Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДИЗАЙН И ЕГО МЕСТО В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ



2019-07-03 948 Обсуждений (0)
ДИЗАЙН И ЕГО МЕСТО В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




В.В. Кулененок

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Монография

 

 

Витебск

ВГУ имени П.М. Машерова

2013


УДК 72.012:747.012(075.8)

ББК 85.128я73+85.110,5я73

    К90

 

 

Печатается по решению научно-методического совета университета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол № 9 от 20.06.2013 г.

 

Одобрено научно-техническим советом учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол № 5 от 30.05.2013 г.

 

Автор: заведующий кафедрой дизайна ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат педагогических наук, доцент В.В. Кулененок

Р е ц е н з е н т :

доктор педагогических наук, профессор В.Н. Виноградов

К90 Кулененок, В.В. Теоретические и методологические основы дизайн-проекти-рования предметно-пространственной среды : монография / В.В. Кулененок. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 164 с.: ил.
ISBN 978-985-517-405-0.
 
В данном исследовании рассматриваются методологические основы дизайн-проектирования предметно-пространственной среды, а также возможности создания эстетически выразительной и гармоничной предметной среды в процессе реализации дизайнерских проектов. Однако такой специфический вид дизайна, как дизайн предметно-пространственной среды, требует уточнения методологических основ дизайн-проектирования сред.

 

УДК 72.012:747.012(075.8)

ББК 85.28я73+85.110,5я73

 

 

ISBN 978-985-517-405-0 © Кулененок В.В., 2013 © ВГУ имени П.М. Машерова, 2013

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 6
   
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВА-НИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ …………………. 9
1.1 Дизайн и его место в проектной культуре …………………………. 9
1.1.1 Дизайн как форма проектного сознания …………………………... 9
1.1.2 Виды дизайна и его место в проектной культуре ………………… 10
1.1.3 Дизайн архитектурной среды и дизайнерское проектирование … 37
1.2 Дизайн-проектирование элементов предметной среды ………….. 41
1.2.1 История унификации и агрегатирования ………………………….. 41
1.2.2 Современная трактовка унификации и агрегатирования. Модульное проектирование …………………………………………….. 42
1.2.3. Специфика дизайн-проектирования в условиях унификации и агрегатирования. Унификация с точки зрения эстетики дизайна 43
1.3 Предметно-пространственная среда ………………………............... 43
1.3.1 Архитектурная среда. Предметно-пространственная среда. Семантика среды ……………………………………………………… 43
1.3.2 Синтез и ансамбль в дизайне. Монументализация среды. Монументально-декоративные средства в дизайне среды ………………. 46
1.3.3 Образ среды и визуальное восприятие среды …………………….. 49
1.3.4 Композиция в дизайне среды и гармонизация облика среды ……. 53
1.3.5 Композиционное формообразование. Средства композиционного формообразования. Формообразование с помощью цвета ………... 56
1.3.6 Эмоциональное содержание и «театрализация» среды ………….. 59
1.4 Типология видов и форм архитектурной среды ………………….. 62
1.4.1 Производственная (промышленная) среда ………………………... 62
1.4.2 Жилая среда …………………………………………………………. 66
1.4.3 Рекреационная среда ……………………………………………….. 67
1.4.4 Среда общественных зданий и сооружений ………………………. 69
1.4.5 Городская среда. Открытые пространства и средовые системы. Городской интерьер ………………………………………………….. 70
1.4.6 Гибкость средового объекта. Динамичность и трансформация среды. Развитие средовых систем …………………………………... 76
1.4.7 Архитектурный и предметный интерьер ………………………….. 80
1.4.8 Светоцветовая среда ……………………………………………….. 82
1.5 Сущность и специфика системного подхода в дизайне ………… 83
1.5.1 Исторические предпосылки возникновения и становления системного подхода в науке …………………………………………….. 83
1.5.2 Основные понятия и структура системного дизайна. Сущность и специфика системного подхода в дизайне ……………………….. 84
1.5.3 Системный дизайн как метод средообразования. Определение понятий «среда» и «средообразование». Средообразование как процесс …………………………………………………………… 87
1.5.4 Концепция средообразования в дизайне. Построение целостно-структурированного модуля среды ………………………………… 89
   
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИ-РОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТ-ВЕННОЙ СРЕДЫ ………………………………………………… 92
2.1 Средства композиционного формообразования унифицированных и агрегатированных объектов …………………………………. 92
2.1.1 Унификация и агрегатирование в практике дизайнерского проектирования. Принципы формообразования …………………………. 92
2.1.2 Виды комплексов, наборов и гарнитуров ……………………….. 94
2.1.3 Формирование визуальной структуры. Пропорционирование. Подобие пропорциональных отношений. Динамический ряд прямоугольников. Пропорция «золотого сечения». Приемы формальной визуальной организации ……………………………………… 95
2.1.4 Формирование антропометрической структуры. Масштабность. Размерно-модульная система «Модулор». Aнтропометрическая модульная система «АСМОС» ……………………………………… 97
2.1.5 Формирование материальной (размерно-параметрической) структуры. Размерно-модульные системы …………………………. 98
2.1.6 Цвет как организатор антропометрической, визуальной и материальной структур …………………………………………………… 99
2.2 Унификация как язык дизайна …………………………………….. 99
2.2.1 Модель языка унификации ………………………………………… 99
2.2.2 Комбинаторика – формальный метаязык унификации ………….. 101
2.2.3 Роль метафор в формировании смысловой структуры языка унификации …………………………………………………………... 102
   
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИ-РОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ .. 104
3.1 Предпроектный анализ и синтез …………………………………… 104
3.1.1 Ориентация в проблемной ситуации и определение типа проектирования ……………………………………………………………. 104
3.1.2 Системный, исторический и функциональный анализ проблемной ситуации. Профессиональное определение темы и формулировка проектной задачи и установки. Выбор наиболее эффективного варианта темы – дизайн-концепции …………………………... 105
3.1.3 Определение визуальных свойств, подбор эмоционально-чувст-венных аналогов по свойствам и поиск композиционно-художест-венных и материально-технических средств ………………………. 108
3.1.4 Формирование формального и предметного образа проектируемой среды …………………………………………………………….. 111
3.1.5 Морфологический анализ дизайн-объекта среды ………………... 113
3.2 Проектный анализ и синтез ………………………………………… 114
3.2.1 Раскрытие и определение основных понятий системного под-хода – «субъект-1», «субъект-2» и «объект» проектируемой среды 116
3.2.2 Выявление основной фазы системного дизайна – «дизайн-кон-цепции» и формирование ведущего звена в цепи слагаемых дизайн-проектирования – дизайн-концепции будущего средового объекта ………………………………………………………………... 124
3.2.3 Форэскизная проработка основных элементов дизайн-кон-цепции будущего средового объекта ……………………………… 125

 

3.2.4 Разработка «дизайн-программы». Составление методического и тематического планов работы над сложным системным объектом и поэтапного изложения групп операций по реализации дизайн-концепции …………………………………………………. 126
3.2.5 Проектирование «дизайн-сценария». Представление будущего средового объекта в виде совокупности образов ситуаций в сюжете замысла (концепции) в конкретной социально-культурной и пространственно-временной среде ………………... 128
3.3 Проектное решение …………………………………………………... 131
3.3.1 Дизайн объемно-пространственной структуры. Функционально-планировочное решение объемно-пространственной структуры средового объекта, цветографическая, объемно-пространственная и пластическая моделировка элементов и самой среды в целом … 131
3.3.2 Дизайн аудиовизуальных (АВ) коммуникаций. Виды коммуникаций целостно-структурированной среды. Элементы и функции АВ-коммуникаций. Типология АВ-коммуникаций ……………… 133
3.3.3 Дизайн фирменного стиля. Определения стиля и фирменного стиля. Носители, средства и функции фирменного стиля. Концепция, программа и сценарий фирменного стиля ……………… 137
3.3.4 Синтез дизайна, пространственных и временных искусств в формировании среды. Синтез как основа, существо и программа построения целостно-структурированной среды. Типология и специфика синтеза дизайна, архитектуры и изобразительных искусств. Связь дизайна и «сценических искусств» – сценографии, экспозиции, архитектуры. Синтезирующий характер дизайна как предпосылка средообразования. «Синтезатор среды» – дизайнерская форма синтеза искусств ………………… 141
3.4 Проектно-конструкторская документация ……………………... 147
3.5 Художественно-графическая подача проектных материалов …. 148
3.5.1 Общие принципы психологической и эстетической оценки выставочного плаката …………………………………………………. 148
3.5.2 Закономерности и композиционные принципы построения композиций в решении смысловой и композиционной организации материалов дизайн-проекта на планшете …………………………. 151
3.6 Представление макетного проектного решения и мультимедийной презентации ……………………………………………………….. 154
3.6.1 Разработка и создание объемно-пластического макета в виде «3D» фрагмента интерьера в материале ……………………………. 154
3.6.2 Мультимедийные технологии при создании презентации ………. 157
   
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………….. 162

В В Е Д Е Н И Е

XX и начало XXI века стали периодом радикального преобразования социокультурной среды жизнедеятельности человека. Не последнюю роль в ее изменениях сыграл дизайн, возникший на рубеже ХIХ-ХХ вв. как деятельность по художественно-техническому проектированию изделий и их комплексов, создаваемых массовым производством. Дизайн был ориентирован на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды обитания в целом утилитарным и эстетическим потребностям человека. При этом определение данных потребностей не было свободно от коммерческих или политических интересов, что привело к обострению противоречия между интересами конкретных людей и интересами тех структур, от которых зависит «запуск» в серийное производство новых предметов и вещей, воплощающих узкопрагматическое представление об «общественном прогрессе». В условиях глобальной урбанизации это особенно характерно для такого специфического вида дизайна, как дизайн архитектурной и предметно-пространственной среды.

В условиях интенсивной модернизации всех сторон жизнеустройства современного человека роль дизайна неизмеримо возрастает: ведь именно расширение поля приложения усилий дизайнеров по формированию условий для различных областей жизнедеятельности человека привело к новому типу образования культурных форм – дизайн-программированию многоотраслевых и региональных проблем. При этом истолкование взаимосвязей между оптимальной организацией предметно-пространственной среды обитания (и определением критериев этой оптимальности) и образом жизни людей оказалось многоаспектной проблемой, комплексное решение которой предполагает не просто суммирование идей культурологов, архитекторов, градостроителей, дизайнеров, психологов, антропологов, социологов, но и нахождение основы для их взаимосогласования. А это уже проблема философии культуры, поскольку предполагает анализ процесса проектирования и моделирования искусственно создаваемой среды обитания человека и, одновременно, процесса ответной реакции на трансформации этой среды. Эта реакция выражается не только в виде восприятия архитектурных объектов, но и воплощается в изменениях образа жизни, поведения и даже духовных ориентаций людей.

Дизайн с момента своего возникновения был направлен на изменение (или поиск принципиально новых) форм вещей и, в конечном итоге, – на оформление пространственной среды обитания человека и шире – пространства его существования. Поэтому моделирование, конструирование, проектирование социокультурной реальности в дизайне получает пространственное воплощение.

Деятельность дизайнера связана с проектированием и моделированием новых вещей, а сама трансформация социокультурного пространства осуществляется под влиянием социального моделирования и конструирования. Особенности исследования дизайна как социокультурной деятельности позволяют обратиться к методологии социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана. Они показали, что процесс конструирования реальности в качестве некоторого действия по производству смысловых сред принимается людьми как реальность. Носителем этой смысловой «конструкции» выступают, в том числе, и произведения дизайнерского творчества [1].

Проблеме социокультурного моделирования и конструирования посвящены также работы А. Ахиезера, Ж. Тощенко, М. Хайдеггера и др. Так, М. Хайдеггер в работе «Искусство и пространство» выделяет два возможных отношения
к миру в эпоху технической цивилизации: бездушно-техническое оперирование, «овладение» миром, природой, всем бытием и «обживание» мира. С открытостью бытию М. Хайдеггер связывает суть пространства, которое не есть нечто гомогенное и равнозначное в каждой своей части, не есть безличное и бескачественное вместилище жизни и искусства (дизайн). Не захватывать, а обживать пространство должен дизайн, «собирать» пространство, намечая его стягивающие культурно-смысловые центры. В качестве таких стягивающих центров выступают предметно-вещественные образования в их «взаимопринадлежности». И тогда пространство есть «местность» и «место», где раскрываются формы природного «бытия» и человеческого обитания [2].

Большую роль в становлении дизайна и в его философско-теоретическом осмыслении сыграли идеи, восходящие к традициям функционализма, в частности, лозунг американского архитектора Л. Салливена «Форма определяется функцией», формула американского архитектора Ф.Л. Райта «Форма и функция едины» и сам функционализм как художественно-практическое и идейно-теоретическое течение XX в., охватившее собой практически все области материальной и духовной культуры – от архитектуры и искусства до философии и культурологии.

Феномен дизайна получил отражение и в большом количестве иллюстрированной литературы, теоретическая составляющая которой несколько отстает от иллюстративной. Однако без использования такой литературы рассуждения о дизайне становятся слишком абстрактными.

Исследование генезиса проектной культуры дизайна проводилось B. Сидоренко. Особое внимание обращалось на системные объекты, комплексы предметно-пространственной среды, создаваемые архитектурой и дизайном.

Некоторые исследователи рассматривают дизайн как вид искусства, относя его, соответственно, к сфере эстетической культуры. Поэтому исследования эстетических потребностей человека и в целом – эстетического освоения мира были чрезвычайно полезны для нашей работы.

Анализ проблемы формообразования в искусстве, архитектуре, дизайне и в целом – в культуре, проведенный Р. Арнхеймом, Г. Вельфлиным, A. Гильдебрандом, Г. Земпером, А. Иконниковым, М. Каганом, Г. Минервиным, B. Шимко,
А. Флиером, явился важным аспектом в изучении данной проблемы.

Проектная культураисследуется в теории и методологии дизайна
(Ю.В. Веселова, О.И. Генисаретский, И.С. Каримова, С.М. Кожуховская и др.). Проблемы формирования проектной культуры средствами художественно-проектных дисциплин нашли отражение в работах А.В. Ефимова, Д.Л. Мелодинского, А.В. Степанова, О.В. Чернышева, В.Т. Шимко и др. В ряде исследований рассматриваются проблемы совершенствования структуры и содержания, форм и методов формирования визуальной, графической, пластической, художественно-эстетической культуры (С.В. Аранова, А.П. Ермолаев, А.В. Иконников,
М.В. Лагунова, Н.Г. Молодцова и др.), закладывающие основу проектной культуры специалиста.

Изучение представленных работ показывает, что, хотя сущность и функции дизайна в культуре, возможности создания эстетически выразительной и гармоничной предметной среды в процессе реализации дизайнерских проектов отражены в ряде интересных работ, однако такой специфический вид дизайна, как дизайн предметно-пространственной среды, требует уточнения методологических основ дизайн-проектирования сред.

Для нас большой интерес вызывает работа И.М. Коновалова «Теоретические основы дизайна». Данное научное издание для студентов специальности «Дизайн», в котором логика и структура изложения материала основываются на последовательном изложении теоретических положений дизайн-деятельности от философской базы дизайна и общих понятий деятельности до конкретных методик проведения проектных анализов и исследований, дизайн-экспертиз и разработки дизайн-концепций [3].

И.А. Розенсон в своей книге «Основы теории дизайна» рассматривает теоретические вопросы дизайна, сохраняющие свою значимость в любых профессиональных специализациях. Особый акцент ставится на подготовке сознания студентов к творчеству в электронной среде. Книга помогает познать логику развития профессии, почувствовать сложность отношений дизайнера с обществом и миром, понять причинно-следственную связь принятых тех или иных дизайнерских решений [4].

Основные положения методологии дизайн-проектирования элементов среды описаны А.А. Грашиным. В своей работе автор рассматривает унификацию и агрегатирование как специфические взаимосвязанные проектные методы дизайна и средства формообразования элементов предметно-пространственной среды, а также устанавливает основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных промышленных изделий [5].

Цель данной работы состоит в определении теоретических основ и методологических особенностей дизайн-проектирования предметно-пространственной среды как культуротворческой деятельности по моделированию социокультурного пространства обитания человека.

Задачи исследования:

• формирование целостной модели понимания методологии дизайн-проектирования средовых объектов и предметно-пространственной среды;

• определение основных направлений в изучении теоретических основ дизайн-проектирования средовых объектов и понятийного аппарата;

• понимание дизайна как особой формы деятельности и его место в проектной культуре;

• изучение типологии видов и морфологии архитектурной среды;

• ознакомление с основами методологии дизайн-проектирования объектов предметно-пространственной среды, основанной на принципах системного дизайна.

Теоретико-методологической основой явились идеи отечественных и зарубежных ученых: философов, культурологов, социологов, искусствоведов, теоретиков дизайна и архитектуры, изучавших как феномен дизайна архитектурной среды, так и процессы социокультурных изменений.


Г Л А В А  1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

ДИЗАЙН И ЕГО МЕСТО В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ



2019-07-03 948 Обсуждений (0)
ДИЗАЙН И ЕГО МЕСТО В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДИЗАЙН И ЕГО МЕСТО В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)