Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние особенности зачатия, течения беременности и родов, раннего постнатального периода на развитие человека и его способности.



2018-07-06 921 Обсуждений (0)
Влияние особенности зачатия, течения беременности и родов, раннего постнатального периода на развитие человека и его способности. 0.00 из 5.00 0 оценок




РОЖДЕНИЕ

Акт рождения — это освобождение и в то же время безвозвратный отказ от прошлого. Поэтому на поро­ге освобождения ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха. Мучительный процесс борьбы зарождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты ребёнок впервые сталкивается с ярким светом, происходящее отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и ребенок становится анатомически независимым.

После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. От того, как пройдёт адаптация ребёнка в раннем периоде зависит уровень его базальной тревоги, развитие, здоровье. Ранний период – это критический период, который характеризуется максимальной восприимчивостью младенца к внешним факторам.

В процессе родов ребенок получает физическую и психическую травму, связанную с угрозой жизни, с резким изме­нением условий существования. Испытываемый при этом рождающимся ребен­ком страх и переживание с первых секунд существования чувства враждебности мира формируют «базальную тревогу», уровень которой во многом предопреде­ляет в дальнейшем развитие человека, его поступки.

Неблагоприятно протекающая беременность, тяжелые роды, неудовлетворительные отношения в системе «мать — дитя» могут быть причинами возникновения сра­зу же после родов или в течение первого месяца жизни так называемой младенческой депрессии. Этому может способствовать осознаваемое или неосознанное непринятие ребенка матерью, ее неуверенность в своих силах, высокая тревога, супружеская дисгармония и т. п. Все это может привести к развитию невротической депрессии у женщины, характерными чертами которой являются слез­ливость, чувства тревоги, необъяснимой печали, нарушения сна.

Не менее важной причиной возникновения младенческой депрессии может служить дефицит эмоциональных связей ребенка и матери, связанный с ее заня­тостью (учеба, работа).

Младенческая депрессия характеризуется невозможностью ребенка достичь состояния комфорта. На его лице постоянная гримаса недовольства, он постоян­но кричит.

Выделяют три типа поведе­ния детей, формирующихся под влиянием общения с матерью:

Тип А. Избегающая привязанность встречается примерно в 20-21,5% случа­ев. Характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на ее возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта, продолжает игру. Он не идет на контакт с ней даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Детей с подобным поведением называют индифферентными.

Тип В. Безопасная, или надежная, привязанность встречается чаще других (65-66%). Характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно Если она уходит, ребенок начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении матери идет контакта С ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свои занятия.

Тип С. Амбивалентная привязанность встречается примерно в 10-12,5% слу­чаев. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контак­ту.


Тип D. Дезорганизованная привязанность встречается примерно в 5-10% слу­чаев. Этот тип привязанности считается патологическим и характеризуется тем, что ребенок, увидев вернувшуюся мать, застывает или убегает от нее.

Если проведение эксперимента невозможно, так как ребенок внимательно следит за матерью и при малейшей попытке выйти из комнаты хватает ее и не отпус­кает от себя, говорят о симбиотическом типе привязанности.

Чтобы ребенок рос здоровым и хорошо развивался, чтобы он радовал мать, нельзя разлучать мать и ребенка после родов.

ЗАЧАТИЕ

Во многом проблемы здоровья ребенка, его развития связаны с ситуацией и со­стоянием родителей в момент зачатия. С биологической точки зрения на разви­тие плода и ребенка, на состояние его здоровья, безусловно, влияют возраст роди­телей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, материальное благосостояние семьи, социально-бытовые условия и т.п. О связи становления психических функций, развития личности будущего ребен­ка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, пи­сал основатель теории транзакционного анализа Э. Берн (Е. Вегп, 1972). Он счи­тал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непос­редственную ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти;, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия, Э. Берн предлагает анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребен­ка, утверждает Э. Берн, могут отразиться все эти качества, так как отношение ро­дителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку.

На основании своих исследований Э. Берн выделял «родовые сценарии». Наи­более часто, считал он, встречаются сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоя­щие, в основе второго — знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери.

Выделены следующие факторы риска психической патологии у нежеланных детей:

1. Наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций).

2. Психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодей­ствия в антенатальном периоде).

3. Психические, поведенческие, соматические нарушения у будущей матери во время беременности.

4. Задержки созревания плода и недонашиваемость.

При выявлении этих факторов желательна консультация у психолога или пси­хотерапевта.

Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, ис­пытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны.

Э. Берн придавал большое значение очередности рождения. Наши клиниче­ские наблюдения также подтверждают, что особенности развития и состояние здо­ровья младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятель­ности семьи он родился.

Для изучения вопроса о влиянии стадии развития супружеского холона на появление мотивации к зачатию целесообразно выделять стадии развития семьи на основе анализа динамики отношений супругов. Были выделены:

1. стадия добрачных отношений;

2. стадия конфронтации;

3. стадия компромиссов;

4. стадия зрелого супружеского холона;

5. стадия экспериментирования с независимостью;

6. стадия «ренессанса» супружеских отношений.

Итак, практика показывает, что в процессе становления раннего диалога роди­телей с ребенком в успешности его развития значительную роль играет стадия развития семейных отношений, во время которой произошло зачатие, протекала беременность, произошло родоразрешение. Если беременность наступила во вре­мя 1-й, 2-й, 5-й стадий жизнедеятельности семьи, супругам целесообразно обра­титься к психологу, а в сложных случаях — к семейному психотерапевту.

Оптимальными условиями зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания здорового ребенка становятся гармоничные отношения его родителей: супруги любят друг друга, их семейная жизнь устоялась, серьезные противоречия разре­шены, желание иметь ребенка обоюдно, они перестают предохраняться от бере­менности, их интимные отношения становятся целенаправленными, осмысленны­ми и приобретают еще большее очарование, доставляют еще большее наслаждение. Совместные хлопоты, решение проблем, которые предшествуют началу воплоще­ния в жизнь мечты иметь ребенка, заставляют супругов быть более ответственны­ми, укрепляют отношения.

Желательно, чтобы в этот период будущие родители как можно больше време­ни проводили вдвоем и им никто не мешал. Хорошо, если мужчина и женщина могут связать зачатие своего ребенка с определенной обстановкой, местом, ситу­ацией, могут в дальнейшем в течение многих лет возвращаться туда в воспомина­ниях и наяву. Еще древние считали, что наслаждение прекрасной природой, про­изведениями искусства способствует зачатию и благоприятно влияет на течение беременности.

В этот период важно вести здоровый образ жизни, рационально питаться. Очень полезно длительное пребывание на свежем воздухе, физические нагрузки. Дока­зано, что прием поливитаминов супругами в течение 2 недель до зачатия и 2 не­дель после него предупреждает многие осложнения беременности. Срок 2 недели выбран не просто так. Ведь именно в течение 2 недель созревают мужские поло­вые клетки — сперматозоиды. Учитывая, что они жизнеспособны в течение пример­но 3 дней, легко вычислить, что при активной половой жизни здоровых супругов в течение менструального периода есть всего 4-5 дней до и после овуляции, во вре­мя которых возможно зачатие..

Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений суп­ругов, создает фундамент для развития здорового ребенка.

 

БЕРЕМЕННОСТЬ

В настоящее время традиционные представления о течении беременности и раз­витии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная — плод» пересматрива­ются с учетом имеющихся в мировой науке наработок.

• 5-6-й день после зачатия (период имплантации);

• 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты);

• 20-24-я неделя беременности (бурное становление многих систем организ­

Матка, в которой развивается плод, является для него первичной экологиче­ской нишей (8еЫпд1ег Н., 1985). Во время пренатального периода развития

...ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери мо­гут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой .

Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный ба­рьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, пре­валирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмеча­лись после рождения и у ребенка.

Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические пе­риоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его разви­тие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье.

В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервно­психических процессов в организме беременной женщины И. А. Аршавский, ос­новываясь на учении А. А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестаци- очной доминанты (лат. дезТаТго — беременность, Аоштапз — господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций орга­низма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эм­бриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием фак­торов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влия­ние на другие нервные центры.

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психически­ми изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доми­нанты представляет особый интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического.

У беременных женщин, находящихся в стрессовой ситуации, формируется име­ющий определенные стадии общий адаптационный синдром, который был описан еще Г. Селье (Н. 8е1уе, 1974). При этом длительность стадии тревоги составляет 7­10 дней, стадии резистентности — 1,5-2 месяца с момента стрессового воздействия, а с конца второго месяца уже улавливаются признаки стадии истощения, формиру­ется «системный структурный след» в элементах функциональной системы «мать- плацента—плод». При этом периодически включаются компенсаторные резервы женщины, что обусловливает волнообразное течение процесса.

Острый психоэмоциональный стресс, перенесенный в ранние сроки беремен­ности, увеличивает развитие угрозы прерывания беременности в 3-11 раз, риск появления тяжелых форм гсстозов — в 5 раз, неправильного предлежания плацен­ты — в 2 раза. Риск хронической внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3-4 раза, формирования синдрома задержки развития плода — в 3 раза, преж­девременных родов — в 8-10 раз (Мальгина Г. Б., 2001).

В целом наиболее тяжелые последствия для матери и плода возникают, если беременные женщины переносят острый стресс в первой половине беременности.

Через организм матери плод опосредованно испытывает пренаталъный стресс. Последствия пренатального стресса зависят от того, какого рода стрессорное воз­действие и на каком сроке беременности было оказано. Н. А. Полякова считает, что наиболее тяжелые и длительные последствия возникают у пренатально стрес- сированных особей, матери которых подвергались воздействию физиологическо­го стресса. Последствия психоэмоционального стресса после наступления поло­вой зрелости в большей или меньшей степени нивелируются при благоприятных условиях постнатального развития (2001).

Здоровье детей во многом зависит от того, насколько благополучно прошло родо- разрешение. Роды — это физиологический процесс, требующий максимального физического и психического напряжения женщины, умения владеть собой и вы­полнять необходимые действия в сложных, близких к экстремальным условиях (Прохорова О.

В., Пироженко Е. В., 2001). В последние годы в современном аку­шерстве активно развивается тенденция к достижению максимальной естествен­ности родов; проблема психологической поддержки в процессе родов становится особенно актуальной.

Роды сами по себе уже становятся для ребенка сильнейшей и физической, и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни. О. Ранк придавал ей большое значение и называл «родовой травмой» (не в акушерском, а в психиче­ском смысле) и «первичным шоком». Роды, по О. Ранку, приводят к переживанию утраты первичного объекта любви (матери). Испытав это, человек на протяжении всего детства, а иногда и во взрослом состоянии, пытается вновь обрести его.

За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрес­совым воздействиям.

При стрессе, перенесенном женщиной в конце беременности, последствия его в основном сказываются на формировании доминанты родов. У таких женщин в 2,5-2,7 раза чаще роды наступают позднее положенного срока, в 7,0-7,6 раза чаще обнаруживается вторичная слабость и (или) дискоординация родовой деятельно­сти, в 2,7-2,9 раза чаще возникает патологическая потеря крови. Риск внутриут­робной гипоксии плода увеличивается в 3,8-4,4 раза (Мальгина Г. Б., 2001).

Учитывая все это, вряд ли можно считать «спекуляциями» представления о том, что эмоции и телесные ощущения, испытываемые плодом в процессе родов, остаются в его подсознании и в дальнейшем влияют на развитие, нервно-психи­ческие особенности.

Создание рожающей женщине максимально комфортных условий способству­ет физиологическому родоразрешению, что снижает количество и интенсивность негативных переживаний как у матери, так и у ребенка. Таким образом, оптималь­ную организацию процесса родов, грамотное родовспоможение, включающее пси­хологическую помощь роженице, можно считать профилактическими мероприя­тиями, направленными на предотвращение соматических и нервно-психических расстройств у матери и ребенка.

Психологически благоприятная обстановка на протяжении всего периода родов возникает при полном доверии и понимании между женщиной и медперсоналом. Роженица нуждается в доброжелательном обращении на протяжении всего родо­вого акта и после родов. Важно понимать, что многие женщины во время родов ис­пытывают тревогу, связанную прежде всего с дефицитом информации о происхо­дящем с ней сейчас и о том, что предстоит. Улучшить эмоциональное состояние роженицы может своевременное и деликатное информирование ее о предстоящих манипуляциях и связанных с ними возможных ощущениях. В случае осложнений женщине необходимо сказать о них. При этом спокойный тон, четкие инструкции должны внушать ей уверенность в благоприятном исходе родов.

Важно также стремиться создать женщине максимальный физический ком­форт .

Залогом здоровья роженииы и младениа является создание обстановки психологического и физического комфорта во время родов, своевременное информирование женшины о том, что происходит и что предстоит, оказание ей при необходимости не только квалифицированной врачебной, но и психологической помоши.

 



2018-07-06 921 Обсуждений (0)
Влияние особенности зачатия, течения беременности и родов, раннего постнатального периода на развитие человека и его способности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние особенности зачатия, течения беременности и родов, раннего постнатального периода на развитие человека и его способности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (921)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)