Общие принципы дидактики
В современной дидактике сформулирована система принципов, в которую вошли как классические, давно известные принципы, так и появившиеся в ходе развития науки и практики. Ниже приведены основные из них. Принцип воспитывающего обучения. Его сущность реализуется при решении воспитательных задач через содержание образования и методы учебной работы. Обучение всегда является воспитывающим. В процессе обучения человек развивается, изменяется его духовный мир, развиваются познавательные способности, его самооценка, вырабатываются волевые качества, навыки общения и т.д. Научность обучения. В процессе обучения научные знания должны излагаться в той интерпретации, которая дается современной наукой с постепенным приобщением учащихся к методам науки. Связь теории и практики реализуется через применение знаний в упражнениях, в решении задач, практических работах. Этот принцип реализуется также путем приобретения личного опыта в самостоятельном поиске. Подобное повторное открытие знаний, уже известных в науке, способствует осмысленному их усвоению. Сознательность и активность учащихся. Этот принцип в обучении реализуется путем самостоятельного добывания знаний, когда учащийся преодолевает трудности, делает вывод и обобщения, овладевает способами добывания знаний. Системность в усвоении знаний. Системность создается в сознании учащегося путем установления связей, имеющихся в понятиях, и отражения связей, существующих в самой действительности. Наглядность (принцип единства конкретного и абстрактного). Этот принцип называют золотым правилом дидактики. Доступность обучения. Доступность обучения предполагает соответствие содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки учащихся. С этим принципом в дидактике связывается ряд правил: "от близкого – к далекому", "от простого – к сложному", "от более легкого – к более трудному", "от известного – к неизвестному". Технология обучения Особенности групповых занятий. Современная технология обучения связана с самообразованием и групповыми формами организации учебного процесса. Обучение при этом должно быть распространено на каждого студента индивидуально. Индивидуализация предполагает ориентацию обучения на типологические особенности студентов. В процессе обучения приходится учитывать, что студенты обладают неодинаковым развитием и степенью подготовленности, у них различные особенности нервной системы. Все они разные. Все они по-разному относятся к учебе, к данной учебной дисциплине, к своим успехам и неудачам. Они по-разному проявляют эмоции и волю. В процессе учебы у студентов по-разному развивается мышление, по-разному формируется познавательный интерес, способность к самообучению и самостоятельному добыванию знаний. В студенческих группах (коллективах) складывается своя иерархия и действуют свои механизмы ранжирования – ранжирование по психологическим типам. Наиболее сильные психологические типы – экстраверты и особенно сенсорно-логические экстраверты становятся лидерами в группе. Они подавляют более слабые психологические типы – интровертов [5, 6]. Интроверт по складу своего характера делает все медленно, пропускает через себя и осмысливает информацию малыми порциями. Поэтому при обучении в группе он всегда отстает от экстравертов. Догонять лидеров группы интроверт может только путем самостоятельных дополнительных занятий вне группы. Таким образом, при групповой форме организации учебного процесса помимо занятий с преподавателем необходима организация самостоятельной работы студентов вне группы. Понятие об образовательном процессе. Образовательный процесс в современной отечественной дидактике часто рассматривается в виде статической модели, которая включает такие компоненты как цель, содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения [7]. Реальный образовательный процесс проходит в динамике и понимается как взаимодействие деятельности преподавателей и студентов, направленной на достижение учебных целей, задач обучения, развития и воспитания, на формирование знаний, умений и навыков. Деятельность преподавателя и деятельность студентов являются главными составляющими реального образовательного процесса. В профессиональной деятельности преподавателя всегда присутствуют три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап используется преподавателем для планирования содержания, целей, технологии обучения на занятиях по данной учебной дисциплине. Составляя рабочую программу преподаватель определяет содержание образования на лекциях, практических, лабораторных и других видах занятий, осмысливает и конкретизирует цели обучения, развития и воспитания, структурирует содержание образования, выделяя в не основные дидактические единицы учебной информации. При составлении рабочей программы по учебной дисциплине преподаватель пользуется нормативной и учебно-методической документацией (государственным образовательным стандартом, учебным планом специальности, графиком организации учебного процесса). Основной этап образовательного процесса предназначен для реализации содержания образования, целей обучения, развития и воспитания студентов, формирования у них знаний, умений и навыков. Преподаватель сообщает на занятиях студентам учебную информацию, организует их учебно-познавательную деятельность и обеспечивает усвоение ими всех основных дидактических единиц учебной информации на необходимом уровне. На стадии основного этапа преподаватель пользуется литературой, которая несет в себе учебную и методическую информацию, выполняет тренирующие функции и формирует у студентов знания, умения и навыки. Учебно-методическая литература расширяет возможности преподавателя в достижении целей обучения, развития и воспитания. Заключительный этап образовательного процесса используется для получения совокупной информации о результатах обучения, на основании которых делаются соответствующие выводы. Выводы используются при последующем планировании. Содержание и качество образования Содержание учебного процесса по учебной дисциплине любой специальности определено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В ГОС ВПО приведены минимальные требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности. Требования содержат базу знаний по учебным дисциплинам, культурно-ценностную ориентацию обучаемых, уровень усвоения учебного материала. Весь теоретический курс обучения в вузе составляет около 8000 ч. Учебные дисциплины сгруппированы в блоки. Их примерный объем в часах приведен ниже [8. 9, 10]: – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, 1800 ч.; – общие математические и естественнонаучные дисциплины, 2000 ч.; – общепрофессиональные дисциплины, 2100 ч.; – специальные дисциплины, 1900 ч. Таким образом, при формировании специалиста лесотехнического профиля три четверти объема часов теоретического обучения отводится на фундаментальное и гуманитарное образование, на формирование мировоззрения и развитие мышления. В ГОС ВПО сформулированы также требования к уровню подготовки выпускников, которые задают качественный уровень усвоения содержания образования по учебным дисциплинам. В ГОСах эти требования изложены в понятиях "иметь представление", "знать", "уметь использовать", "иметь навыки". Содержание указанных понятий следует понимать следующим образом [7]: – "иметь представление"(первый уровень усвоения) означает способность идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства; – "знать" (второй уровень усвоения) означает способность воспроизвести изучаемый материал с требуемой степенью научности; – "уметь использовать" (третий уровень усвоения) характеризует способность применять полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможностью использования справочной литературы; – "иметь навыки" (четвертый уровень усвоения) понимается как способность самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях на новом содержании.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |