумаги для работы фотокружка. В-третьих, тоталитарная педагогика боялась смеха как диагноста. По словам Ф. М. Достоевского, "смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже, бесспорно, умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, и люди чаще всего смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселось, а где в людях в наш век веселость, а умеют ли люди веселиться? Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони... Итак, если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как о плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеалами, а вы смотрите его лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек... смех есть самая верная проба души". (Достоевский Ф.М. Подросток // Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1975. Т.13.). Диагностом смех может быть потому, что в нем сплавляются и в единстве проявляются сознательные и бессознательные факторы поведения человека. Преднамеренно смеяться можно, и эти факторы будут в смехе "видны". В-четвертых, смеха боялись потому, что хотели спрятать от человека будущее. Тоталитарная педагогика внушала мысль о счастливом детстве, которое якобы уже существует, подавляя стремление к каким бы то ни было изменениям. Мы смело можем сказать, что смех — это великий изгнанник тоталитарной педагогики. В профтехучилищах не выпускают юмористические газеты, не разыгрывают сценки из жизни коллектива, не сочиняют автоэпиграмм, не рисуют дружеских шаржей и т. п. Смех здесь до сих пор не легализован. В худшем случае в ПТУ пробивается сквозь толщу запретов и "железобетонного", по выражению учащихся, стиля отношений в коллективе глупый смех (смех без причины) и смех с примесью скабрезности, насмешки, издевки над слабыми. Этим, в частности, объясняется, что учащиеся часто дают друг другу обидные клички и прозвища. Иногда в училище возникают анекдоты про тенденциозную учительницу Мариванну и Вовочкины победы над ней. Эти анекдоты отражают мечту участников воспитательных отношений о лучшем времени в системе образования. Самое сложное — объяснить природу комического. Проанализируйте смешные случаи и вы поймете, что смех зависит от особенностей ситуации, от тех, кто породил комическую ситуацию, и тех, кто ее увидел и понял. Комическое может то появляться, то исчезать. Смех — явление комплексное. Это одновременно категория физиологическая, психологическая, социальная, философская и педагогическая. Физиологическую природу смеха изучали еще в древности. Многие знаменитые ученые пытались постичь это явление. Гиппократ, врач Жубер из Франции, петербургский врач И. Щербак, 3. Фрейд — это неполный перечень авторов трудов о смехе. Врачи описывают смех через физиологические понятия, представляя его как короткие и сильные выдыхательные движения открытым ром, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками. Врачи-физиологи выделяют в смехе мимический компонент: улыбку — растягивание углов рта. Ученые считают, что существует врожденная реакция смеха, присущая не только человеку, но и животным. Смех оказывает влияние на здоровье. Сам акт смеха приятен, он вызывает эйфорию — чувство благополучия и комфорта. Так, девятилетний Жора Артеменков был награжден орденом за то, что в годы Великой Отечественной войны веселил раненых бойцов. Медики утверждают, что отсутствие чувства юмора связано с физиологическими нарушениями. Однако это не всегда так. Существует поговорка: остроумие не в языке рассказчика, а в ухе слушающего. Однажды "Литературная газета" под юмористической рубрикой опубликовала объявление об изобретении доильного аппарата, позволяющего в два-три раза увеличить надои молока. Нашлись читатели, которые на полном серьезе просили дать адрес места его продажи. При нарушениях нервной системы, разрушениях лобной части у человека неизбежно возникает плоский, неглубокий юмор. Но если бы смех трактовался только с физиологической точки зрения, он бы не представлял интереса для педагогов. У смеха есть психологическая трактовка, которая нужна преподавателям. Смех, с точки зрения психологов, — это субъективная способность личности воспринимать мир и отражать его. Смех всегда субъективен, избирателен. Он может задеть только уязвимое место личности или уязвимую личность. Смех — средство коммуникативное, он усложняет