Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ранняя психотерапевтическая и социально-педагогическая помощь.



2018-07-06 601 Обсуждений (0)
Ранняя психотерапевтическая и социально-педагогическая помощь. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ранняя психотерапевтическая и социально-педагогическая помощь.

Ранняя психотерапевтическая помощь разрабатывается профессионалами в обла­сти психического здоровья детей младенческого и раннего возраста и направлена на создание условий для удовлетворения потребностей социально-эмоционально­го развития ребенка во взаимодействии снаиболее близким взрослым. Работа проводится одновременно с ребенком и родителями.

Современные модели работы с младенцами и их родителями

1. Модель терапевтического раннего вмешательства «Тренировка взаимодей­ствия» (Т. Филд) направлена на изменение по­ ведения взрослого за счет сосредоточения внимания на таких сильных сторонах его поведения, которые ведут к более качественному взаимодействию с младен­цем, и еще большего их усиления. В процессе качественного взаимодействия мать под­страивает свое поведение под поведение младенца и тем самым обеспечивает и поддерживает адекватный индивидуальным особенностям ребенка уровень его стимуляции и возбуждения.

2. Терапевтический подход, «Руководство взаимодействием» (С. Мак-Доноуг) модель кратковремен­ной семейно-центрированной психотерапии, направленной на позитивное изме­нение отношений родителей и ребенка. Модель была создана для детей младен­ческого и раннего возраста из группы риска нарушения психического здоровья, связанного с плохими условиями жизни, низким уровнем образования родителей, отсутствием или недостатком социальной поддержки семьи, нарушением психи­ческого здоровья членов семьи. В рамках этой модели терапевтическое влияние фокусируется не столько отдельно на ребенке или ро­дителе, сколько на взаимодействии между ними, направлено на повышение веро­ятности понимания членами семьи поведения ребенка и получения удовольствия от общения с ним, осознание родителями своей роли, усиление позитивных сто­рон семьи и внутрисемейных отношений.

3. Психодинамическая психотерапия для детей раннего возраста и их родителей (С. Фрайберг). Суть - описа­ния влияния неосознаваемых родительских фантазий, связанных с прошлым опы­том, на психическую жизнь и здоровье ребенка и развитие защитных механизмов у младенцев в ситуации депривации или опасности. Согласно данной теории, психические репрезентации родите­ля — центральная причина нарушения отношений между родителем и младенцем. Ранняя помощь направлена на прояснение ядра конфликтных от­ ношений между матерью и ребенком, на ограничение отрицательных влияний патологических проекций матери на ребенка.

4. Оценивание поведения младенца (Т. Б. Бразелтона) Оценка поведения новорожденных по предлагаемому им методу проводится в присутствии родите­лей и помогает им понять способности, темперамент и индивидуальные особен­ности ребенка.

5. Оценивание характеристик взаимодействия родителя и младенца. По мере прохождения всех этапов оценки родителям помогают быть более чувствительными к проявлениям младен­ца, структурировать и организовывать его поведение.

6. Системный подход( Д. Штерн и Н. Штерн-Брусчвейле) изучает отношения в системе «мать—младенец» и направления терапевтического влияния рассматриваются с точки зрения динамического взаимодействия нескольких компонентов:

1. наблюдаемое поведение взаимодействия младенца;

2. наблюдаемое поведение взаимодействия матери;

3. репрезентация взаимодействия со стороны матери;

4. репрезентации взаимодействия со стороны младенца.

5. поведение взаимодействия с матерью и ребенком со стороны терапевта;

6. система репрезентаций терапевта, от которой зависит смысл и форма про­ ведения терапевтического вмешательства.

В качестве «центрального пациента» психотерапии рассматривается диада «мать—младенец» или триада «мать—отец—младенец». Успешное терапевтическое воздействие, которое направлено на изменение любого из этих элементов, в конечном итоге приведет к изменению каждого элемента системы.

.Социально-педагогическая ранняя помошь

Данное направление ранней помощи ориентировано на удовлетворение образова­тельных, социальных, психологических потребностей детей от рождения до трех лет и членов их семей.

Предполагается, что организация социально-педагогических программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит способность семей удовлетворять их особые по­требности, увеличит возможность их адаптации и последующей самостоятельной жизни в обществе.

Среди наиболее распространенных можно выделить программы, осуществляемые в библиотеках игрушек (лекотеках) США, среди которых выделяют четыре основных типа: а) общинные библиотеки игрушек; б) лекотеки для детей с особыми потребностями и их семей в) библиотеки игрушек как культурные, социальные центры и центры отдыха; г) библиотеки игрушек напро­кат.

Библиотека игрушек — служба, обеспечивающая своих потребителей возмож­ностью совместной игры и проката игрушек, предлагающая информацию, поддер­жку и руководство. Общее в работе всех библиотек игрушек то, что подчеркивается роль игры в развитии ребенка, игры и игрушки используются для приобретения ребенком опыта совместного переживания и общения, вступления в социальные отношения.

Лекотека предоставляет детям с особыми потребностями и их семьям место для встречи с профессионалами, возможность сотрудничества, разработки программ развития. В задачи лекотеки входят удовлетворение образовательных потребнос­тей и психологическая поддержка ребенка и семьи.

В США ввели программу раннего вмешательства для детей до 3 лет из групп генетического, медицинского и социального риска. Программа включает: систему обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, определение уровня развития младенца; тренинг и консультации семьи, визиты домой; специальное образование; терапию нарушений речи и аудиологию; адаптацию младенца к окружающей среде и организацию адекватной его потребностям окружающей среды, развитие движения ; психологическую службу; социальную работу, координацию работы служб, связанных с ребенком и семьей; медицинское обслуживание в целях диагностики и оценки младенца; вспомогательный уход за здоровьем ребенка.

Программа ранней помоши в дошкольном учреждении системы образования

В системе образования Санкт-Петербурга ранняя психолого-педагогическая и социальная работа началась с открытия первой в Рос­сии русско-шведской лекотеки. Созданная в Санкт-Петербурге меж­дисциплинарная, семейно-центрированная программа ранней помощи направлена на содействие развитию детей от рождения до трех лет: а) у которых обнаружено критическое отставание в развитии в одной из следующих областей: познавательное развитие, развитие движе­ния, языка и речи, самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие;

б) которые живут в физических или психических условиях высокой вероятности задержки в развитии. этапы обслуживания ребенка и семьи:

1. Направление.

2. Прием ребенка и семьи службой.

3. Первая встреча с родителями: интервью, заполнение индивидуальной кар­ ты регистрации ребенка и семьи.

4. Определение потребностей ребенка и семьи.

5. Междисциплинарное определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи.

6. Междисциплинарное обсуждение направления и длительности ранней по­ мощи.

7. Реализация программы ранней помощи: индивидуальное и/или групповое терапевтическое обслуживание ребенка и семьи.

8. Окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы.

Сейчас предлагается модель дошкольного образовательного учреж­дения, осуществляющего поэтапное обслуживание детей младенческого, раннего и дошколь­ного возраста и состоящего из двух подразделений: 1) службы ранней помощи для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями; 2) подразде­ления включения детей, прошедших раннее вмешательство, в группы сверстни­ков дошкольного возраста.

 



2018-07-06 601 Обсуждений (0)
Ранняя психотерапевтическая и социально-педагогическая помощь. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ранняя психотерапевтическая и социально-педагогическая помощь.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)