Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема «языковой картины мира» в концептологии



2018-07-06 2522 Обсуждений (0)
Проблема «языковой картины мира» в концептологии 4.75 из 5.00 4 оценки




 

Понятие картины мира в лингвистике формируется на основе изучения представлений человека о мире, оно определяет тип отношения и нормы поведения человека в мире. Все это отражается и фиксируется в языковой форме, в различных концепциях, которые представляют собой "языковую репрезентацию мира" или, другими словами, "языковую картину мира". В основе каждого конкретного языка лежит особая модель или картина мира, и говорящий обязан организовать содержание высказывания в соответствии с этой моделью. Картина мира воплощается в языке, так как язык является средством фиксирования и хранения накопленных человеческих знаний. Иными словами, язык отражает наши самые обычные, житейские представления о том или ином объекте (ситуации). В связи с этим можно говорить о языковой картине мира.

Языковая картина мира, по мнению ряда исследователей (Ю. Д. Апресян, Е. И. Диброва, Б. А. Серебренников, А. А. Уфимцева), представляет собой совокупность представлений и знаний человека о мире, интегрированных в некое целое и помогающих человеку в дальнейшем восприятии и познании мира.

«Языковая картина мира» – понятие, столь важное для лингвистов, получило множество трактовок и определений. В среде когнитологов до сих пор не существует однозначного представления об этом явлении. Языковая картина мира выполняет функцию посредника в развитии языка и речевой деятельности.

Термин «языковая картина мира» впервые был введён Лео Вайсгербером, с начала 30-х гг. XX в. разрабатывавшим теорию, в которой языковая картина мира первоначально связывалась с особенностями внешней среды существования этноса. Позднее ученый сместил акцент рассмотрения языковой картины мира, в сторону её мировоззренческой составляющей, творческой роли языка как мощного фактора, формирующего представления человека об окружающем мире.

Многие современные ученые (Н. Д. Арутюнова, Е. С. Кубрякова, В. Н. Телия, В. А. Маслова и др.), затрагивая тему языковой картины мира, в первую очередь акцентируют внимание на репрезентации знаний в языке. Языковая картина мира – логически неизменная глобальная модель мира в сознании людей, где периферийную нишу занимает лингвистическая составляющая, которая варьируется от языка к языку.

Каждый язык формирует определённый комплекс представлений об окружающей действительности, не совпадающий или частично совпадающий с видением мира носителей другого языка, представителей иной культуры. Этот комплекс представлений иначе можно назвать картиной мира. «Если мир – это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и человеке»[38, С. 64]. Несправедливо было бы говорить, что в формировании картины мира каждого отдельного человека участвует только языковая система. В первую очередь, это личный опыт, знания, воспитание, обучение, существующие в обществе традиции и другие социальные факторы, а также окружающий нас мир (природный мир). Однако все эти факторы определённым образом преломляются, проходя сквозь призму языка, система образов переходит в человеческом сознании в систему значений. Таким образом, следует говорить о языковой картине мира. Важным её свойством является донаучность, наивность[38, С. 65].

Иными словами, языковая картина мира - это то, каким рисует мир человек в своем сознании и воображении, это отражение бытовых представлений о мире, которое имеет "привязку" к языку и преломлено через языковые формы. Без языковой картины мира невозможным оказалось бы человеческое общение и взаимопонимание, поэтому именно она - стержень интеграции людей, средство гармонизации разных сфер человеческой жизнедеятельности, их связи между собой.

Концептуальная картина мира меняется гораздо быстрее языковой, но именно язык направляет изменения понятийных представлений. Языковая картина мира, с одной стороны, формирует, а с другой – отражает систему мыслительных образов, представлений об объектах действительности, создаваемую как объективными, так и субъективными факторами, или, другими словами, концептуальную систему[38, С. 37].

В этом вопросе нецелесообразно замыкаться на рассмотрении только областей, связанных с лингвистикой. Природные условия и жизнедея- тельность человека диктуют ему не только особый стиль жизни, но и определяют его видение мира, представление о нем, которые отражаются в языковой культуре. Не случайно происходят формирования темпераментов, складываются особенности уклада жизни, на это все влияет природа, ок- ружающая среда. Лучшие, точнейшие отображения того или иного явления природы мы видим или слышим в музыке авторов, живших в этих условиях, наблюдающих, например, море или природу средней полосы и т. д. Из этого следует, что второй, основной фактор – это культура. «Культура – это то, что человек не получил от мира природы, а привнес, сделал, создал сам»[39]. Определяющие особенности этого фактора выражены у каждого народа по-своему и фиксируются в языковой культуре. Культура любого народа создается исторически, она является результатом многосторонней духовной, материальной, социальной деятельности, передается от поколения к поколению, находит свое отражение в бытовой жизни, всевозможных культовых, обрядовых, мифологических особенностях. Она четко передает представления носителей той или иной культуры о картине мира. Именно культурные ценности становятся достоянием всех народов, их объединяют и взаимообогощают. Все это отражается в языковой картине мира, фиксируя все особенности культурной сферы[40].

Языковая картина мира, сформировавшись в историческом процессе, имеет устоявшиеся понятия, которые влияют на познавательный процесс человеческого мышления. Языковая картина мира несет информацию, определенную человеческим сознанием многих поколений. Поэтому современный человек видит картину мира через призму уже сформировавшихся познаний, на него влияют готовые видения языковой картины мира. Окружающий нас мир в сознании человека отражается концептуально и вербально и научную картину мира обычно противопоставляют языковой[40].

Особенности языковой картины мира и ее природа обусловлены языком, поскольку язык – важнейший способ формирования и бытования знаний человека о мире. В процессе деятельности человек познает объективный мир и фиксирует результаты познания в слове. Совокупность этих знаний, представленных в языковой форме, и является языковой картиной мира, которую называют также «языковой промежуточный мир», «языковая репрезентация мира», «языковая модель мира». Однако наиболее часто употребляется термин «языковая картина мира». Языковая картина мира оказывает воздействие на мировосприятие, культуру, социальное поведение человека. Каждый народ посредством языка по-своему представляет мир, что находит отражение, в частности, в свойственных языку данного этноса способах номинации, предикации, атрибуции и в других средствах. Однако, роль человеческого фактора в языке пока недостаточно исследована, в то время как антропоцентрический подход к изучению языковых процессов позволяет выявить национальную специфику языковых механизмов, определить то, как человек влияет на язык и как язык влияет на человека и его культуру, а также, что представляется особенно важным, - исследования подобного рода позволяют изучать народ, его менталитет через язык.

В рамках языковой картины мира осуществляется связь языка с мышлением, окружающим миром, культурными и этническими явлениями, а также явлениями внутри самого языка. «Язык есть система понимания, то есть, в конечном счете, миропонимания; язык и есть само миропонимание», – писал А.Ф. Лосев[41, с. 822].

Н.Д. Шведова представляет структуру языковой картины мира как развернутое полотно с изображенной на нем вершиной и с обращенными к ней участками, компоненты которых располагаются по принципу ступенчатого сужения. В вершине этого изображения стоит человек; к этой вершине обращены две главенствующие ветви: «сам человек, его жизнедеятельность и ее плоды» и «его окружение, сфера его существования». Именно такое первичное членение соответствует восприятию человеком самого себя и того, что существует вокруг него и «для него»[42, с. 15].

Языковая картина мира имеет двойственную природу. С одной стороны, условия жизни людей, окружающий их материальный мир определяют их сознание и поведение, что находит отражение в их языковой картине мира; с другой – человек воспринимает мир преимущественно через формы родного языка, его семантику и грамматику, что детерминирует структуры мышления и поведения. Языковая картина мира есть субъективный образ объективного мира, она несет в себе черты человеческого способа миропостижения, то есть антропоцентризма, который пронизывает весь язык. Языковая картина мира – целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека и она возникает у человека в ходе всех его контактов с миром.

В научной литературе (Апресян Ю.Д., Маслова В.А., Постовалова В.И.) предложены различные типологии языковых картин мира. В целом классификация языковых картин мира, на наш взгляд, возможна по следу- ющим трем основаниям.

1. По субъекту (носителю) языковой картины мира.

«Существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром» [42, с. 32]. Различаются индивидуальные языковые картины мира, или картины мира языковой личности, и коллективные, или «софийные», языковые картины мира. Следует учитывать, что индивидуальные языковые картины мира образуют в своей совокупности целокупную языковую картину этноса. В то же время этническая языковая картина мира является вневременной, постоянной, базовой составляющей картины мира языковой личности. Наиболее крупная коллективная языковая картина мира – этническая, но могут выделяться внутри нее групповые языковые картины мира: территориальных, социальных, профессиональных сообществ, а также языковые картины мира взрослых и детей.

2. По объекту, отображаемому языковой картиной мира.

Языковая картина мира всегда отображает объективную действи- тельность, окружающий мир. Однако в ней может быть представлен либо мир целиком, во всем многообразии его связей и обусловленностей, либо фрагмент этого мира: а) по объему отображаемого объекта выделяются целостная, глобальная языковая картина мира – таковы мифологические, религиозные, философские, общенаучная – и локальные языковые картины мира. К последним относятся профессиональные и частнонаучные картины мира: физическая, химическая, биологическая, геологическая, техническая (научная картина техносферы), социологическая, кибернетическая, математическая, информационная и др. В этой связи говорят о картине микромира, макромира, мегамира. В соответствии с характером и результатом деятельности субъекта-созерцателя, интерпретатора признаются рационально обработанные картины мира (функциональные, информационные, теоретико-вероятностные и др.) и картинно-образные (художественные) [43, с. 27].

б) по качеству отображаемого объекта различают научную и наивную языковые картины мира.

Наивная языковая картина мира – это знание «обычного» человека о мире, в котором он живет и действует, в ней отражается цельный «наивный» взгляд на мир, это «стихийно складывающееся, закрепленное в обыденной практике представление о внешнем мире». Выражаемые в нем значения складываются в единую для носителей данного языка систему мировидения, включающую в себя наивную физику пространства и времени, наивную физиологию, наивную этику, наивную политологию и пр. Ю.Д. Апресян подчеркивал донаучный характер наивной языковой картины мира, отмечая, что она не совпадает с научной картиной мира, а сохраняет в себе архаические представления, например: солнце встает, садится; дождь идет. Наивная картина мира создается обыденным человеческим мышлением, которое «неспособно глубоко проникнуть в сущность предметов и явлений», в отличие от научного мышления «обычно довольствуется результатами поверхностных наблюдений»[44, с. 106].

3. По способам языковой репрезентации (экспонентам) языковой картины мира.

Выделяются языковые картины мира, соответствующие компонентам общенационального языка: литературная языковая картина мира и территориально, социально, профессионально ограниченные. Можно вы- делить также языковые картины мира, соотносимые с функциональными разновидностями литературного языка. Отмечаются даже языковые картины мира отдельных ситуаций, лексико-семантических вариантов многозначного слова как микромиров и др.

Языковая картина мира репрезентируется всеми уровнями языковой системы того или иного этноса: «Составными частями картины мира являются слова, формативы и средства связи между предложениями, а также синтаксические конструкции»[44, с. 107].

Итак, особое место в картине мира занимает языковая картина мира, которая имеет "привязку" к языку и преломляется через языковые формы. Центральное положение в языковой картине мира занимает образ человека. Человек - важнейший фактор картины мира. Он ощущает мир, созерцает его, познает, понимает, отражает, пребывает в нем и т. д.

Языковая картина мира отражает всю совокупность знаний и представлений человека об окружающей его действительности, что проявляется и в предпочтении того или иного цвета или сочетания цветов. Это позволяет выявить национально-культурную специфику восприятия мира, создать портрет нации, указать на особенности поведения, а также влияния общества на жизнь человека.



2018-07-06 2522 Обсуждений (0)
Проблема «языковой картины мира» в концептологии 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Проблема «языковой картины мира» в концептологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)