или упрощает взаимопонимание людей. Попробуйте сплотить группу в турпоходе шутками и увидите, что другого более быстрого и верного средства нет. Психологи считают, что смех непосредственно связан с мышлением и отражает уровень его развития. Человек, воспринимающий комическое, талантлив, он обладает диалектическим живым умом, умением остро подметить и быстро схватить противоречие, ассоциативным мышлением, склонностью к разнообразным и неожиданным сопоставлениям. У человека, неспособного к юмору, появляются чувство ущербности, масса отрицательных переживаний, нервозность и даже агрессивность. Остроумие играет большую роль в сфере творческих способностей. Социальная природа смеха еще более широка. Воспринимать смешное может только человек, сформировавшийся как личность. Смех как субъективная способность личности зависит от эпохи, национальности, профессии, интересов и характера. Эпоха — самый мощный регулятор смеха. В первобытном обществе существовал ритуальный смех. В эпоху средневековья появились шуты и клоуны. Позднее возникли праздники смеха, юмористические концерты и даже день смеха (1 апреля). Характерной чертой любой эпохи было то, что реакционные режимы обрушивали гонения на комическое. Реакционные власти либо культивировали примитивные развлечения (бои увечных в Мексике, посещение домов умалишенных в Англии в XVIII веке), либо ставили все комическое под жесткий контроль (в период сталинизма и брежневщины в СССР), либо совсем запрещали (в Голландии в ХVII веке засмех штрафовали). Смех имеет национальную окраску. Достаточно вспомнить туркмена Амирбека, узбека Ходжу Насреддина, габровский и одесский юмор и т. д. Любопытно, что смех зависит от профессии. Среди педагогов существовала шутка: "Проблемное обучение — это когда сам не знаешь, что делать на уроке". В смехе проявляется мировоззрение человека. Классический вопрос "Над кем смеетесь?" требует индивидуального ответа. Если учащиеся при просмотре фильма о голодающих обращают внимание на размотанную бечеву от лаптя и смеются над этим, если у них вызывает смех неожиданное падение Деда Мороза на новогоднем вечере — это признак негуманизированного мышления, притупления чувств. Философская сущность смеха выражается в том, что смех как категория есть эстетический идеал человечества в его оценке предмета или явления. Смех — особая эстетическая форма критики. Даже в основе сатиры лежит не нигилизм, а высокие эстетические идеалы. Педагогическая сущность смеха состоит в том, что он выполняет определенные функции в педагогическом процессе. Смех является одним из мощных методов воспитания. Он способен заменять другие методы, быть самостоятельным методом и сочетаться почти с любым другим. Смех экономит силы, время педагога, как метод смех может "свертывать" педагогический процесс, сокращая и усиливая те или иные его стороны, стимулируя его. Кроме того, смех является предметом познания, а следовательно, входит в содержание образования. Смех как категорию изучают в литературе, в эстетике. Комическое используют во внеучебных формах деятельности (просмотр кинофильмов, юморины, стенгазеты и т. д.). Наконец, учащиеся, проявляя интерес к комическому, приобретают такие качества, как чувство юмора, острословие, веселость, необходимые любому человеку. В качестве метода воспитания смех имеет самый широкий диапазон использования. Во-первых, он выполняет стимулирующие функции и может быть средством как поощрения, так и наказания. Во-вторых, он развивает чувство коллективизма, поскольку способствует формированию общественного мнения. В-третьих, используя смех, можно снять напряжение в учебном процессе. В-четвертых, с его помощью можно преодолеть комплекс неполноценности, замкнутость. Таков смех по своей природе. Смех также сложен и по своим формам. Человечеству известны такие формы смешного, как комизм, юмор, ирония, сарказм, сатира, комический намек, шутка, насмешка. Каждая из форм отличается от других иногда самыми малыми оттенками. Комизм — смешная сторона поведения людей в общественно значимых ситуациях (праздники, собрания). Комические ситуации возникают на уроке, когда опоздавший учащийся за руку здоровается с педагогом или когда преподаватель, попытавшийся насильно вывести учащегося с урока, становится "жертвой" учащегося, занимающегося дзюдо. Здесь явное несоответствие общепринятым нормам поведения. Юмор — дружеский смех, беззлобный, хотя и не беззубый. Он способствует раскрытию добрых человеческих качеств, скрытых внешне. Юмор помогает в недостатках увидеть достоинства. В одном из профтехучилищ произошел такой случай. Таня, высокая, спортивного склада девушка, которая имела грубоватые мальчишечьи манеры, однажды бежала по лестнице, сметая всех на своем пути. Вдруг перед ней появилась учительница истории, маленького роста, хрупкая, нежная. Увидев бегущую Таню, она очень испугалась. Татьяна, ловко огибая ее, крикнула на ходу: "Не бойтесь, Альбина Владимировна, солдат ребенка не обидит". Учительница не могла не улыбнуться, как не могла и обидеться на Таню. Ирония — это тоже смех, но рожденный скрытым за внешне благопристойным юмором намерением. В иронии всегда двойной смысл, ибо она основана на противопоставлении формы и смысла. Это самый сложный вид комического, которым почти не владеют учащиеся, Сарказм — едкая, язвительная ирония, подчас достигающая трагедийного накала, строится на усилении контраста внешнего смысла и подтекста. С помощью сарказма высмеиваются особо опасные по своим общественным последствиям проступки. Так, однажды мастер, обсуждая с группой вопрос о поездке в летний лагерь труда и отдыха, вдруг сказал одному из трудных учащихся: "Ты у нас скоро поедешь в другой лагерь", намекая на тюремное заключение. Этот "черный" юмор был неуместен и как метод был сверхсильным. Сатира — крайняя и высшая форма отрицания, т. е. критика посредством комического. С помощью сатиры заостряется, а часто утрируется осмеиваемое явление. Так, в стенных газетах профтехучилищ на учащихся за пристрастие к курению или выпивке часто рисуются карикатуры. Это бичующее и подчас очень обидное обличение пороков. Сатиру учащиеся ПТУ, как правило, не любят и борются с ней доступными им средствами: уничтожают стенгазеты, избивают художников или редакторов, еще более грубо ведут себя. Комические намеки, шутки редко, но бывают в профтехучилищах. Например, учащиеся могут близорукому преподавателю в журнал насыпать перцу, налить клея на стул. Учащиеся могут долго вести переговоры с преподавателем по поводу мер, применяемых им к двоечнику, прогульщику или грубияну. Иногда и сами преподаватели и мастера создают комические ситуации, например, когда бегают за учащимися или пререкаются с ними, дают распоряжения о наказании большого количества провинившихся и т. д Чаще всего в профтехучилищах возникают комические ситуации, имеющие неглубокий характер. Однако, пользуясь только научными определениями, смех нельзя до конца понять. Во многом он ситуативен. Рассказывать друг другу комические ситуации трудно: часто теряется смысл, все упрощается. Комическое легко ускользает, оно неуловимо, невидимо. Вспомните Ильфа и Петрова. Можно смеяться бесконечно, читая их книги "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", но никому еще так же хорошо не удалось передать образы и ситуации, созданные авторами этих книг, на экране. Исчезал образ главного героя — незаурядного остряка и плуга. Дж. Свифт писал: "Существуют вещи, чрезвычайно остроумные именно сегодня, или натощак, или в данном месте, или в восемь часов, или за бутылкой... но при малейшей перемене положений вся острота их теряется". Смешное состоит из двух частей. В первой части у слушателя формируется сложный прогноз относительно сущности описываемой ситуации, а когда слушатель уверует в ложную версию, во второй части ему преподносится неожиданная концовка. Можно ли изменить ситуацию отношения к комическому в профтехучилище? Можно ли сделать смех узаконенным методом и приемом воспитания? С нашей точки зрения, бесспорно. Во-первых, если педагоги загорелись таким желанием, поверили в педагогическую силу смеха и поставили цель. Во-вторых, если педагоги и учащиеся будут знать о теории комического и способах его создания, а следовательно, поверят в свои возможности в этой области. Наконец, в-третьих, если в ПТУ будут широко использоваться самые разнообразные оргформы "работы" с комическим. В качестве педагогических могут быть поставлены цели воспитания чувства юмора и восприятия комического, ознакомления учащихся с художественными средствами выражения комического (через вечера юмора, театр миниатюр, сатирические, юмористические газеты, концерты, пожелания и т. д.). Можно ли научить юмору учащихся и педагогов? Это самый непростой вопрос. Ответы на него могут быть разными. Например, В. Маяковский по этому поводу писал: "Я убежден — в будущих школах сатиру будут преподавать наряду с арифметикой, и с неменьшим успехом" (Маяковский В. Собр. соч.: В 12 т. М., 1978. Т. 11. С. 180.). И далее: "Будет, обязательно будет высшая смеховая школа"'. (Там же. С. 53.). Что касается средств создания комического, тоих вполне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее доступные и целесообразные применительно к конкретной ситуации, конкретным воспитательным отношениям. Парадокс — это неожиданное высказывание, выраженное в остроумной форме. В таких высказываниях смысл как бы противоречит логическим законам, например оправдание своего пустого любопытства: я интересуюсь лишь тем, что меня совсем не касается. Вы помните, конечно, и широко популярные парадоксальные мысли: мода настолько безобразна, что мы вынуждены менять ее каждые полгода; лучшее средство избавиться от искушения — поддаться ему. Овладеть парадоксами и хотя бы изредка ими пользоваться может лишь смелый педагог, который не боится маленького саморазоблачения и того, что над ним будут смеяться. Неожиданность как способ создания комического более доступен. Педагог высказывает мысль, неожиданную для учащихся, иногда начав ее в соответствии с их ожиданиями. Так, в одном из профтехучилищ мастер выстроил учащихся на торжественную линейку перец началом урока, на которой он воинским ритуалом встретил опоздавших, бегущих из столовой и продолжающих жевать пирожки. В этом ПТУ на двери висело объявление о распорядке работы столовой по выходным и праздничным дням. Под красочным заголовком было написано: "Столовая в выходные и праздничные дни не работает". Несоответствие стиля и содержания — легкодоступный прием создания комического. Так, директор ПТУ издал приказ о выговоре более чем 20 учащимся за то, что они открывали в кабинетах окна и бросали в прохожих стульями и ножками столов. В заключение приказа значилось: "Запрещено открывать окна и бросать в прохожих сломанной мебелью —это ведет к растрате училищного имущества". Грустный юмор, но расплатой за промах директора вполне мог бы стать смех над этим приказом, смех очищающий и примиряющий, после чего можно было бы продумать вопрос об отношении учащихся к общественной собственности. Один из педагогов на уроке неверно сказал учащимся, что картуз — это головной убор короля, и вызвал смех у них, но, как и директор ПТУ, не смог выйти с честью из этой ситуации. Несоответствие стиля и содержания высказываний нередко возникает на утренних линейках в профтехучилищах, например директор, произнося речь об активности и единстве рабочего класса, делает замечания нарушителям дисциплины, используя при этом повышенный тон. Смешение стилей чаще всего возникает при объединении разных понятий, принадлежащих разным эпохам. В сочинениях учащихся, например, можно встретить такие фразы: "Колчак предложил Игорю быть его соратником", "Наташа Ростова танцевала на балу со Штирлицем". Учащиеся часто дают прозвища друг другу или преподавателям по контрасту с их личностными качествами: Адмирал, Каратист и т. д. Ложные противопоставления (псевдоконтраст) часто используются учащимися. У учащихся до сих пор популярны фразы: есть лучше много, но часто; лучше переспать, чем недоспать. Одна из девушек сказала о юноше из группы: "Он был самым тихим среди нас, поэтому никто не заметил, как он попал в медвытрезвитель". Преподаватели, общаясь с учащимися, изредка пользуются этим приемом: "Ты любишь не только Галю, но и математику". Псевдоконтраст строится таким образом, что заключительная его часть по форме будто бы противоречит началу, а на самом деле усиливает и развивает мысль, заложенную в нем. Совершение комического на полном серьезе. Часто это происходит с учащимися, когда они выходят к доске с приколотой на спине запиской или испачканным лицом и совершенно серьезно отвечают урок, что вызывает смех. Или такой пример. Мастер спросил учащихся: "Как вы готовитесь к экзамену?" Учащиеся ответили: "Зарядку делаем". "Зачем?" — удивился мастер. "Нервы укрепляем на случай провала", — сказали учащиеся. Вспоминается также случай, когда преподаватель на занятиях хора сказал юношам: "Вы не забыли слова? Запомните и не путайте". Это вызвало смех, потому что юноши пели только один припев: "0-ля-ля!". Неожиданные сочетания против здравого смысла и логики отношении — прием часто встречающийся. Таким образом появляется юмор в стенных газетах, сочинениях, письменных ответах учащихся. Например, в одной из стенгазет, посвященной субботнику, было написано: "За работу парни, среди которых были и девчата, взялись с азартом", а в письменном ответе, который давала девушка на уроке истории, вместе с темой стояло ее имя: "Великие открытия Галины В.". Как правило, такой юмор, связанный с плохой редакцией текстов, а также с тем, что учащиеся не владеют литературным стилем, рождается неожиданно. Игра слов — одни и те же слова обыгрываются в разных ситуациях с сохранением их старого смысла. Так, в спортивном лагере ребята долго просили дать им радиоприемник: "Что мы — дикари, чтобы жить без приемника?" Начальник лагеря дал им радиоприемник и сказал: "Вот теперь пляшите, как дикари, под приемник". Прямолинейность нередко порождает смешное. Такойприем используют ребята, когда дают клички, например. Колун — тому, кто все делает грубо и внешне похож на это орудие труда. Однажды мастер зачитывал ответы учащихся на анкету о мотивах поступления в ПТУ. Он прочел одну из анкет: "Я ходил в дивятый класс, хотя должен был учиться в дисятом...". Мастер пошутил: "Нет, ты должен был ходить в четвертый". Сатирическое преувеличение главной черты используется при разыгрывании сценок, создании дружеских шаржей, смешных куплетов. Например, в одном из сочинений было написано: "В царской России на женщин никто не обращал никакого внимания". Неправильное употребление слов, понятий. В одном из заявлений учащегося было написано: "Прошу перевести меня подопытным шофером вследствие того, что я кончал курсы шоферов в ДОСААФ". Соответствует этому приему и совершение неправильных действий, например, директор ПТУ сказал учащимся: "Зачем вы катаете без конца по сцене рояль? Приказываю прикрутить его в одном месте — целее будет". Ложное усиление. У Марка Твена в рассказе "Простаки за границей" есть хороший пример такого юмора: "У меня, судя по всему, громадные запасы ума, — для того чтобы им пораскинуть, мне иногда требуется неделя". Доведение мысли до абсурда порождает остроумие, хотя нередко неожиданное. Из ответа одного учащегося по математике: "Параллельными линиями называются такие линии, которые при своем пересечении не пересекаются". Педагог, увидев свою ученицу в туфлях на очень высоких каблуках, воскликнула: "Ну, Надежда, ты растешь прямо на глазах!". Существует еще множество способов создания комического, которые мы не раскрыли: шутливые намеки, двойное истолкование и др. Вспоминаются смешные случаи, которые не так просто соотнести с тем или иным приемом. Так, несколько лет назад в зале, где проводилась дискотека, висело объявление: "Ребятам запрещается находиться на танцах в длинноволосой прическе". В одно из профтехучилищ пришло письмо из медвытрезвителя: "Ваш учащийся Николай С. в медвытрезвитель доставляется третий раз, а из руководства еще не дождались никого". Мастер производственного обучения выступил на педсовете: "Учащиеся неудовлетворительно ухаживают за станками и производственной мастерской, которые ленятся, пока на них не крикнешь". Интересные фразы можно найти в сочинениях: "Васнецов в картине "Богатыри" рисует труд богатырей, охраняющих границы Советского. Союза", "Тургенев— один из основателей русского языка", "Речь автора богата и калорийна". Возникает множество педагогических афоризмов: у нас в училище круглый год день открытых дверей — все двери сломаны и не ремонтируются; заседание педсовета проходит так быстро, что не успеваешь заполнить дневники. А сколько нелепого можно найти в инструкциях для уроков производственного обучения! Вот выдержка из одной инструкции: "Паяльник должен храниться при комнатной температуре в сухом помещении, воздух которого насыщен парами кислот и других веществ, вредно действующих на материалы паяльника". Комическое в профтехучилище встречается постоянно, и чем чаще его замечать, создавать, тем острее и тоньше будет его влияние на учащихся и на педагогов. Нужно помнить, что смех — орудие острое и использовать его необходимо с большим тактом, поэтому речь должна идти о педагогических формах его употребления, т. е. о формах, не разрушающих развитие личности, а способствующих ему. Одной из наиболее распространенных форм обращения с комическим в молодежной среде является искренняя улыбка, смех в его физическом проявлении. Это ответная реакция на восприятие комического. Любой смешной случай, ситуация, предмет или явление должны логически завершаться такой реакцией, никем не подавляемой и не запрещаемой. Правда, это возможно только при демократизированных воспитательных отношениях. В ПТУ можно применять множество форм для развития и использования комического в воспитательных целях. Это прежде всего собирание смешных случаев, происходящих в профтехучилище, в специальные альбомы, архивы под девизами "Смех — наш спутник", "Смеяться право не грешно над тем, что кажется смешно". Известен случай во Франции, когда педагог не только собрал комизмы учащихся, но и издал их под названием "Вперед, бездельники!". Такие коллекции комических случаев могли бы поднять настроение, стать средствами перевоспитания и т. д. Учащиеся любят такие формы организации воспитательных отношений, как вечера юмора, юморины, день смеха (1-е апреля), выпуск сатирических листков и юмористических газет, скетчи, дружеские шаржи в качестве подарков именинникам, посещение и просмотр комических фильмов, спектаклей и концертов, постановка комических сценок, спектаклей (театры юмористических миниатюр) из собственной жизни, создание комнат смеха (музея юмора), встречи с юмористами, конкурсы и бои юмористов, КВН, конкурсы и выставки юмористических сочинений, стихов, песен (частушек), рисунков и т. д. Широкое использование подобных форм в работе с учащимися особенно важно сейчас для смягчения нравов, снятия напряженности. Обращение со смехом, однако, должно быть осторожным. Главное— соблюдать чувство меры, не вмешиваться во внутренний мир и личную жизнь учащихся и педагогов. Нельзя унижать, оскорблять, принижать достоинство любого человека. Если шутка обращена по конкретному адресу, нужно учитывать индивидуальные особенности того, над нем шутят, предвидеть его реакцию. Смех может быть не только средством поощрения, но и средством наказания. В заключение следует предупредить педагогов, что проектировать использование комического в работе с учащимися необходимо, хотя это и очень сложно. Юмор рождается неожиданно, ситуации, в которых он возникает, трудно предусмотреть, а часто невозможно и управлять ими. Но внимание к юмору, его культ, доброжелательные отношения в коллективе выполняют свои воспитательные функции не менее глубоко и качественно, чем серьезные требования, советы и наказания. Учащиеся ПТУ — это особая категория юношества, по возрастным особенностям и своему жизненному опыту они расположены к восприятию комического, готовы к использованию комического в целях самозащиты. Педагоги, работающие в ПТУ, знают, что учащиеся используют каждый удобный случай, чтобы посмеяться. Однако учащиеся не имеют достаточной культуры для обращения с комическим, они часто воспринимают лишь очень примитивные и грубые формы комического. Над чем смеются учащиеся? Согласно опросу, чаще всего находят смешное (из 1358 подростков): в поступках и действиях людей (586); во внешности и одежде окружающих (265); в особенностях речи (227); в физических особенностях людей (220); в поведении животных (76); в неживой природе (4). (Салумяэ С. Восприятие юмора в подростковом возрастс/УСовстская педагогика и школа: Сб. науч. тр. /Гарт. гос. ун-т. Тарту, 1970. Т.70, вып. 3.). К сожалению, сами учащиеся в беседах подтверждают, что их смешат прежде всего неведение, невнимательность, а также другие негативные качества друзей и педагогов. Чаще и охотнее смеются юноши, чем девушки. С 14 лет у юношей уже формируется чувство юмора. Они подшучивают над другими и не хотят сами быть в смешном положении. Учащиеся положительно воспринимают юмор своих товарищей и педагогов. Они предпочитают иметь веселых друзей. На основе чувства юмора возникают взаимные симпатии юношей и девушек. Лидерами становятся, как правило, веселые учащиеся. Одна девушка вспомнила свою учебу в профтехучилище: "Среди нас был очень яркий человек. Он часто в самодеятельности исполнял сатирические вещи. Он был очень популярен. У него была своя "свита" из 2—5 человек, которые с ним не разлучались. На уроках они сидели вместе, от их поведения во многом зависел урок. От этого человека постоянно ждали шуток. Он всегда ходил в ореоле славы и нашего поклонения". Такие факты в профтехучилищах встречаются довольно часто. В ПТУ нередки случаи сознательного использования учащимися юмора в целях: борьбы за сохранение своего достоинства; унижения своего "врага" в лице товарища, педагога; привлечения к себе внимания; избавления от требований со стороны коллектива, педагога, от решения важных проблем; парирования нападок, обвинений, претензий. У некоторых учащихся наблюдается замедленная оценка комических фактов, ситуаций. Это связано с состоянием нервной системы и степенью развития чувства юмора. Учащиеся могут проявлять несдержанность и вследствие своей невысокой культуры создавать комедийные ситуации около святынь, трагедий. На такие факты педагогам надо реагировать особенно оперативно. Бывают случаи, когда педагоги дают повод для смеха своей небрежной одеждой, походкой, речью. Одна преподавательница, по рассказам учащихся, надевала разные варежки, а иногда— даже разные чулки. Другая — заигрывала с учащимися, называяих "льстивыми царедворцами". Был случай, когда мастер бегал по зданию за разбегавшимися после занятий учащимися. Желательно, конечно, подобных поводов для смеха не давать, но если подобная ситуация возникла, то нужно попытаться отнестись к ней с юмором. Наличие высокоразвитого чувства юмора предполагает следующие достоинства у каждого педагога и учащегося: высокие эстетические идеалы; активные эстетические чувства; развитую диалектичность; живой ум, остро и быстро схватывающий противоречия; жизнерадостность, жизнелюбие; ассоциативный ум, склонный к разнообразным сопоставлениям. Учащиеся и педагоги должны быть способны воспринимать юмор. Люди, не обладающие чувством юмора, как правило, ущемлены, "зажаты", они не могут творчески подходить к педагогическому процессу и работать по сложным педагогическим технологиям. Заключение Закончив изучение, а возможно, простое чтение "Педагогики", не торопитесь признавать законченным само вхождение в педагогическую науку. Любая наука (и педагогика не исключение) неизмеримо шире ее изложения как учебного предмета. Учебный предмет, однако, излагает педагогическое знание как систему, раскрывая основные базисные понятия в их связи и зависимости, дает характеристику основных компонентов педагогической деятельности, где бы и кем бы она ни совершалась. Без знаний педагогических азов нельзя работать грамотно с педагогической литературой, нельзя осознанно воспринимать лекцию ученого, нельзя, наконец, самому проводить профессиональное педагогическое исследование, писать авторские работы в сфере образования. Овладение изложенным нами знанием создает ориентировочную основу вхождения педагога в постоянно развивающееся и меняющееся педагогическое знание, ускоряет его адаптацию к новым образовательным технологиям, новым парадигмам образования. Любые педагогические инновации будут восприниматься педагогом как объективная ступень общественного развития и личного самовыражения учителя и его учеников. Наконец, эти знания могут помочь в создании собственных педагогических концепций, формировании индивидуальных педагогических систем и тем удовлетворить исконные устремления российского учительства, привнести как можно больше пользы своему отечеству и народу. Итак, прочитанный курс "Педагогика" — лишь ключ к науке и педагогическому знанию. Закончив чтение "Педагогики", не мните себя готовыми также и к педагогической деятельности. Путь от теории к практике тернист и долог. Однако этот минимум базисных педагогических знаний поможет вам в профессиональном становлении. Эти знания помогут выделять, анализировать и оценивать педагогические явления и факты из сплошного и подчас противоречивого потока педагогической действительности. Использование этих знаний убережет вас от опрометчивости, субъективности и спешки в работе с детьми. Применение этого знания способно оказать реальную помощь в проектировании практически любых педагогических систем, процессов, ситуаций в обла
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |