Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка



2018-07-06 874 Обсуждений (0)
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




Внутренняя картина здоровья в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Отрицательное влияние на формирование ВКЗ оказывает эмоциональное неблагополучие ребенка. В психологической литературе эмоциональное неблагополучие детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. Психологические причины возникновения эмоционального неблагополучия – особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др. В зависимости от направленности конфликта выделяются три группы детей с эмоциональными нарушениями:

1. Дети, эмоциональные проблемы которых связаны в основном с межлично­стными отношениями. Они отличаются повышенной возбудимостью, что проявляется в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особен­но со сверстниками. Негативные аффективные реакции у них могут возникнуть по любому, даже малозначительному поводу.

2. Дети с выраженными внутриличностными конфликтами отличаются повы­шенной тормозимостью нервных процессов, слабо выраженной общитель­ностью. Они глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдают­ся необоснованные страхи.

3. Дети, эмоциональные проблемы которых проявляются как во внутриличностном, так и в межличностном конфликтах. В поведении детей этой груп­пы преобладают агрессивность, импульсивность и пр.

Выраженное искажение Я-концепции наблюдается у детей, страдающих невро­зами, которые рассматриваются как болезни личности, как особая форма лично­стного развития. Наиболее часто причиной неврозов становится психическая травма, которая рассматривается как внешний раздражитель, оказывающий патогенное, болезненное влияние на личность ребенка.

Психические травмы:

1. Ситуационные. К ним отно­сятся неожиданный испуг ребенка или острый межличностный конфликт. Наи­большее патогенное влияние на формирование Я-концепции ребенка оказывают пролонгированные.

2. Пролонгированные (хронические) травмы. Они могут непосредственно проявляться в семье ребенка, в отношениях между роди­телями и ребенком или в школе. В структуре личности у таких детей отмечается высокий уровень тревожности. Наши исследования показали, что у детей с повышенной личностной тревожностью наблюдается выраженное искажение внутрен­ней картины здоровья и болезни. Отмечается искажение ВКЗ в сторону повы­шенного внимания к своему здоровью, что проявляется в излишней мнительно­сти. У них также отмечается существенное нарушение адаптивного поведения в период заболевания и лечения, что нередко приводит к вторичным личностным реакциям на болезнь, таким как «уход в болезнь».

Существенную роль в искажении ВКЗ играет уровень фрустрационной напря­женности у ребенка. У таких детей отмечается тревожно-депрессивный фон на­ строения, апатия, инактивность. При высокой фрустрационной напряженности ВКЗ может искажаться как в сторону повышенной фиксации на здоровье, так и пренебрежения здоровьем. На поведенческом уровне фрустрационная напряжен­ность может проявляться в агрессивных и аутоагрессивных тенденциях, что впо­следствии может способствовать формированию деструктивного (разрушитель­ного) поведения.

Одна из разновидностей деструктивного поведения — аддиктивное (зависи­мое) поведение (наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, компьютерная зависимость, пристрастие к азартным играм и обильной еде, гиперсексу­альность). Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром нарушения поведения — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологиче­ской и биологической зависимости. К аддиктивному поведению предрасположе­ны дети с общей эмоционально-волевой неустойчивостью, которая может быть обусловлена как биологическими, так и социальными факторами. Эмоционально-волевая неустойчивость проявляется в детском возрасте в повышенной аффектиности, раздражительной слабости, капризности на фоне трудноразрешимых конф­ликтов.

Искажение образа «Я» у ребенка, проявляемое в неадекватных самооценках, не­гативно отражается на самоуважении — обобщенном отношении личности к себе.

Высокое самоуважение означает, что подросток «принимает» себя, уважает, положительно относится к себе; низкое самоуважение означает острую неудовлет­воренность собой, отрицательную оценку своей личности. Дети с высоким само­уважением более самостоятельны, меньше поддаются внушению, их поведение более интегрированно.

Пониженное самоуважение заметно в таких поведенческих особенностях, как конформность, зависимость, чувствительностью ко всему, что затрагивает личность подростка. Они болезненно реагируют на критику, порица­ние, их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Однако самооценка имеет двоякие функции. С одной стороны, она выступает как когнитивный процесс: подросток активно интересуется проблемой здоровья, саморегуляцией, читает литературу, рефлексирует с целью улучшения своих физических и психических возможностей. С другой стороны, в подростковом возрасте самооценка нередко служит средством психологической защиты личности.

Психологическая защита — это способ эмоционально-личностного реагирова­ния на те противоречивые ситуации, которые предстают перед индивидуумом в качестве объективно или субъективно неразрешимых. С помощью психологиче­ской защиты регулируется поведение личности в тех ситуациях, когда интенсив­ность потребности возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют. В этот момент бессозна­тельно включаются механизмы, искажающие этот опыт в сознании. Механизмы психологической защиты направлены на сохранение стабильности самооценки личности, образа «Я» и образа мира. Все механизмы психологической защиты искажают реаль­ность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, т. е. теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну за­щитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколь­ко. Сегодня известно более 20 видов защитных механизмов. Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны: они направлены на обеспечение устойчивости и неиз­менности представлений личности о себе.

В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты.

Отрицание — защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм состоит в отвле­чении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недо­ступными для сознания. Этот вид защиты формируется еще в детском возрасте, в значительной степе­ни тормозит развитие Я-концепций и вызывает различные нарушения поведения, вплоть до аддиктивного. Подростки с данным видом защитного механизма не принимают источник тревоги как реаль­ное событие. В структуре личности у них прослеживается неадекватно завышен­ная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают трудно­сти, сложности в своей жизни.

Вытеснение — это подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, вос­поминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности че­ловека. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакци­ях — усталости, апатии.

Компенсация наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Она про­является в прикрытии собственной неполноценности через подчеркивание жела­емых черт или в преодолении неуспехов в одной сфере деятельности сверхудов­летворением в других сферах.

Идентификация — это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, при­сущих другому человеку, позволяющий подростку преодолеть собственную сла­бость и чувство неполноценности. Этот защитный механизм формируется с дет­ства, он важен для усвоения ребенком норм социального поведения. В подростко­вом возрасте идентификация как защитный механизм нередко проявляется в таких стойких поведенческих реакциях, как подражание. Это может быть подра­жание знакомым, любимым артистам и даже асоциальным личностям (вор в за­коне, наркоман, крутой бизнесмен и пр.). Идентификация как защитный механизм часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой. У таких подростков часто наблюдается неадекватное отношение к своему здоро­вью.

Рационализация — это попытка личности доказать с целью самоутверждения, что поведение рационально и оправданно и потому социально одобряемо. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение про­тиворечия, лежащего в основе конфликта, а на снятие напряжения с помощью псевдологических объяснений при переживании дискомфорта. Эти «оправдатель­ные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы человека, т. е. рационализация направлена на сокрытие личностью истинной мотивации своего поведения. Нередко подростки, пользующиеся рациональ­ной защитой, стараются построить свою концепцию как панацею от беспокойства и тревоги. Они заранее обдумывают все варианты своего поведения и их послед­ствия. Эмоциональные переживания у них часто маскируются усиленными по­пытками рационального истолкования событий.

Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. Как защитный механизм проекция проявляется в переносе личностью собственных (чаще негативных) характеристик на других людей. Для таких подростков характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Они конфликтны, могут быть агрессивны, склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих. У них наблюдается неадекватно завы­шенная самооценка или заниженная самооценка здоровья.

Регрессия как защитный механизм проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуа­цию. Так у ребенка это плаксивость, капризность, раздражительность, беспричинное упрямство, перепады настроения. У одних детей наблюдается энурез, обкусывание ногтей, сосание пальцев. Другие дети и подростки получают успокоение от обильной еды, питья, курения. Преобладание регрессии как защитного механизма часто наблюдается у инфантильных подростков, а так­ же у детей и подростков с задержкой психического развития. Несамостоятель­ность, инактивность, эмоциональная неустойчивость могут способствовать фор­мированию у них аддиктивного поведения. Для них характерна неадекватная самооценка здоровья, слабая рефлексия, ситуативное поведение.

Итак, защитные механизмы по-разному отражаются на внутренней картине здоровья ребенка. В одном случае ребенок или подросток подавляет в себе мысли о здоровье, отрицая свои внутренние проблемы, связанные со здоровьем (отрица­ние). В другом — «забывает» о травмирующем событии, связанном с неблагопо­лучным здоровьем (вытеснение). В третьем — ищет выход в самооправдании и снисхождении к своим проблемам, связанным со здоровьем (рационализация). В четвертом — старается исказить существующую реальность и занимается само­обманом (проекция, фантазирование, регрессия).

 



2018-07-06 874 Обсуждений (0)
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (874)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)