Центры социально-педагогической реабилитации
Прежде всего рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются «трудными» учащимися. Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием: малообеспеченные неполные, многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия. Цели деятельности Центра следующие: • осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»; • преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации: развитие познавательного интереса; • разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу; • содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений; • обеспечение социально-правовой защиты детей и подростков; • обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска» в условиях специализированного общеобразовательного учреждения. Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого- педагогической реабилитации: • осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др.; • выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность; • оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»; • консультативная помощь родителям или людям, их замещающим; • содействие профессиональному самоопределению; • методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.
Центр оказывает психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь детям и подросткам «группы риска», имеющим проблемы различного характера: 1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности: — недостаточная степень готовности к обучению; — трудности в освоении общеобразовательных программ; — категорический отказ от посещения школы (школофобия); — высокая степень педагогической запущенности. 2. Проблемы, связанные со здоровьем: — общая соматическая ослабленность; — хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность; — посттравматический синдром; — логоневроз; — психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней. 3. Психофизиологические проблемы: — отклонения интеллектуального и личностного развития; — низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций; — патохарактерологическое развитие личности; — нарушение эмоционально-волевой сферы личности; — коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.); — последствия перенесенного психического или физического насилия. 4. Социально-правовые проблемы: — семейные проблемы, сложные жизненные условия; проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство; — нарушение прав детей, физическое либо психическое насилие над ребенком; — социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
Центры социально-педагогической реабилитации системы Минобразования, как правило, различаются своим возрастным контингентом. Это могут быть учреждения, ориентированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков. Для учащихся начальной школы в числе реабилитационных мероприятий на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией. Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений. Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье. Основные направления деятельности Центра составляют: 1. Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психического, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в образовательном учреждении. Диагностика проводится: • индивидуальная - при первичном обращении к психологу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания результатов психокоррекционного воздействия; • групповая - при социально-психологических опросах. Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими проблемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологического развития своих детей. 2. Психокоррекционное направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу: •.при начальных стадиях пограничных психических состояний детей и подростков; • при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий; • с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения; • для коррекции межличностных отношений; • с целью преодоления различных комплексов личностного характера; • для адаптации ребенка в социуме. 3.Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы: • углубленная диагностика причин и характера отклонений в развитии ребенка; • разработка и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний; • разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей; • обеспечение соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков «группы риска». 4.Учебно-воспитательное направление деятельности Центра — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни в пределах государственного общеобразовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развиваю-щих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности. 5.Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних. 6. В консультационноенаправление входят консультации родителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психологов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты Центра — администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. — в зависимости от специфики возникших проблем. 7. Научно-методическая работа Центра включает: • обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка; • планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических материалов специалистами Центра для работы с детьми «группы риска»; опубликование материалов исследований и их практическое использование в системе коррекционно-развивающего образования; • апробация и внедрение отечественных и зарубежных психолого-медико-педагогических методов диагностики и коррекции в практику работы образовательных учреждений с детьми «группы риска»; • повышение квалификации работников образовательных учреждений - организация постоянно действующего научно-практического семинара для специалистов, работающих с детьми «группы риска»; • организация и проведение постоянно действующего семинара для повышения квалификации работников Центра. 8. Социолого-аналитическое и просветительское направление работы Центра включает: • социально-педагогический мониторинг учащихся Центра; • сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с детьми «группы риска» в области; • создание информационного банка данных по проблемам детей и семей «группы риска»; • публикация популярных материалов для детей «группы риска» и родителей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |