Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СУБЛИМАЦИЯ



2019-07-03 198 Обсуждений (0)
РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СУБЛИМАЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Какими средствами создаются эти конструкции, имеющие такое большое значение для позднейшей культуры и нормальности? Вероятно, за счет самих инфантильных сексуальных переживаний, приток ко­торых, следовательно, не прекратился и в этот ла­тентный период, но энергия которых — полностью или отчасти — отводится от сексуального применения и передается на другие цели. Историки культуры будто бы согласны с предположением, что благодаря такому отклонению сексуальных влечений от сексуальных це-

ского формирования и психического развития, разумеется, не требуется. Соответствующие исследования сделаны над зародышевой железой человека. Так как у животных латентного периода в психологическом смысле не бывает, то важно было бы знать, можно ли обнаружить и у других высших животных те же анатомические данные, на основании которых авторы предполагают два кульминационных пункта сексуального развития.

лей и направлению их на новые цели — процессу, заслуживающему название сублимации, — освобожда­ются могучие компоненты для всех видов культурной деятельности; мы прибавили бы, что такой же процесс протекает в развитии отдельного индивида, и начало его — в сексуальном латентном периоде детства.1

Относительно механизма такой сублимации можно рискнуть на некоторые предположения. Сексуальные переживания этих детских лет, с одной стороны, не могут найти себе применения, так как функции про­должения рода появляются позже, — что составляет главный признак латентного периода; с другой — они сами по себе были бы связаны с перверсией, так как исходят из эрогенных зон и руководятся влечениями, которые при данном направлении развития индивида могут вызвать только неприятные ощущения. Они вызывают поэтому только противоположные душевные силы (реактивные движения), которые создают упо­мянутые психические плотины для подавления таких неприятных чувств, как отвращение, стыд и мораль.2

ПРОРЫВЫ ЛАТЕНТНОГО ПЕРИОДА

Не обманув себя относительно гипотетической при­роды и недостаточной ясности наших взглядов на процессы детского латентного периода, вернемся к действительности и укажем, что такое применение инфантильной сексуальности представляет собой, идеал воспитания, от которого развитие отдельного лица отступает по большей части в каком-нибудь одном пункте и нередко в значительной мере. Время от

1 Название «сексуальный латентный период» я также заимствую у В. Флисса.

2 В случае, о котором здесь идет речь, сублимирование сексуальных сил влечения идет по пути реактивных обра­зований. В общем, однако, необходимо говорить о сублимации и реактивном образовании как о двух совершенно различных процессах. Сублимации возможны и посредством других, более простых механизмов.

времени прорывается известная часть сексуальных проявлений, не поддавшихся сублимированию, или сохраняется какая-нибудь сексуальная деятельность в течение всего латентного периода до момента усилен­ного проявления сексуального влечения при наступ­лении половой зрелости. Воспитатели ведут себя, по­скольку они вообще обращают внимание на детскую сексуальность, точно так, как будто бы они разделяли наши взгляды на образование моральных сил проти­водействия за счет сексуальности и как будто бы они знали, что благодаря сексуальным проявлениям ребе­нок не поддается воспитанию, потому что они пресле­дуют все сексуальные проявления ребенка как «поро­ки», не будучи в состоянии ничего предпринять против них. У нас же имеются большие основания направить наш интерес на эти, внушающие воспитателям страх, феномены, потому что мы ждем от них объяснения первоначальной формы полового влечения.

ВЫРАЖЕНИЯ ИНФАНТИЛЬНОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ

По мотивам, которые станут ясны позже, мы возь­мем за образец инфантильных сексуальных проявле­ний сосание, которому венгерский педиатр Линднер посвятил замечательный труд.

СОСАНИЕ

Сосание, которое появляется уже у младенца и может продолжаться до зрелых лет или удержаться на всю жизнь, состоит в ритмически повторяемом сосущем прикосновении ртом (губами), причем цель принятия пищи исключается. Часть самих губ, язык, любое другое место кожи, которое можно достать, даже большой палец ноги — берутся как объекты, над которыми производится сосание. Появляющееся при этом влечение к схватыванию выражается посредством одновременного ритмического дергания за ушную моч­ку и может воспользоваться для той же цели и частью

тела другого человека (по большей части уха). Сосание, как правило, поглощает все внимание и кончается или сном, или моторной реакцией вроде оргазма.1 Нередко сосание сопровождается растирающими дви­жениями рук по определенным чувствительным час­тям тела, груди, наружных гениталий. Таким путем много детей переходят от сосания к мастурбации.

Линднер сам ясно понимал сексуальную природу указанных действий и безоговорочно подчеркивал это. В обыденной жизни сосание часто приравнивается к другим проявлениям невоспитанности ребенка. Со стороны многих »педиатров и невропатологов выска­зывались энергичные возражения против такого взгляда, основанного отчасти на смешении «сексу­ального» и «генитального». Эти возражения возбуж­дают трудный, но неизбежный вопрос, по каким общим признакам намереваемся мы узнавать сексу­альные выражения ребенка. Я полагаю, что связь явлений, которую мы научились понимать благодаря психоаналитическому исследованию, позволяет нам считать сосание сексуальным проявлением и как раз на нем изучать существенные черты инфантильных сексуальных действий.2

1 Здесь уже проявляется то, что имеет значение в течение всей жизни, а именно: сексуальное удовлетворение пред­ставляет собой самое лучшее снотворное средство. Большин­ство случаев нервной бессонницы объясняется сексуальной неудовлетворенностью. Известно, что бессовестные няньки усыпляют плачущих детей поглаживанием их гениталий.

2 Д-р Талант опубликовал в 1919 году в «Neurologisches Zentralblatt», № 20 под заглавием «Das Lutscherli» исповедь взрослой девушки, не отказавшейся от этой детской формы сексуальных действий, и описывает удовлетворение от соса­ния, как вполне аналогичное сексуальному удовлетворению, особенно от поцелуя возлюбленного.

«Не все поцелуи похожи на Lutscherli, нет-нет, далеко не все! Невозможно описать, как приятно становится во всем теле от сосания; совсем уносишься от этого мира, появляется полное удовлетворение, ощущение счастья и отсутствие всякого желания. Охватывает удивительное чувство: хочется

АВТОЭРОТИЗМ

На нас лежит обязанность подробно разобрать этот пример. Как самый яркий признак этого сексуального действия подчеркнем то, что влечение направляется яе на другие лица; оно удовлетворяется на собственном .еле, оно автоэротично, употребляя удачное, введен­ное X. Эллисом название.1

Далее совершенно ясно, что действия сосущего ребенка определяются поисками удовольствия, уже пережитого и теперь воскресающего в воспоминании. Благодаря ритмическому сосанию кожи слизистой оболочки он простейшим образом получает удовле­творение. Нетрудно также сообразить, по какому поводу ребенок впервые познакомился с этим удо­вольствием, которое теперь старается снова испытать. Первая и самая важная для жизни ребенка деятель­ность — сосание материнской груди (или суррогатов ее) — должна была уже познакомить его с этим удо­вольствием. Мы сказали бы, что губы ребенка вели себя как эрогенная зона, и раздражение от теплого молока было причиной ощущения удовольствия. Сна­чала удовлетворение от эрогенной зоны соединялось с удовлетворением от потребности в пище. Сексуаль­ная деятельность присоединяется к функции, служа­щей сохранению жизни, и только позже становится независимой от нее. Кто видел, как ребенок, насы­щенный, отпадает от груди с раскрасневшимися ще­ками и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен будет сознаться, что эта картина имеет характер типичного выражения сексуального удовле­творения в последующей жизни. Затем потребность

только покоя, покоя, который ничем не должен нарушаться. Это несказанно прекрасно: не чувствуешь ни боли, ни страданий и уносишься в другой мир».

1 Правда, X. Эллис определил термин «автоэротический» несколько иначе: в смысле возбуждения, вызванного не извне, но возникающего изнутри. Для психоанализа существенное значение имеет не происхождение, а отношение к объекту.

в повторении сексуального удовлетворения отделяется от потребности в принятии пищи; это отделение становится необходимым, когда появляются зубы и пища принимается не только посредством сосания, но и жуется. Ребенок не пользуется посторонним объектом для сосания, а охотнее частью своей кожи, потому что она ему удобнее, потому что таким образом он приобретает большую независимость от внешнего мира, которым он еще не может овладеть, и потому что таким образом он как бы создает себе вторую, хотя и малоценную, эрогенную зону. Малоценность этой второй зоны будет позже способствовать тому, чтобы искать однородные части — губы другого лица. («Жаль, что не могу самого себя поцеловать» — можно было бы ему подсказать.)

Не все дети сосут; можно предположить, что до­ходят до этого только те дети, у которых конститу­ционально усилено значение губ. Если подобное кон­ституциональное усиление сохраняется, то такие дети, становясь взрослыми, делаются любителями поцелуев, имеют склонность к чувственным поцелуям или, бу­дучи мужчинами, приобретают сильный мотив для пьянства и курения. Если же к этому присоединяется вытеснение, то они будут ощущать отвращение к пище и страдать истерической рвотой. Благодаря общности зоны губ вытеснение перенесется на влечение к пище. Многие из моих пациенток, страдающих нарушениями в принятии пищи, истерическим глобусом (ощущением «кома»), сжатием в горле и рвотами, были в детстве энергичными сосунами.

На примере сосания мы могли уже заметить три существенных признака инфантильных сексуальных проявлений. Они состоят в соединении с какой-нибудь важной для жизни телесной функцией, не знают сек­суального объекта, автоэротичны, и сексуальная цель их находится во власти эрогенной зоны. Скажем на­перед, что эти признаки сохраняют свое значение и для большинства других проявлений инфантильных сексуальных влечений.



2019-07-03 198 Обсуждений (0)
РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СУБЛИМАЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СУБЛИМАЦИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)