Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и характеристика сложных предпринимательских образований.



2019-07-03 814 Обсуждений (0)
Виды и характеристика сложных предпринимательских образований. 0.00 из 5.00 0 оценок




К сложным предпринимательским образованиям относятся концерны, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, тресты, холдинги, договорные совместные предприятия, транснациональные корпорации.

Концерн является наиболее распространенной формой сложных предпринимательских образований. Его участниками могут быть предприятия промышленности, транспорта, торговли, финансовой сферы, которые добровольно объединяются для достижения каких-либо общих целей. Объединение осуществляется на основе заключенного между его участниками соглашения, в результате которого образовывается финансовая группа. Она оформляется организационно и юридически, т.е. создается новая организация со статусом юридического лица и собственной организационной структурой управления. Управление и контроль за деятельностью предприятий, входящих в концерн, осуществляет совет директоров (или комитет совета), в состав которого входят представители всех участников объединения.

Сфера влияния концерна не ограничивается только составом его участников. Она всегда значительно шире, так как включает и дочерние компании предприятий — участников концерна. В центре концерна чаще всего находится коммерческий банк или финансовая компания. Предприятия, входящие в концерн, утрачивают финансовую самостоятельность и имеют формальнуююридическую самостоятельность. Вместе с тем, если об этом указывается в соглашении, возможна имущественная ответственность участников по обязательствам концерна, и наоборот. Финансовый контроль в концерне осуществляется не столько владельцами входящих в его состав предприятий, сколько финансовыми институтами самого концерна. Для концернов характерен большой объем внутрифирменных поставок. В зависимости от процессов и целей, на основании которых происходит объединение отдельных предприятий, встречаются три основных типа концернов:

1.Концерны, основанные на вертикальной интеграции. Его участниками являются предприятия, связанные между собой производственной цепочкой.

2.Концерны, основанные на горизонтальной интеграции. Они создаются чаще всего предприятиями одной и той же отрасли, выпускающими одинаковую или схожую продукцию, а также продукцию, предназначенную для удовлетворения одних и тех же потребностей.

3. Концерны, образованные по принципу конгломерации. В его основу положена широкая диверсификация, связанная с проникновением отдельных корпораций не только в родственные, но и в «чужие», отрасли.

Консорциум. Он представляет собой временное соглашение между банками или производственными фирмами для совместного размещения займа или осуществления единого проекта.

Создание консорциума не связано с образованием нового юридического лица. Он создается по принципу товарищества. Участники консорциума создают общие структуры управления в виде наблюдательного или координационного совета, в функции всех участников по реализации совместного проекта. Иногда эти функции возлагаются на одну из фирм, входящих в состав данного объединения.

Картель предусматривает временный договор между его участниками, который не ведет к образованию нового юридического лица. В договоре о создании картеля регулируются объемы производства, условия продаж и найма рабочей силы, уровни цен или тарифов, сроки платежей и т.д. Картель фактически подразумевает соглашение о разделе рынков сбыта и источников сырья. Предприятия, входящие в картель, имеют лишь формально ограниченную производственную и коммерческую самостоятельность.

Современные картели можно разделить на четыре основные категории:

1) внутренние картели. Они действуют в пределах национального рынка или его части. В их состав входят как крупные, так и мелкие фирмы;

2) экспортные картели. Обычно состоят из национальных фирм-экспортеров. На внешний рынок такие картели выходят, имея согласованные позиции по всем аспектам внешнеэкономической деятельности.

3) импортные картели. Образуются фирмами, которые являются крупными импортерами зарубежных товаров с целью противостоять поставщикам этих товаров.

4) международные картели. Создаются из фирм нескольких стран, могут заниматься экспортом, импортом или обеими этими операциями одновременно.

Синдикат представляет собой объединение предприятий, которое осуществляет всю коммерческую деятельность через единую торгово-закупочную фирму, имеющую статус юридического лица.

Производственные фирмы, входящие в состав синдиката, утрачивают коммерческую, а иногда и юридическую самостоятельность. Синдикат создается на основании соглашения между участниками, по которому одной торгово-закупочной фирме поручаются все операции по закупкам и продажам. Торгово-закупочная фирма выступает на рынке самостоятельно, только от своего имени. Создание синдиката оформляется организационно и юридически.

Пул – форма объединения предпринимателей, в котором доходы всех участников поступают в общий фонд, а затем распределяются между ними согласно заранее установленной пропорции. В общий фонд пула могут вноситься как доходы, так и согласованная их часть. В некоторых пулах регулируются и расходные статьи частников. Образование пула не ведет к созданию новой организации, он возникает на основе договора о создании товарищества, участники пула имеют ограниченную коммерческую, а иногда и производственную самостоятельность.

Трест имеет все черты классической монополии. Входящие в него предприятия полностью теряют самостоятельность и подчиняются единому управлению. Реальная власть в тресте сосредоточена в руках правления или головной компании, которой принадлежат все права по управлению и контролю за предприятиями, входящими в трест. Образование трестов в большинстве отраслей запрещено антимонопольным законодательством. В тех же отраслях, где монополия по каким-то причинам сохраняется, государство берет на себя право регулировать ее деятельность. Государственное регулирование трестов связано с установлением для них предельных уровней цен и тарифов, а также с введением юридических ограничений деловой активности. Рост доходов в таких «естественных» монополистических образованиях может достигаться только за счет роста объемов производимых товаров или услуг, снижения издержек, расширения ассортимента услуг.

Холдинг относится к особому виду материнских компаний. В классическом понимании — это держательская компания, в уставный фонд которой входят контрольные пакеты акций дочерних компаний. Вхождение дочерних предприятий в холдинг не связано контрактами или соглашениями, что является отличной чертой данной сложной предпринимательской структуры, основу которой составляют права собственности.

Основным видом деятельности холдинга (материнской компании) является управление и финансовый контроль за деятельностью дочерних компаний. Основной доход холдинговой компании - это дивиденды, которые она получает от дочерних компаний на принадлежащие ей акции.

Дочерние компании сохраняют формальную независимость от холдинговой компании, которая не вмешивается в текущую деятельность. Управление и контроль за дочерними компаниями материнская компания обеспечивает посредством получения большинства мест в их советах директоров. Основные направления политики холдинга определяются на совете директоров материнской компании.

Отсутствие договорных отношений между участниками холдинга способствует сохранению конкуренции между дочерними компаниями.

Учредителями холдинга не могут выступать дочерние компании.

Образование и расширение холдинга происходит рыночным путем посредством:

1) добровольного объединения или передачи учредителями контрольных пакетов акций контролируемых ими компаний в качестве своей доли в уставный фонд материнской компании;

2) скупки контрольных пакетов акций на фондовом рынке;

3) участия в учреждении новых акционерных компаний.

Холдинги бывают двух видов: чистый холдинг главной целью которого является финансовый контроль и управление дочерними компаниями, и смешанный холдинг, когда материнская компания в дополнение к своему основному бизнесу занимается еще и конкретным видом хозяйственной деятельности. Встречаются также такие понятия, как «жесткий холдинг» и «мягкий холдинг». Жесткий холдинг связан с получением контроля благодаря владению контрольными пакетами акций дочерних. Понятие «мягкий холдинг» используется иногда для характеристики партнерских отношений между смежниками, если они в целях повышения взаимной заинтересованности обмениваются небольшими пакетами акций, которые не позволяют им контролировать друг друга.

Договорные совместные предприятияявляются временнымрыночным образованием. Их создание не предполагает возникновения новой организации для осуществления совместной деятельности. Внутренние правовые отношения между участниками договорных совместных предприятий регулируются межфирменными соглашениями. Договорные совместные предприятия всегда объединяют значительно меньше участников по сравнению с консорциумом и этими участниками являются предприятия из разных стран.

Транснациональные корпорации (ТНК)являются сложнымимеждународными предпринимательскими образованиями. По объему продаж ТНК распределяются на три группы: крупные, имеющие годовой оборот от 10 до 100 млрд дол. и выше; средние, с годовым оборотом от 1 до 10 млрд дол.; малые, годовой оборот которых исчисляется в сотнях милн. долларов. ТНК имеют штаб-квартиру в какой-либо одной стране и множество филиалов и совместных предприятий во многих странах мира, что резко повышает ее конкурентоспособность и дает дополнительные возможности в бизнесе по сравнению с компаниями, действующими в пределах национальных границ. При этом влияние головной компании на мировом рынке не ограничивается контролем за деятельностью филиалов и совместных предприятий, а простирается значительно шире, так как большинство филиалов и совместных предприятий «обрастают» значительным количеством дочерних компании. Для повышения их управляемости нередко создаются региональные значительные отделения, которые контролируют деятельностьвсех предприятий ТНК, расположенных на конкретных территориях.

ТНК имеет тенденцию к централизованному контролю над каждым своим филиалом и совместным предприятием. [1, с. 65 - 104].




2019-07-03 814 Обсуждений (0)
Виды и характеристика сложных предпринимательских образований. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и характеристика сложных предпринимательских образований.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)