Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что и зачем делают люди?



2019-07-03 212 Обсуждений (0)
Что и зачем делают люди? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Очень часто ребенок, воспитывающийся в семье (да и в детском саду), превращается в этакое «исключительное существо», которому положено заниматься только «чистой наукой». И если это мнение у родителей не меняется, то ребенок вырастает ограниченным и несчастным человеком. Но такой итог не неизбежен. Чтобы такого не случилось, необходимо как можно чаще выводить детей за пределы учебных ситуаций и «сталкивать» их с разнообразными сторонами реальной жизни. В данной статье речь пойдет об одной из этих сторон.

Всем известна разница между значениям слов «смотреть» и «видеть». Наши глаза могут быть устремлены на какой-то предмет или действие, но мы можем их не видеть, так как в этот момент озабочены чем-то другим. Так же и наши дети. Не думайте, что если «на глазах» у ребенка вы подметаете пол, он видит это, обращает на это внимание. Однако, если вы хотите, чтобы ваши действия были значимы для ребенка, его внимание следует организовывать специально.

Однажды вы обращаете внимание ребенка (начиная с трехлетнего возраста) на сор, который скопился на полу в передней. Вы вместе приходите к мысли, что тут грязно и неприятно. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? - размышляете вы. В зависимости от своих возможностей ребенок дает устный или практический совет - указывает на ведро и тряпку или на веник. Вы начинаете мыть пол и вместе радуетесь чистоте каждого вымытого участка. ТУТ ЧИСТО, А ТУТ ПОКА ГРЯЗНО. Наконец, вымыт весь пол. Вы любуетесь его чистотой. Ребенок рад - ведь вы сделали его соучастником дела, так как он был активным наблюдателем. Результат оформляется и в речи: БЫЛО ГРЯЗНО, СТАЛО ЧИСТО; ПОЛ БЫЛ ГРЯЗНЫЙ, А ТЕПЕРЬ ЧИСТЫЙ; МАМА (ПАПА) ВЫМЫЛА (ВЫМЫЛ) ПОЛ, ПОЛ СТАЛ ОЧЕНЬ ЧИСТЫЙ и т.п. Характер высказывания определяется уровнем речевого развития ребенка. Если ни одно из этих высказываний ему тока недоступно, он просто вторит вам.

Не превращайте данную ситуацию в обязательный ежедневный ритуал, иначе это быстро надоест ребенку. Но возвращаться к ней время от времени следует обязательно, и не один год. Во время неоднократных (ненавязчивых) наблюдений за мытьем и подметанием пола, вообще за уборкой квартиры, ребенок постепенно постигает смысл самого процесса: в результате действий взрослого (иногда вместе с ребенком) становится чисто.

Приучайте ребенка ежедневно перед сном проверять во время раздевания, все ли в порядке в его одежде, и откладывать в сторону или отдавать вам вещи с изъяном. Конечно, чаще вы будете чинить их, пока ребенок спит - так вам удобнее. Но время от времени нужно делать это при ребенке, привлекая его к наблюдению за процессом «лечения» вещи.

Например, вы собираетесь штопать колготки. Сначала спросите, можно ли ходить в таких - РВАНЫХ - колготках. Выясняется, что нельзя, так как это неаккуратно, неприятно смотреть. НАДО ЗАШТОПАТЬ ДЫРКУ, - говорите вы и одновременно пишете данное словосочетание, которое ребенок читает. Ребенок пристраивается рядом с вами. Каждый предмет, который вам нужен для работы, вы берете так, чтобы ребенок не только видел его, но и понимал его назначение. Всю ситуацию вы оречевляете: ВОТ ГРИБОК (можно предложить табличку или написать). НАТЯНЕМ НА НЕГО КОЛГОТКИ, ПОМОГИ, ПОЖАЛУЙСТА. ТААК, ХОРОШО. ВОТ КАКАЯ ДЫРКА! (если это слово не знакомо, можно его написать). ТЕПЕРЬ ВОЗЬМУ ИГОЛКУ ..., НИТКУ. А КАКОГО ЦВЕТА НИТКИ ВЗЯТЬ, КАК ТЫ ДУМАЕШЬ? - обращаетесь вы к ребенку. Он выбирает подходящий цвет. Вместе определяете длину нитки. ВДЕНУ НИТКУ В ИГОЛКУ. СДЕЛАЮ УЗЕЛОК (ребенок ощупывает его). А ТЕПЕРЬ Я БУДУ ШТОПАТЬ.

Какое-то время ребенок заинтересованно наблюдает за вашими действиями, но потом может устать. Как только вы это почувствуете, предложите ребенку пойти поиграть, а к концу работы позовите его снова. ГДЕ ДЫРКА? - спрашиваете вы с улыбкой. ДЫРКИ НЕТ! - радостно отвечает ребенок. ПОЧЕМУ? Вы помогаете ему оформить его мысль словесно, например, МАМА ЗАШТОПАЛА ДЫРКУ. Если в доме находится кто-нибудь еще, покажите ему вместе с малышом результат вашей работы. А ПОЧЕМУ МАМА ШТОПАЛА КОЛГОТКИ? - спрашивает второй взрослый. ТАМ ДЫРКА! - ГДЕ ДЫРКА? Вы помогаете ребенку выразить мысль правильно: ТАМ БЫЛА ДЫРКА. Второй взрослый хвалит работу и говорит: МАМА, СПАСИБО, ДА? - обращается он к ребенку. Тот благодарит вас. А ТЕПЕРЬ МОЖНО ХОДИТЬ В ЭТИХ КОЛГОТКАХ? - выясняете вы. - ДА, МОЖНО!

В разные дни (но не очень часто) ребенок так же активно наблюдает за тем, как вы пришиваете пуговицы, как вдеваете в трусики резинку, как ставите заплаты на штаны, рукава, простыню и т.п. Постепенно ребенок получает представление о смысле работы; сначала той или иной вещью пользоваться было нельзя, а в результате воздействия взрослого она снова становится пригодной к употреблению.

Не должны проходить мимо внимания ребенка и дела мужские. Собираясь забить гвоздь, повесить полку, починить велосипед и т.п., папа или дедушка привлекает к этому делу ребенка. Выясняется, зачем нужно это делать; обращается внимание на результат деятельности. Ребенок может принимать в ней посильное участие - он что-то приносит, подает, поддерживает. Взрослый оречевляет весь процесс так, как это описано в предыдущем примере.

Знают ли ваши дети, чем вы занимаетесь на своей работе? Очень многие, даже школьники, говорят, примерно, так: МАМА РАБОТАЕТ НА ФАБРИКЕ, ОНА ПОРТНИХА. А что за этим скрывается? В основном, самые примитивные представления.

Обязательным требованием программы является посещение ребенком места работы мамы, папы, других членов семьи.

Ребенок наблюдает за всей ситуацией и ролью в ней мамы (папы, сестры и т.д.). Допустим, мама работает в бухгалтерии. Мама сосредоточена, не отвлекается на разговоры. Она что-то считает, заносит в длинные таблицы какие-то цифры. Зачем она это делает? Во время перерыва вы объясните сыну или дочке, что эти таблицы она потом отдаст другому сотруднику, и он будет знать, например, сколько разных деталей (болтов, подшипников и т.п.) необходимо купить для завода. Нужно рассказать ребенку, какую продукцию выпускает завод. Конечно, ребенок не должен запоминать названия деталей, но познакомиться с ними, рассмотреть их, узнать, для чего они нужны, ребенок должен.

Если папа работает в цехе, то ребенок знакомится с характером его работы. Ребенок узнает, как и для чего папа вытачивает ту или иную деталь, куда она потом поступает, что делают другие рабочие, что представляет собой конечный продукт.

