Функции государства в переходной экономике
Можно выделить две группы регулирующих функций государства: функции по созданию условий эффективной работы рынка и функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов. К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы и создания общих правовых усилий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также стимулирования и зашиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесении в него частичных корректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. [2.]. Cпецифика переходного периода в Республике Беларусь может бытьвыражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса. Проявления этого системного кризиса можно расценивать как специфические особенности переходной экономики нашей республики. Основные из них: 1. Длительный экономический спад. Несмотря на прирост ВВП за 5 последних лет на 36 %, преждевременно делать вывод о переломе тенденции нарастания этого кризиса. Во-первых, ВВП в 2000 г. составил лишь 87,9 % от уровня 1990 г. Во-вторых, показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу, существенно завышает показатель уровня жизни народа Беларуси. Это объясняется включением в ВВП республики помимо стоимости произведенной и реализованной продукции также стоимости нереализованной продукции. В-третьих, наукоемкость ВВП составляет около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (показательно, что сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40 % от валового внутреннего продукта). И, наконец, увеличение объемов производства в республике в 1996—2000 гг. происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния реального сектора экономики: в рейтинге стран по критерию эффективности экономики Беларусь занимает лишь 136 место из 165. 2. Кризис технологий. В республике доминируют традиционные индустриальные и доиндустриальные технологии. Вложение инвестиций в поддержание этих технологий без их кардинального обновления и перехода к постиндустриальным технологиям фактически бесперспективно — 10 дол, инвестированные в основные производственные фонды, в целом по народному хозяйству обеспечивают только 1 дол. прироста ВВП в год. 3. Углубление структурных диспропорций в экономике. В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимает технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими. Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.). В настоящее время все они занесены в Государственный реестр предприятий-монополистов и подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательством. 4. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 1996 г. — 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2; в 1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6—7 % вместо запланированных 46 %. 5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвестно, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед кем он несет ответственность. Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней). 6. Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Доминирующими в структуре доходов населения республики остаются продукты питания (порядка 80 %). Что же касается предметов культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения Беларуси к структуре доходов населения слаборазвитых стран. Падает средняя продолжительность жизни: если в конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет. 7. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. 8. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности. [8, c. 100-106]. Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей республике сыграли следующие факторы: - наличие доиндустриальных, индустриальных, постиндустриальных подсистем производительных сил; - система производственных отношений, которая находилась в своеобразном «переходном» состоянии; - процессы свертывания общественного разделения труда и перехода к натурализации производства. Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами: 1) наиболее заметной чертой экономического кризиса является длительный обвальный спад, последствия которого сохраняются до настоящего времени; 2) углубляющаяся структурная диспропорциональность; 3) сохраняются высокие темпы инфляции; 4) значительный дефицит государственного бюджета; 5) снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис; 6) продолжается падение курса белорусского рубля; 7) остается относительно низким жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации его по уровню доходов; 8) значительных масштабов достигла скрытая безработица.[5, c. 21-22 ]. 2.2 Особенности развития предпринимательства в Восточной Европе и странах СНГ
Предистория малого предпринимательства в Украине такова же, как и в других республиках бывшего СССР: с 1986г. начали действовать кооперативы, как предшественники частного малого бизнеса, а после 1990 г. развернулась деятельность малых предприятий как юридически узаконенной формы предпринимательства. Специального закона, определяющего все условия деятельности малых предприятий, в Украине пока нет, хотя проекты подобного закона разработаны и находятся на рассмотрении в различных инстанциях. Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990г. "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" определена предельная численность работающих в малых предприятиях по отраслям: • промышленность и строительство — до 200 человек; • другие отрасли производственной сферы — до 50 человек; • наука и научное обслуживание — до 50 человек; • непроизводственная сфера — до 25 человек; • розничная торговля — до 15 человек. Различные стороны деятельности малых предприятий регламентируются соответствующими законами, касающимися всех субъектов хозяйствования: о собственности, об аренде, о предприятиях, о предпринимательстве, о хозяйственных товариществах, о совместных предприятиях, о налогообложении, о банкротстве и другими. В этих законах, за небольшим исключением, не выделяются отдельно правила, относящиеся к малым предприятиям. Исключением явилось то, что в законе "О налогообложении доходов предприятий и организаций" предусматривались льготы по налогу на доходы некоторых категорий малых предприятий в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, которые впоследствии были аннулированы [10.]. К настоящему времени законодательством Украины разрешена деятельность всех общепринятых в мире организационных форм предпринимательства, начиная с индивидуальной трудовой деятельности без образования юридического лица и включая индивидуальные и семейные предприятия, частные, коллективные предприятия, акционерные общества и так далее. Количественную сторону процесса становления сектора малого бизнеса в Украине представляют Таблица 1, Таблица 2. Таблица 1 Изменение числа действующих малых предприятий в Украине (тыс.)
Источник: Статистические бюллетени Министерства статистики Украины Таблица 2 Ранговые места областей по различным показателям
Приведённые в таблицах данные нуждаются в комментариях. Во-первых, Министерство статистики Украины не ведёт учет и не включает в совокупность субъектов малого предпринимательства лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а их насчитывалось к концу 1995 г. 859 тысяч. В разных странах мира такие предприниматели учитываются или в категории "фирма одного человека", или как предприниматели-одиночки без образования юридического лица. В Украине численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица можно узнать только в налоговых инспекциях, и как правило, большинство исследователей малого бизнеса при оценке размеров сектора малого бизнеса не принимают их во внимание. [3.] Во-вторых, в сектор малого бизнеса не включается ещё несколько видов хозяйственных субъектов — таких, как совместные предприятия, которых в Украине действует более 2000 и большинство которых по численности занятых попадает в категорию малых предприятий. В-третьих, невыносимые условия, созданные налоговым прессом, вынуждают многие предприятия, что характерно и для ряда др. постсоветских стран, уходить в теневую экономику, и для официальной статистики они переходят в категорию зарегистрированных, но не действующих. Независимо от того, какими данными и расчётами пользуются ученые в Украине, в одном они сходятся — а именно, что достигнутый к концу 1996 г. уровень развития негосударственного частного предпринимательства приходится оценивать как недостаточный по следующим соображениям: • удельный вес малых предприятий и кооперативов по их числу и по объему собственности составляет 10-15%, тогда как в развитых странах — от 50 до 80%; • по объему деятельности (производство товаров и услуг) малый бизнес Украины настолько мал, что не может удовлетворить ни общественные потребности, ни играть роль полноценного рыночного фактора, то есть влиять на достижение рыночного баланса и составлять конкуренцию крупным монопольным государственным предприятиям (по числу МП, приходящихся на 10 тыс. чел. населения, Украина в несколько раз отстает от стран Балтии и России, в 10 раз от Румынии и Словении, в 50 раз от Польши, Венгрии, Чехии); • доля работающих в малом бизнесе Украины составляет около 6% от численности всех работающих, тогда как в странах с рыночной экономикой — не менее 50%; • вклад малого бизнеса в создание ВНП составляет 10-15% по сравнению с 60-80% в развитых странах. Что касается внутреннего механизма жизнедеятельности, то малый бизнес не достиг порога "критической массы", при котором начинает действовать эффект саморегулирования и самовоспроизводства. Среди видов деятельности малых предприятий до сих пор значительно преобладают розничная торговля (28%), промышленность (19%) и строительство (16%), а среди кооперативов — строительство (35%) и промышленность (27%). Тенденция в отраслевом распределении малых предприятий и кооперативов таковы, что сокращается доля предприятий, занимающихся производством, а растет доля занимающихся торговлей и посредническими услугами, а также финансовых и страховых компаний, в том числе бирж и брокеров. Специалисты по переходной экономике выделяют четыре фазы становления сектора малого и среднего бизнеса: зарождение, бурный рост, насыщение и саморегуляция с соответствующими структурными преобразованиями. Такие страны, как Польша, Чехия, Венгрия, достигли четвертой фазы. Словакия, Словения, страны Балтии приближаются к третьей фазе. Румыния, Болгария, Албания, Россия находятся на разных участках фазы бурного роста. По усредненным оценкам первая фаза занимает один год, вторая — 2-3 года и третья — менее года. Отсюда следует, что если бы процессы преобразований в Украине шли оптимальным образом, то уже к 1995 г. сектор малого бизнеса должен был достичь третьей фазы — насыщения. В этой фазе в соответствии с масштабами Украины, численностью населения, количеством занятых в общественном хозяйстве, должно быть примерно 2.5 миллиона малых предприятий, на которых занято по меньшей мере 10 миллионов человек. Украина же имеет примерно 100 тыс. МП и ещё 900 тысяч хозяйствующих субъектов, которых согласно международным критериям можно зачислить в сектор малого бизнеса. Занято в этом секторе примерно 2.5 млн. чел. Таким образом, и по числу МП, и по численности занятых в них Украина примерно в 3-4 раза отстаёт от ориентиров фазы насыщения. Мы хотели бы акцентировать внимание на масштабности задачи, стоящей перед Украиной. В малый бизнес должны в ближайшие годы прийти, по меньшей мере, 6-7 млн. чел., а общее число владельцев-предпринимателей должно достичь 3 миллионов. Реформы последних лет открыли возможность людям легально заниматься частным бизнесом, получать прибыль и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наиболее предприимчивые бесстрашно ринулись в это новое дело и многие преуспели. Помогла не проработанность законов в этой сфере, льготы первым кооперативам, растерянность основной массы населения и незаполненный рынок товаров и услуг, а кроме того, выход на зарубежные фирмы и донорские программы единиц, а не десятков, сотен фирм, как стало позднее. Такое положение дел длилось сравнительно недолго, и когда приход в малый бизнес стал более массовым, предприниматели столкнулись с серьезными проблемами, которые характерны для всех стран мира, но в нашем варианте приобрели гипертрофированный характер. Набор этих трудностей известен: в прессе, в кругу специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует список примерно из двух десятков причин, препятствующих или затрудняющих развитие малого бизнеса в Украине. В типичный перечень входят такие причины, как несовершенные законы и часто изменяющиеся правила; чрезмерные налоги; недостаточность источников финансирования; неравные возможности в конкурировании с номенклатурным крупным бизнесом; всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки, а то и препятствия со стороны государства (его органов); неразвитость инфраструктуры (банки, связь, информация); профессиональная неподготовленность самих предпринимателей и т.д. К этому можно добавить такие причины, как экономическая депрессия, высокая инфляция и отсутствие твёрдой национальной денежной единицы, что влияет не только на малый бизнес, но и на других хозяйственных субъектов, и является неизбежным сопровождением переходного экономического периода. Не отрицая важности всех перечисленных препятствий для развития малого бизнеса в Украине, особо хотелось бы выделить политику поддержки малого частного предпринимательства и рассмотреть, какие силы могут влиять и фактически влияют на формирование этого важного сектора рыночной экономики.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |