Личность осужденного: понятие, программа изучения, психологические характеристики основных категорий осужденных.
Личность осужденного - ключевая область пенитенциарно-психологических исследований. Личность осужденного - это совокупность психологических свойств, характеризующих лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Понятие личности осужденного А.Р. Ратинов (1974) наделяет специфическим содержанием. Осужденный – это уже не тот человек, который совершил преступление, ибо само преступление наложило отпечаток на его психику, он пережил процедуру судопроизводства, испытал массу противоречивых воздействий в исправительно-трудовой колонии. Личность осужденного – это конкретный человек, отбывающий наказание, рассматриваемый сквозь призму его социальных качеств. Личность осужденного (преступника) можно понять только в том случае, если глубоко проникнуть в его образ мыслей, самовосприятие (Э. Шур, 1971; Г. Шнайдер, 1994). Изучение личности осужденных включает в себя знание механизмов и закономерностей поведения и деятельности в условиях отбывания наказания, влияния среды преступников и основных средств исправления, ресоциализации и адаптации осужденного. Условия жизни и деятельности осужденных в местах лишения свободы влияют на их личность, процесс адаптации и ресоциализации. Кроме того, различным воздействием обладают условия мест лишения свободы: их местонахождение, планировка, внешний вид территории и построек, стиль взаимоотношений администрации с осужденными (В.Ф. Пирожков, Г.А. Туманов, 1966). Эти факторы воздействуют на людей не прямо, а преломляясь через их жизненный опыт. Осужденные могут по-разному относиться к действиям специфических условий мест лишения свободы: покоряться им, противостоять, внешне соглашаться, внутренне сопротивляться и т.д. Важно иметь в виду, что под воздействием одних и тех же условий конкретного отряда, колонии у разных осужденных могут, с одной стороны, формироваться общие черты в поведении и деятельности, с другой – складываться индивидуальные формы поведения. Особое значение при этом имеет создание здоровой, воспитывающей среды в колонии, строго соблюдаемого режима, организации трудовой деятельности, целенаправленной воспитательной работы, упорядоченности быта, расширения социально полезных контактов с родственниками, шефскими организациями. Структуру личности осужденного образуют три компонента: биологический, психологический и социальный. Биологическая структура включает различные природные свойства человека: возрастные, половые, конституционно-соматические, нейродинамические и т.п. Психологическая структура личности – это совокупность психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и общения. Она состоит из нескольких подсистем: а) ценностных ориентации личности – личностных установок по отношению к существующим в обществе ценностям; б) основных жизненных функций индивида, которые выражаются в соответствующих потребностях и являются внутренними детерминантами его поведения; в) связей основных ценностных установок личности и ее главных жизненных функций; г) внутреннего социально-личностного контроля индивида, отраженной в сознании информации о реакции других людей на его поведение. Социальная структура раскрывает основные формы взаимодействия личности с обществом. Она характеризуется с помощью таких категорий, как образ жизни, социальный статус, социальная роль. Социальный статус определяется принадлежностью лица к конкретной социальной группе, социально-демографическими данными (образование, семейное положение и т.п.). Он может быть реализован лишь в той или иной совокупности социальных ролей, обусловленных, с одной стороны, социальным статусом, с другой – индивидуальными психофизическими особенностями личности. По мнению Н.А. Андреева (2001), при рассмотрении структуры личности наука акцентирует внимание на трех взаимопроникающих системах представлений, лежащих в основе формирования субъективного «Я», отраженного «Я» и ролевого «Я» осужденного. Система субъективного «Я» осужденного – это комплекс представлений индивида о своей внутренней подлинной сущности, выделенности из среды и противопоставленности другим «Я», структурам «не Я» в целом. Конечная цель субъективного «Я» – это автономизация человека, формирование его жизненных установок и ориентиров, системы личностных смыслов, его индивидуальности. При этом важно выявить механизмы, способствующие специфической криминальной самоидентификации личности осужденного и выбору крайней формы девиантного поведения, а также способы своеобразной социально-психологической самозащиты. Система отраженного «Я» выступает своего рода посредником между планами содержания и выражения, индивидуальной замкнутостью и внешним самовыражением. Анализ отраженного «Я» позволяет выявить комплекс представлений осужденного о самом себе, складывающийся на основе реальных, известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти оценки.Система ролевого «Я» несет ответственность за реальное самоутверждение осужденного. Оно связано с реально выполняемыми индивидом социальными функциями. Система ролевого «Я» дает человеку возможность ориентироваться на достижение конкретных внешних результатов, реализовать свои потенции через формирование черт и свойств, проявления которых ожидают от него другие люди и общности. Неразвитость этой системы вызывает трудности в процессе адаптации к среде. Как правило, в структуре систем личности осужденного наблюдается рассогласование, ведущее к дезинтеграции личности (изоляция, агрессия, конфликты и т.п.). Криминологи и пенитенциарные психологи отмечают, что в психологии осужденного находит отражение характер совершаемых им типичных преступлений. Для различных видов преступлений характерны разные искажения в мотивационной сфере правонарушителя (В.