Мама - почтальон. У нее тяжелая сумка, она разносит и раскладывает по почтовым ящикам газеты, журналы, письма. Зачем? Вы рассказываете ребенку, что из газет люди узнают, что происходит в вашем городе, в других городах и деревнях, в других странах. Из газет и журналов люди узнают о создании новых приборов, новых лекарств и пр. А из писем люди узнают, как живут их родственники и друзья - здоровы ли, что делают и т.д.

А если папа - механизатор? Ребенок наблюдает, как изменяется поле под воздействием комбайна, что происходит с созревшим урожаем. Ребенок может посидеть рядом с папой в кабине и посмотреть, каким образом папа управляет таким сложным механизмом.

Эти «походы» на работу не должны быть однократными. Ведь ребенок взрослеет, и через год он сможет увидеть и понять то, что ему было недоступно год назад.

После каждого посещения вы ведете разговоры дома. Очень полезно делать книжки-самоделки. В процессе обсуждения и изготовления книжки у ребенка могут возникать вопросы, от которых не следует отмахиваться, как бы ни были сложны ответы на них. Если необходимо, используйте для объяснений демонстрацию, рисунки. Такие книжки «О маминой работе», «О папиной работе» и т.д. хранятся в библиотечке ребенка и после каждого очередного посещения места вашей работы в них вносятся дополнения. Появляются новые страницы, дополняются подписи под рисунками на прежних страницах.

Такой стиль жизни приводит к тому, что ребенок начинает по-иному воспринимать окружающих людей, окружающую обстановку. Без назидания в детях выращивается представление о том, что всё, что делают люди, они делают друг для друга, чтобы другому человеку, другим людям было приятно или полезно.

Для того, чтобы представление о труде не ассоциировалось удетей только с тяжестью и усталостью, нужно, чтобы по выражению вашего лица ребенок видел: хотя вы и устали, но вы довольны, удовлетворены тем, что сделали. НУ, ВОТ, ВСЁ ХОРОШО: Я ВЫСТИРАЛА ВСЁ ГРЯЗНОЕ БЕЛЬЁ, БЕЛЬЁ ЧИСТОЕ, ТЕПЕРЬ Я ОТДОХНУ, - говорите вы, улыбаясь. УФФ, КАК Я УСТАЛ! НО ЗАТО Я ВСКОПАЛ ДЕДУШКЕ ОГОРОД! СЕЙЧАС ПОМОЮСЬ И ОТДОХНУ.

Как вы видите, этот стиль жизни в гораздо большей степени, чем «Объяснения» за столом, обогащает детей интеллектуально и эмоционально, развивает их речь и общение, положительно влияет на процесс становления их личности.

«Дивлюсь я на небо...»

 

Мамы и папы, бабушки и дедушки! Часто ли вы обращаете взгляд на небо? Увы, поглощенные своими заботами, мы все делаем это очень редко. А если в чем-то не заинтересованы вы, то не будут заинтересованы в этом и ваши дети.

Но ведь небо - это особый мир. И знакомство с ним необходимо для обогащения чувств детей, их воображения, для развития их познавательных интересов.

Начните вместе с ребенком регулярно смотреть на небо. И не для того только, чтобы узнать, какая погода. Как хорошо наблюдать за небом летом, лежа на траве, в гамаке, на пляже! В плохую или холодную погоду можно наблюдать за состоянием неба из окна; особенно интересно делать это, если окна вашей квартиры (или дома) «смотрят» в разные стороны.

Какое же бывает небо? Какие процессы там происходят?

Вот оно голубое-голубое по всему горизонту, бездонное. Через какой-то промежуток времени на нем появляется крохотное белое пятнышко. На ваших глазах оно увеличивается в размерах, превращаясь в большое облако. В стороне от него рождаются новые белые точки - будущие облака. Каждое облако отличается от другого и формой, и величиной. Но все они движутся в одну сторону. Постепенно голубой цвет сменяется бело-голубым.

В другое время голубизна покрыта легчайшей белой дымкой, которая то исчезает, то появляется снова, но в другом месте, то, уплотняясь, превращается в облачко.

А что напоминают облака? Здесь простору фантазии нет предела. При этом в случае длительного наблюдения можно увидеть трансформацию одной фигуры в другую, третью и т.д. Можно увидеть и то, как от какого-нибудь облака отделяются часть за частью и начинают свою самостоятельную жизнь. Можно увидеть, как облака постепенно тают и... исчезают совсем!

А вот еще одно «чудо». Безветренный день, не шелохнется ни один листочек, а облака высоко в небе почему-то не стоят на месте, а плывут, плывут... «Почему?! - недоумевает не только шести-семилетний наблюдатель, но и школьник. - Ведь ветра нет, почему облака плывут?»

... Темные тучи на фоне серого неба - предвестник дождя. Низкое свинцовое тяжелое небо. Яркие зигзаги, разверзающие мрак, - молнии. А вот и гром! И страшное, и притягательное зрелище. Прошел ливень, и небо постепенно проясняется. Видны лучи солнца, пронизывающие небо. Дивная красота! К тому же еще можно увидеть радугу ~ еще одно чудо.

Каково небо на восходе? А на закате? Не поленитесь несколько раз за лето встать рано-рано и пойти вместе с ребенком на встречу с восходом. Такие встречи должны быть ежегодными и происходить не только летом, но и в любое время года. Каждый восход и каждый закат отличается от всех, виденных ранее.

Можно ли увидеть луну днем, чуть ли не при свете солнца? Оказывается, да! Но, конечно, выразительнее луна на фоне темного, черного или ночного неба. Наблюдения за ней также дают массу впечатлений. Луна может быть желтой, темно-желтой, бледно-желтой, почти красной. На фоне чистого неба она светит ясно, а из-за облаков виден ее тусклый свет. Луна может быть видна во всей полноте, а может - частично, так как остальная ее часть может быть скрыта тучей или облаком.

Но луна, оказывается, периодически меняет свою форму: она как бы тает с одного бока и из круга постепенно переходит в тоненький - серп, а затем совершает обратный путь восстановления. И эти циклы бесконечны.

Но не только луна украшает вечернее и ночное небо. Конечно, еще звезды. При условии регулярных многолетних наблюдений дети с вашей помощью начнут выделять из звездного хаоса отдельные устойчивые скопления - созвездия. Узнают дети и о том, что картина звездного неба меняется в зависимости от времени года, а если ребенку повезет, он сможет увидеть, что звездное небо в южных широтах отличается от звездного неба в северных.

Еще очень и очень многое можно увидеть на дневном и вечернем (ночном) небе в разное время года. Разве могут самые изощренные рассказы и объяснения взрослых заменить, собственные впечатления детей?! Безусловно, нет.

Для того, чтобы дети испытывали интерес к подобным наблюдениям и проводили их по собственному желанию, взрослые не должны относиться к наблюдениям как к урокам. Не следует прерывать наблюдений ребенка. Не следует также после каждого очередного наблюдения проводить «учебное обсуждение» - в этом случае захватывающий процесс приобщения к неведомому миру будет превращен вами в обыкновенные занятия и потеряет эмоциональную насыщенность. Но обмениваться мнениями по поводу увиденного необходимо. Прежде всего это общение должно быть эмоциональным. И только услышав от ребенка о его впечатлениях, вы можете помочь ему оформить их с помощью речи более точно и выразительно. Прекрасным «посредником» между рассказом об увиденном и непосредственным восприятием является передача впечатлений в виде рисунка, картины. Для этого необходимо иметь большой набор красок, позволяющих при их смешении передавать тончайшие оттенки цвета.

Рисует не только ребенок - рисуете и вы. Не беспокойтесь о том, что вы не умеете рисовать: ведь это рисование беспредметное. Вы рисуете вместе и вместе стараетесь как можно точнее воспроизводить увиденный колорит неба. Время совместного рисования - время сопереживания и ведения разговоров, например; МАМА, ПОСМОТРИ: С ЭТОЙ СТОРОНЫ НЕБО СОВСЕМ ТЁМНОЕ. А С ЭТОЙ СТОРОНЫ ПОСВЕТЛЕЕ А У ТЕБЯВЕЗДЕ ОДИНАКОВЫЙ ЦВЕТ. - ДА, ТЫ ПРАВ, ТУТ НЕБО ДРУГОГО ЦВЕТА. После того, как вы вместе добьетесь соответствия цветовой гаммы картины цветовой гамме наблюдаемого участка неба, беседа продолжается (вы, конечно, понимаете, что здесь приводятся лишь возможные варианты разговоров): КАКОЕ МРАЧНОЕ НЕБО! НО, ПОСМОТРИ, ВСЁ-ТАКИЕСТЬ НАДЕЖДА - ВИДЕН ПРОСВЕТ, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕБО СКОРО ПРОЯСНИТСЯ.

В течение дня вид неба может меняться несколько раз. В этих случаях можно рисовать серии картин, а затем рассказывать о впечатлениях от наблюдений, опираясь на эти серии. Рассказывают тому, кто в процессе наблюдений не участвовал.

В результате многократных наблюдений и разговоров по поводу увиденного очень обогащается словарь детей. Они узнают новые слова, обозначающие цвета и оттенки; названия некоторых звезд и созвездий; названия воображаемых фигур, образующихся при изменении формы облаков и т.д. В качестве примера можно привести такой словарь: ПАЛЕВЫЙ, ДЫМЧАТЫЙ, НЕЖНО-ГОЛУБОЙ, НЕЖНО-РОЗОВЫЙ; НЕБО БЕЗДОННОЕ, НИЗКО ВИСЯЩЕЕ, ЗВЁЗДНОЕ НЕБО; ЯРКАЯ (ТУСКЛАЯ, БЛЕДНАЯ) ЛУНА; ЛУЧИ СОЛНЦА ПРОНИЗЫВАЮТ ОБЛАКА; СВЕРКАЮЩИЕ ЗИГЗАГИ МОЛНИЙ ПЕРЕСЕКАЮТ НЕБО и т.д. Как вы видите по сложности словаря, интерес к происходящему на небе проявляют и старшие ребята. Что касается старших дошкольников и младших школьников, то обогащение их словаря за счет наблюдений определяется возрастом детей, временем их обучения, уровнем речевого развития, заинтересованностью в данной деятельности.

Однако увеличение словаря ни в коей мере не является целью наблюдений, это - побочный «продукт». Главное же в этой деятельности - погружение детей в необыкновенный и огромный мир, иногда прекрасный, иногда страшный, но всегда притягательный. Отстранение детей от прикосновения к этому миру существенно обедняет их эстетическое и эмоциональное развитие, дети лишаются одного из эффективных источников воображения. Иными словами, дети лишаются полноты восприятия окружающего мира.

Какого цвета снег?

 

Небо - голубое, река - синяя, трава - зеленая, снег - белый... До сих пор, по мнению многих взрослых, только такие цветовые характеристики должны быть присущи указанным объектам. Если ребенок нарисовал, например, елку красного цвета, а снег - желтого, то взрослый, как правило, с укором спрашивает: РАЗВЕ ЕЛКА КРАСНАЯ БЫВАЕТ? РАЗВЕ СНЕГ БЫВАЕТ ЖЕЛТЫЙ?

Давайте разберемся, почему ребенок пяти-семи лет (и старше), уже имеющий достаточный опыт наблюдений за данными предметами, изображает их таким «неправильным» способом. Причин может быть, по крайней мере, две. Первая - эмоциональный настрой ребенка: елка красивая, бывает она в праздничные дни и потому воспринимается ребенком как яркая, красная. Вторая причина – практический опыт ребенка, который позволил ему в каких-то обстоятельствах увидеть снег желтого цвета.

Настойчивое многолетнее формирование у детей стойких шаблонов отрицательно воздействует на воображение детей, создает у них безразличное отношение к процессу изобразительной деятельности и ее результатам, а сама эта деятельность перестает быть творчеством. Такой путь воспитания детей отрицательно влияет на их умственное развитие.

Как же избежать негативных последствий такого воспитания?

Прежде всего взрослым нужно научиться доверять детям и предоставлять им свободу самовыражения. Нельзя «давить» на воображение детей, на их видение мира - ведь оно очень отличается от нашего, взрослого. Параллельно следует помогать детям видеть окружающий мир в его многообразии, создавать условия, при которых малыши сами заинтересованно обращали бы внимание на изменчивость явлений природы.

Какого же цвета снег? Он белый, но... Во время зимней вечерней прогулки вы вместе с ребенком обращаете внимание на то, что в пространстве, освещаемом из окон, снег, оказывается совсем не белый! В одном месте он желтый, в другом - оранжевый, в третьем - зеленоватый. Почему же снег так удивительно меняет свой цвет? Пусть ответ ищет сам ребенок. Придя с прогулки, предложите ребенку зарисовать то, что он видел. Рисовать он может и красками, и фломастерами, и мелками, и карандашами. Во время дневной прогулки на другой день вы оба видите, что на тех же местах снег... белый! Возвратившись домой, вы вместе рисуете около дома белый снег.

Несколько дней и вечеров вы наблюдаете за этими странными метаморфозами и, наконец, ребенок догадывается об их причинах. (Может быть, это произойдет в первый же вечер).

А вот некоторые дети знают, что снег черного цвета. Несколько лет назад на консультацию в Москву приезжала девочка из промышленного сибирского города. Увидев снег, девочка спросила свою бабушку: ЭТО ЧТО? Девочка не узнала снег, потому что в их городе белого снега не бывает никогда.- он только черный.

Бывают ситуации, когда с одной стороны дорога снег голубого цвета, а с другой - белого. При определенном освещении снег бывает розоватым, розовым. Если внимательно присмотреться к углублениям от следов человека, то иногда можно увидеть, что в этих углублениях снег темнее, он серый. Весной, когда снег начинает таять, он становится коричневым. А каков цвет снега при лунном освещении? А в тени деревьев?

Все эти состояния снега ребенок воплощает в своей изобразительной деятельности - рисовании и аппликации. В процессе наблюдений и изобразительной деятельности вы обсуждаете и то, что видите, и то, что рисуете или выражаете в виде аппликации.

Само собой разумеется, что описанная работа осуществляется не аккордно, «по тематике», а в течение всей зимы (нескольких зим).

А каков цвет солнца? Дети почти всегда рисуют его желтым и помещают в левом или правом верхнем углу листа. Но ведь солнце бывает и багровым, и красным, а за тучей - почти черным и т.д. И находиться оно может в разных местах небесной сферы. Но не имея опыта наблюдений, дети часто этого не представляют и протестуют, когда им дается задание нарисовать солнце внизу: ТАК НЕ БЫВАЕТ! (очередной шаблон, воспитанный взрослыми).

Бывает ли вода в реке, в море, озере, в пруду не синей. Конечно, скажете вы. Но дети, как правило, изображают воду только синего цвета, А вот в Мещерских лесах вода в озерах совершенно черная. В каких-то морях-океанах вода бывает изумрудного цвета. Цвет воды снега, неба меняется, как известно, под влиянием освещенности

Ведя с детьми систематические наблюдения за различными природными явлениями, вы не только расширяете представления детей об окружающем мире, но и очень обогащаете их словарь. В естественных условиях дети узнают такие слова, которые наиболее точно обозначают тот или иной признак предмета или явления. Например: ТЁМНО-СИНЯЯ ВОДА; СВЕТЛО-КОРИЧНЕВАЯ ТРАВА (осенняя или прошлогодняя, появившаяся после таяния снега); БЛЕДНО-ГОЛУБОЕ НЕБО; БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ, ЯРКО-КРАСНОЕ СОЛНЦЕ; НЕЖНО-РОЗОВОЕ НЕБО (например, при восходе солнца) и т.п. Не нужно ставить задачу специального знакомства детей именно с этими словами. Просто они оказываются необходимыми при оречевлении той ситуации, в которой ребенок находится в данный момент.

А какого необыкновенного цвета может быть любимая собака, кошка, лошадь! В рисунках одного нашего воспитанника, очень эмоционального, превалировал, к нашему удивлению, черный цвет. Позже выяснилось, что этот цвет предпочитала в одежде его мама, которую он очень любил.

Взрослым следует быть очень тактичными и уважительными по отношению ко всему, что касается выражения душевного состояния вашего ребенка. Цвет же в творчестве - один из основных способов выражения этого состояния.

Совсем другое дело - выполнение заданий с указанием названий цвета объектов. (Например: НАРИСУЙ ДЕВОЧКУ В ЖЁЛТОМ ПЛАТЬЕ. В ПРАВОЙ РУКЕ У ДЕВОЧКИ ОРАНЖЕВЫЙ ПЛАТОК, А В ЛЕВОЙ РУКЕ - ТЁМНО-ЖЁЛТАЯ ТРЕУГОЛЬНАЯ СУМКА). В этих случаях дети должны точно передавать названный цвет предметов и в аппликации, и в лепке, и в постройке, и в рисунке. Однако, мы говорили о детском творчестве. А это значит, что волк может быть зеленым, крокодил - черным, солнце - фиолетовым, лошадка - оранжевой, а снег - ... желтым.

«Мой дом»

 

Малыш живет в квартире (доме), не задумываясь о том, что его окружает. Микромир вокруг выступает для него как некая целостная данность. И это нормально. Постепенно он начинает выделять в «среде обитания» значимые для него элементы. Со временем количество объектов, с которыми ребенок вступает в контакт, увеличивается. Занимаясь с ребенком, вы постоянно расширяете его представления об окружающем. Но часто взрослые считают, что детей нужно знакомить с морями, океанами, космосом и т.п.; и забывают, что в первую очередь им нужно иметь наиболее полное представление о месте, где они живут.

Предлагаемые рекомендации можно использоватьв общении с детьми старшего дошкольного возраста.

Комната... Ребенок знает, что в комнате есть пол, потолок, окна, стены, двери, знает и их названия. Но вы не обращали его внимания на то, что пол бывает деревянный, покрытый линолеумом, кафельный; а если походить по полу босиком, можно узнать, что один пол холодный, а другой приятный, «теплый».

А потолки? В деревянных домах - одни, в каменных или блочных - другие. А что представляют собой окна? Постепенно целостный облик окна у детей расчленяется: есть деревянная рама, есть стекло; бывают рамы цельные, двухили трехстворчатые, бывают окна с форточками и т.д.

Как правило, на окнах висят шторы, занавески. Какие они в вашей квартире? Прозрачные? С дырочками? Плотные? Отличаются ли по материалу и по длине? Если отличаются, то чем это объясняется? Зачем нужны шторы, занавески? Одинаковые ли шторы в разных комнатах? Если неодинаковые, то почему? Когда в течение суток окна завешиваются занавесками, когда - шторами? Зависит ли это и от времени года?

Двери тоже могут быть разными: деревянными; частично-деревянными-, частично-стеклянными; входная дверь может отличаться от комнатных. Одни двери могут открываться в одну сторону, другие - в другую.

С помощью тактильных ощущений (прикосновений) и зрительного восприятия (рассматривания) дети выясняют разницу или сходство материалов, из которых сделаны пол, двери, стены. Узнают, что стены покрываются обоями. Если вы живете не в однокомнатной квартире, сравните обои в разных комнатах. Стены могут быть покрыты краской, а в кухне и в ванной комнате - кафельной плиткой.

Вместе с ребенком рассматривайте все, что висит на стенах. Ведь ребенок сам внимания на это не обращает. Он должен знать, кто запечатлен на фотографиях или портретах: родственники или друзья; знать их имена. Если у вас есть картины, пробудите интерес ребенка к ним, ведь в каждой картине при новом взгляде открывается нечто новое.

На стенах могут висеть коврики, ковры, зеркало, полотенца, доски для разделки продуктов и т.д. Когда вешаете на стену или дверь что-то новое, обращайте внимание ребенка на то, как по-разному забиваются гвозди в дерево, кирпич, бетон. Для ребенка эта разница будет очередным открытием.

Посчитайте даже углы в комнатах, включая ванную и туалет. А ведь у кого-то в комнате может быть пять углов!

Ребенок сидит за столом. Как вы думаете, безразличен или не безразличен он к тому, на чем сидит? Как-нибудь предоставьте ему возможность выбора. Оставьте пустым место около стола там, где обычно сидит ребенок. Посмотрите, что он принесет себе; стол или табуретку.

Может быть, это вышло случайно, а может, ваше дитя уже выделяет какие-то качества этих предметов: у стула - мягкое сиденье, а у табуретки - жесткое; у стула есть спинка, и на нее можно откинуться, а у табуретки спинки нет и т.д.

В каждой квартире есть шкафы, тумбочки, буфет (сервант), в некоторых - комод и т.д. А во всех этих «емкостях» есть полки, ящики, ящички. С годами ребенок все больше узнает о том, что там лежит, хотя в каждой семье есть что-то такое, о чем ребенку знать не положено. Постепенно вы знакомите ребенка с тем, где лежит носильное белье, где постельное, кухонное; там находится кухонная посуда, там - столовая, чайная; там лежат папины инструменты; в таком-то ящике - ложки, вилки, ножи и т.д.

Почти в каждом доме есть вещи, сделанные своими руками. Полки, рамки для фотографий, вязаные салфетки и накидки, вышитые скатерти и многое другое. Дети должны знать, кто сделал каждую вещь; знать о том, что некоторые предметы сделали люди, которых уже нет в живых.

Из чего ребенок ест? Несколько раз в день вы ставите перед ним тарелки с едой, чашки с питьем, кладете ложки, вилки, ножи. Конечно же, он не обращает на эти предметы никакого внимания, так как за много лет привык к ним и никогда не был при этом активным действующим лицом. Но с пяти-шести лет (и даже несколько раньше) ребенок вполне может различать посуду по материалу. Помогите ему в этом. С вашей помощью растущий человек станет обращать внимание на то, что посуда (и столовая, и кухонная) сделана из разного материала. Он получит представление о том, какая посуда и в каких обстоятельствах удобнее: из какой лучше пить горячее (например, из фаянсовой чашки, а не из эмалированной кружки); какая посуда не выдерживает горячего наполнения (пластмассовая); какая не выдерживает морозов (стеклянные бутылки и банки) и т.д. А есть еще сковороды и противни и - в некоторых домах - чугунки, которые по материалу отличаются от кастрюль, хотя и те, и другие - металлические.

Безусловно, мы не исчерпали всех сведений об обстановке, в которой проходит жизнь ребенка. Эта программа многолетняя и не должна выполняться «аккордно». Объем и содержание информации на каждом этапе зависят от меняющегося возраста ребенка и направленности его интересов. Знакомство с новыми объектами, открытие в уже знакомых объектах новых свойств и качеств происходит в естественных ситуациях, в форме обоюдно заинтересованного общения (но никак не в форме занятия). В результате дом, в котором живет ребенок, станет со временем для него «одушевленным».

Разумеется, одновременно происходит и развитие речи детей, которые узнают новые слова, новые словосочетания. Развитие лексики, как всегда, происходит постепенно на фоне все новых и новых «открытий».



2019-07-03 212 Обсуждений (0)
Что и зачем делают люди? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что и зачем делают люди?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)