ДИЗАЙН И ЕГО МЕСТО В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ
В.В. Кулененок
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Монография
Витебск ВГУ имени П.М. Машерова 2013 УДК 72.012:747.012(075.8) ББК 85.128я73+85.110,5я73 К90
Печатается по решению научно-методического совета университета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол № 9 от 20.06.2013 г.
Одобрено научно-техническим советом учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол № 5 от 30.05.2013 г.
Автор: заведующий кафедрой дизайна ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат педагогических наук, доцент В.В. Кулененок Р е ц е н з е н т : доктор педагогических наук, профессор В.Н. Виноградов
УДК 72.012:747.012(075.8) ББК 85.28я73+85.110,5я73
С О Д Е Р Ж А Н И Е
В В Е Д Е Н И Е XX и начало XXI века стали периодом радикального преобразования социокультурной среды жизнедеятельности человека. Не последнюю роль в ее изменениях сыграл дизайн, возникший на рубеже ХIХ-ХХ вв. как деятельность по художественно-техническому проектированию изделий и их комплексов, создаваемых массовым производством. Дизайн был ориентирован на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды обитания в целом утилитарным и эстетическим потребностям человека. При этом определение данных потребностей не было свободно от коммерческих или политических интересов, что привело к обострению противоречия между интересами конкретных людей и интересами тех структур, от которых зависит «запуск» в серийное производство новых предметов и вещей, воплощающих узкопрагматическое представление об «общественном прогрессе». В условиях глобальной урбанизации это особенно характерно для такого специфического вида дизайна, как дизайн архитектурной и предметно-пространственной среды. В условиях интенсивной модернизации всех сторон жизнеустройства современного человека роль дизайна неизмеримо возрастает: ведь именно расширение поля приложения усилий дизайнеров по формированию условий для различных областей жизнедеятельности человека привело к новому типу образования культурных форм – дизайн-программированию многоотраслевых и региональных проблем. При этом истолкование взаимосвязей между оптимальной организацией предметно-пространственной среды обитания (и определением критериев этой оптимальности) и образом жизни людей оказалось многоаспектной проблемой, комплексное решение которой предполагает не просто суммирование идей культурологов, архитекторов, градостроителей, дизайнеров, психологов, антропологов, социологов, но и нахождение основы для их взаимосогласования. А это уже проблема философии культуры, поскольку предполагает анализ процесса проектирования и моделирования искусственно создаваемой среды обитания человека и, одновременно, процесса ответной реакции на трансформации этой среды. Эта реакция выражается не только в виде восприятия архитектурных объектов, но и воплощается в изменениях образа жизни, поведения и даже духовных ориентаций людей. Дизайн с момента своего возникновения был направлен на изменение (или поиск принципиально новых) форм вещей и, в конечном итоге, – на оформление пространственной среды обитания человека и шире – пространства его существования. Поэтому моделирование, конструирование, проектирование социокультурной реальности в дизайне получает пространственное воплощение. Деятельность дизайнера связана с проектированием и моделированием новых вещей, а сама трансформация социокультурного пространства осуществляется под влиянием социального моделирования и конструирования. Особенности исследования дизайна как социокультурной деятельности позволяют обратиться к методологии социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана. Они показали, что процесс конструирования реальности в качестве некоторого действия по производству смысловых сред принимается людьми как реальность. Носителем этой смысловой «конструкции» выступают, в том числе, и произведения дизайнерского творчества [1]. Проблеме социокультурного моделирования и конструирования посвящены также работы А. Ахиезера, Ж. Тощенко, М. Хайдеггера и др. Так, М. Хайдеггер в работе «Искусство и пространство» выделяет два возможных отношения Большую роль в становлении дизайна и в его философско-теоретическом осмыслении сыграли идеи, восходящие к традициям функционализма, в частности, лозунг американского архитектора Л. Салливена «Форма определяется функцией», формула американского архитектора Ф.Л. Райта «Форма и функция едины» и сам функционализм как художественно-практическое и идейно-теоретическое течение XX в., охватившее собой практически все области материальной и духовной культуры – от архитектуры и искусства до философии и культурологии. Феномен дизайна получил отражение и в большом количестве иллюстрированной литературы, теоретическая составляющая которой несколько отстает от иллюстративной. Однако без использования такой литературы рассуждения о дизайне становятся слишком абстрактными. Исследование генезиса проектной культуры дизайна проводилось B. Сидоренко. Особое внимание обращалось на системные объекты, комплексы предметно-пространственной среды, создаваемые архитектурой и дизайном. Некоторые исследователи рассматривают дизайн как вид искусства, относя его, соответственно, к сфере эстетической культуры. Поэтому исследования эстетических потребностей человека и в целом – эстетического освоения мира были чрезвычайно полезны для нашей работы. Анализ проблемы формообразования в искусстве, архитектуре, дизайне и в целом – в культуре, проведенный Р. Арнхеймом, Г. Вельфлиным, A. Гильдебрандом, Г. Земпером, А. Иконниковым, М. Каганом, Г. Минервиным, B. Шимко, Проектная культураисследуется в теории и методологии дизайна Изучение представленных работ показывает, что, хотя сущность и функции дизайна в культуре, возможности создания эстетически выразительной и гармоничной предметной среды в процессе реализации дизайнерских проектов отражены в ряде интересных работ, однако такой специфический вид дизайна, как дизайн предметно-пространственной среды, требует уточнения методологических основ дизайн-проектирования сред. Для нас большой интерес вызывает работа И.М. Коновалова «Теоретические основы дизайна». Данное научное издание для студентов специальности «Дизайн», в котором логика и структура изложения материала основываются на последовательном изложении теоретических положений дизайн-деятельности от философской базы дизайна и общих понятий деятельности до конкретных методик проведения проектных анализов и исследований, дизайн-экспертиз и разработки дизайн-концепций [3]. И.А. Розенсон в своей книге «Основы теории дизайна» рассматривает теоретические вопросы дизайна, сохраняющие свою значимость в любых профессиональных специализациях. Особый акцент ставится на подготовке сознания студентов к творчеству в электронной среде. Книга помогает познать логику развития профессии, почувствовать сложность отношений дизайнера с обществом и миром, понять причинно-следственную связь принятых тех или иных дизайнерских решений [4]. Основные положения методологии дизайн-проектирования элементов среды описаны А.А. Грашиным. В своей работе автор рассматривает унификацию и агрегатирование как специфические взаимосвязанные проектные методы дизайна и средства формообразования элементов предметно-пространственной среды, а также устанавливает основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных промышленных изделий [5]. Цель данной работы состоит в определении теоретических основ и методологических особенностей дизайн-проектирования предметно-пространственной среды как культуротворческой деятельности по моделированию социокультурного пространства обитания человека. Задачи исследования: • формирование целостной модели понимания методологии дизайн-проектирования средовых объектов и предметно-пространственной среды; • определение основных направлений в изучении теоретических основ дизайн-проектирования средовых объектов и понятийного аппарата; • понимание дизайна как особой формы деятельности и его место в проектной культуре; • изучение типологии видов и морфологии архитектурной среды; • ознакомление с основами методологии дизайн-проектирования объектов предметно-пространственной среды, основанной на принципах системного дизайна. Теоретико-методологической основой явились идеи отечественных и зарубежных ученых: философов, культурологов, социологов, искусствоведов, теоретиков дизайна и архитектуры, изучавших как феномен дизайна архитектурной среды, так и процессы социокультурных изменений. Г Л А В А 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДИЗАЙН И ЕГО МЕСТО В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (948)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |