Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические проблемы адаптации



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Психологические проблемы адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок




Массовое сокращение Вооруженных Сил породило острейшую социальную проблему, связанную с обеспечением адаптации к новым условиям жизни и деятельности уволенных военнослужащих и оказавшихся на рынке труда без должной поддержки со стороны государства.

За сравнительно короткий срок в структуре населения России сформировалась новая многочисленная группа риска, представители которой остро нуждаются в жилье, бытовом обустройстве, переподготовке и подборе подходящей работы. В настоящее время до 70% офицеров запаса испытывают серьезные трудности с подбором гражданской профессии. Многие из них до года и более остаются без работы и, не найдя достойного применения своим способностям, идут на малоквалифицированные работы (грузчики, дворники, охранники и даже в криминальные структуры). Из этого следует цель: помощь в профессиональном самоопределении и профессиональная переподготовка бывших военнослужащих с дальнейшим трудоустройством.

Кроме того, в настоящее время в Вооруженных Силах остро стоит вопрос социально-психологической адаптации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, которые составляют особую группу. Жизненный опыт этих людей уникален - он резко отличается от опыта невоевавших людей. Условия, в которых находились военнослужащие, несут в себе негативное, разрушающее воздействие на психику. Это приводит к тому, что после участия в военных действиях в гражданскую жизнь возвращаются люди, страдающие посттравматическим синдромом. Эти факторы усложняют процесс социальной реинтеграции в гражданскую жизнь.

Психологическое состояние современного российского офицера после увольнения с военной службы во многом связано с особенностями переходного процесса в общественно-экономическом развитии России. Его сложность и противоречивость обусловливает необходимость развития комплексной системы мероприятий по социальной адаптации, профессиональной переподготовке и помощи в трудоустройстве бывших военнослужащих.

Несмотря на осознание необходимости комплексных мер по социально-психологической и социально-профессиональной адаптации военнослужащих, и особенно, военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, государству сегодня не по силам обеспечивать финансовыми средствами выполнение взятых на себя обязательств по социальной защите военнослужащих.

Практика работы показывает, что бывшие военнослужащие, а особенно те из них, кто принимал участие в боевых действиях, нуждаются в комплексном подходе к их проблеме, так как для наиболее эффективной реинтеграции в гражданскую жизнь им необходимы и профессиональная

переподготовка, и содействие в трудоустройстве, с постоянным психологическим сопровождением, которое поможет им справится с посттравматическим синдромом.

В последние годы государственные и негосударственные структуры направили свои усилия на переобучение и трудоустройство уволенных в запас или отставку кадровых военнослужащих. Однако практика реализации проектов, финансируемых TACIS, правительствами Германии, Великобритании, Швеции, Финляндии и других стран, а также центров, действующих совместно с Всероссийским центром переподготовки офицеров, увольняемых в запас показала, что такой подход (только используя обучение и трудоустройство, и помощь в развитии предпринимательской деятельности) ошибочен. Решить проблемы этой категории граждан лишь путем переквалификации и трудоустройства невозможно.

Социальная адаптация бывших военнослужащих - это не узкий вопрос, а широкий спектр законодательных, организационных, профессиональных, финансовых, психологических, социально-психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека.

Очевидно, что социально-психологическая адаптация военнослужащих, а особенно принимавших участие в боевых действиях, требует квалифицированной помощи, которая должна быть комплексной, учитывающей, в первую очередь, их правовой статус в обществе, необходимость выполнения специфических задач в различных условиях, в том числе с риском для жизни. Данные особенности, в свою очередь, сказываются и на членах семей военнослужащих, вследствие наличия между ними тесных связей. Поэтому, чтобы не проходить во многом мучительный процесс адаптации, многие из них пытаются выбирать профессии с максимальным риском. При этом они могут носить как социально приемлемый характер (спасатели, водолазы и т.п.), так и включаться в асоциальную среду, где их навыки могут найти применение в девиантном поведении. Около 26% бывших военнослужащих получают предложения о трудоустройстве от криминальных группировок. Бывшие военнослужащие и члены их семей с большим доверием и надеждой относятся к действующим центрам социально-психологической адаптации, что подтверждает опыт работы данных Центров. Люди, посвятившие лучшие годы своей жизни военной службе, сознательно принявшие на этот период ряд ограничений в общегражданских правах, связанных, в частности, с выбором места жительства, свободой передвижения, возможностью заниматься предпринимательством, гарантией личной безопасности, получают после увольнения в запас более слабые стартовые условия для налаживания гражданской жизни, чем их ровесники, не служившие в армии.

Социально-психологическую адаптацию и реабилитацию военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, уволенных с военной службы затрудняют следующие факторы:

v их неконкурентоспособность в гражданском обществе на рынке труда;

v особенности личности, сформировавшейся в условиях военной службы;

v изменение ролевого статуса (часто в сторону понижения);

v внутренние психологические барьеры, военная направленность их образования.

К тому же осуществление комплексных мероприятий по адаптации и реабилитации военнослужащих затруднено из-за сложившейся в России социально-экономической ситуации. Государству сегодня не по силам обеспечивать финансовыми средствами выполнение взятых на себя обязательств по социальной защите военнослужащих и членов их семей. Нет средств на достойное денежное довольствие военнослужащих, строительство жилья, на оказание им адресной социальной поддержки.

Уволенные с военной службы офицеры — это, как правило, трудоспособные люди, обладающие хорошей профессиональной подготовкой, содержание которой во многом родственно деятельности гражданских специалистов. Во время службы они получили опыт эксплуатации сложнейшей современной техники, решения задач в сфере операторской деятельности, в структурах управления, выполнение различных хозяйственных задач и т.д. Абсолютное большинство из них еще нуждается в активной профессиональной деятельности и способно, по свои деловым и нравственным качествам, принести значительную пользу обществу.

Однако, как показывает опыт, ситуация на рынке труда складывается для бывших военнослужащих далеко не благополучно. Впервые в истории России сокращение Вооруженных Сил осуществляется в условиях перехода страны от плановой экономики с ее системой гарантированной занятости населения к экономике рыночной, со свободным рынком труда и неизбежным ростом безработицы.

Многие учреждения, предприятия, отрасли хозяйствования стоят перед необходимостью значительного сокращения штата своих сотрудников. При нарастающем сокращении персонала (в особенности административно-руководящих должностей) предприятия не заинтересованы нанимать новых работников, а предпочитают оставлять своих специалистов, перемещая их по рабочим местам и вкладывая средства в их переподготовку. В этих условиях военнослужащим, уволенным в запас, не имеющим опыта трудовой деятельности в гражданской сфере, а также отягощенных потерей личностного статуса и деформацией личности, вследствие участия в боевых действиях, особенно сложно найти работу.

Хотелось бы обратить внимание на положительные аспекты и критерии, учитывая которые можно реально способствовать трудоустройству военнослужащих:

v профессиональная пригодность, в соответствии с военным профессиональным образованием, признанным в гражданской области и представляющим интерес для использования на гражданском рынке труда;

v общие особенности военнослужащих (ответственность и добросовестность, дисциплинированность и надежность, сознание долга и чувство ответственности, способность переносить, физические и психические нагрузки).

Обследования призывной молодёжи и военнослужащих показали, что в современных демографических и социальных условиях контингенты, призываемые на службу, не обладают достаточными предпосылками для достижения высокой военно-профессиональной работоспособности за короткое время. Около 20% военнослужащих, приходящих в ВС РФ составляют группу риска в плане затяжной военно-профессиональной адаптации.

Инфекции, психосоматические заболевания, психические травмы, боевые ранения надолго ухудшают психологическое состояние бывших военнослужащих и неблагоприятным образом сказываются на социально-психологической адаптации, на вхождении их в полноценную гражданскую жизнь. Как было сказано выше, огромную долю участия требуют военнослужащие, прошедшие "горячие точки"; уволенные в запас офицеры, члены семей, родители тех ребят, которые отслужили в армии. Круг вопросов, затрагиваемых в работе с ними различный, но объединяет их один фактор — война.

Психоэмоциональные расстройства, вызванные травмами (контузиями, ранением различного характера), боевые условия, потеря друзей, весь ужас войны позволяет говорить о существовании посттравматического стрессового синдрома. В течение многих месяцев и даже лет после психотравмирующей ситуации эти люди отличаются нервно-психической неустойчивостью, немотивированными колебаниями настроения, излишней вспыльчивостью, нарушениями сна, сопровождающимися кошмарами, устойчивым стремлением избегать всего, что напоминает о травме. Их переживания, боль, неадекватное поведение проходят перед глазами близких людей. И зачастую, семья не знает как справиться с проблемой, вставшей перед ней. Горький опыт воевавших также горек и для тех, кто с ними рядом в обычной, не военной жизни.

У офицеров, уволенных в запас, в основном отмечается состояние дискомфорта, повышается уровень тревожности, склонность к конфликтам (из обращений жен офицеров), что в основном и порождает проблемы в области переобучения и трудоустройства. По их словам, раньше "всегда была чётко определена задача", а сейчас "пугает неизвестность". Молодые люди (1979, 1980 г.р.), вернувшиеся из Чечни в августе 2000 — в основном находятся в состоянии глубокой депрессии, у них отмечается высокий уровень нервно-психической напряжённости, неспособность контролировать свои эмоции, ощущение беспомощности, но с пониманием того, что так жить нельзя. Они чувствуют, что им необходимы контакты, общение, но это пугает их. Постоянно страшит будущее. В работе с этой категорией, необходимо использовать семейное консультирование. Беседы с матерями, женами, невестами выстраиваются по схеме осознания ими проблематики как их близких, так и их Инфантилизм, наркотическая или алкогольная зависимость, пассивное восприятие мира, а с другой стороны проявления внезапной агрессии — вот краткий перечень всего, с чем приходится сталкиваться психологам в работе с ними.

В решении всего спектра вопросов, связанных с выше перечисленным, лучшим для общества и для каждого из нас в отдельности является готовность понять, а значит, и помочь военнослужащим, испытавшим сложности военной жизни.

 

1.3 Концепция социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

 

Исходной нормативной правовой основой Концепции является положение статьи 7 Конституции Российской Федерации, определяющее Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это конституционное положение ставит социальную защиту граждан центральной проблемой государства, предусматривает развитие системы социальных служб, декларирует гарантии социальной защиты.

Неотъемлемым компонентом системы социальной защиты является социальная адаптация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Социальная адаптация военнослужащих — это деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы

Основные задачи социальной адаптации военнослужащих:

v планирование и осуществление мероприятий, направленных на смягчение социально-экономических и общественно-психологических последствий, связанных с увольнением военнослужащих и их социальной адаптацией;

v снижение социальной напряженности в местах размещения воинских формирований и проживания граждан, уволенных с военной службы;

v создание условий и возможностей для получения образования, переподготовки и трудоустройства;

v разработка предложений по совершенствованию законодательства о правах, льготах и социальных гарантиях военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

v совершенствование механизмов и институтов социальной адаптации военнослужащих.

Успешное достижение целей и решение задач социальной адаптации зависит от глубокого знания и умелого применения специфических принципов социальной адаптации, отражающих объективные закономерности деятельности по подготовке военнослужащих к новым условиям жизни после увольнения с военной службы. К ним, прежде всего, относятся:

v гуманизм и законность;

v адресность и предметность;

v тесное взаимодействие органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления и общественных объединений;

v комплексное использование политических, экономических, социальных, правовых и иных мер; связь с государственным и военным строительством; целостный подход к человеку как объекту социальной адаптации, учет его меняющихся потребностей, интересов, ценностных ориентации.

Объектом социальной адаптации выступают военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.

Субъектом социальной защиты являются органы и должностные лица, предназначенные осуществлять эту деятельность.

В соответствии с положением статьи 7 Федерального закона «Об обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.

Центральное место в системе социальной адаптации занимают социальные службы, предназначенные для непосредственной работы по социальной поддержке, оказанию бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, социальной адаптации.

В систему социальных служб, осуществляющих социальную защиту и социальную адаптацию военнослужащих, входят:

v государственная система социальных служб; муниципальная система социальных служб;

v предприятия и учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию.

Основными условиями эффективности предлагаемой системы социальной адаптации военнослужащих являются согласованность, скоординированность деятельности всех органов системы, тесное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями и их социальными службами.

В Вооруженных Силах социальную защиту и социальную

адаптацию военнослужащих, увольняемых с военной службы,

осуществляют:

v командиры (начальники), другие должностные лица;

v органы военного управления;

v военные комиссариаты;

v органы воспитательной работы;

v юридическая служба Вооруженных Сил, органы военной прокуратуры, военные суды;

v военно-учебные заведения;

v органы и учреждения всех видов обеспечения личного состава;

v общественные объединения.

В целом работа по обеспечению социальной адаптации военнослужащих Вооруженных Сил организуется Министерством обороны. В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны обеспечивает социальную защиту военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Организацию переподготовки военнослужащих, увольняющихся (уволенных) с военной службы, и членов их семей на гражданские профессии осуществляет Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Военно-учебные заведения осуществляют подготовку военных кадров в области социальной адаптации, организуют переподготовку увольняемых военнослужащих, участвуют в научно-исследовательской работе и решении проблем социальной адаптации и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы.

Определенный вклад в решение задач социальной адаптации должны вносить общественные объединения. Они осуществляют защиту консолидированных интересов достаточно больших социальных групп личного состава, создают дополнительные возможности, условия и гарантии обеспечения социальной адаптации.

В качестве основных элементов системы социальной адаптации и переподготовки военнослужащих выступают:

v Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

v советы по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в видах Вооруженных Сил, военных округах и на флотах;

v Всероссийский центр социальной адаптации военнослужащих; главные центры социальной адаптации военнослужащих видов Вооруженных Сил;

v центры социальной адаптации военнослужащих военных округов, флотов;

v отделения центров социальной адаптации военнослужащих в военных городках, гарнизонах;

v справочно-консультационные пункты в воинских частях и гарнизонах;

v учебные центры переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас.

Предлагаемая Концепция создает основу для объединения существующих и создаваемых компонентов социальной адаптации в единую управляемую структуру.

Координация работы федеральных органов исполнительной власти осуществляется Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей готовит предложения рекомендательного характера для Федерального Собрания и других органов государственной власти по совершенствованию системы социальной адаптации военнослужащих. Он участвует в разработке проектов федеральных и региональных программ социальной защиты военнослужащих, в том числе с участием зарубежных партнеров, запрашивает и получает от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации необходимую информацию, создает из специалистов заинтересованных организаций временные рабочие группы для проведения экспертиз и научных исследований.

Организационно-техническое обеспечение работы Координационного совета осуществляется Отделом организационным и комплектования учебных центров по переподготовке военнослужащих Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Функции и сфера деятельности советов по социальной адаптации военнослужащих в видах Вооруженных Сил и военных округах аналогичны функциям и задачам Координационного совета применительно к своим уровням военного управления.

Учебные центры переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, находящиеся в ведении Министерства обороны, призваны обеспечить дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих.

В решении проблем социальной защиты военнослужащих Всероссийский центр социальной адаптации взаимодействует с Министерством труда и социального развития, Министерством образования Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями.



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Психологические проблемы адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические проблемы адаптации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)