Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребёнка



2018-07-06 1130 Обсуждений (0)
Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок




В психологии принято выделять 6 основных периодов психического развития в онтогенезе:

• младенческий (до 1 года);

• раннее детство (2-3) года;

• дошкольный (4-5 лет);

• младший школьный (6-10 лет);

• подростковый (11-14 лет);

• старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет).

В младенческий период физическое неблагополучие ребенка проявляется в его многочисленных аффективных реакциях: крики, двигательное беспокойство и пр. Показатель здоровья ребенка — общий положительный фон его настроения. Это заметно не только по отсутствию беспокойства, плача, но проявляется ив поисковой активности младенца. Многообразные предметно-практические манипуляции, коммуникативная активность — все это не только показатели психического развития ребенка, но и его здоровья.

В период раннего детства, особенно на втором году жизни, интенсивно развиваются психомоторные функции ребенка. Ребенок проявляет поисковую активность, наблюдается избирательное отношение к окружающим, основным средством общения становится речь, вытесняющая жесты и лепет. Ребенок по-разному проявляет свои эмоции в присутствии посторонних и матери. Разлука с матерью, перемена места жительства, аффективная неустойчивость взрослых может негативно отразиться на состоянии здоровья малыша. Особое значение для здоровья ребенка в этот возрастной период имеют особенности отношений матери к нему.

Примерно в полтора года дети начинают осознавать себя, свои внешние качества, свое внутреннее состояние. О формировании самосознания ребенка на втором году его жизни свидетельствует тот факт, что малыши уже узнают себя в зеркале. В этом возрасте дети реагируют на свой внешний облик и осознают явное различие между собой и другими людьми.

В этот возрастной период активно формируются гигиенические навыки у детей. Развитие гигиенических навыков в значительной степени определяет дальнейшее отношение ребенка к своему физическому состоянию. Опрятный ребенок не ощущает эмоционального дискомфорта, он спокоен, активен. Осознание необходимости личной гигиены формируется у ребенка постепенно и в значительной степени способствует развитию содержательной стороны образа «Я», развитию его личностной и социальной идентичности. Формирование навыков, в том числе и гигиенических, в этот возрастной период основано на подражании взрослому. Способность подражать лежит в основе интеллектуального и психомоторного развития ребенка и является эффективным способом усвоения нового. Наблюдения психологов показывают, что дети более склонны подражать тем формам поведения, которыми они еще только овладевают, чем действиям, которыми они полностью овладели. Очень важна в процессе такого подражания позитивная реакция взрослого. Такая реакция подкрепляет подражательное поведение ребенка, формирует у него положительные установки к усвоению нового, положительно влияет на выбор ребенком новых форм поведения. Например, если ребенок ежедневно наблюдает, что его родители моют руки перед едой, он обязательно станет подражать им, и если родители подкрепляют подражательное поведение ребенка, то у него возникнет устойчивая потребность в осуществлении этих действий.

На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. С двухлетнего возраста ребенок уже способен отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Например, мальчики начинают отождествлять себя с отцом или другими мужчинами, относят себя к этой категории и охотно подражают им. Это очень важно при формировании у ребенка навыков опрятности. Наши наблюдения показали, что у детей с поздним развитием этих навыков в дошкольном детстве наблюдалось своеобразное отношение к своему здоровью. Это проявлялось в неадекватной оценке ребенком своих физических и психических ресурсов, в аффективном реагировании на физическое неблагополучие и недостаточном прогнозировании своего поведения.

У детей дошкольного возраста существенное значение в процессе освоения собственного «Я» играет развитие речи и мышления. Речь существенно расширяет познавательные горизонты ребенка, с помощью ее он может заново пережить прошлое, предвосхитить будущее и сообщить о каких-либо событиях другим людям. Кроме развития речи важное значение в формировании мышления ребенка имеет развитие продуктивных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка и пр. В дошкольном возрасте дети отличаются повышенной чувствительностью к мнениям и оценкам окружающих; они эгоцентричны, что проявляется в желании быть в центре внимания; испытывают высокую потребность в эмоциональных контактах. В связи с этим очень важно в формировании ВКЗ у дошкольника отношение родителей к его здоровью. Адекватная оценка родителями здоровья ребенка в значительной степени отражается на особенностях его поведения и самочувствии. Формирующийся в процессе общения с родителями и другими взрослыми уровень знаний и представлений ребенка-дошкольника об окружающем мире отражается на особенности его представлений о собственном теле, внешнем облике, самочувствии. Например, детям в возрасте от 5 до 7 лет мы задавали следующие вопросы: «Что такое здоровье?», «Ты считаешь себя здоровым?», «Почему ты считаешь себя здоровым?» Ответы детей носили конкретно-ситуативный характер, и в них отражалось отношение родителей к здоровью ребенка. Например, на первый вопрос дети отвечали: «Здоровье — это когда кушаешь хорошо», «Моешь руки перед едой», «Хорошо себя ведешь» и пр. Отвечая на второй вопрос, дети утверждали, что они здоровые, и связывали это с оценкой родителей, например: «Я здоровый, так мама говорит. Если я больной, мама меня в детский сад не пускает». Только к концу дошкольного возраста у детей наблюдались собственные суждения о своем здоровье, например: «Я здоровый, потому что не болел». Таким образом, реальное отражение своего здоровья в дошкольном возрасте в значительной степени обусловлено оценкой и отношением родителей к здоровью ребенка.

У детей младшего школьного возраста, так же как и у дошкольников, преобладает непосредственно-чувственное отношение к своему здоровью. Например, на вопрос психолога «Что такое быть здоровым?» дети отвечали: «не быть больным», «быть сильным, ловким», «быть красивым» и пр. Чем старше ребенок, тем чаще на первый план выступают эмоциональные оценки здоровья: «быть в хорошем состоянии», «быть веселым», «красивым», «иметь много друзей» и пр. В младшем школьном возрасте отношение к здоровью еще не анализируется, т. е. оно (отношение) не включается в смысловую структуру. Преобладание эмоциональных суждений о здоровье обусловлено конкретно-ситуативным характером мыслительных операций у детей младшего школьного возраста. Например, хорошее здоровье дети этого возраста связывают с хорошим питанием, соблюдением режима, с подчинением требованиям взрослых и т. д. Углубленный анализ окружающей действительности и познание ее сущности формируется у ребенка к концу младшего школьного возраста. С формированием логического мышления повышается осознание ребенком своих физических и психических возможностей. В этот период у ребенка появляется повышенный интерес к своему телу. Осознанная забота ребенка о своем здоровье может проявляться уже в выработке им определенной стратегии поведения по сохранению и укреплению своего здоровья. Это систематическое соблюдение гигиенических норм и правил, умеренное и избирательное питание, знакомство со специальной литературой и т. п. На отношение к здоровью к концу младшего школьного возраста существенное влияние оказывают средства массовой информации, социальное окружение в школе, во дворе, а влияние семьи в этот возрастной период значительно уменьшается.

Кардинальные изменения в развитии Я-концепции наступают в подростковом возрасте. Критический характер подросткового возраста проявляется в противоречивом, неустойчивом поведении, обострении отдельных черт характера. Среди особенностей подросткового возраста, имеющих первостепенное значение для развития Я-концепции, необходимо выделить следующие.

• Особое место в формировании Я-концепции подростка занимает активное половое развитие. Психофизические изменения, связанные с половым созреванием, разрушают уже сформировавшийся образ «Я» и требуют построения нового телесного «Я».

• Происходит когнитивная перестройка, которая проявляется в качественных изменениях в развитии мышления. У подростка отмечается склонность к предварительному мысленному решению, а также новое отношение к интеллектуальным задачам. Подросток начинает анализ задачи с попыток выяснить все возможные отношения, создает различные предположения об их связях, затем проверяет свои гипотезы.

• В формировании качественно иных отношений в системе «я и общество» проявляется новый уровень овладения социальным опытом. Эти отношения направлены на усвоение норм человеческих взаимоотношений.

• Способность подростков моделировать свою деятельность и предвосхищать ее результаты отражается на их поведении, которое становится более упорядоченным, целенаправленным и волевым.

Описанные новообразования, наблюдаемые в подростковом возрасте, в значительной степени отражаются на содержательной характеристике внутренней картины их здоровья. Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового созревания, негативно влияют на эмоциональное самочувствие подростков. Возникает тревожность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним обликом. Беспокойство по этому поводу продолжает нарастать в течение всего подросткового периода. Сначала подросток переживает диспропорции, затрагивающие отдельные части образа тела (ступни, ноги, руки), затем — общий образ тела (рост, масса) и позже — диспропорции таких социально значимых частей тела, как лицо, конечности [5]. Большую озабоченность испытывают мальчики в связи с развитием половых органов, а девочки — с ростом молочных желез. Высокая чувствительность к телесному образу «Я» у подростков, неудовлетворенность им нередко приводит к аффективным реакциям, таким как депрессивный фон настроения, ипохондрии, фобии, эмоциональная изоляция, фрустрированность, агрессивность.

Совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка по поводу своего физического облика может искажать образ «Я». Искажение образа «Я» проявляется в подростковом возрасте по-разному. У некоторых подростков определяющим фактором, искажающим его Я-концепцию, является слабая рефлексия, что обнаруживается в недостаточном осознании своих личностных качеств и неадекватных самооценках. У них наблюдается слабость самоконтроля поведения, импульсивность, низкий уровень познавательной активности. Все это негативно отражается на внутренней картине здоровья. Такие подростки не проявляют интереса к проблеме здоровья, физического развития, но они могут быть чувствительны к своему телу и внешности. Неодинаковое соотношение «телесных» и «моральнопсихологических» компонентов Я-концепции в значительной степени искажает ее. У некоторых подростков наблюдается ригидность Я-концепции: неадекватно завышенная или заниженная самооценка. При завышенной самооценке у подростка отмечается завышенный уровень притязаний по отношению к своим возможностям. Такие подростки излишне самоуверенны, их отношение к здоровью проявляется в отрицании его значимости, излишнем экспериментировании над своим телом (спать на гвоздях, ходить по раскаленным камням). В наших исследованиях было выявлено, что такие подростки склонны к травматизму. У подростков с заниженной самооценкой наблюдается повышенная фиксация на проблемах здоровья, тенденция к самообвинению, зависимость от родителей. Самооценка имеет разные функции. С одной стороны, самооценка — это когнитивный (познавательный) процесс. Подросток заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средством психологической защиты личности. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает подростка преувеличивать свои достоинства или преуменьшать свои недостатки. Чтобы сохранить положительное отношение, личность вынуждена прибегать к различным защитным механизмам. Подростки с адекватной Я-концепцией проявляют адекватное отношение к своему здоровью не только на когнитивном и эмоциональном уровне, но и на поведенческом. Они посещают спортивные секции, у них наблюдается познавательная активность, направленная на оценку здоровья вообще и своего в частности.

Итак, ВКЗ ребенка — важная составная часть его Я-концепции, представляющая собой совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ в процессе развития ребенка проходит несколько этапов. Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью. Первый этап охватывает период младенчества. Условно его можно назвать этапом эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязанность — основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в последующие годы. Второй этап — этап формирования идентичности и подражания — охватывает период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе подражания им.

Третий этап — этап конкретно-ситуативного представления о здоровье и эмоционального отношения к нему — наблюдается у детей дошкольного возраста. Четвертый этап — этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью (младший школьный возраст). Пятый этап — социальная установка личности подростка на свое здоровье, включающая в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.

 



2018-07-06 1130 Обсуждений (0)
Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребёнка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)