Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура учебной книги



2019-07-03 284 Обсуждений (0)
Структура учебной книги 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящем параграфе рассматривается один из самых важных вопросов, который решается автором в начальный период работы над книгой. Он относится к конструированию структуры планируемой книги. От того, насколько удачно будет решен этот вопрос, определится спрос читателя на будущую книгу.

Структура – это схема расположения взаимосвязанных тем произведения с четким проявлением связей и взаимодействий между ними.

Структура характеризуется строгим, установленным автором, порядком размещения учебного материала. Она создается автором на основе материала, подготовленного для написания книги, к работе над которой автор приступает. Она позволяет упорядочить и осмыслить материал [19].

Построение структуры начинается с определения цели книги и главной темы, характеризующей цель. Остальные темы должны быть логически подчинены главной теме и размещены вокруг нее. Темы определяются рубриками и заголовками. Темы, связи и взаимодействия между темами проявляются через составляющие структуры. Составляющие в произведении накладываются друг на друга, переплетаются, сливаются, образуя единое целое. Имеются в виду следующие составляющие.

Информационная составляющая. К ней относится та информация, которая способствует достижению цели, которая должна быть усвоена учащимися. Без этой составляющей не может быть книги.

Логическая составляющая связывает во едино информацию, выстраивает ее в произведение. Проявляется она в анализе текста, синтезе, подведении читателя к выводам, идеям. Она делит, развертывает структуру, в результате чего появляются новые рубрики, заголовки текста.

Психологическая составляющая обеспечивает восприятие произведения читателем. Она привлекает его внимание, поддерживает интерес, активизирует мышление. Она постоянно наталкивает думающего читателя на новые и новые вопросы, снимает его сомнения, формирует его оценку.

Эстетическая составляющая структуры. Эстетическая составляющая возникает в результате интуитивной оценки читателем целесообразности построения структуры. Оценивается она пропорциональностью, ритмом, соразмерностью, гармонией.

Пропорциональность означает соответствие объема текста его смысловой значимости. Если важные вопросы раскрываются небольшим объемом текста, то читатель либо не обратит на них внимания, либо посчитает их незначительными. Чрезмерно сжатый текст вызывает чувство неудовлетворенности от недостатка информации.

Ритм выражается в чередовании противоречий, различий, например, в следующем предложении: “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная – Матушка Русь!”

Соразмерность проявляется, прежде всего, в соответствии структуры требованиям памяти, в возможности обозреть и запомнить структуру сразу от начала и до конца.

Психологами показано [20], что человек способен без затруднения воспринимать 5 – 9 связей, оперировать одновременно 5 – 9 предметами. Наиболее просто воспринимается три связи.

Согласно указанному закону памяти в структуре книги целесообразно выделить не более трех частей. в каждой части предусмотреть не более 5 – 9 глав и в каждой главе – не более 5 – 9 параграфов. Так, если на стадии конструирования структуры в книге предполагается выделить 48 рубрик, то их следует сгруппировать следующим образом: три части, в каждой части примерно по 5 – 9 глав и в каждой главе примерно по 2 – 3 параграфа.

При такой конструкции структура будет удовлетворять требованию соразмерности.

Структура учебной книги рассматривается системно. В общем виде она состоит из двух подсистем – структуры аппарата книги и структуры авторского текста [21] (рис. 2). Каждый элемент аппарата книги имеет свою структуру, которая часто регламентирована ГОСТами. Структура авторского текста отражена частично в оглавлении.

 

 



2019-07-03 284 Обсуждений (0)
Структура учебной книги 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура учебной книги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)