Ранняя психотерапевтическая и социально-педагогическая помощь.
Ранняя психотерапевтическая и социально-педагогическая помощь. Ранняя психотерапевтическая помощь разрабатывается профессионалами в области психического здоровья детей младенческого и раннего возраста и направлена на создание условий для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития ребенка во взаимодействии снаиболее близким взрослым. Работа проводится одновременно с ребенком и родителями. Современные модели работы с младенцами и их родителями 1. Модель терапевтического раннего вмешательства «Тренировка взаимодействия» (Т. Филд) направлена на изменение по ведения взрослого за счет сосредоточения внимания на таких сильных сторонах его поведения, которые ведут к более качественному взаимодействию с младенцем, и еще большего их усиления. В процессе качественного взаимодействия мать подстраивает свое поведение под поведение младенца и тем самым обеспечивает и поддерживает адекватный индивидуальным особенностям ребенка уровень его стимуляции и возбуждения. 2. Терапевтический подход, «Руководство взаимодействием» (С. Мак-Доноуг) модель кратковременной семейно-центрированной психотерапии, направленной на позитивное изменение отношений родителей и ребенка. Модель была создана для детей младенческого и раннего возраста из группы риска нарушения психического здоровья, связанного с плохими условиями жизни, низким уровнем образования родителей, отсутствием или недостатком социальной поддержки семьи, нарушением психического здоровья членов семьи. В рамках этой модели терапевтическое влияние фокусируется не столько отдельно на ребенке или родителе, сколько на взаимодействии между ними, направлено на повышение вероятности понимания членами семьи поведения ребенка и получения удовольствия от общения с ним, осознание родителями своей роли, усиление позитивных сторон семьи и внутрисемейных отношений. 3. Психодинамическая психотерапия для детей раннего возраста и их родителей (С. Фрайберг). Суть - описания влияния неосознаваемых родительских фантазий, связанных с прошлым опытом, на психическую жизнь и здоровье ребенка и развитие защитных механизмов у младенцев в ситуации депривации или опасности. Согласно данной теории, психические репрезентации родителя — центральная причина нарушения отношений между родителем и младенцем. Ранняя помощь направлена на прояснение ядра конфликтных от ношений между матерью и ребенком, на ограничение отрицательных влияний патологических проекций матери на ребенка. 4. Оценивание поведения младенца (Т. Б. Бразелтона) Оценка поведения новорожденных по предлагаемому им методу проводится в присутствии родителей и помогает им понять способности, темперамент и индивидуальные особенности ребенка. 5. Оценивание характеристик взаимодействия родителя и младенца. По мере прохождения всех этапов оценки родителям помогают быть более чувствительными к проявлениям младенца, структурировать и организовывать его поведение. 6. Системный подход( Д. Штерн и Н. Штерн-Брусчвейле) изучает отношения в системе «мать—младенец» и направления терапевтического влияния рассматриваются с точки зрения динамического взаимодействия нескольких компонентов: 1. наблюдаемое поведение взаимодействия младенца; 2. наблюдаемое поведение взаимодействия матери; 3. репрезентация взаимодействия со стороны матери; 4. репрезентации взаимодействия со стороны младенца. 5. поведение взаимодействия с матерью и ребенком со стороны терапевта; 6. система репрезентаций терапевта, от которой зависит смысл и форма про ведения терапевтического вмешательства. В качестве «центрального пациента» психотерапии рассматривается диада «мать—младенец» или триада «мать—отец—младенец». Успешное терапевтическое воздействие, которое направлено на изменение любого из этих элементов, в конечном итоге приведет к изменению каждого элемента системы. .Социально-педагогическая ранняя помошь Данное направление ранней помощи ориентировано на удовлетворение образовательных, социальных, психологических потребностей детей от рождения до трех лет и членов их семей. Предполагается, что организация социально-педагогических программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит способность семей удовлетворять их особые потребности, увеличит возможность их адаптации и последующей самостоятельной жизни в обществе. Среди наиболее распространенных можно выделить программы, осуществляемые в библиотеках игрушек (лекотеках) США, среди которых выделяют четыре основных типа: а) общинные библиотеки игрушек; б) лекотеки для детей с особыми потребностями и их семей в) библиотеки игрушек как культурные, социальные центры и центры отдыха; г) библиотеки игрушек напрокат. Библиотека игрушек — служба, обеспечивающая своих потребителей возможностью совместной игры и проката игрушек, предлагающая информацию, поддержку и руководство. Общее в работе всех библиотек игрушек то, что подчеркивается роль игры в развитии ребенка, игры и игрушки используются для приобретения ребенком опыта совместного переживания и общения, вступления в социальные отношения. Лекотека предоставляет детям с особыми потребностями и их семьям место для встречи с профессионалами, возможность сотрудничества, разработки программ развития. В задачи лекотеки входят удовлетворение образовательных потребностей и психологическая поддержка ребенка и семьи. В США ввели программу раннего вмешательства для детей до 3 лет из групп генетического, медицинского и социального риска. Программа включает: систему обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, определение уровня развития младенца; тренинг и консультации семьи, визиты домой; специальное образование; терапию нарушений речи и аудиологию; адаптацию младенца к окружающей среде и организацию адекватной его потребностям окружающей среды, развитие движения ; психологическую службу; социальную работу, координацию работы служб, связанных с ребенком и семьей; медицинское обслуживание в целях диагностики и оценки младенца; вспомогательный уход за здоровьем ребенка. Программа ранней помоши в дошкольном учреждении системы образования В системе образования Санкт-Петербурга ранняя психолого-педагогическая и социальная работа началась с открытия первой в России русско-шведской лекотеки. Созданная в Санкт-Петербурге междисциплинарная, семейно-центрированная программа ранней помощи направлена на содействие развитию детей от рождения до трех лет: а) у которых обнаружено критическое отставание в развитии в одной из следующих областей: познавательное развитие, развитие движения, языка и речи, самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие; б) которые живут в физических или психических условиях высокой вероятности задержки в развитии. этапы обслуживания ребенка и семьи: 1. Направление. 2. Прием ребенка и семьи службой. 3. Первая встреча с родителями: интервью, заполнение индивидуальной кар ты регистрации ребенка и семьи. 4. Определение потребностей ребенка и семьи. 5. Междисциплинарное определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи. 6. Междисциплинарное обсуждение направления и длительности ранней по мощи. 7. Реализация программы ранней помощи: индивидуальное и/или групповое терапевтическое обслуживание ребенка и семьи. 8. Окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы. Сейчас предлагается модель дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего поэтапное обслуживание детей младенческого, раннего и дошкольного возраста и состоящего из двух подразделений: 1) службы ранней помощи для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями; 2) подразделения включения детей, прошедших раннее вмешательство, в группы сверстников дошкольного возраста.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |