Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии морального развития по Л.Колбергу



2018-07-06 703 Обсуждений (0)
Стадии морального развития по Л.Колбергу 0.00 из 5.00 0 оценок




· предконвенциональный уровень

o стадия 1. Ориентация на наказание и послушание (получение удовольствия и избегание санкций)

o стадия 2. Инструментально-релятивистская ориентация (обмен выгодами)

· конвенциональный уровень

o стадия 3. Принятие норм ближайшего окружения (желание быть «хорошим» для близких)

o стадия 4. Ориентация на право и порядок в обществе. Неизменность

· постконвенциональный уровень. Достигается меньшинством взрослых людей не раньше 16 лет, чаще после 20-летнего возраста

o стадия 5. Правовая ориентация на социальный договор. Рациональное понимание закона, допускающее изменение социальных норм

Моральное развитие – «процесс реструктурирования модусов принятия ролей», т.е. идентификация с другим человеком, позволяющая понять его чувства и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Л.Колберг считал, что подростки находятся на 4,5 стадии. К относительности подросток идет через нарушения норм. Подростки начинают сомневаться в правильности норм и ценностей, которые им транслирует социум Þ нарушение норм Что будет? Западная ювенальная юстиция: девиантное поведение для подростков – вариант нормы. Нельзя наказывать, но реакция должна быть быстрой. Нельзя допускать стигматизацию. Большая часть девиантных подростков находятся на второй стадии.

Кудрявцев говорил, что самое ужасная стадия – пятая, так как именно на ней появляются преступники, революционеры, дебоширы, что не соотносится с мнением самого Колберга.

Ошевский Д.С.: нельзя судить на какой стадии находится человек по его суждениям. Может быть широкий разброс с преобладанием какой-либо определенной модели.

5. Социально-когнитивные теории:

· модель переработки социальной информации (Dodge, 1986, Crick, Dodge, 1994):

o кодирование (селективное) – процесс восприятия окружающих обстоятельств, сигналов от социальной среды

o представление закодированной информации (интерпретация и оценка)

o генерация ответа (ряд возможностей ответа)

o выбор ответа (с точки зрения возможностей реализации и выигрыша)

o практическая реализация ответа

Выделяются особенности переработки информации у мальчиков с агрессивным поведением. Девиантными подростками сигналы окружающей среды воспринимаются как враждебные, интерпретация проходит в ключе враждебности. Репертуар ответов ограничен. У импульсивных подростков схема имеет свернутый характер: генерация и выбор ответа отсутствуют.

· социокогнитивные стили:

o импульс и способность к самоконтролю (тщательный анализ информации от среды)

o локус-контроля. У делинквентных подростков внешний локус-контроля

o эмпатия и способность к сопереживанию

Чем обусловлено противоправное поведение подростка? Факторы и условия

ПП – через внешнюю регуляцию вырабатывается внутренняя регуляция

Условия и факторы формирования делинквентного поведения и аномалий личности у подростков.

Социальные условия:

· теория депривации (Боулби, 1951)

· теория «цикла насилия» (Curtis, 1963) – передача насилия из поколения в поколение

· теория контроля (Hirschi, 1969) – чрезмерный контроль приводит к девиантному поведению, так как не вырабатываются внутренние механизмы контроля

· социально-когнитивная теория (Бандура, 1973)

· теория социальной интеракции (Forehand et. al. 1975)

· теория аномии (Дюркгейм; Мертон, 1968)

Психобиологические факторы:

· низкий уровень физиологического возбуждения

· пониженная способность к образованию классического условного рефлекса

· поиски дополнительной стимуляции

· отсутствие страха

· дефицит пространственно-манипулятивных способностей

· повышение импульсивности, снижение контролирующих функций

 

6. Роль мозговых структур в развитии асоциального поведения. Адриан Рейн (Adrian Raine), США. Особое значение миндалины (amigdala). Участвует в выработке условного рефлекса страха. У психопатических личностей с асоциальным поведением обнаруживается структурная деформации. При принятии моральных решений у таких личностей функционирование миндалины уменьшено. Моральное поведение обусловлено моральными чувствами, а не знанием моральных норм. Предложил ввести нейроэтику, нейроправо и нейрокриминалистику. Рейн был раскритикован за якобы расистские выводы

7. Развитие насильственного поведения. Ричард Тремблейн (Richard Tremblay), Канада. Люди не учатся быть агрессивными, а, напротив, обучаются быть неагрессивными Þ необходимо создавать для детей условия, которые позволяют им быть неагрессивными. Худшие формы нарушения поведения никогда не бывают с поздним началом. Не использование агрессии детьми зависит от того, насколько родители обучились этому в детстве. Подавление агрессии имеет временный характер и легко нарушается ситуацией.

8. Кембриджское исследование (проводится с 1961 г., D.Farrington, 2009). Факторы риска в 8-10 лет:

· низкий доход семьи

· большая семья

· осужденный родитель

· плохие условия воспитания

· низкий (ниже 90) невербальный интеллект

3 и более признаков → к 32 годам осуждены за преступления 73%

9. Питтебургское исследование (проводится с 1987 г., R.Loeber et.at., 2006). Факторы риска: индивидуальные:

· импульсивность

· пониженный уровень интеллекта

· установка на принятие делинквентного поведения как допустимого

· низкое чувство вины

Факторы риска: социальные и семейные:

· низкий уровень образования и юный (моложе 20 лет) возраст матери

· безработица отца

· неблагоприятное соседское окружение

· физические наказания в семье

· слабые родительский надзор

7 лет: три из описанных выше признака

9,5 лет: умеренно серьезные поведенческие проблемы

11,9 лет: серьезные проявления делинквентности

14,5 лет: судимость

10. Психобиологические и социальные факторы (T.Moffitt, 1990). Показатели агрессии у мальчиков:

· с сочетаниемнизких результатов нейропсихологического обследования и семейных проблем в 4 раза выше, чем у тех, кто имеет:

o либо проблемы в семье

o либо нейропсихологические дефициты

Клиническая парадигма

Около 60% подростков с делинквентным поведением имеют психические расстройства. Чем младше, тем патологичней:

1.Расстройства поведения (не единичный случай, а устойчивый паттерн поведения)

· социализированное расстройство поведения – подросток совершает действия в группе сверстника с аналогичными тенденциями

· несоциализированное расстройство поведения – совершение действий в одиночку, при этом скорее всего подросток дезадаптирован

· расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи – подросток ведет себя нормально везде, кроме семьи: кражи у членов семьи

Критика: получается, что у всех заключенных подростков необходимо ставить диагноз «поведенческие расстройства»

2.Дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ) от 4 до 20%. Критика: если ставится диагноз, то необходимо лечение. Лечится препаратом Риталин, который принимается всю жизнь и считается легким наркотиком.

3.Злоупотребление психоактивными веществами

4.Депрессивные и тревожные расстройства. От 11до 33%

5.Посттравматическое стрессовое расстройство. От 24 до 32%, у девочек от 49 до 55%

 

Германия: диагностическое основание - МКБ-10 и традиции глубинного психоаналитического подхода к рассмотрению психических расстройств. Подростковые судебные психиатры склонны анализировать именно нарушения личностного развития подростков, применяя для этого категории пограничного личностного расстройства либо эмоциональных расстройств детского возраста, вызванных утратой близких или тяжелым опытом раннего детства. Кроме того, особое внимание уделяется специфическим для подросткового возраста кризовым явлениям кризису идентичности, кризису авторитетов. При этом подчеркивается, что кризис понимается в психосоциальном смысле как конфликт, который не может быть разрешен имевшимися до сих пор у подростка средствами. Распространенные же ранее категории «пубертатный криз» или «криз созревания» считаются некорректными, так как в них понятие криза связывается исключительно с физическими, телесными процессами. Несмотря на то. что пограничное личностное расстройство относится к расстройствам зрелой личности, по мнению R.Lempp. оно гораздо чаще обнаруживается в фазе становления в качестве преходящего психопатологического явления, при котором теряется связь молодого человека с реальностью. Это может выражаться в несоответствии аффективной реакции и вызвавшего ее повода. сверхценных идеях, непонятных для самого подростка насильственных действиях, в том числе направленных против случайных людей. В основе подобных деликтов может также таиться эмоциональное расстройство детского возраста и нарушенные отношения в актуальной ситуации подростка. Как полагает R.Lempp. по тяжести пограничное личностное расстройство следует относить к болезненным психическим расстройствам, а страдающие им подростки нуждаются в длительной терапии.

· пограничное расстройство личности: непредсказуемость, отсутствие личностной структуры, которая бы вела одну сторону. В относительно строгих рамках могут вести себя нормально некоторое время, но затем могут возникать непредсказуемые поступки.

· эмоциональные расстройство детского возраста, связанное с расстройством привязанности

· кризовые явления (пубертатный криз):

o нормативный кризис подросткового возраста (повышение чувствительности, эмоциональная неустойчивость и т.д.)

o дисгармонический пубертатный криз – отклонение больше выражено, чем в норме, но это имеет отношение к личностному реагированию. Состояние проходит

o патологический пубертатный криз. В отличие от шизофрении, молодой человек выходит из этого состояния

Критерии психопатии по Ганнушкину:

· тотальность

· константность (стойкость)

· Западное понимание психопатии: центральным признаком является дезадаптивность.

Развитие западных моделей психопатии:

1.двухфакторная модель: психопатические черты и поведенческие характеристики (антисоциальное поведение) (Hare)

2.трехфакторная модель. Мы не должны говорить о поведении, когда разрабатываем модель, и в частности, диагностические инструменты. Это должно быть описание личности, а не конкретного поведения человека

· высокомерный и лживый стиль общения с другими

· недостаток аффективного (эмоционального) опыта

· импульсивный и безответственный стиль поведения (Cooke & Michie)

3.четырехфакторная модель: предыдущие 3 фактора + антисоциальное поведение (Hare, Neumann)



2018-07-06 703 Обсуждений (0)
Стадии морального развития по Л.Колбергу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии морального развития по Л.Колбергу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (703)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)