Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения
В России действуют множество разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются ставки социальных педагогов. В частности, центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в труд. ной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и др. В структуре центров для детей и подростков имеются стационарное отделение и отделение дневного пребывания, где проводится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, образовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена деятельность социального педагога. Например, в консультативном отделении, где даются консультации по вопросам социального обслуживания граждан, осуществляется содействие в решении правовых вопросов, оказание психологической помощи, предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройству. Работает социальный педагог и в отделении психолого-педагогической помощи, деятельность которого включает в себя помощь в воспитании детей, обучении их и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, в успешном решении семейных конфликтов и иных вопросов, патронат семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, психологическое обследование личности граждан, анализ поведения клиента, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушении общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками; изучение склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и т.д. В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями социальный педагог осуществляет психосоциальную, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. Одной из функций социального педагога является организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья, проведение профориентации и т.д. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реализует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу. В стационарном отделении в режиме круглосуточного пребывания в центре социальный педагог участвует в обеспечении жизнедеятельности несовершеннолетних, включает их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Здесь создаются условия жизни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи. В целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало Методические рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям (Приложение к постановлению Минтруда России от 19.06.2000 г. с изменениями от 26.03.2001 г.). В них определены общие положения, основные направления деятельности, организация и порядок работы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. были утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Примерное положение о социальном приюте для детей; Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В этих учреждениях штатным расписанием также предусмотрены ставки социальных педагогов. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетнихявляется специализированным учреждением в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Он занижается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и Учреждениями образования, здравоохранения и другими организациями. В структуре центра имеются приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних и др. Центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; помогает в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семью; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует их медицинское обслуживание и обучение, содействует профориентации и получению ими специальности; помогает органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т.д. В социально-реабилитационный центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) независимо от места жительства и содержатся на полном государственном обеспечении. Еще одним широко распространенным типом социальной защиты детей является социальный приют,который создается в системе социальных служб органов социальной защиты населения. Основное назначение этого учреждения — оказывать социальную помощь беспризорным детям и подросткам, организовывать их временное проживание, правовую и медико-психологическую помощь, дальнейшее трудоустройство. Приют осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействует возвращению их в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам onеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т.д. Работники приюта имеют специальное образование или соответствующую подготовку. Социальный педагог выполняет широкий круг обязанностей: собирает информацию о социальном статусе ребенка; ведет документацию на каждого несовершеннолетнего; готовит документы на усыновление, взятие под опеку или перевод ребенка в другое учреждение; выполняет функции педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании социального приюта и т.д. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют временное содержание несовершеннолетних и содействуют их дальнейшему устройству. Они взаимодействуют с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями. Активно развиваются социальные службы для детей и молодежи. Как правило, они создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов и органов управления образованием. К таким службам относят: подростково-молодежные клубы; со-циально-досуговые центры детей и молодежи; центры по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежные биржи труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; центры развития физической культуры детей и молодежи и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги для несовершеннолетних. Эти службы консультируют детей и молодежь по важнейшим проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризисные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их деятельность. В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обеспечить их эффективную деятельность.
органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности несовершеннолетних осуществляется на основе ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями. Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 1. Комиссии по делам несовершеннолетним и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. 1) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики ; 2) защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних;
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |