Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иностранцы на службе у Петра I



2018-07-06 2981 Обсуждений (0)
Иностранцы на службе у Петра I 4.67 из 5.00 3 оценки




Квалификационная работа

по направлению 46.03.01 – История

(уровень бакалавриат)

студента 4 курса очного отделения

Алиева Рамазана Алиевича

 

«Иностранцы на государственной службе в Российской империи в XVIIIв»

 

Научный руководитель:

к.и.н., доцент

Джабаева Т.Ч.

 

Рецензент:

доцент кафедры Истории

Дагестанского государственного

педагогического университета,

д.и.н. Магомедова Р.М.

 

 

Работа допущена к защите:

 

Зав. кафедрой истории России с древнейших

времен до конца XIX в.

д.и.н., профессор Гасанов М.М.

«____» ______________ 2018 г.

 

Махачкала

Содержание

Введение

Глава I. Иностранцы на службе в России в первой половине XVIII в

1.1. Иностранцы на службе у Петра I

1.2. Немцы в России в первой половине XVIII в

1.3. Архитекторы–иностранцы в России в первой половине XVIII в

Глава II. Иностранцы на военной службе в России в правление Екатерины II

Глава III. Архитекторы–иностранцы в России во второй половине XVIII в

Заключение

Список использованных источников, литературы и интернет- ресурсов

 

 

Введение

 

Глава I. Иностранцы на службе в России в первой половине XVIII в

Иностранцы на службе у Петра I

 

Становление и развитие института иностранного наемничества в России имеет продолжительную историю. С самого начала образования русского государства привлекались иноземные специалисты. Как мы уже знаем, московские правители еще с XV и XVI веков приглашали из Италии и Германии артиллеристов, литейщиков, аптекарей и врачей, архитекторов и оружейных мастеров. Но впоследствии их наем включал более новые элементы условий найма и службы.

Учитывая то, что наша страна отставала от Европы как в социокультурном и экономическом, так и в военном плане, росла потребность в заимствовании у Запада научно-технических новшеств. Это побудило московское правительство пойти на приглашение иноземцев из-за рубежа. Кроме того, практиковалась отправка детей дворян на обучение за границу. Несмотря на то, что использование иностранных наёмных войск в военных столкновениях часто оказывались провальными, все же московские власти продолжали призыв на русскую службу иностранных офицеров, но уже в качестве командиров–инструкторов, обучавших всем иностранным основам армии, как построению, так и стрельбе.

Содержание значительного числа иностранных войск требовало на их содержание от государства огромных денежных затрат. Правительство, испытывающее проблемы в средствах было вынуждено в некоторых случаях наделять служилых иноземцев поместным окладом вместо денежного.

По Соборному Уложению 1649 года, в главе VII статье 9, который предусматривал, что со второй половины XVII основой армии становятся полки иноземного строя с иностранными командирами и русским рядовым составом[1]. Иностранцы, совершившие преступления подлежали уголовной ответственности за совершение воинских преступлений в русской армии. За совершение преступления, не выполнения приказа или же дезертирство, совершённое иноземцами, строго карались. Мерой наказания здесь служило битьё виновника кнутом и скорейшее возвращение в полки под присмотром командиров. Помимо битья кнутом взимались жалованье за то время, которое дезертир получил за его службу в государстве.

Еще до вступления Петра I на престол в России имелось уже немалое количество иностранцев. Прежде чем Петр I совершает свое путешествие по Европе, он поручает Лефорту вести наем иностранных специалистов из–за границы. Лефорт в своих письмах приукрашал положение иностранцев в России особой поддержкой правительства и высокими жалованиями.

Азовские походы выявили нужду в строительстве флота, для которого понадобилось вызвать из–за границы иностранных инженеров, канониров, плотников, корабельных капитанов и др. В своей инструкции послам Лефорту, Головину и Возницыну, было поручено «сыскать капитанов добрых, которые бы сами в матросах бывали», «поручиков и подпоручиков», «боцманов, констапелев, штурманов, матросов», затем «ропшлагеров, машт–макеров, рим–макеров, блок–макеров, шлюп–макеров, пумп–макеров, маляров, кузнецов», «пушечных мастеров, станошных плотников», «лекарей» и проч.[2]

Но и сам Петр I не сидел, сложа руки, занимаясь выбором и набором, как разных мастеров, так и командного состава в армию для отправки в Россию. Так при посещении Голландии ему удалось, утвердить условия, на которых соглашался вступить на русскую службу, один из лучших голландских капитанов, Корнелий Крейс, которому в свою очередь было поручено нанять команды для кораблей.

Кроме того, Петр I побывал в Саксонии, Австрии и Польше где также нанимал иностранцев на службу и отправлял в Россию, где их уже распределяли по рабочим местам.

Посетив Англию Петр I нанимает около 60 человек, среди которых был известный на всю Англию инженер, специалист по сооружению доков и каналов Джон Перри. Он вносит большой вклад в работу по строительству Волго-Донского канала (1698–1701), занимался постройкой на р. Воронеж шлюзов для повышения уровня воды, спроектировал большое количество приспособлений для ее выкачивания, а с 1712 по 1713 был занят строительством шлюза на реке Славянка. [3] Не у всех британцев, которых призывал Петр I, судьба была удачной. Было множество случаев, похищения или нападений бандитов, так двое преподавателей Школы математических и навигацких наук в Москве были убиты бандитами.

Петровские реформы коснулись также армии и флота, видя все неудачи которые постегали русскую армию во время Северной войны 1700–1721г., так как у русских офицеров не было опыта ведения таких крупных сражений. Петр I нуждался в опытных военных профессионалах, специалистов, знавших всех навыков ведения современной войны. Потому петровская эпоха считается, наивысшим пиком приглашения иностранцев на государственную службу, издавались специальные законы и манифесты, служивших стимулом для иностранных офицеров для вступления на русскую службу.

В апреле 1702 г. Пётр I издаёт Манифест «О вызове иностранцев в Россию»[4], основной целью которой являлось, побудить иноземцев посетить Россию, поступать на службу в Россию. В нем так же упоминалось о лояльности к другим религиям, теперь не имело значения какой ты религии, главное твоя польза для государства.

Как уже упоминалось росло число иностранцев прибывающих в Россию из года в год. Чему способствовала проходившая Северная война и тем самым потребность в зарубежных специалистах.

Затем реформы Петра I затрагивали и области администрации и законодательства, народной экономики, культуры, и проч., что в свою очередь увеличивало потребность в специалистах совершено иного рода деятельности.

Русские послы, пребывающие за границей, помимо своей миссии, должны были уговаривать иностранцев поступать на русскую службу. Например, росла потребность в садовниках, земледельцах, форстмейстерах, плавильщиков меди, делателей стали, и других.

Когда Петр I решает строительство коллегии, то по этому поводу он поручает генералу Вейде достать иностранных ученых, в особенности юристов, «для отправления дел в коллегиях»[5]. Такие же поручения были даны Веселовскому, Головкину и др. представителям при императорских дворах Европы. В 1702 году на русскую службу вступает доктор прав Генрих фон Гюйсен, которому было поручено приглашать на русскую службу иностранных офицеров, инженеров, мануфактуристов, художников, учителей по верховой езде и проч.. Также в его обязанности входило переводы и распространение царских постановлений, издаваемые для устройства новой администрации России, убеждение иностранных деятелей науки, чтобы те в свою очередь посвящали царю, членам его семейства, или царским министрам свои сочинения, тем самым прославляя Россию.

Указ Сената 31 августа 1719 года «О приезжих иноземцах» документ устанавливал порядок приезда и поступления на службу иностранцев,[6] по которому всем иностранцам, которые будут прибывать в Санкт Петербург, нужно регистрироваться в Канцелярии Министерских дел, где они должны были, предоставит сведения о себе – страна и цели приезда, оттуда уже их посылали в коллегии.

Тот чин, который иностранцы получали на родине, должен был быть подтверждён российским императором.

Во флот и в сухопутные войска приглашались не только офицеры и солдаты, также и военные специалисты - инженеры и др.. Особую известность среди инженеров приобрел Ламбер, он же помогал Петру I выбрать наиболее удачное и удобное место для строительства Петербурга, занимался разработкой плана Петропавловской крепости[7], также запомнился своими командными действиями при осаде Ниеншанца, вербовал для России военных специалистов.

Но самым известным инженером, для которого своя должность послужила трамплином к высшим должностям, был Христофор Антонович Миних (граф Бурхард Кристоф фон Мюнних). В 1721году его пригласил на русскую службу Г. Долгорукий, для строительства укреплений Кронштадта и впоследствии дослужился до генерал–фельдмаршала. Вошел в историю России как один из выдающихся военных и хозяйственных деятелей, непобедимый фельдмаршал, разгромивший туркав и крымских татар.[8]

При приеме на службу с рядовыми солдатами и матросами заключались однотипные контракты, в них указывались срок службы и размеры жалования на период службы. По Указу от 28 февраля 1722 года в российскую армию принимали на службу только с понижением чина[9]. В следствии несоответствия русской системы чинов иностранным системам, а не из–за дискриминации иностранцев.

Нередки были случаи столкновения между русскими и иностранцами. Сам Петр I испытывал симпатию к «немцам», очень часто заступаясь за иностранцев перед русскими чиновниками, которые относились недоброжелательно к иностранным должностным лицам. Были часты случаи двойственного отношения к иностранцам, к ним часто обращались строго и сурово, а иногда и несправедливо. Надо учитывать, что строгость была часто вынужденная, среди приезжих иностранцев были люди разные – безнравственные, склонные к выпивкам, насилию и разного рода преступлениям. Нередки случаи драк, поединков, убийств и проч.

По этому случаю, именным указом, объявленным из Сената, от 10 ноября 1721 г. предписывалось, что при смене чина каждый должен был принять присягу «всякому на каждый чин присягать воинским по военному артикулу». [10] С этого момента присяга стала обязательной, при вступлении в каждый новый чин. Иностранец принявший присягу соглашался с тем, что он подпадает под ответственность российского права, что в свою очередь подразумевало наказание за нарушение присяги по всей строгости российского законодательства.

Но были среди иностранцев истинные герои, доказавшие верой и правдой верность Российской империи. Среди них были генерал-майор Иван Келен, пришедший на русскую службу в 1702 г. и прославился в 1708 году тем, что выдержал 4-х месячную осаду шведской армии в Полтавской битве против Карла XII. Свой вклад в военную славу России внесли генерал-фельдмаршал князь Юсупов и ирландец так же генерал-фельдмаршал Пётр Петрович Ласси.

По истечению срока контракта иностранцы получали отставку, при получении отставки им выдавали абшит. В 1720 года морской устав запретил иностранцам оставлять службу во время кампании под угрозой ссылки на галеры или конфискации имущества. С 1710 года была установлена смертная казнь за самовольный уход военнослужащих со службы после принятия присяги, который касался всех служащих, как иностранцев так и русских.

Но, однако, были также случаи, когда с достойными и полезными людьми поступали некрасиво и нечестно. Об этом подтверждает в своих донесениях австрийский дипломатический агент Плейер. В его письмах упоминается, что довольно часто иностранцам не выплачивалось следуемое им жалованье, часты нарушения ранее заключенных договоров.[11]

Все это является показателем того, что в России было ярко выражена ненависть к иностранцам. Но Петр I был твердо настроен, использовать иностранцев как помощников в своих преобразованиях, что в свою очередь не встречало понимания среди народа. Однако царь высоко ценил заслуги иностранцев. В начале Северной войны Петр I нуждался в содействии Иоганна Рейнгольда Паткулья для дипломатических переговоров со шведами, а при заключении мира весьма важные услуги оказал царю Остерман.

По вопросам, касающихся форм ведения земледелия и промышленности, к наукам и искусствам Петр считал иностранцев полезными наставниками. Для чего в Россию были приглашены из Франции некоторые архитекторы Жан–Батист Леблон, Растрелли, Лежандр, живописец Луи Каравак, и прочие.

Иностранные военные специалисты внесли большой вклад в развитие росской армии как кораблестроители, командующие эскадрами, полководцы, создатели военно-морских баз и портов. При этом русские военные усваивали военно-теоретические взгляды, изучали новшества военного и морского дела, формировали у себя практические навыки и умения. Среди приглашенных в Навигацкую школу своими талантами выделялся профессор из шотландского Абердина Генри Фарварсон.

В целом, если рассматривать весь вклад, внесенный иностранными моряками, то можно с уверенностью сказать что приглашение иностранцев на службу в Россию оправдали возложенные на них надежды, так как именно они взрастили первое поколение российских морских офицеров, и профессоров академии наук. Преодолевая все конфессиональные и культурные препятствия иностранцы вошли в русскую элиту.



2018-07-06 2981 Обсуждений (0)
Иностранцы на службе у Петра I 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Иностранцы на службе у Петра I

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2981)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)