Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции государства в переходной экономике



2019-07-03 379 Обсуждений (0)
Функции государства в переходной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




Можно выделить две группы регулирующих функций государства: функции по созданию условий эффективной работы рынка и функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

 К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы и создания общих правовых усилий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также стимулирования и зашиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесении в него частичных корректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. [2.].

 Cпецифика переходного периода в Республике Беларусь может бытьвыражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса. Проявления этого системного кризиса можно расценивать как специфические особенности переходной экономики нашей республики. Основные из них:

1. Длительный экономический спад. Несмотря на прирост ВВП за 5 последних лет на 36 %, преждевременно делать вывод о переломе тенденции нарастания этого кризиса.

Во-первых, ВВП в 2000 г. составил лишь 87,9 % от уровня 1990 г.

Во-вторых, показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу, существенно завышает показатель уровня жизни народа Беларуси. Это объясняется включением в ВВП республики помимо стоимости произведенной и реализованной продукции также стоимости нереализованной продукции.

В-третьих, наукоемкость ВВП составляет около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (показательно, что сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40 % от валового внутреннего продукта).

И, наконец, увеличение объемов производства в республике в 1996—2000 гг. происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния реального сектора экономики: в рейтинге стран по критерию эффективности экономики Беларусь занимает лишь 136 место из 165.

2. Кризис технологий. В республике доминируют традиционные индустриальные и доиндустриальные технологии. Вложение инвестиций в поддержание этих технологий без их кардинального обновления и перехода к постиндустриальным технологиям фактически бесперспективно — 10 дол, инвестированные в основные производственные фонды, в целом по народному хозяйству обеспечивают только 1 дол. прироста ВВП в год.

3. Углубление структурных диспропорций в экономике. В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимает технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими.

Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.). В настоящее время все они занесены в Государственный реестр предприятий-монополистов и подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательством.

4. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 1996 г. — 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2; в 1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6—7 % вместо запланированных 46 %.

5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости.

Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвестно, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед кем он несет ответственность.

Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней).

6. Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Доминирующими в структуре доходов населения республики остаются продукты питания (порядка 80 %). Что же касается предметов культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения Беларуси к структуре доходов населения слаборазвитых стран.

Падает средняя продолжительность жизни: если в конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет.

7. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других.

8. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности.

 [8, c. 100-106].

Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей республике сыграли следующие факторы:

- наличие доиндустриальных, индустриальных, постиндустриальных подсистем производительных сил;

- система производственных отношений, которая находилась в своеобразном «переходном» состоянии;

- процессы свертывания общественного разделения труда и перехода к натурализации производства.

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами:

1) наиболее заметной чертой экономического кризиса является длительный обвальный спад, последствия которого сохраняются до настоящего времени;

2) углубляющаяся структурная диспропорциональность;

3) сохраняются высокие темпы инфляции;

4) значительный дефицит государственного бюджета;

5) снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис;

6) продолжается падение курса белорусского рубля;

7) остается относительно низким жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации его по уровню доходов;

8) значительных масштабов достигла скрытая безработица.[5, c. 21-22 ].

2.2 Особенности развития предпринимательства в Восточной Европе и странах СНГ

 

Предистория малого предпринимательства в Украине такова же, как и в других республиках бывшего СССР: с 1986г. начали действовать кооперативы, как предшественники частного малого бизнеса, а после 1990 г. развернулась деятельность малых предприятий как юридически узаконенной формы предпринимательства.

Специального закона, определяющего все условия деятельности малых предприятий, в Украине пока нет, хотя проекты подобного закона разработаны и находятся на рассмотрении в различных инстанциях.

Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990г. "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" определена предельная численность работающих в малых предприятиях по отраслям:

• промышленность и строительство — до 200 человек;

• другие отрасли производственной сферы — до 50 человек;

• наука и научное обслуживание — до 50 человек;

• непроизводственная сфера — до 25 человек;

• розничная торговля — до 15 человек.

Различные стороны деятельности малых предприятий регламентируются соответствующими законами, касающимися всех субъектов хозяйствования: о собственности, об аренде, о предприятиях, о предпринимательстве, о хозяйственных товариществах, о совместных предприятиях, о налогообложении, о банкротстве и другими. В этих законах, за небольшим исключением, не выделяются отдельно правила, относящиеся к малым предприятиям. Исключением явилось то, что в законе "О налогообложении доходов предприятий и организаций" предусматривались льготы по налогу на доходы некоторых категорий малых предприятий в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, которые впоследствии были аннулированы [10.].

К настоящему времени законодательством Украины разрешена деятельность всех общепринятых в мире организационных форм предпринимательства, начиная с индивидуальной трудовой деятельности без образования юридического лица и включая индивидуальные и семейные предприятия, частные, коллективные предприятия, акционерные общества и так далее.

Количественную сторону процесса становления сектора малого бизнеса в Украине представляют Таблица 1, Таблица 2.

Таблица 1

Изменение числа действующих малых предприятий в Украине (тыс.)

Показатель 1990 1991 1992 1993 1994 1995
Число малых предприятий 1 20 50 74 80 91,6
Число мелких кооперативов 30 27 17 11 6 4,4
Общее число предприятий малого бизнеса 31 47 67 85 86 96
Прирост по отношению к предыдущему году, %   52 43 27 1 12

Источник: Статистические бюллетени Министерства статистики Украины

Таблица 2

Ранговые места областей по различным показателям

Показатель

Места областей в порядке убывания значений показателей

Население, млн.чел Донецкая 5,4 Киевская 4,5

Днепропетровская

3,9

Харьковская 3,2 Луганская 2,9
Территория, тыс.кв.км Одесская 33,3

Днепропетровская

31,9

Черниговская 31,9 Харьковская 31,4 Житомирская 29,9
Плотность населения чел/кв.км. Донецкая 202 Киевская 159

Львовская

127

Днепропетровская 123 Черниговская 117
Городское население, % Донецкая 90 Луганская 87

Днепропетровская

84

Киевская 81 Харьковская 79
Количество больших городов Донецкая 28 Луганская 14

Днепропетровская

13

Крым 11 Киевская 9
Количество МП и кооперативов тыс. Киевская 11,2 Донецкая 11,1

Харьковская

8,4

Крым 66 Днепропетровская 61
Число занятых в МП и кооперативах, тыс. Киевская 159,3 Донецкая 156,5

Харьковская 123,7

Днепропетровская 102,1 Крым 87,7
Количество МП и кооперативов на 10 тыс.чел. Киевская 46 Харьковская 26,4

Крым

24,9

Донецкая 20,8 Николаевская 18,5
Доля трудоспособного населения, занятого в МБ, % Киевская 8,8 Харьковская 6,9

Крым

5,8

Днепропетровская 5,4 Донецкая 5,2
             

 

Приведённые в таблицах данные нуждаются в комментариях.

Во-первых, Министерство статистики Украины не ведёт учет и не включает в совокупность субъектов малого предпринимательства лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а их насчитывалось к концу 1995 г. 859 тысяч. В разных странах мира такие предприниматели учитываются или в категории "фирма одного человека", или как предприниматели-одиночки без образования юридического лица. В Украине численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица можно узнать только в налоговых инспекциях, и как правило, большинство исследователей малого бизнеса при оценке размеров сектора малого бизнеса не принимают их во внимание. [3.]

Во-вторых, в сектор малого бизнеса не включается ещё несколько видов хозяйственных субъектов — таких, как совместные предприятия, которых в Украине действует более 2000 и большинство которых по численности занятых попадает в категорию малых предприятий.

В-третьих, невыносимые условия, созданные налоговым прессом, вынуждают многие предприятия, что характерно и для ряда др. постсоветских стран, уходить в теневую экономику, и для официальной статистики они переходят в категорию зарегистрированных, но не действующих.

Независимо от того, какими данными и расчётами пользуются ученые в Украине, в одном они сходятся — а именно, что достигнутый к концу 1996 г. уровень развития негосударственного частного предпринимательства приходится оценивать как недостаточный по следующим соображениям:

• удельный вес малых предприятий и кооперативов по их числу и по объему собственности составляет 10-15%, тогда как в развитых странах — от 50 до 80%;

• по объему деятельности (производство товаров и услуг) малый бизнес Украины настолько мал, что не может удовлетворить ни общественные потребности, ни играть роль полноценного рыночного фактора, то есть влиять на достижение рыночного баланса и составлять конкуренцию крупным монопольным государственным предприятиям (по числу МП, приходящихся на 10 тыс. чел. населения, Украина в несколько раз отстает от стран Балтии и России, в 10 раз от Румынии и Словении, в 50 раз от Польши, Венгрии, Чехии);

• доля работающих в малом бизнесе Украины составляет около 6% от численности всех работающих, тогда как в странах с рыночной экономикой — не менее 50%;

• вклад малого бизнеса в создание ВНП составляет 10-15% по сравнению с 60-80% в развитых странах.

Что касается внутреннего механизма жизнедеятельности, то малый бизнес не достиг порога "критической массы", при котором начинает действовать эффект саморегулирования и самовоспроизводства.

Среди видов деятельности малых предприятий до сих пор значительно преобладают розничная торговля (28%), промышленность (19%) и строительство (16%), а среди кооперативов — строительство (35%) и промышленность (27%). Тенденция в отраслевом распределении малых предприятий и кооперативов таковы, что сокращается доля предприятий, занимающихся производством, а растет доля занимающихся торговлей и посредническими услугами, а также финансовых и страховых компаний, в том числе бирж и брокеров.

Специалисты по переходной экономике выделяют четыре фазы становления сектора малого и среднего бизнеса: зарождение, бурный рост, насыщение и саморегуляция с соответствующими структурными преобразованиями. Такие страны, как Польша, Чехия, Венгрия, достигли четвертой фазы. Словакия, Словения, страны Балтии приближаются к третьей фазе. Румыния, Болгария, Албания, Россия находятся на разных участках фазы бурного роста. По усредненным оценкам первая фаза занимает один год, вторая — 2-3 года и третья — менее года.

Отсюда следует, что если бы процессы преобразований в Украине шли оптимальным образом, то уже к 1995 г. сектор малого бизнеса должен был достичь третьей фазы — насыщения. В этой фазе в соответствии с масштабами Украины, численностью населения, количеством занятых в общественном хозяйстве, должно быть примерно 2.5 миллиона малых предприятий, на которых занято по меньшей мере 10 миллионов человек.

Украина же имеет примерно 100 тыс. МП и ещё 900 тысяч хозяйствующих субъектов, которых согласно международным критериям можно зачислить в сектор малого бизнеса. Занято в этом секторе примерно 2.5 млн. чел. Таким образом, и по числу МП, и по численности занятых в них Украина примерно в 3-4 раза отстаёт от ориентиров фазы насыщения.

Мы хотели бы акцентировать внимание на масштабности задачи, стоящей перед Украиной. В малый бизнес должны в ближайшие годы прийти, по меньшей мере, 6-7 млн. чел., а общее число владельцев-предпринимателей должно достичь 3 миллионов.

Реформы последних лет открыли возможность людям легально заниматься частным бизнесом, получать прибыль и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наиболее предприимчивые бесстрашно ринулись в это новое дело и многие преуспели. Помогла не проработанность законов в этой сфере, льготы первым кооперативам, растерянность основной массы населения и незаполненный рынок товаров и услуг, а кроме того, выход на зарубежные фирмы и донорские программы единиц, а не десятков, сотен фирм, как стало позднее.

Такое положение дел длилось сравнительно недолго, и когда приход в малый бизнес стал более массовым, предприниматели столкнулись с серьезными проблемами, которые характерны для всех стран мира, но в нашем варианте приобрели гипертрофированный характер. Набор этих трудностей известен: в прессе, в кругу специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует список примерно из двух десятков причин, препятствующих или затрудняющих развитие малого бизнеса в Украине.

В типичный перечень входят такие причины, как несовершенные законы и часто изменяющиеся правила; чрезмерные налоги; недостаточность источников финансирования; неравные возможности в конкурировании с номенклатурным крупным бизнесом; всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки, а то и препятствия со стороны государства (его органов); неразвитость инфраструктуры (банки, связь, информация); профессиональная неподготовленность самих предпринимателей и т.д.

К этому можно добавить такие причины, как экономическая депрессия, высокая инфляция и отсутствие твёрдой национальной денежной единицы, что влияет не только на малый бизнес, но и на других хозяйственных субъектов, и является неизбежным сопровождением переходного экономического периода.

Не отрицая важности всех перечисленных препятствий для развития малого бизнеса в Украине, особо хотелось бы выделить политику поддержки малого частного предпринимательства и рассмотреть, какие силы могут влиять и фактически влияют на формирование этого важного сектора рыночной экономики.



2019-07-03 379 Обсуждений (0)
Функции государства в переходной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции государства в переходной экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)