Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая парадигма



2018-07-06 576 Обсуждений (0)
Психологическая парадигма 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследования аномалий личности у подростков с делинквентным поведением в общей психологии

1.мотивация и смысловая регуляция поведения (смысловое восприятие, уровень смыслов, внутренние преграды). Исследования относительно того, как рассматриваются конфликты девиантными подростками. Знаков: для делинквентных подростков характерна эгоцентрическая точка зрения, не зависимо от того, что это за конфликт.

2.самосознание, самооценка (уровень самооценки, сочетание с оценками окружающих)

3.социальная ориентация

4.индивидуально-психологические особенности (тревожность, агрессивность и др.)

5.зрелость личности

Д.А.Леонтьев рассматривает четыре главных линии онтогенетического развития смысловой сферы личности:

· иерархизацию, интеграцию и структурное усложнение системы смыслов ;

· распространение процессов осмысления за пределы наличной ситуации в план представлений , воображения ;

· прогрессирующее опосредование смыслов социальными общностями и их ценностями ;

· развитие осознания своих смысловых ориентаций и рефлексивного отношения к ним .

Личность как регулятор социального поведения

Деятельностный подход: социальная деятельность – движущая сила и результат развития личности.

  • Личностная регуляция поведения в норме
  • Возрастное формирование регуляции социального поведения в норме. Этапы и критерии развития личности в норме (см. возрастную периодизацию по Д.Б.Эльконину)
  • Нарушения формирования регуляции социального поведения и аномальное развитие личности

Организация деятельности

Динамическая система характеризуется:

• уровнями организации деятельности

• этапами процесса регуляции деятельности

Ряд отечественных работ посвящен особенностям и механизмам смысловой регуляции противоправного поведения у подростков.

Так, в качестве подобных механизмов рассматривалось действие внутренних преград как смысловых детерминант самосознания, причем у делинквентных подростков их структура существенно разнилась с аналогичной структурой у законопослушных школьников (Пилипейченко). Установлено, что смысловая регуляция деятельности у делинквентных личностей по различным параметрам (уровню мотивации, рефлексии, временной перспективе и др.) неблагоприятно отличается от статистической нормы, что позволяет говорить о синдроме специфической патологии смысловой регуляции (Леонтьев Д.А).

При анализе мотивации подростков с противоправным поведением отечественными психологами было выявлено преобладание у таких несовершеннолетних примитивных сиюминутных потребностей, характеризующихся высокой напряженностью и неразвитостью высших социализированных форм мотивации (Бочкарева; Васильева). Констатировались деформированность системы ценностей с завышенным уровнем притязаний (Заика, Крейдун, Ягина; Семенюк), ориентация на материальные ценности ( Заика, Крейдун , Ягина , Курбатова).

В других исследованиях существенных различий по основным целевым ценностным ориентациям (здоровье, любовь, свобода, друзья) между правонарушителями и законопослушными подростками обнаружено не было, однако для первых в несколько большей степени была характерна ориентация на счастливую семью и материальное благополучие (Радевич). Большое число исследований было посвящено проблемам социальной ориентации подростков - правонарушителей и нравственной регуляции их поведения ( Алемаскин Бочкарева, Невский, Знаков, Беличева, Кудрявцев Васильева Семенюк).

Общим положением, подтвержденным во всех перечисленных работах, были констатация слабой интериоризации социальных норм и принятие норм и ценностей асоциального окружения. Однако статус объяснительного принципа это положение приобретало прежде всего тогда, когда социальные установки рассматривались в контексте целостной смысловой системы.

Так, в работе В.В.Знакова изучался характер понимания и смыслового восприятия ситуаций насилия подростками - правонарушителями с различными типами агрессивного поведения в зависимости от позиции и идентификации с действующими лицами . Автором был сделан вывод о том , что ценностно - нормативные представления таких подростков базируются на нормах референтных групп сверстников. Ряд исследований последних лет был направлен на изучение ценностно - смысловой сферы у подростков - правонарушителей при помощи метода репертуарных решеток (Кудрявцев, Иванова, Семенова). Авторами делается вывод , что особенности структуры и содержания ценностного наполнения смысловых конструктов сознания могут служить основой для прогноза социально отклоняющегося поведения, а также для направленной психокоррекционной работы.

Значительное внимание исследователями уделялось проблеме самосознания подростков с противоправным поведением. Помимо исследования его регулятивных функций в уже упоминавшейся работе Ю. В. Пилипейченко большая часть публикаций по этой теме посвящена самооценке делинквентов. Было обнаружено, что самооценка таких подростков отличается малой устойчивостью и недостаточной объективностью, основывается на несущественных критериях (Мороз), а адекватность и устойчивость вырабатываются в процессе перевоспитания (Деев). Отдельными исследователями выявляется более низкий уровень самооценки у правонарушителей чем у подростков контрольной группы, по отдельным качествам ( умственное развитие , знания и умения), в то время как по другим (сила воли, соответствие социальным нормам , доброжелательность и др.) – более высокий (Баранов). В некоторых работах особо отмечается конфликтность самооценки, свойственная части подростков - правонарушителей. Это явление при помощи психосемантических и стандартных методов исследовали Г.К.Велицкас и Ю.Б.Гиппенрейтер. Они обнаружили, что стабилизация и повышение самооценки происходит при переориентации подростков на контрнормативные ценности , и описали процесс такого развития . Этот процесс , по мнению авторов , начинается с негативной оценки ребенка в школе с позиций требований преподавателя , которая впоследствии компенсируется в среде с иными социальными установками и критериями оценок .

В ряде психологических исследований , посвященных делинквентным подросткам, особое внимание уделялось некоторым индивидуально - психологическим особенностям . К их числу относится тревожность. Отдельные авторы указывают на низкий уровень тревожности у подростков - правонарушителей (Бутолин, Буторина и др ), другие , исследовавшие этот показатель в динамике , - на более высокий в прошлом , но примерно одинаковый с нормой в последнее время (Курбатова).

По параметрам эмоционального реагирования (оптимизм – пессимизм) и активности данные исследований также неоднозначны : на одних выборках получены данные об их высоком уровне у делинквентных подростков ( Буторина и др), на других – о низких значениях ( Бутоли).

исследования -проблеме агрессивности подростков. Так, в работе Курбатовой выявлена более высокая агрессивность подростков, совершивших хулиганские действия , по сравнению с несовершеннолетними , совершившими кражи . В клинических исследованиях выявлялась динамика формирования таких выраженных форм агрессивности , как садизм . Было показано значение ранней реализации агрессивных действий в игре и фантазиях ( Морозова И. Г.). Рассматривалось сочетание агрессивных тенденций с гиперактивным поведением, эмоциональными нарушениями , гедонистическим компонентом переживания. ( Василевский). Выделяются две формы агрессивного поведения детей и подростков: агрессивное девиантное (« притесняющее ») и агрессивно - насильственное делинквентное поведени. Последнее свойственно для подростков с социально - психологической личностной деформацией и связано с риском перехода делинквентного поведения в криминальное ( Вострокнутов).

На основании характеристик социальной ориентации, самосознания, аффективности различными авторами строились типологии делинквентных подростков, в которых названные параметры выступали либо как единственное основание классификации , либо в сочетании с другими . Так , в классификации И . А . Невского трудные подростки подразделяются по признаку социальной запущенности от педагогически запущенных до крайне социально запущенных. Выраженность деформированных потребностей, ценностей и отношений лежит в основе классификации групп подростков с агрессивным поведением Л . М . Семенюк. Сочетание позитивной и негативной самооценки и аналогичных оценок окружающих служит критерием оценки личности в типологии Е . В . Кучинской. По ее мнению, конфликтные оценки себя и других ведут к асоциальным тенденциям у подростков .

Отношение к своему противоправному поведению – основной признак типологии Бочкаревой, выделившей среди делинквентов «раскаивающихся», « колеблющихся » и « циников ». В работе Братуся и Лишина используется многомерная оценка, включающая наряду с параметром социально-педагогической запущенности аномалии психики : дети с психопатическими чертами характера ; дети с задержанным умственным развитием ; неправильно воспитанные дети.

Приведенные данные показывают, что в отечественной научной традиции наибольшее развитие получил медико - психологический подход к исследованию аномалий личности подростка с противоправным поведением, в котором устанавливается связь между характером и выраженностью дисгармоничностных личностных черт и проблемами социальной адаптаци и несовершеннолетнего. Анализ отдельных индивидуально - психологических особенностей и изолированных мотивационных характеристик личности делинквентных подростков, выполненный в рамках общей, возрастной , педагогической , юридической психологии, часто дает неустойчивые, а подчас и противоречивые результаты. В качестве основания для классификаций личности несовершеннолетних правонарушителей в этих областях психологической науки чаще всего используется социальная ориентация ( социально - педагогическая запущенность ). В то же время одним из наиболее перспективных направлений в исследовании влияния социальных установок на совершение правонарушения представляется изучение целостной смысловой регуляции деятельности подростков с делинквентным и криминальным поведением .

С нашей точки зрения , ключ к пониманию аномального развития лежит в анализе формирования личности как регулятора социальной деятельности . В свою очередь , такой анализ предполагает несколько стадий.

Регуляция социальной деятельности субъекта представляет собой целостный системный процесс. Динамическая же система строится по двум основным принципам, координационному и иерархически - субординационному. Применительно к предмету нашего анализа это предполагает выделение

• уровней организации деятельности

• этапов процесса регуляции деятельности.

Одним из центральных звеньев в системной модели регуляции противоправного поведения является личность подростка, характер ее развития в соотношении с возрастными нормами. Способность к сознательному руководству собственными действиями относится к числу основных критериев зрелости личности. Вывод о мере проявления этой способности при совершении правонарушения делался исходя из анализа взаимодействия личностных возможностей подростка и требований криминальной ситуации. Основным параметр - развитие, зрелость личности. В связи с этим - психологическое исследование личностно незрелых подростков с признаками органического инфантилизма. Вопросы экспертной оценки аномального личностного развития несовершеннолетних правонарушителей были особенно актуальны в связи с применением части 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ.

Концепция саморазрушающего поведения у подростков, предложенная Личко и Поповым интегрирует на новых теоретических основаниях оба описанных выше теоретических направления. Развитие личности подростка и его нарушения входят в число основных категорий этой парадигмы. «Саморазрушающее поведение следует рассматривать не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, но и как нарушение развития личности, трудновосполнимую утрату духовности нравственности , моральный дефект , приводящие, в конечном счете , к социальной дезадаптации и дисфункции личности». Уже первый вариант функциональной диагностики саморазрушающего поведения предполагал его разноплановую оценку и исключал обобщающий подход. В дальнейшем нами была разработана многоосевая классификация саморазрушающего поведения у подростков.

Б.С.Братусь (1988). Психическое здоровье может рассматриваться на каждом из уровней и в их сочетании. Основная плоскость личности – нравственно-ценностная. Нормальное развитие – такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Аномальное развитие – развитие, которое ведет человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности.

Критерии аномального развития:

· отношение к человеку как к средству, как к конечной, заранее определимой вещи

· эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви

· причинно обусловленный, подчиняющийся внешним обстоятельства характер жизнедеятельности

· отсутствие или слабая выраженность потребности в позитивной свободе – есть желание свободы от чего-то, но нет желания что-то сделать с этой свободой

· неспособность к свободному волепроявлению, самопроектированию своего будущего

· неверие в свои возможности

· отсутствие или крайне слабая внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми или будущими поколениями

· отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни

Уровни смысловой сферы личности:

1.нулевой уровень – прагматические, ситуационные смыслы (предметная логика достижения цели в данных конкретных условиях)

2.первый уровень – эгоцентрический уровень (ориентация на личную выгоду, удобство, престижность и т.д.)

3.второй уровень – группоцентрический (ориентация на группу, «свой» или «чужой»)

4.третий уровень – просоциальный (общественная, общечеловеческая ориентация)

Д.С.Ошевский: у группы нормы и у группы девиантных подростков представлены все три уровня, но у делинквентных подростков преобладает группоцентрический уровень.

Клиническая парадигма

С позиций отечественной психиатрии аномалии личности анализируются прежде всего в категориях психопатий. Психопатии (в настоящее время ставится диагноз «расстройство личности») – личностные аномалии, которым свойственна тотальность, константность и дезадаптивность (по Ганнушкину). Основной признак – нарушения эмоционально-волевой сферы, что выражается в несоответствии реагирования стимулам.

 

Этиология психопатий(Сухарева, Попов):

1.ядерные или конституциональные (наследственные) – нечувствительность к переживанию других, аномальные способы реагирования изначально заложенные

2.органические приобретенные – проблемы перинатального развития, травмы, полученные на ранних этапах развития, но могут быть в детско-подростковом и взрослом возрасте

3.(Кербиков, Гурьева, Гиндикин) «краевые» – приобретенные социально (например, истероидная психопатия (на Западе – театральное расстройство личности) – результат воспитания в условиях вседозволенности; тревожное расстройство личности, психастеническое расстройство личности – воспитание в условиях запугивания)

Феноменология психопатий:

· возбудимые и тормозимые (Кербиков, 1971)

· стеничные и астеничные (Б.В.Шостакович, 1988)

· гипо- и гиперстенические (Т.Б.Дмитриева, 1998)

Аномалии личности в подростковом варианте:

· психопатические (патохарактерологические) развития (Ковалев, 1979)

· психогенные патологические формирования личности (Попов, 1987)

· психогенные развития (под действием тяжелых стрессовых факторов) (Фелинская, Гурьева, Гиндикин)

· психопатоподобные нарушения – нарушения, сходные с аномальными формами реагирования при других расстройствах (при органических заболевания, при шизофрении)

· задержки развития личности, или психический (личностный) инфантилизм (Ковалев, 1985; Гурьева, 1998)

В клинико-психологической систематике аномальное личностное развитие относится преимущественно к двум вариантам классификации : дисгармоническому и задержанному развитию (Лебединский)

Стадии развития при патологических формированиях личности:

1.патохарактерологические реакции. Могут формироваться еще до наступления подросткового возраста (иногда даже в дошкольном возрасте, когда ребенок сторонится сверстников). Истерия как действенный инструмент влияния на родителей и получения желаемого

2.формирования ведущего синдрома

3.подростковый полиморфизм (даже бывшие замкнутые подростки могут выдавать реакции)

4.кристаллизация синдрома (по Ковалеву)

Исследования аномалий личности у подростков с делинквентным поведением в медицинской психологии:

· парадигма акцентуаций характера

· парадигма копинг-поведения (совладающего поведения)

o Сирота , Ялтонский - снижение активности, чувство вины и страха , в частности , страха быть отверженными значимыми людьми, чувство одиночества и неполноценности. Отмечается ущербность «морального Я», феномен двойной морали, заниженная неустойчивая самооценка

o А.А. Реан - преобладание экстернального локуса контроля у делинквентных подростков.

· парадигма саморазрушающего поведения (Личко, Попов) – синтез предыдущих двух. СП следует рассматривать не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, но и как нарушение развития личности, трудновосполнимую утрату духовности, нравственности, моральный дефект, приводящие, в конечном счете, к социальной дезадаптации и дисфункции личности

o Акцентуации характера у подростков выражают начальный уровень дисфункции личности. Среди различных видов СП у подростков выделяются типичные для каждого варианта акцентуации.

o СП подростков может расцениваться как реализация псевдоадаптивных либо дезадаптивных копинг-стратегий

В качестве синтеза психологического и клинического подходов может рассматриваться концепция акцентуаций характера А.Е.Личко. Акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены. 11 вариантов акцентуаций – переходная форма между нормой и психопатиями:

Тип акцентуации характера Описание
Гипертимный «Взрывной» характер, кипучая энергия, подвижность, болтливость, склонность к панибратству, всегда приподнятое настроение
Циклоидный Периодическая смена настроения, переход от периодов подъема к депрессии, раздражительность и апатия сменяется приступами энтузиазма
Лабильный Крайняя изменчивость настроения под влиянием ничтожных стимулов
Астено- Беспокойный сон, плохой аппетит, плаксивость,
невротический утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии (поиску у себя различных заболеваний)
Сенситивный Пугливость, робость, застенчивость, замкнутость с новыми людьми, плохая устойчивость к стрессу, чрезмерная впечатлительность, чувство неполноценности, глубокая привязанность в дружбе
Психастенический Склонность к рассуждениям, самоанализу, мнительность, образование навязчивых страхов, педантизм, формализм, нетерпеливость
Шизоидный Замкнутость, отгороженность от окружающего, холодность, неумение понимать чувства других, склонность к фантазиям, необычные увлечения, подчеркнутая независимость
Эпилептоидный Склонность к вспышкам гнева, инертность мышления, садистские склонности, жадность, аккуратность, угодничество перед начальством, «приземленные» интересы
Истероидный Жажда постоянно быть в центре внимания, демонстративное поведение, показные попытки самоубийства, обостренное самолюбие, склонность к симуляции заболеваний, лживость
Неустойчивый Тенденция «плыть по течению», слабоволие, отсутствие настойчивости, любовь к развлечениям
Конформный Готовность подчиняться, ханжество, уступчивость

 

Специфические для каждого вида акцентуаций неблагоприятные условия обусловливают легкость возникновения состояний дезадаптации у подростков, следствием которых может стать девиантное и делинквентное поведение. Наиболее подвержен делинквентности неустойчивый тип психопатии и акцентуации, который Личко в международной систематике соотносит с диссоциальным личн остным расстройством (делинквентность обнаруживалась в 76% случаев). Относительно высокая доля делинквентности наблюдалась также при эпилептоидном и истероидном типах акцентуаций (соответственно 61% и 52%), тогда как гипертимный тип отличается меньшими делинквентными тенденциями (36%).

 




2018-07-06 576 Обсуждений (0)
Психологическая парадигма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая парадигма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)