Л. Васильев, 1997). В мотивационной сфере корыстного преступника выделяется искажение в структуре потребностей, определяющее специфические интересы и ценностные ориентации, которые, в свою очередь, формируют корыстную направленность личности. Личности насильственного преступника свойствен, как правило, низкий уровень социализации; мотивационная сфера характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом, агрессией и оправданием себя. У осужденных, совершивших корыстные, корыстно-насильственные и насильственные преступления, есть различия и в других сферах. Так, у осужденных, отбывающих наказание по ст. 105, 107, 111 УК РФ, ярко выражены агрессивность, враждебность, уклонение от контактов, замкнутость, внутренняя напряженность и тревожность. У осужденных, отбывающих наказание по ст. 213(хулиганство) УК РФ, отмечается повышенная активность и контактность, стремление найти друзей по земляческому признаку; по ст. 161, 162(грабеж,разбой) УК РФ – повышенная осмотрительность, быстрота реакции на изменения в окружающем и соответственно быстрая перестройка поведения, наибольшая враждебность; по ст. 158(кража) УК РФ – импульсивность, стремление привлечь к себе внимание окружающих, вызвать у них сочувствие.Осужденные, отбывающие наказание по ст. 159, 160, 165(мошенничество, растрата,обман с кражей) УК РФ, характеризуются наименее выраженной агрессивностью и враждебностью. Они общительны, озабочены своим положением, подчеркивают собственную значимость, стремятся руководить, быть на виду у администрации. Основные направления (программа) изучения личности осужденных: 1. социально-демографические свойства 2. уголовно-правовая характеристика (в том числе отношение к преступлению, наказанию и жертве) 3. психическое здоровье и трудоспособность. Ограниченно вменяемые 4. ценностные ориентации и социально-психологический статус. Ценность, ценностные ориентации как системообразующее свойство личности (А.В.Петровский, А.Р.Ратинов) Ценность – социальная значимость для личности (общности) любых природных и социальных явлений, процессов, реальных или идеальных объектов. С.Л.Рубинштейн: «Именно то, что особенно значимо для человека выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности» Индивидуально-психологические свойства Антонян Ю.М. и др.: Лицам, виновным в уголовных преступлениях, свойственны слабая адаптивность, отчужденность, импульсивность, агрессия в большей степени, чем законопослушным гражданам.Мухина В.С. «Подтверждаются такие общие для всех правонарушителей особенности: амбивалентная самооценка – завышенное или заниженное самоуважение; ослабленная саморегуляция, общее негативное содержание ценностно-нормативной сферы – пренебрежение к нормам и традициям общества…» Сравнение усредненных показателей преступников с нормой (MMPI): профиль преступника носит пикообразный характер (ярко выраженные пики по шкалам F – надежность, 8 – изоляция (шизоидность), 6 – ригидность или паранойи, 4 – импульсивность или психопатия), 9 – активность (гиперактивность), расположен в пределах от 55 до 73 Т-баллов, являясь по сравнению с нормативными данными смещенным вверх. Подъем этих шкал до 70 Т-баллов и более можно интерпретировать как наличие у большинства из обследованных преступников заостренных личностных черт, в значительной мере определяющих их поведение. Подобные показатели могут свидетельствовать так же о сниженной социальной адаптации и серьезных нарушениях межличностных контактов, выраженной агрессивности и активности. Можно считать установленным, что преступники на статистически значимом уровне отличаются весьма существенными психологическими особенностями, влияющими на противоправное поведение. Доминирующие пики по данным шкалам также присутствуют у представителей профессий, связанных с высоким риском (полицейские, МЧС и т.п.) Психодиагностическое обследование В качестве минимального стандарта для первоначального психодиагностического обследования вновь прибывших осужденных предлагаются следующие методики: · 8-ми цветовой тест Люшера · опросник Мини-мульт · одна из проективных методик · опросник на выявление отношения к правонарушению, администрации Углубленное изучение проводится с целью получения более полного психологического портрета осужденного и прогнозирования особенностей его поведения в местах лишения свободы. Выявление факторов риска правонарушения и повторного преступления. В качестве методик для углубленной психологической диагностики предлагаются комплексные личностные опросники, опросник индекса жизненного стиля, суицидального риска, шкала социального самоконтроля, шкала измерения одиночества и т.п. Составление психологических характеристик и доведение результатов обследования до заинтересованных лиц. Результаты психодиагностического обследования каждого осужденного психолог записывает в карточке учета индивидуально-воспитательной работы и в форме развернутой характеристики передает в личное дело осужденного. Необходимо стремиться к тому, чтобы психологическая характеристика имела следующую структуру: · анкетные данные осужденного · криминологическая характеристика · краткий анализ совершенного преступления (почему совершил, какова была роль) · анализ жизненного пути и тех событий, которые могут оказать влияние на развитие и формирование характера и отдельных свойств осужденного · социальное окружение осужденного на момент совершения преступления · анализ психосексуального развития (для лиц, осужденных за насильственные сексуальные действия) · факторы риска (алкогольный, наркотический, суицидальный анамнез, психические отклонения, склонность к побегу и др.) · реакция осужденного на проводимую с ним работу · психодиагностические выводы о психологических причинах и условиях совершенного преступления · цели психологической коррекции и ресоциализации в целом · план ресоциализации (получение образования, трудоустройство и т.д.) и психологической коррекции личности. Особое внимание уделяется лицам, которые ставятся на профилактический учет
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2351)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |