Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационные формы предпринимательской деятельности



2019-07-03 248 Обсуждений (0)
Организационные формы предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Каждый предприниматель, начиная свою деятельности, в первую очередь сталкивается с вопросами, касающимися выбора организационно-правовой формы своего бизнеса.

Имеются три основные организационные формы предпринимательства: единоличное владение, товарищество (партнерство), общество (корпорация).

Осуществляя выбор организационной формы, на практике чаше всего принимают во внимание и анализируют:

• собственные возможности;

• необходимые формальности при создании предприятия;

• расходы, которые придется нести на начальном этапе;

• материальную ответственность в случае неудачи;

• ограничения и издержки при передаче права собственности;

• возможности привлечения дополнительного капитала;

• организацию квалифицированного управления предприятием;

• масштабы деятельности и перспективы развития бизнеса.

Единоличное владение

Единоличное владение является собственностью одного лица или семьи, несущих весь риск от бизнеса, неограниченную ответственность и получающих весь доход от этой деятельности.

Предпринимательство в форме единоличного владения может осуществляться в двух видах, имеющих различные правовые статусы:

1) индивидуальный предприниматель — физическое лицо;

2) унитарное предприятие — юридическое лицо.

Сегодня наибольшей популярностью среди начинающих предпринимателей пользуется единоличное владение, при котором предпринимательская деятельность осуществляется без образования юридического лица - индивидуальное предпринимательство. Этот вид организации бизнеса на начальной стадии имеет ряд преимуществ перед другими организационно-правовыми формами:

• простота организации и низкие организационные издержки.

• минимальная величина начального капитала.

• преимущество в налогах.

• полная самостоятельность, гибкость, свобода и оперативность действий.

• максимум побудительных мотивов для заинтересованности в успехе бизнеса.

• конфиденциальность деятельности.

• практическая возможность с наименьшим риском для себя не только проверить, насколько собственные личные качества соответствуют профессии предпринимателя, но и быстро освоить основные «правила игры» в бизнесе.

Индивидуальное предпринимательство имеет достаточно узкие рамки для роста. Это связано, прежде всего, с трудностями привлечения дополнительного капитала для расширения деловых операций и осуществления достаточно крупных проектов, а также с тем, что такой бизнес имеет, как правило, небольшую рыночную нишу.

Разновидностью единоличного владения является унитарное предприятие. Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество, оно принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Имущество унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) либо юридического лица. Оно является неделимым и не может быть распределено — долевая собственность для этого организационного вида бизнеса не допускается.

Унитарное предприятие характеризует организационное единство, наличие постоянного трудового коллектива, его имущество обособляется от имущества собственника, который не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда банкротство предприятия вызвано самим собственником. Вэтом случае при недостаточности имущества унитарного предприятия на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Также и унитарное предприятиене несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Оно самостоятельно ведет хозяйственную деятельность на принципах хозрасчета и несет полную имущественную ответственность, выступая на рынке от собственного имени.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственником. Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным им и подотчетным ему органом.

Преимуществом такого организационного вида бизнеса можно назвать ответственность собственника, который несет риск убытков только в пределах капитала унитарного предприятия, полную самостоятельность и оперативность действий, максимум побудительных мотивов конфиденциальность деятельности.

К недостаткам данного вида единоличного владения относят дополнительные трудности и издержки при организации предприятия (подготовка и юридическая экспертиза устава), обязательное формирование уставного фонда, существенное налоговое бремя (унитарное предприятие платит все налоги, установленные для юридических лиц и их владельцев), ограниченные возможности для роста.

Товарищество

В классическом понимании товарищество (партнерство) в бизнесе представляет собой объединение двух и более лиц, имеющих право заниматься предпринимательской деятельностью. Оно основывается, прежде всего, на доверии. Участниками товарищества могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (физические лица). Признаками, указывающими на наличие объединения лиц, являются: общий интерес участников; общие дела участников; наличие имущества в той или иной степени обособленного от иного имущества участников; общая ответственность участников по обязательствам объединения; наличие специальных органов управления объединением.

Партнеры по товариществу принимают непосредственное участие в деятельности своего объединения и несут солидарную и неограниченную имущественную ответственность по его обязательствам.

Имеются три основных вида товариществ: простое, полное и коммандитное.

Простое товарищество оформляется как договор о совместной деятельности. Простое товарищество представляет собой ассоциацию лиц, объединяющих свои организационные и финансовые ресурсы для осуществления торговых сделок. Количество участников простого товарищества не ограничивается.

Все участники простого товарищества несут неограниченную ответственность, при этом главную ответственность всегда несет участник, который заключает сделку. В свою очередь, он имеет право, исходя из условий договора, предъявлять требования другим участникам товарищества с целью получения соответствующей компенсации.

Полное товарищество создается на основании учредительского договора между его участниками, который обязательно оформляется юридически.

Полное товарищество характеризует единство цели. Каждый из участников вступает в деловые отношение с третьими лицами от имени товарищества и практически может иметь неограниченные полномочия по представлению интересоввсех участников и заключению сделок от их имени. Имущество полного товарищества все более обособляется от имущества его участников, которые в общий капитал могут вносить разные доли. Любые сделки по распоряжению имуществом товарищества требуют согласия всех его участников. |

В отличие от простого в полном товариществе создаются специальные органы управления, в которых участвуют только его члены.

Коммандитное товарищество отличается от полного тем, что в соглашении об его образовании фигурируют один или несколько основных участников (полные товарищи), чья ответственность не ограничена, и один или несколько участников (вкладчиков), ответственность которых ограничена суммой инвестируемого капитала.

Только основные участники от имени товарищества осуществляют предпринимательскую деятельность и представляют его перед внешними партнерами. Участники с ограниченной ответственностью не могут заниматься в коммандитном товариществе никакой формой менеджерской деятельности, они не вправе оспаривать действий полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Преимуществами такой формы организации бизнеса, как товарищество, можно назвать:

• значительные финансовые возможности;

• дополнительные возможности в управлении;

• свобода и оперативность действий;

• личная заинтересованность.

К недостаткам товарищества следует отнести неограниченную ответственность по обязательствам. Существенным недостатком товарищества является вероятностьвзаимного недоверия между партнерами.

Общество

Организация бизнеса по принципу общества, или корпорации, предполагает создание организации, имеющей статус юридического лица. Создать общество могут два и более участника - учредителя. Общество - это объединение не лиц, а капиталов и имущества для совместного ведения хозяйства с целью извлеченияприбыли или другими целями (для некоммерческих организаций). Личного участия создателей в ведении дел общества не требуется. Фирмы, основанные по принципу общества, могут управляться наемными менеджерами.

Имущество общества обособляется от имущества его участников. Создатели общества утрачивают право собственности на свое имущество, а такое право возникает у самого общества, участники общества имеют только долю в этом имуществе. Любые сделки по распоряжению имуществом осуществляются самим обществом без согласия его участников. Предприятие, созданное но принципу общества, является независимым субъектом, которому предоставляются те же права, что и отдельным гражданам. Они включают в себя право собственности, получения ссуды, закладывания и ликвидации имущества, право управления своими делами, право обращения в суд и т.д. Также общества несут ответственность перед законом, поэтому на них можно подать в суд.

Учредителями общества могут быть как физические, так и юридические лица. Они не отвечают по обязательствам общества, а оно — по обязательствам учредителей. Общество отвечает по обязательствам всем своим имуществом, учредители рискуют только своей долей, внесенной в уставный фонд общества, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательных актах.

По типу ответственности различают следующие виды обществ, которые могут быть созданы для осуществления бизнеса:

1) общество с ограниченной ответственностью (ООО);

2) общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

3) акционерное общество:

• закрытое (ЗАО);

• открытое (ОАО).

Обществом с ограниченной ответственностью является корпорация, которая учреждена двумя и более лицами и имеет уставный фонд (капитал), разделенный на доли. Размер долей определяется уставными документами, право владения долями не подтверждается акциями. Создание ООО требует заключения учредительского договора, утверждения устава и государственной регистрации общества. В уставных документах определяются взаимоотношения учредителей ООО между собой, учредителей государства, учредителей и наемных работников, а также содержатся сведения о размерах долей каждого участника, величине, составе и порядке внесения ими паевых взносов в уставный фонд.

Формирование уставного фонда ООО в начале деятельности обязательно. Его минимальная величина определяется законодательством. Уставный фонд должен быть на момент регистрации ООО внесенего участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся часть уставного фонда вносится в течение первого года деятельности предприятия. Внесение вклада в уставный фонд дает учредителям право на управление обществом, получение дивидендов и выплату стоимости части имущества в соответствии с долей в уставном фонде при выходе или ликвидации общества.

В уставный фонд ОООможет быть внесено любое имущество, находящеесяв собственности учредителей. Стоимость его определяется самими учредителями на основании совместной договоренности. Во избежание нежелательных эксцессов учредителям ООО рекомендуется проводить независимую экспертизу неденежных вкладов в уставный фонд. Если же одним из учредителей является государственное предприятие, то необходима обязательная независимая экспертиза имущества всех участников ООО.Вкладом в уставный фонд ООО может являться передача учредителем своего имущества обществу во владение и пользование на определенный срок без права распоряжаться им.

При выходе участника из ООО ему выплачивается стоимость части имущества пропорционально его доле в уставном фонде. Имущество, переданное в уставный фонд общества во владение и пользование возвращается ему в натуральной форме в случае выхода, ликвидации ООО или окончания срока учредительского договора.

Система управления ООО состоит из двух уровней, так как управления разделено между учредителями (собственниками исполнительной дирекцией (менеджерами). Высшим органом управления обществом является собрание учредителей. В период между собраниями управление деятельностью общества может осуществляться правлением, которое избирается из числа учредителей и их представителей. Собрание учредителей и правление составляют первый (законодательный) уровень управления. Учредители нанимают исполнительную дирекцию, которая осуществляет текущее руководство деятельностью ООО и представляет собой второй уровень управления обществом. Вмешательство законодательных органов управления ООО в решение вопросов, относящихся к компетенции исполнительной дирекции, не допускается. В состав исполнительной дирекции могут входить как учредители, так и наемные менеджеры. Взаимоотношения исполнительной дирекции и ООО регулируются уставом и трудовыми контрактами.

При создании общества с дополнительной ответственностью в основном применяются те же нормы, что и при образовании ООО. Однако имеются и некоторые особенности, благодаря которым повышается рейтинг кредитоспособности общества с дополнительной ответственностью. Во-первых, в уставе ОДО обязательно указывается дополнительная величина имущественной ответственности участников при недостаточности собственного имущества общества для расчетов с кредиторами. Дополнительная ответственность, как правило, предусматривается в кратном размере к величине уставного фонда, а каждый участник ОДО несет дополнительную ответственность по обязательствам, если иного не оговорено в уставе, пропорционально своей доле в имуществе общества. Во-вторых, участники ОДО несут солидарную ответственность: при экономической несостоятельности одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками. В-третьих, в уставных документах ОДО должен быть определен и порядок обеспечения дополнительной ответственности. При регистрации общества его участники предоставляют не только уставные документы, но и соответствующие свидетельства, которые подтверждают их возможности обеспечить дополнительную ответственность в случае недостаточности имущества ОДО для обеспечения своих обязательств.

В акционерном обществе(АО) уставный фонд разделен на акции равной номинальной стоимости. Уставные документы акционерного общества, в отличие от ООО и ОДО, обязательно должны содержать сведения о видах и категориях выпускаемых акций, количестве и номинальной стоимости. Акционерное общество может быть закрытым или открытым. АО является закрытым, если обращение его акций на рынке запрещено или ограничено уставом. Акции открытого АО свободно покупаются и продаются их владельцами на рынке ценных бумаг без всякого ограничения.

Акционерное общество не может быть создано одним лицом или состоять из одного лица. Процесс образования АО включает подготовку и утверждение устава, заключение между участниками договора о создании общества, государственную его регистрацию и регистрацию акций в соответствии с законом о ценны, бумагах.

Уставный фонд акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Он не может быть меньше размера, предусмотренного законодательством, и должен быть полностью оплачен до регистрации АО. При учреждении АО все его акции распределяются только среди учредителей (частное размещение).

Акции АО приобретаются не только за деньги, они могут быт обменены на любое имущество, находящееся в собственности участника. Открытая подписка на акции ОАО (публичное предложение) не допускается до полной оплаты уставного фонда.

Участники ЗАО могут свободно реализовывать свои акция самому обществу, другим участникам или третьим лицам, если это оговорено в уставе. Выкуп акций в ЗАО, если иное не предусмотрено уставом, осуществляется по балансовой стоимости имущества, приходящегося на одну акцию.

Расходы и солидарную ответственность по обязательствам, которые могут появиться при создании общества несут его учредители. Учредители ОАО имеют право на возмещение расходов, связанных с созданием предприятия.Не запрещает законодательство и получение учредительской прибыли, которая выступает в качестве вознаграждения учредителям за работу по созданию общества.

Акционерные общества могут осуществлять эмиссию акций двух видов: простых (обычных) и привилегированных. Владельцы акций ОАО не вправе заставить общество, без согласия последнего, выкупить свои акции обратно. Обладатели простых акций имеют право на участие в управлении обществом, на информацию о его деятельности, на получение дивидендов. Они могут реализовать свои акции и получить дополнительный доход при росте их курсовой стоимости. При прекращении деятельности ОАО владельцы простых акций могут претендовать на часть его имущества. Они могут иметь и другие права, предусмотренные законодательством и уставными документами.

Владельцы привилегированных акций имеют все те же права, что и владельцы простых акций, за исключением права на управление обществом. Привилегированные акции — это не голосующие акции.

Система управления акционерным обществом состоит из двух уровней. Высшим законодательным органом управления является собрание акционеров.

Второй уровень управления акционерным обществом составляет исполнительная дирекция или администрация (наемные менеджеры) в лице президента (генерального директора) и вице-президентов (заместителей), которых нанимает и контролирует совет директоров.

В уставных документах большинства фирм, которые создаются по принципу общества, срок их деятельности не ограничивается. Общество может быть ликвидировано только в следующих случаях:

1) по решению хозяйственного суда в случае банкротства, вовлеченности в нелегальный бизнес или признания недействительными регистрационных документов общества;

2) путем решения, принятого большинством участников общества или акционеров;

3) в случае истечения срока деятельности общества, если об этом было указано в уставных документах;

4) решением властей в случаях превышения уставных полномочий, нарушения устава или же за деятельность вне устава, когда неопровержимо доказано, что деятельность общества наносит серьезный ущерб общественным интересам.

Достоинством данной организационной формы бизнеса являются и более широкие возможности для приобретения дополнительных капиталов.

Кроме того, успешно действующие корпорации, имеют и более высокий рейтинг кредитоспособности, что позволяет им экономить на издержках при получении заемных средств.

Одним из наиболее существенных преимуществ общества является квалифицированный менеджмент. Фирмы, созданные по принципу общества, и особенно ОАО, всегда имеют больше возможностей по сравнению с другими для привлечения профессиональных экспертов и специалистов по управлению отдельными сферами и направлениями бизнеса.

Общество не является идеальной формой бизнеса и имеет ряд недостатков. К ним, прежде всего, следует отнести значительные организационные издержки и трудности. Существенным изъяном общества можно назвать налогообложение, которое в настоящее время применяется для юридических лиц. Общества платят наибольшее количество налогов и сборов в бюджеты разных уровней, что не только ограничивает их деловую активность, но и нередко является основной причиной для свертывания отдельных направлений бизнеса и прекращения деятельности вообще

Слабой стороной общества является и невысокий уровень мотивации менеджеров, служащих и владельцев.

К недостаткам общества можно отнести и то, что информацию, связанную с предпринимательской тайной, трудно держать закрытой.

К отдельному или смешанному организационно-правовому виду бизнеса, имеющему черты, как товарищества, так и общества, можно отнести производственный кооператив. В соответствии с законодательством учредителями производственного кооператива могут быть не менее трех человек, внесших в уставный фонд имущественный паевой взнос и принимающих личное трудовое участие в его делах. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам. При принятии решений на общем собрании, являющемся высшим органом управления, каждый участник кооператива имеет только один голос, независимо от величины его имущественного вклада в уставный фонд. Исполнительным органом управления кооператива является правление или председатель, которые избираются из числа его членов.



2019-07-03 248 Обсуждений (0)
Организационные формы предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационные формы предпринимательской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)