Влияние особенности зачатия, течения беременности и родов, раннего постнатального периода на развитие человека и его способности.
РОЖДЕНИЕ Акт рождения — это освобождение и в то же время безвозвратный отказ от прошлого. Поэтому на пороге освобождения ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха. Мучительный процесс борьбы зарождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты ребёнок впервые сталкивается с ярким светом, происходящее отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и ребенок становится анатомически независимым. После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. От того, как пройдёт адаптация ребёнка в раннем периоде зависит уровень его базальной тревоги, развитие, здоровье. Ранний период – это критический период, который характеризуется максимальной восприимчивостью младенца к внешним факторам. В процессе родов ребенок получает физическую и психическую травму, связанную с угрозой жизни, с резким изменением условий существования. Испытываемый при этом рождающимся ребенком страх и переживание с первых секунд существования чувства враждебности мира формируют «базальную тревогу», уровень которой во многом предопределяет в дальнейшем развитие человека, его поступки. Неблагоприятно протекающая беременность, тяжелые роды, неудовлетворительные отношения в системе «мать — дитя» могут быть причинами возникновения сразу же после родов или в течение первого месяца жизни так называемой младенческой депрессии. Этому может способствовать осознаваемое или неосознанное непринятие ребенка матерью, ее неуверенность в своих силах, высокая тревога, супружеская дисгармония и т. п. Все это может привести к развитию невротической депрессии у женщины, характерными чертами которой являются слезливость, чувства тревоги, необъяснимой печали, нарушения сна. Не менее важной причиной возникновения младенческой депрессии может служить дефицит эмоциональных связей ребенка и матери, связанный с ее занятостью (учеба, работа). Младенческая депрессия характеризуется невозможностью ребенка достичь состояния комфорта. На его лице постоянная гримаса недовольства, он постоянно кричит. Выделяют три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью: Тип А. Избегающая привязанность встречается примерно в 20-21,5% случаев. Характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на ее возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта, продолжает игру. Он не идет на контакт с ней даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Детей с подобным поведением называют индифферентными. Тип В. Безопасная, или надежная, привязанность встречается чаще других (65-66%). Характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно Если она уходит, ребенок начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении матери идет контакта С ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свои занятия. Тип С. Амбивалентная привязанность встречается примерно в 10-12,5% случаев. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту. Тип D. Дезорганизованная привязанность встречается примерно в 5-10% случаев. Этот тип привязанности считается патологическим и характеризуется тем, что ребенок, увидев вернувшуюся мать, застывает или убегает от нее. Если проведение эксперимента невозможно, так как ребенок внимательно следит за матерью и при малейшей попытке выйти из комнаты хватает ее и не отпускает от себя, говорят о симбиотическом типе привязанности. Чтобы ребенок рос здоровым и хорошо развивался, чтобы он радовал мать, нельзя разлучать мать и ребенка после родов. ЗАЧАТИЕ Во многом проблемы здоровья ребенка, его развития связаны с ситуацией и состоянием родителей в момент зачатия. С биологической точки зрения на развитие плода и ребенка, на состояние его здоровья, безусловно, влияют возраст родителей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, материальное благосостояние семьи, социально-бытовые условия и т.п. О связи становления психических функций, развития личности будущего ребенка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, писал основатель теории транзакционного анализа Э. Берн (Е. Вегп, 1972). Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственную ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти;, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия, Э. Берн предлагает анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребенка, утверждает Э. Берн, могут отразиться все эти качества, так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку. На основании своих исследований Э. Берн выделял «родовые сценарии». Наиболее часто, считал он, встречаются сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго — знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери. Выделены следующие факторы риска психической патологии у нежеланных детей: 1. Наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций). 2. Психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде). 3. Психические, поведенческие, соматические нарушения у будущей матери во время беременности. 4. Задержки созревания плода и недонашиваемость. При выявлении этих факторов желательна консультация у психолога или психотерапевта. Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны. Э. Берн придавал большое значение очередности рождения. Наши клинические наблюдения также подтверждают, что особенности развития и состояние здоровья младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятельности семьи он родился. Для изучения вопроса о влиянии стадии развития супружеского холона на появление мотивации к зачатию целесообразно выделять стадии развития семьи на основе анализа динамики отношений супругов. Были выделены: 1. стадия добрачных отношений; 2. стадия конфронтации; 3. стадия компромиссов; 4. стадия зрелого супружеского холона; 5. стадия экспериментирования с независимостью; 6. стадия «ренессанса» супружеских отношений. Итак, практика показывает, что в процессе становления раннего диалога родителей с ребенком в успешности его развития значительную роль играет стадия развития семейных отношений, во время которой произошло зачатие, протекала беременность, произошло родоразрешение. Если беременность наступила во время 1-й, 2-й, 5-й стадий жизнедеятельности семьи, супругам целесообразно обратиться к психологу, а в сложных случаях — к семейному психотерапевту. Оптимальными условиями зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания здорового ребенка становятся гармоничные отношения его родителей: супруги любят друг друга, их семейная жизнь устоялась, серьезные противоречия разрешены, желание иметь ребенка обоюдно, они перестают предохраняться от беременности, их интимные отношения становятся целенаправленными, осмысленными и приобретают еще большее очарование, доставляют еще большее наслаждение. Совместные хлопоты, решение проблем, которые предшествуют началу воплощения в жизнь мечты иметь ребенка, заставляют супругов быть более ответственными, укрепляют отношения. Желательно, чтобы в этот период будущие родители как можно больше времени проводили вдвоем и им никто не мешал. Хорошо, если мужчина и женщина могут связать зачатие своего ребенка с определенной обстановкой, местом, ситуацией, могут в дальнейшем в течение многих лет возвращаться туда в воспоминаниях и наяву. Еще древние считали, что наслаждение прекрасной природой, произведениями искусства способствует зачатию и благоприятно влияет на течение беременности. В этот период важно вести здоровый образ жизни, рационально питаться. Очень полезно длительное пребывание на свежем воздухе, физические нагрузки. Доказано, что прием поливитаминов супругами в течение 2 недель до зачатия и 2 недель после него предупреждает многие осложнения беременности. Срок 2 недели выбран не просто так. Ведь именно в течение 2 недель созревают мужские половые клетки — сперматозоиды. Учитывая, что они жизнеспособны в течение примерно 3 дней, легко вычислить, что при активной половой жизни здоровых супругов в течение менструального периода есть всего 4-5 дней до и после овуляции, во время которых возможно зачатие.. Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений супругов, создает фундамент для развития здорового ребенка.
БЕРЕМЕННОСТЬ В настоящее время традиционные представления о течении беременности и развитии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная — плод» пересматриваются с учетом имеющихся в мировой науке наработок. • 5-6-й день после зачатия (период имплантации); • 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты); • 20-24-я неделя беременности (бурное становление многих систем организ Матка, в которой развивается плод, является для него первичной экологической нишей (8еЫпд1ег Н., 1985). Во время пренатального периода развития ...ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой . Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, превалирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмечались после рождения и у ребенка. Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье. В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервнопсихических процессов в организме беременной женщины И. А. Аршавский, основываясь на учении А. А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестаци- очной доминанты (лат. дезТаТго — беременность, Аоштапз — господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры. Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет особый интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического. У беременных женщин, находящихся в стрессовой ситуации, формируется имеющий определенные стадии общий адаптационный синдром, который был описан еще Г. Селье (Н. 8е1уе, 1974). При этом длительность стадии тревоги составляет 710 дней, стадии резистентности — 1,5-2 месяца с момента стрессового воздействия, а с конца второго месяца уже улавливаются признаки стадии истощения, формируется «системный структурный след» в элементах функциональной системы «мать- плацента—плод». При этом периодически включаются компенсаторные резервы женщины, что обусловливает волнообразное течение процесса. Острый психоэмоциональный стресс, перенесенный в ранние сроки беременности, увеличивает развитие угрозы прерывания беременности в 3-11 раз, риск появления тяжелых форм гсстозов — в 5 раз, неправильного предлежания плаценты — в 2 раза. Риск хронической внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3-4 раза, формирования синдрома задержки развития плода — в 3 раза, преждевременных родов — в 8-10 раз (Мальгина Г. Б., 2001). В целом наиболее тяжелые последствия для матери и плода возникают, если беременные женщины переносят острый стресс в первой половине беременности. Через организм матери плод опосредованно испытывает пренаталъный стресс. Последствия пренатального стресса зависят от того, какого рода стрессорное воздействие и на каком сроке беременности было оказано. Н. А. Полякова считает, что наиболее тяжелые и длительные последствия возникают у пренатально стрес- сированных особей, матери которых подвергались воздействию физиологического стресса. Последствия психоэмоционального стресса после наступления половой зрелости в большей или меньшей степени нивелируются при благоприятных условиях постнатального развития (2001). Здоровье детей во многом зависит от того, насколько благополучно прошло родо- разрешение. Роды — это физиологический процесс, требующий максимального физического и психического напряжения женщины, умения владеть собой и выполнять необходимые действия в сложных, близких к экстремальным условиях (Прохорова О. В., Пироженко Е. В., 2001). В последние годы в современном акушерстве активно развивается тенденция к достижению максимальной естественности родов; проблема психологической поддержки в процессе родов становится особенно актуальной. Роды сами по себе уже становятся для ребенка сильнейшей и физической, и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни. О. Ранк придавал ей большое значение и называл «родовой травмой» (не в акушерском, а в психическом смысле) и «первичным шоком». Роды, по О. Ранку, приводят к переживанию утраты первичного объекта любви (матери). Испытав это, человек на протяжении всего детства, а иногда и во взрослом состоянии, пытается вновь обрести его. За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрессовым воздействиям. При стрессе, перенесенном женщиной в конце беременности, последствия его в основном сказываются на формировании доминанты родов. У таких женщин в 2,5-2,7 раза чаще роды наступают позднее положенного срока, в 7,0-7,6 раза чаще обнаруживается вторичная слабость и (или) дискоординация родовой деятельности, в 2,7-2,9 раза чаще возникает патологическая потеря крови. Риск внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3,8-4,4 раза (Мальгина Г. Б., 2001). Учитывая все это, вряд ли можно считать «спекуляциями» представления о том, что эмоции и телесные ощущения, испытываемые плодом в процессе родов, остаются в его подсознании и в дальнейшем влияют на развитие, нервно-психические особенности. Создание рожающей женщине максимально комфортных условий способствует физиологическому родоразрешению, что снижает количество и интенсивность негативных переживаний как у матери, так и у ребенка. Таким образом, оптимальную организацию процесса родов, грамотное родовспоможение, включающее психологическую помощь роженице, можно считать профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение соматических и нервно-психических расстройств у матери и ребенка. Психологически благоприятная обстановка на протяжении всего периода родов возникает при полном доверии и понимании между женщиной и медперсоналом. Роженица нуждается в доброжелательном обращении на протяжении всего родового акта и после родов. Важно понимать, что многие женщины во время родов испытывают тревогу, связанную прежде всего с дефицитом информации о происходящем с ней сейчас и о том, что предстоит. Улучшить эмоциональное состояние роженицы может своевременное и деликатное информирование ее о предстоящих манипуляциях и связанных с ними возможных ощущениях. В случае осложнений женщине необходимо сказать о них. При этом спокойный тон, четкие инструкции должны внушать ей уверенность в благоприятном исходе родов. Важно также стремиться создать женщине максимальный физический комфорт . Залогом здоровья роженииы и младениа является создание обстановки психологического и физического комфорта во время родов, своевременное информирование женшины о том, что происходит и что предстоит, оказание ей при необходимости не только квалифицированной врачебной, но и психологической помоши.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (921)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |