Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ



2019-07-03 236 Обсуждений (0)
Глава II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Я и дядя, я и брат...

 

Наши дети часто знают лишь самых близких родственников, живущих, как правило, вместе с ребенком или в одном с ним городе (селе). Долгое время всех взрослых ребенок называет «дядями» и «тетями», но эти слова не предполагают наличия родственных связей. Обращение «тетя» адресуется и папиной сестре, и соседке, и продавцу. Так же долго ребенок не предполагает, что дети, с которыми он часто встречается на семейных торжествах, его родственники. О родстве, его степенях глухой дошкольник, как правило, не задумывается вообще. Между тем знание своего «семейного древа» очень важно для эмоционального и духовного развития каждого человека.

Начинать знакомить ребенка с членами семейного клана можно, примерно, с шести-семилетнего возраста. Первым «объектом» может стать бабушка. Бабушку ребенок знает и любит чуть ли не с рождения; и называть ее тоже начинает рано и ласково: «Бабуля». Но кто же такая бабушка? В один прекрасный день ребенок узнает, что бабушка - это... мама! Но папина. Папина мама. Это откровение не всякий ребенок воспринимает спокойно. И тут на помощь приходит семейный альбом. Рассматриваются фотографии, на которых запечатлен маленький мальчик - папа! А рядом с ним - молодая женщина, в которой ребенок узнает свою бабу

Для того, чтобы характер родства ребенка с разными членами семьи становился для него более очевидным, заведите новый альбом или тетрадь. На первую страницу наклеивается фотография, на которой запечатлены мама и папа ребенка, он сам, его брат (братья), сестра (сестры). После разговоров по поводу персонажей этой фотографии ребенок записывает около нее или под ней небольшой текст: «ЭТО МОЯ И ПЕТИНА МАМА, А ЭТО НАШ С ПЕТЕЙ ПАПА. ПЕТЯ - МОЙ РОДНОЙ БРАТ». Заполнять текстом все пространство листа не нужно, так как в дальнейшем текст будет дополняться. Беседы на семейные темы проводятся со значительными интервалами, если ребенок не возвращается к ним сам раньше намеченного вами срока. После очередных бесед ребенок узнает (или восстанавливает в памяти), где и когда родились он и его брат. Текст дополняется новой записью, примерно такой: «Я РОДИЛСЯ В СОСНОВКЕ 13 ИЮЛЯ 1986 ГОДА, ПЕТЯ ТОЖЕ РОДИЛСЯ В СОСНОВКЕ, ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕТИ - 8 ОКТЯБРЯ 1989 ГОДА. ПЕТЯ МОЛОЖЕ (МЛАДШЕ) МЕНЯ». Вы понимаете, что год может указываться только в том случае, когда соответствующее временное представление у ребенка уже имеется.

На двух следующих страницах наклеиваются детские фотографии мамы (одна страница) и папы (другая страница) с их родителями и – если таковые имеются - братьями и сестрами. Выясняется, что мама родилась в Сосновке, а папа - очень далеко - в городе Бийск. Ведется работа с картой. На ней вы вместе находите город, около которого расположена деревня Сосновка (если Сосновка на карте не указана), и Бийск. После обсуждения ребенок записывает под фотографиями два текста примерно такого содержания: «ЭТО МАМИНА МАМА - НАША С ПЕТЕЙ БАБУШКА ВЕРА. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БАБУШКИ - 4 СЕНТЯБРЯ. ЭТО МАМИН ПАПА - НАШ С ПЕТЕЙ ДЕДУШКА АНДРЕЙ. ЕГО ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - 30 ЯНВАРЯ. ЭТО МАМИНА СЕСТРА - МОЯ ТЕТЯ ЛИДА. МОЯ МАМА РОДИЛАСЬ В СОСНОВКЕ. ЕЁ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 14 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА. МАМА И ТЁТЯ ЛИДА - РОДНЫЕ СЕСТРЫ».

«ЭТО ПАПИНА МАМА - МОЯ БАБУШКА СВЕТА. ЕЁ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - 3 МАРТА. ЭТО ПАПИН ПАПА - МОЙ (НАШ С ПЕТЕЙ) ДЕДУШКА КИРИЛЛ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДУШКИ КИРИЛЛА - 10 ДЕКАБРЯ. ЭТО СЕСТРА ПАПЫ - МОЯ ТЁТЯ ЗИНА. А ЭТО БРАТ ПАПЫ - МОЙ ДЯДЯ СТАНИСЛАВ. МОЙ ПАПА РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ БИЙСК 26 МАРТА 1959 ГОДА. ПАПА И ТЁТЯ ЗИНА - РОДНЫЕ БРАТ И СЕСТРА. ПАПА И ДЯДЯ СТАНИСЛАВ - РОДНЫЕ БРАТЬЯ. ДЯДЯ СТАНИСЛАВ И ТЁТЯ ЗИНА - РОДНЫЕ БРАТ И СЕСТРА».

Этот текст является результатом многочисленных бесед, которые проводятся, возможно, в течение года или даже больше. С бабушкой и дедушкой по маминой линии ребенок видится часто, так как вы живете в одной деревне, а где живут бабушка и дедушка со стороны папы, он не знает. Впоследствии он узнает, что они живут в Бийске с тетей Зиной и ее семьей, а дядя Станислав живет недалеко от Красноярска; мамина сестра - тетя Лида живет в Архангельске. Города Архангельск и Красноярск ребенок вместе с вами находит на карте. Ваша помощь в определении местонахождения городов выражается в том, что вы предлагаете ребенку ориентиры для поиска. Речевой материал, которым вы пользуетесь при этом, определяется кругом представлений, который к этому времени сложился у ребенка. Например, «ДАВАЙ ИСКАТЬ НАВЕРХУ. ТЕПЕРЬ ПРАВЕЕ, ЕЩЕ ПРАВЕЕ, ЧУТЬ-ЧУТЬ НИЖЕ и т.п. Или: ЭТОТ ГОРОД НАХОДИТСЯ НА СЕВЕРЕ, ХОРОШО, ТЕПЕРЬ ИЩИ БЕЛОЕ МОРЕ».

В альбоме появляются все новые фотографии и новые тексты. По вашей просьбе родственники присылают вам свои семейные фотографии. Ребенок (может быть, заочно) знакомится со своими родственниками. Он узнает, что у тети Лиды (маминой сестры) есть МУЖ - дядя Витя. А Верочка, Миша и Антоша - их дети. Представления ребенка о родственных связях расширяются, но все не так просто. У Пети и вашего глухого ребенка родители общие. У Веры, Миши и Антона - родители тоже общие, и между собой эти дети - родные братья и сестра. Оказывается, что эти дети являются братьями и сестрой и вашим детям, вашему глухому ребенку, но не родными, а двоюродными. Все эти сведения постепенно оформляются в тексте под фотографиями. Там же пишется, сколько лет каждому ребенку и дата его рождения (можно без указания года).

С родственниками по папиной линии ситуация оказывается еще более сложной. Дело в том, что папина сестра моложе папы, и ее дети являются двоюродными братьями и сестрами ваших детей. А вот брат папы старше его значительно, так что дети его дочери (двоюродной сестры ваших детей) оказались почти ровесниками вашего глухого ребенка. Таким образом, дети молодой женщины являются племянниками ваших детей! Оба ваши сына - дяди.

Вы понимаете, что быстро разобраться в этих родственных переплетениях невозможно, на освоение их уходят годы. Чтобы интерес ребенка к этой проблеме не угасал это освоение должно происходить «порционно». Опорой в этой работе должны быть фотографии, на части которых родственники объединены в определенные группы (по вашим «заданиям»), и большое значение имеет возраст членов группы; на других фотографиях объединения родственников могут быть произвольными.

«Оживает» ваша географическая карта (которая давно висит в вашей квартире). Около тех пунктов, где живут ваши родственники, прикрепляются записочки (в форме кругов, овалов и других геометрических форм) с небольшими текстами. Тексты лучше писать взрослым, потому что шрифт должен быть мелким. Например, на записке около Елабути написано: «ТУТ ЖИВУТ МОЙ ДЯДЯ СТАНИСЛАВ (БРАТ МОЕГО ПАПЫ), МОЯ ТЁТЯ ..., МОЯ ДВОЮРОДНАЯ СЕСТРА ..., ЕЁ МУЖ ... И МОИ ПЛЕМЯННИЦЫ... И ...»

Таким же способом детей знакомят с их прабабушками и прадедушками.

Альбом, сделанный ребенком вместе с вами, следует использовать, когда к вам в гости приходят друзья или близкие знакомые. Ребенок сам или вместе с братом знакомит гостей со своим родственниками, подводит гостей к карте и показывает, где они живут. Альбому можно дать какое-нибудь название, например: «НАША РОДНЯ; НАШИ РОДСТВЕННИКИ; МОИ РОДСТВЕННИКИ» и т.п.

Одним из способов воспитания внимательного отношения к людям является поздравление их с днем рождения. Было бы очень полезно в конце альбома (на пустых листах) сделать календарь дней рождения родственников и друзей ребенка или вашей семьи. Например: ЯНВАРЬ: 14 - ТЁТИ МАШИ, 27 - ДВОЮРОДНОЙ СЕСТРЫ КСЮШИ; ФЕВРАЛЬ: 7 - БАБУШКИ НИНЫ; МАРТ: 26 - ПАПЫ, 28 -ТРОЮРОДНОЙ СЕСТРЫ ЛЕНЫ и т.д. Родственникам, живущим в других городах, ребенок посылает поздравительные письма, сопровождая их своими рисунками. Когда же кто-нибудь из родных приходит к вам в гости или приезжает из другого города, помогайте ребенку проявлять к нему большое внимание и в бытовых вопросах, и в отношении их культурного времяпрепровождения: ребенок может сходить с гостем в музей, поводить по поселку (городу) и рассказать о его достопримечательностях.

Очень советуем вам сохранять и укреплять родственные связи: это, безусловно, будет давать ребенку ощущение любви, тепла и защищенности.



2019-07-03 236 Обсуждений (0)
Глава II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)