Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форэскизная проработка основных элементов дизайн-концепции будущего средового объекта



2019-07-03 774 Обсуждений (0)
Форэскизная проработка основных элементов дизайн-концепции будущего средового объекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Начало любого дизайн-проекта – форэскизное предложение. Именно с него начинается большая и кропотливая работа по созданию облика будущего интерьера. Форэскизное предложение помогает определиться с главной концепцией, стилистикой и основными акцентами внутреннего оформления. На основании одного из вариантов форэскиза разрабатываются все остальные документы проекта. Форэскизный проект позволяет еще раз обдумать, откорректировать задание и принять решение о дальнейшем архитектурном проектировании объекта. Немаловажно и то, что на основании форэскизов можно судить о творческом потенциале дизайнера.

Приступая к реальному воплощению поставленной цели, чрезвычайно важно представлять реальную картину выполнения работ. Для строительства и отделки любых типов зданий и сооружений это важно вдвойне, так как материальные объекты строительства возводятся на реальных участках отведенной земельной территории.

Цель выполнения предпроектных форэскизных работ для любого объекта строительства или реконструкции – это обоснование размещения объекта, определение его архитектурного вида, основных архитектурно-планировочных решений и параметров инженерных сетей, определение основных технико-экономических показателей объекта.

Форэскизное проектирование – это подготовительный этап для дизайн-проектирования. При форэскизном проектировании:

• создается объемно-планировочное решение;

• осуществляется зонирование;

• выполняется привязка помещений различного предназначения к входным дверям, окнам, солнечной либо темной стороне;

•обязательно принимается во внимание возможность тех или иных изменений планировки с инженерной точки зрения.

Это важнейшая часть архитектурно-дизайнерского проектирования зданий, сооружений и домов. Дизайнер, прежде чем приступить к созданию эскизного проекта, собирает всю необходимую информацию, анализирует проектируемый объект, учитывая при этом требования и пожелания заказчика, рассматривает различные варианты технического решения. Преимущество форэскизного проекта заключается в возможности в кратчайшие сроки наглядно представить внешний вид будущего здания или сооружения и его внутреннюю планировку, а также определить приблизительные затраты, необходимые для строительства. Перечень чертежей, которые составляют форэскизный проект, варьируется в зависимости от вашего технического задания (то есть ваших пожеланий) и сложности проектируемого объекта.

Результатом работы над форэскизным проектом становится экспликация помещений с учетом планировки (перепланирования) и расстановки мебели. Определяется и стилевое решение, каким будет стиль будущего интерьера, с учетом как модных тенденций и направлений, так и индивидуальных вкусов и пристрастий.

Результат – создание эскизов будущего интерьера. На этом этапе, когда перепланировка помещений уже утверждена, можно приступать к процедуре согласования проекта в необходимых инстанциях.

Форэскизный проект – это предпроектное предложение, которое разрабатывается для заказчика с целью представления объема здания в целом и получения основных технико-экономических показателей проекта. В форэскизном проекте определяются планировочные схемы этажей с размерами в осях. Иногда выполняется компьютерное моделирование [40].

 

3.2.4 Разработка «дизайн-программы». Составление методического и тематического планов работы над сложным системным объектом и поэтапного изложения групп операций по реализации дизайн-концепции

Дизайн-программа. Программа – как порядок, план деятельности имеет достаточно разнообразную конкретизацию:

· основные положения и цель деятельности партии, организаций;

· краткое изложение задач и содержание учебного предмета;

· последовательность содержательных команд, закладываемых в ЭВМ;

· идейное содержание произведения искусства, переданное в тексте;

· изложение содержания спектакля, перечень участников и номеров концерта и т.д.

Функционально-содержательная типология программ охватывает основную группу некоторых действий, несущих в себе характерные признаки программы и являющихся по существу ее разновидностью.

Простейшие формы программы:

· акт (единичный поступок, действие, документ);

· операция (ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи);

· действо (последовательность поступков, развитие событий, подчиненных сюжету);

· процедура (установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела);

· регламент (совокупность правил, определяющих порядок деятельности);

· график (диаграмма порядка действия).

Программы более высокого обобщающего уровня означают системы действий. К ним относятся:

· процесс (последовательная смена явлений, состоящих в развитии чего-либо, совокупность действий для достижения какого-либо результата);

· режим (установленный распорядком, методом, совокупностью правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели).

В специфическую группу программ входят:

· обряд (традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности коллектива и призванные способствовать его преуспеванию);

· ритуал (вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотношения и ценности);

· этикет (регламентированные нормы поведения и формы отношений.

Специфическая дизайнерская программа – порядок поэтапного изложения групп операции по реализации дизайн-концепции. Дизайн-программа имеет два значения:

· дизайн-программа-1 – методический и тематический планы работы дизайнера над сложным системным объектом;

· дизайн-программа-2 – сложный комплексный объект, разрабатываемый дизайнером порядок системы деятельности (предполагающий ее предметную оснастку).

Создание предметной системы – сложного комплекса вещей – предполагает в качестве исходной позиции формирование методической дизайн-программы-1. Когда же проектируется система деятельности, получающая затем материально-предметное оснащение, программа выступает объектом разработки, дизайн-программой-2.

Методы и задачи дизайн-программы-1.Для разработки этой дизайн-программы необходимы объект действия и исполнитель программы, определяемый в зависимости от ее объекта. Разработка программы осуществляется посредством ряда методов программирования:

· информационного (сбор материала);

· описательного (описание ситуации программирования);

· аналитического (изучение ситуации программирования и путей ее реализации);

· сравнительного (сопоставление существующих путей создания и реализации программ);

· модельного (выработка свернутой модели программы и отработка развернутой поэтапной модели программы);

· методов реальной работы над программой и по программе.

Методы реализации дизайн-программы аналогичны общим методам осуществления деятельности и совпадают с ее основными этапами.

В основе дизайн-программы-1 лежат задачи деятельности, определяемые дизайн-концепцией. Результатом разработки дизайн-программы являются продукты, получаемые в итоге преобразования исходных данных, включенных в задачу.

Цель и целевая структура дизайн-программы-1. Целью дизайн-программы-1 является установление эффективной коммуникации между основными субъектами организуемой деятельности. К ним относятся:

· дизайнер-специалист или фирма, являющиеся подсистемой профессиональной деятельности и выполняющие заказ на предметную систему или программу;

· производственник или промышленная фирма (включая структуру ее управления) как подсистема массового индустриального выпуска продуктов, по программе;

· продавец (реализатор) или торговая фирма (фирма по снабжению), осуществляющие обмен между сферами производства и потребления по программе;

· потребитель единичный или массовый, являющийся социокультурной подсистемой.

К основным функциональным составляющим дизайн-программы-1 относятся:

· культурная концепция проектируемого объекта (системы);

· целевая структура;

· структура организации деятельности по реализации концепции и достижению поставленной цели.

«Идеальным» результатом дизайн-программы-1 являются система приемов, средств и порядок перевода нерешенной исходной проблемы деятельности в разрешенную итоговую. Смысловое содержание дизайн-программы-1 определяется концепцией. Зерном концепции, ее идейным центром является образ человека, на которого программа ориентирована. Такой образ основывается на общей принципиальной модели человека и обретает конкретные, характерные черты в зависимости от исходной проблемы и вида программы.

Таковы структура и порядок разработки дизайн-программы-1, представляющей собой методический и тематический планы работы дизайнера над сложным системным объектом.

Рассмотрим теперь дизайн-программу-2 как сложный комплексный объект.

Дизайн-программа-2 как объект разработки. Главное внимание при разработке программы-2 направляется на изучение среды ее осуществления, на определение и разработку элемента – «физического» выразителя программы, носителя концепции (предметного блока, исполняющего основные утилитарные и эстетические функции программы), и, наконец, на установление общей функционально и культурно обусловленной материальной структуры всего объекта в целом – собственно реализатора программы.

Дизайн-программа-2 как объект разработки методически универсальна. Однако в связи с пятью основными типами человеческой деятельности она получает пять соответствующих модификаций:

· познавательную;

· преобразовательную;

· коммуникационную;

· ценностно-ориентационную;

· художественную [13].

 

Проектирование «дизайн-сценария». Представление будущего средового объекта в виде совокупности образов ситуаций в сюжете замысла (концепции) в конкретной социально-культурной и пространственно-временной среде

Дизайн-сценарий. Определение и типология дизайн-сценария. Сценарий является логической фазой развития программ. Собственно говоря, любую дизайн-программу можно рассматривать как свернутый дизайн-сценарий, содержащий концепцию объекта, определяющий цели в отношении его и намечающий общую стратегию достижения этих целей, т.е. объясняющий, что надо делать и для чего. А дизайн-сценарий можно представить как развернутую дизайн-программу, определяющую виды, характер и назначение конкретных методов и средств ее реализации, регулирующую их взаимоотношения и расположенность во времени, т.е. отвечающую на вопросы «чем?», «каким образом?», «когда?».

Дизайн-сценарий – это представление возможного будущего объекта в виде совокупности образов ситуаций в сюжете замысла (концепции) в конкретной социально-культурной и пространственно-временной среде, т.е. в виде схемы, по которой должны строиться пластический рисунок объекта и осуществляться динамика социально-культурного процесса.

Своеобразие дизайнерского подхода состоит в том, что в качестве аналогов при разработке дизайн-сценария могут быть использованы не только известные театральные и кинематографические приемы сценирования, но и широко применяемые формы сценирования во многих областях человеческой деятельности.


На протяжении всей своей жизни каждый человек «исполняет» различные социальные роли, содержание и характер которых постоянно изменяются. Факторы существования и социальная значимость каждой из этих ролей определяются общностью интересов, ценностей и нравственных норм поведения соответствующих совокупностей людей, так называемых «социальных групп»:

· общественных классов, социальных слоев, профессиональных групп, этнических общностей (нации, народности, племена), возрастных групп (молодежь, пенсионеры);

· малых групп, специфический признак которых – непосредственные контакты их членов (семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании);

· средних групп (производственные объединения работников одного предприятия;

· территориальных общностей, например, жителей деревни, района.

Каждая роль развивается согласно некоему «сценарию», являющемуся плодом коллективного творчества людей и отвечающему интересам и потребностям общества, государственным законам и многим другим факторам. Отдельно взятый индивидуум, исполняющий ту или иную роль на сцене «театра жизни», создает в меру личных творческих способностей конкретный образ, развивая и дополняя рисунок заданной роли, т.е. является в определенной степени режиссером своей судьбы и одновременно исполнителем главной роли в собственном спектакле.

Сценирование нередко используется человеком (часто подсознательно) в целях «проигрывания» предстоящей конкретной ситуации (мизансцены), например ответственной деловой встречи или жизненно важного разговора, когда человек, мысленно моделируя предстоящую сцену, составляет собственную программу действий, «сценарий», основанный на предвидении направления развития сюжета. Для этого он проводит в некотором роде «репетицию», исполняя роль и своего собеседника. В связи с тем, что дизайн-сценарий является методом реализации рассмотренных выше дизайн-программ, структура его типологии развивает их типологию и включает в себя следующие виды сценария:

· определяющий – разворачивает целевые установки дизайн-программы-1 (тематический план работы дизайнера) в конкретный план действий;

· постановочный – выявляет ролевую структуру и намечает в процессе проектирования основные ситуации сюжета «жизни» конкретного дизайн-объекта;

· тактический – устанавливает порядок и характер действий по реализации дизайн-программы-2;

· стратегический – прогнозирует возможные направления самосовершенствования функциональной структуры дизайн-объекта.

Сценарий позволяет представить возможное будущее не в виде математических знаков, диаграммы развития, физических или социальных характеристик, а как цепочку конкретных действий, развивающихся событий, т.е. в форме сценария, по которому будет (гипотетически) «создаваться спектакль», или, иными словами, осуществляться предвосхищаемый прогнозистом социально-культурный процесс.

Основные категории сценирования в дизайне. В связи с усложнением типологии объектов дизайна (от единичной вещи до комплекса, системы, среды), увеличением количества участников дизайн-деятельности (от одного автора до большого творческого коллектива) и привлечением к ней представителей других специальностей возникает проблема поиска новых, нетрадиционных методов и средств дизайн-проектирования.

Какие же основные категории отражают процесс дизайнерского средопредставления и как совокупность этих категорий может выражать процесс моделирования дизайнером образа социально-культурного объекта в уже известных или возможных в будущем замысле обстоятельствах? Такими категориями являются «среда», «сюжет», «ситуация» и «мизансцена», каждая из которых выполняет определенную функцию в процессе проектирования объекта.

«Среда» – связывает в сознании дизайнера два плана – объекта и метода. Сценирование позволяет моделировать действительность таким образом, что она предстает как предметно-оформленная среда человеческой деятельности и поведения, означенная в воображении дизайнера в целостное единство – сцену-среду.

«Сюжет» – определяет обстоятельства «жизни» объекта (в их связи между собой и между ними и человеком) в пространстве сцены-среды, позволяет проследить причинно-следственную связь событий и организует форму действия так, что его разрозненные части оказываются внутренне и внешне взаимосвязанными (так кинорежиссер монтирует целое из отдельных кадров, выделяя сквозное действие, причинную связь событий или единство смыслового процесса). Разработка сюжета состоит прежде всего в создании ряда ситуаций, которые позволяют выявить и обрисовать характеры конкретных героев, уточнить их действия и взаимные отношения.

«Ситуация» – означает единство времени, места и действия, причем единство времени характеризуется завершенностью действия. Понятие ситуации связывается с категорией среды путем моделирования конкретной средовой ситуации, фрагмента среды существования исследуемого дизайнером объекта. Смена ситуаций на сцене-среде развивает содержание действия во времени. Уподобление среды пространству сцены, ситуации – единству действия и места, а человека – определенному герою (персонажу) представляет проектируемый объект в динамическом единстве сюжетного замысла, в целостном художественном контексте меняющихся жизненных ситуаций.

«Мизансцены» – структурные единицы средовых ситуаций и ролевой структуры, заключающие в себе определенные фрагменты социально-культурной среды человеческой деятельности и поведения человека в тот или иной момент социально-культурного процесса. Каждая из мизансцен, представляя собой часть сюжета, одновременно является и частной моделью сюжетного целого, выражаемого в замысле, в непрерывной цепи мизансцен. Согласно композиции мизансцены располагаются в определенном порядке, обеспечивая тем самым сквозное действие и целостное представление о моделируемом объекте. Такое представление об объекте и является задачей сценирования. В процессе воссоздания образа действительности на сцене-среде дизайнер как бы проигрывает основные моменты жизни объекта, существующего в виде макета, графического изображения или игры (рис. 88).

Таким образом, сценирование – это мыслительные и операционные процедуры воссоздания целостного образа действительности на сцене замысла. В этом понимании сценирование не подменяет собой проектирования, а является всего лишь одной из форм его существования, так как представляет собой определенную методику конструирования объекта в замысле. После выработки проектного решения эта «методическая структура» демонтируется для дальнейшего использования [13].


 

ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ

3.3.1 Дизайн объемно-пространственной структуры. Функционально-планировочное решение объемно-пространственной структуры средового объекта, цветографическая, объемно-пространственная и пластическая моделировка элементов и самой среды в целом

Проектирование средовых объектов и ситуаций естественным образом приводит к такой тактике проектирования, когда стадия «проектная концепция» становится определяющей, а нередко исчерпывающей проектное решение, является, практически, руководством для реализации при авторском надзоре. Это связано с подвижностью реальности, в которой возникает заказ и проектирование, с неустойчивостью ориентиров и неопределенностью производственной базы заказчика, когда условия реализации могут непрерывно меняться в связи с переменной конъюнктурой применяемых материалов, технологий, умелых рук. Наиболее соответствует такой реальности проект, открытый возможностям изменений, в том числе и проект-концепция.

И все-таки, чаще всего, «проектная концепция» в силу своей обобщенности и цельности, позволяющих концентрированно выразить основные функциональные, объемно-пространственные, художественные идеи, нуждается в более подробной разработке, именуемой «эскизный проект» (рис. 89).

Эскизный проект учитывает замечания, изменения, возникающие в процессе рассмотрения заказчиком проектной концепции. Эскизный проект на новом, более глубоком или, скорее, более детальном уровне учитывает требования к будущему объекту: особенности функциональных процессов; производственно-технологические возможности; особенности, качества используемых материалов и конструкций; своеобразие среды существования будущего объекта; социально-культурные, эстетические характеристики будущих потребителей. Такая работа требует более детального знакомства с существующими общенациональными нормами проектирования, с особенностями местных норм и традиций, знакомства с новой специальной литературой, связанной с социокультурной передовой проблематикой. Работа над эскизным проектом предполагает не просто уточнения и углубления концепции, но сознательное переосмысление на новом уровне основных проектных ценностей и ориентиров [11].

Именно на этой стадии происходит самое существенное в дизайнерском творчестве.

Во-первых, «вчерне» определяются фактические параметры (размер, формы, принципы структурирования) ведущих компонентов средового образования и их совокупности как единого целого (воплощаются формообразующие идеи) (рис. 90).

Во-вторых, вырисовываются (придумываются проектировщиком) схемы сопряжения (соподчинения) этих компонентов в визуальные комбинации – зарождается «скелет» композиции средового комплекса как цельного предметно-пространственного организма, т.е. начинают воплощаться многочисленные возможности дизайн-концепции.

А кроме того, адекватно выразить эмоционально-идейный посыл художественной концепции могут любые слагаемые средового комплекса – сочетания объемов и пространств, формы технологического оборудования, цветовой ансамбль, графический дизайн и другие элементы средового решения.

Чаще всего именно субъективное начало – стремление к неординарности, индивидуальности – перевешивает. Поэтому решающими силами в этом процессе обычно служат фантазия и интуиция проектировщика, его умение почувствовать и вообразить тот ход, который превратит безличную предметно-пространственную конструкцию в систему принадлежащих автору образов – художественную идею, которая должна:

· отвечать геометрическим принципам осуществления дизайнерской идеи и не противоречить эмоциональным впечатлениям от будущих средовых процессов;

· вызывать у потребителя своими формами те реакции и ощущения, которые задумал автор.

Но этого мало: желательно, чтобы она была оригинальна, запоминалась, отвечала конструктивно-тектоническим возможностям строительства, отражала информацию о сути процесса эксплуатации, говорила об отношении среды к природе, контексту и т.д.

Эстетической сердцевиной этого этапа является конструирование слагаемых проектного решения – его элементарных «молекул» и их соединений. Принципиальная особенность этой конструкции – явная разобщенность, самостоятельность сфер влияния составляющих ее наборов: архитектурного, дизайнерского, ландшафтного (взятого из мира природы) и декоративно-пластического. Первый оперирует с «пространственными переживаниями» облика нашего окружения, второй повышает уровень комфорта пространственного потенциала, третий напоминает о «естественной» природе человеческих эмоций, а последний иллюстрирует оттенки отношений человека с другими людьми и мирозданием.

Конечно, содержательная разница этих наборов достаточно условна: дизайнерские, природные и декоративные компоненты среды часто образуют вполне самостоятельные пространственные комбинации, произведения дизайна или ландшафтного искусства нередко воспринимаются как своего рода «скульптуры» или «картины» и т.д. Но фактически эта разница существует.

Другая особенность – в первооснове для архитектора-дизайнера все эти средства представляют собой всего лишь абстрактно-пластические формы – объемно-пространственные компоненты тех визуальных «сообществ», что должны привлечь внимание зрителя. Их способность нести еще и собственную информацию дополнительна, образует второй или даже третий слой создаваемой картины. Что и является концептуальной основой технологии средового проектирования: мы сначала составляем из этих разнохарактерных индивидуальных «тем» единую, целостную для глаза конструкцию, и только потом – при прорисовке – уточняем ее общий эмоционально-художественный или прагматический смысл «изобразительными» возможностями отдельных слагаемых (рис. 91) [10].

Таким образом, эскизный проект, сохраняя и развивая художественно-концептуальные идеи предыдущей стадии проектирования, подробно, исчерпывающе раскрывает уровни, аспекты задуманного средового объекта. Это планировочное решение ситуации в целом, объемно-планировочные решения основных объемов, внешнего и внутреннего благоустройства, оборудования интерьера и экстерьера, решение колористической ситуации, искусственного освещения, решение системы визуальных коммуникаций, знаков, указателей, возможно, решение графически выраженного «фирменного стиля». При этом архитектор-дизайнер предлагает конструктивные решения, учитывающие используемые материалы и технологии их обработки и применения [11] (рис. 92).




2019-07-03 774 Обсуждений (0)
Форэскизная проработка основных элементов дизайн-концепции будущего средового объекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форэскизная проработка основных элементов дизайн-концепции будущего средового объекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)