Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нужен ли ребенку слуховой аппарат?



2019-07-03 476 Обсуждений (0)
Нужен ли ребенку слуховой аппарат? 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

 

Нужен ли ребенку слуховой аппарат?

 

Как это ни парадоксально, до сих пор среди некоторых врачей бытует мнение о том, что слуховой аппарат вреден глухим и слабослышащим детям, что при пользовании аппаратом у детей не развивается слух. Поскольку этот вопрос далеко не частный, а является центральным в системе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, разберем его подробнее.

Глухой ребенок... Ребенок с резко выраженной тугоухостью... Он не слышит речи, поэтому он немой, он не умеет говорить. Без слуха ребенок не только не может самостоятельно научиться говорить, он не может получить полноценного представления о мире, в котором он живет. Нет музыки, нет песен, шума улицы, звуков, сопровождающих нас с самого рождения, - шума от ударов упавших предметов, звона посуды, звонка...

Может ли глухой малыш научиться слышать эти звуки? Да, может. Но как? С помощью слуховых аппаратов.

Ведь акустическая аппаратура создана для того, чтобы помочь людям с нарушенным слухом слышать. При создании аппаратуры разных типов учитывается физиологическое состояние органа слуха при различных его нарушениях.

Материалы наших многолетних исследований, международных конгрессов и научные публикации утверждают необходимость использования слуховых аппаратов с того момента, как только у ребенка обнаружено нарушение слуха. Чем раньше ребенок начинает получать звуковую информацию об окружающем мире, тем полноценнее он будет развиваться.

Но сам по себе аппарат еще не решает проблемы социальной реабилитации глухого или слабослышащего ребенка. Необходима систематическая и длительная работа по обучению ребенка, по развитию его слуха. Возникает вопрос: а нельзя ли тренировать слух без аппарата? Не будет ли слуховая функция развиваться без аппарата лучше, чем с аппаратом? Без аппарата слух тренировать можно и нужно, но только при параллельной работе с аппаратом. Слуховой аппарат - первый друг глухого и слабослышащего ребенка, это его «палочка-выручалочка», это его окно в мир. Ведь никому не приходит в голосу советовать человеку с сильной близорукостью снять очки и «тренировать» зрение. Всем ясно, что такой человек без очков беспомощен и беззащитен. Почему же заставляют неговорящих глухих или слабослышащих детей напрягать слух, которого абсолютно недостаточно для того, чтобы овладеть речью?

Слуховой аппарат позволяет глухим и слабослышащим детям реагировать на неречевые сигналы на значительном расстоянии. При пользовании двумя слуховыми аппаратами у детей формируются представления о пространстве - о близости и дальности звука, о его направленности (справа, слева). Слуховой аппарат дает возможность даже глухому ребенку слышать музыку, ребенок может научиться различать характер музыкальных произведений, отличать пение от инструментального исполнения. С помощью слухового аппарата ребенок учится слышать «бытовые звуки»: звон будильника, телефонный звонок или звонок входной двери; звон стекла, металла; шуршание бумаги. Все это расширяет его представление об окружающем, и все это недоступно ребенку без слухового аппарата.

Неоценимое значение имеет аппарат для развития устной речи ребенка. При этом слуховой аппарат выполняет две функции. Первая функция состоит в том, что при наличии аппарата ребенок воспринимает речь взрослого не зрительно (по чтению с губ или с лица), но слухо-зрительно. Это значит, что, обучая малыша произносить те или иные слова и фразы, взрослый произносит их перед лицом ребенка в микрофон аппарата: ребенок видит движения губ взрослого и слышит какие-то элементы произносимого слова. Чем дольше обучается ребенок, тем больше фонетических элементов он воспринимает на слух. При таком подходе ребенок ощущает ритм слова (его ударение) и может правильно его воспроизвести; часто воспроизводит интонацию, передает темп речи; воспроизводит многие звуки. После восприятия слова ребенок произносит его в аппарат, который подносит к своим губам. При систематической работе по такой методике ребенок начинает говорить достаточно рано, и речь его оказывается внятной, хотя слова какое-то время произносятся приближенно. Ведь когда взрослый говорит слова на ухо ребенку без аппарата, тот при этом не видит его лица и не может правильно воспроизводить артикуляцию даже видимых звуков речи; кроме того, при этом он не слышит многих фонетических элементов слова.

Другая функция слухового аппарата - помощь ребенку в развитии его речевого слуха. Это длительная работа, требующая от взрослого терпения, так как не дает быстрых результатов. Родители учат малышей различать определенный речевой материал, т.е.осуществлять на слух выбор из нескольких названий предметов или картинок. У детей развивается слуховая память, и они начинают узнавать только на слух - опознавать - без наглядного материала те слова, словосочетания и фразы, которые раньше они умели только различать. Благодаря слуховым занятиям, которые родители должны проводить ежедневно в течение многих лет, у детей формируются акустические признаки, которые позволяют им воспринимать на слух даже совсем не знакомые слова. Слушание с аппаратом чередуется со слушанием без аппарата. Длительная тренировка слуха ребенка со слуховым аппаратом приводит к тому, что существенно расширяется пространство, в котором и глухие, и слабослышащие дети все более свободно ориентируются с помощью слуха; увеличивается расстояние, на котором дети с аппаратами различают и опознают знакомый речевой материал. Многие слабослышащие дети после нескольких лет обучения могут с помощью аппаратов свободно общаться в естественных условиях на основе слухового восприятия. Часть слабослышащих детей в условиях ограниченного пространства воспринимает речь на слух без аппаратов. Таким образом, постоянное ношение слуховых аппаратов и систематическая работа по развитию речевого слуха расширяет пространство общения, не удерживая детей рядом с говорящими.

В результате постоянного ношения аппаратов и слуховой тренировки с их помощью у детей формируется слухо-зрительное восприятие речи окружающих, в котором слуховой компонент становится все более и более значимым.

Какие аппараты полезны детям?

В начале обучения все неговорящие дети должны носить карманные аппараты. Только карманный аппарат позволяет глухим и слабослышащим детям регулировать свое произношение с помощью такого «уха», поднесенного ко рту. Воспринимая с помощью аппарата ваше произношение, дети затем прослушивают себя и с помощью проб подгоняют свое произношение под ваш образец. Помощь в этом ему оказывает регулировка режима аппарата - расширение или сужение частотного диапазона (по буквам L, N, Н), временное увеличение его громкости. Эту корректировку осуществляете вы. Заушина не может создать таких благоприятных условий для направленного восприятия звучания. В дальнейшем, когда ваш ребенок станет говорящим, а его речевой слух позволит ему замечать свои речевые ошибки и исправлять их, он может перейти на ношение заушин. Возможен и такой вариант: ребенок постоянно носит высококачественные заушины, а во время занятий пользуется карманным аппаратом. При переходе детей на заушные аппараты родителям следует знать, что каждый ребенок должен носить не одну, а две заушины: непротезированное ухо продолжает глохнуть.

И еще одно важное обстоятельство должны всегда помнить родители: все дети имеют остатки слуха, и как бы малы они ни были, живые клетки не должны погибать из-за «невостребованности», не получая звуковых раздражений. Поэтому слуховые аппараты нужно носить всем детям, и работать должно каждое ухо - и лучшее, и худшее.

Родители не должны следовать рекомендациям «целителей», которые запрещают детям носить аппараты - этим они наносят детям необратимый вред.

Путь в мир

 

Конечной целью воспитания и обучения детей с нарушением слуха является социальная реабилитация, т.е. способность детей к самостоятельному общению со слышащими; способность самостоятельно решать бытовые, служебные и иные внесемейные проблемы; защищенность детей от боязни быть непонятыми и отвергнутыми окружающими; душевная уравновешенность детей.

Когда же начинается «путь в мир»? Зависит ли это от достижения малышом какого-то определенного уровня развития речи?

«Путь в мир» начинается с момента рождения человека. Но для ребенка с нарушением слуха организация его жизни в мире слышащих с самого начала должна стать предметом особой заботы родителей.

Прежде всего не следует скрывать от окружающих глухоту вашего ребенка, тем более - от близких родственников. (В нашей практике были два случая, когда бабушки и дедушки, жившие отдельно от внуков в разных городах, до семи лет не знали, что их внуки глухие). В разговорах с соседями, друзьями (при подходящих случаях) рассказывайте, что вы начали с малышом заниматься, учить его говорить; что для этого обязательно нужен слуховой аппарат, и ходить с аппаратом малыш теперь будет постоянно.

Самые первые связи ребенка с окружающими (не считая родителей) должны устанавливаться с ближайшими родственниками. Старайтесь почаще (насколько позволяют обстоятельства) встречаться с ними. Поддерживайте отношения со своими друзьями и знакомыми, особенно если у них есть дети, приглашайте их к себе, посещайте их. Рассказы о том, как вы воспитываете и учите своего ребенка, несомненно, будут вызывать отклики со стороны ваших родственников и знакомых, постепенно они невольно включатся в этот процесс и станут вашими помощниками.

Помогайте ребенку устанавливать контакты со слышащими детьми - и с родственниками, и со знакомыми. Приглашайте их домой. Для того, чтобы дети лучше узнали вашего ребенка, в первый период (он может быть длительным) следует приглашать по одному слышащему ребенку. Вполне естественно, что, если собираются хотя бы два слышащих ребенка и один еще не говорящий глухой (слабослышащий), то слышащие «замыкаются» друг на друге, а глухой остается в стороне. Ведь (если не проводить специальной работы) слышащие не знают, чем им может быть интересен глухой (слабослышащий) ребенок, в каком деле можно с ним объединиться. Слышащим известно другое: он не умеет разговаривать или говорит непонятно. Таким образом, ребенок с нарушенным слухом воспринимается слышащими односторонне и негативно. Поэтому при налаживании контактов со слышащими в первую очередь нужно проявлять сильные стороны каждого неслышащего ребенка, а их у него немало. Но проявлять эти стороны можно только при выполнении какого-либо дела. Младшим дошкольникам, собравшимся вместе, не так важно, что говорится, гораздо важнее - что делается. Значит, приглашая домой слышащего ребенка, вы должны заранее продумать, что дети будут делать. Вы должны сами организовать какую-либо практическую деятельность или игру обоих детей. Это может быть одновременное рисование по вашему заданию кистями или фломастерами на большом листе бумаги (обратной стороне дешевых обоев), помещенном на стене или на полу. Дети могут рисовать два разных предмета или один общий, могут изображать какую-то ситуацию («Поезд едет»). Это может быть создаваемая обоими малышами аппликация из готовых форм или из форм, которые дети вырезают сами, а потом по взаимному согласию располагают на листе бумаги и сами наклеивают. Взрослый помогает детям договориться: «Алеша, ты тут будешь клеить (указывая на левую нижнюю часть листа)? Тут (указывая на правую нижнюю часть)? Или тут (указывая на середину листа)?» «А ты, Ксюша, где будешь клеитьтут (указание на верхнюю часть листа) или тут? Там?» и пр. Аппликацию из готовых форм дети могут делать и по заданиям взрослых, и по собственному замыслу. Дети могут строить и обыгрывать постройки.

Ваш ребенок может знакомить гостя с квартирой, показывать свои поделки, по-своему рассказывать о них и т.д.

Обязательно организуйте со слышащими подвижные игры; можно использовать те упражнения, которые рекомендуются в наших заданиях, можно и другие, приемлемые в домашних условиях.

В ходе такой совместной продуктивной деятельности и игры слышащие дети в естественных условиях, ненавязчиво учатся устному общению с глухим ребенком, а глухой - со слышащими. В ситуации деятельности словарь, в основном, определяется этой деятельностью, и глухому ребенку понимать его легче, чем вне ситуации, в общих разговорах на разные темы.

Таким образом, «через» ваш дом пройдет несколько детей - дети, живущие поблизости, родственники, дети ваших друзей. Возможно, между вашим ребенком и кем-то из слышащих возникнет взаимная симпатия, и этот ребенок (эти дети) будет приходить к вам чаще других.

Дети, побывавшие у вас дома, будут рассказывать во дворе другим детям (и своим домашним) о том, как интересно у вас дома; о том, что у вас можно играть в разные игры; что ваш ребенок умеет делать то-то и то-то, умеет читать (!), умеет писать (!). Другие дети тоже будут стремиться попасть в гости к вашему Диме (к вашей Ире). Таким образом, постепенно будет создаваться «общественное мнение», и оно будет в пользу Димы (Иры). Во дворе дети с удовольствием начнут включать Диму в свои игры.

Устраивайте детские праздники - отмечайте дни рождения, Новый год и др. Об угощении думать не нужно - дети с удовольствием попьют чай с нехитрым печеньем. Главное на детском празднике - игры, развлечения. Вот их-то вы и готовите вместе с ребенком. В соответствии с его возрастом и состоянием речи вы готовите программу праздника. Устраивайте спектакли кукольного театра или инсценировки силами всех членов семьи. Вместе готовьте к спектаклю несложные костюмы, маски. Праздники не бывают без лотерей, аттракционов. Для них ребенок готовит поделки из бумаги, картона, природного материала, тряпочек. Конечно, читаются стихи - выступают все приглашенные и хозяева, дети и взрослые. Если дома есть хоть какой-нибудь музыкальный инструмент, используйте его для сопровождения общих и персональных плясок, танцев. Плясать можно и под аккомпанемент ложек.

Если ваш ребенок или кто-либо из гостей играет хотя бы немного на пианино, гитаре, скрипке, флейте или другом инструменте, он выступает со своим номером. Все вместе (или персонально) пойте детские песенки. Иными словами, веселитесь по-настоящему, без всяких ограничений и скидок на дефект слуха ребенка.

Комфортное состояние ребенка не должно ограничиваться стенами квартиры; необходимо осваивать новое пространство - дома, двора, улицы города (поселка, деревни) и т.д.

Выходя с ребенком из квартиры, приветствуйте всех знакомых - и взрослых, и детей. Сначала с соседкой здороваетесь вы сами, но так, чтобы ребенок мог наблюдать за происходящим. Затем вы поднимаете ручку ребенка, помахиваете ею, улыбаетесь соседке (ребенок должен видеть выражение вашего лица) и говорите от имени ребенка: «Привет, тетя Надя (Валюта, бабуля), привет!» Эти встречи могут происходить в разных местах: на лестничной площадке, в лифте, около подъезда, во дворе. Если такая манера поведения будет повторяться изо дня в день, наступит момент, когда при очередной встрече со знакомым человеком ребенок сам поднимет ручку, приветливо улыбнется и, может быть, что-нибудь пролепечет. Постепенно во время приветствия он начнет пользоваться теми словами, которым вы его уже научили: «Привет», позже: «Добрый день», затем: «Здравствуйте».

Любой взрослый включится в эту ситуацию и будет с удовольствием поддерживать общение (пусть сначала самое элементарное) с вашим малышом. Реакция слышащих детей может быть не такой единодушной, как взрослых: некоторые дети сразу становятся вашими помощниками, другие - позже, пройдя через период равнодушия. Круг знакомых ребенку лиц за пределами квартиры постепенно расширяется.

Старайтесь гулять с ребенком в то же время, когда гуляют другие дети, и в тех же местах, где они играют. Если ваш ребенок уже умеет ходить, «запускайте» его к другим ребятишкам, но не полагайтесь при этом на стихийное развитие событий. Вы становитесь участником детских игр, помогаете детям обмениваться игрушками, производить с ними игровые действия, придумывать какой-то сюжет. Старайтесь включать ребенка в подвижные игры детей или придумывайте такие игры сами.

Все это нужно делать тактично, не навязывать детям своих планов и ни в коем случае не заставлять своего ребенка говорить со слышащими, а слышащих - с ним. Главное состоит в том, чтобы ваш малыш был среди детей - сначала просто рядом с ними, а затем - действовал бы вместе с ними. Речь войдет в эти ситуации сама, естественно, когда в ней возникнет потребность. При этом речевое оформление впечатлений ребенка от происходящего может быть на более низком уровне, чем тот, которого ребенок достиг, занимаясь с вами. Так, ребенок, пользующийся в привычных домашних условиях целыми словами или даже фразами, в условиях игры с детьми «опускается» до уровня восклицаний, обрывков слов и т.п. Не огорчайтесь: это естественный этап в развитии речи ребенка, и он пройдет. Всему свое время: если игровые, «деловые» контакты детей будут интересными и дружелюбными, ваш ребенок и в этих ситуациях сам станет реализовывать свои речевые умения на «высоком» уровне. Он начнет понимать своих товарищей, а они все лучше будут понимать его и научатся говорить с ним тогда, когда он на них смотрит. Не мешайте развитию этого процесса, а созидайте его.

Организовывая игры детей или участвуя в них, помните об одной опасности, которая вас подстерегает. Если во время игр вы все время будете отвлекать своего ребенка, то дети станут воспринимать его как беспомощного «маменькиного сынка» и без вас не будут с ним играть. У самого же ребенка неосознанно зародится и будет укрепляться ощущение своей «особости», появится неуверенность в себе, которая с течением времени будет усугубляться. Поэтому во время игр вам надо распределять свое внимание между всеми детьми, не выделяя заметно своего ребенка. Это с одной стороны. А с другой - надо постепенно сокращать время своего непосредственного участия в игре и в конце концов стать сторонним наблюдателем, не вмешивающимся в ход игры.

Со временем ребенок сможет гулять без вас. Совместные игры на улице и у вас дома приводят к тому, что ваш ребенок становится равноправным членом детской дворовой компании (группы); ребята заходят за ним, зовут гулять и т.д. Они в нем заинтересованы.

Привыкнув играть во дворе, глухие и слабослышащие дети самостоятельно легко вступают в контакт с ребятишками в парках, вместе с ними качаются на качелях, участвуют в аттракционах, в конкурсах художников на асфальте и т.п.

Поощряйте ребенка заводить разговоры с завсегдатаями дворовых лавочек. Обычно это пожилые женщины, охотно идущие на контакты. Помимо уже привычных приветствий («Добрый день, тетя Оля; Добрый день, бабушка Вера», - обращаясь к каждой женщине отдельно), ребенок может отвечать на их вопросы и сообщать о том, что с ним произошло, рассказывать о своих намерениях. Например: «Я погуляла, пойду домой; Ой, я устал - мы в прятки играли; Я обедать иду - мама позвала; А мы с мамой в парк идем; Вот, я нарисовала Чебурашку (показ рисунка); Я письмо бабушке написала; У меня горло болело, я долго не гулял; Бабуля Настя, у тебя (у Вас) головка болит? А у меня дома лекарство есть, я принесу; Тетя Нина, возьми, пожалуйста, конфетку (печенье)» и т.д.

Пользу для социального развития ребенка можно извлекать, находясь в любом общественном месте. Одним из таких мест является общественный транспорт. Во время поездок на любом виде транспорта вы включаете ребенка в новые отношения с окружающими людьми, преимущественно взрослыми. (Конечно, речь не идет о «часе пик», когда автобусы, трамваи и т.д. забиты людьми). Здесь ребенок учится уступать место пожилым и больным людям, передавать билеты по просьбе пассажиров. Сначала все эти действия ребенок выполняет без слов, по подражанию вашим действиям и действиям других людей. Постепенно вы приучаете ребенка сопровождать его действия речью: «Спасибо; Пожалуйста; Возьмите, пожалуйста, билет; Передайте, пожалуйста, билет; Садитесь, пожалуйста».

Если дорога долгая, а вам удалось удобно устроиться рядом с ребенком, вы вместе смотрите в окно и обсуждаете увиденное. Вы называете то, что заинтересовывает ребенка, делаете схематичные зарисовки этих объектов в блокноте, который всегда с вами (чтобы дома можно было вспомнить и вновь поговорить о том, что видели в пути), делаете под рисунками подписи, которые ребенок читает. Ваш разговор с ребенком должен быть таким же живым и естественным, как и дома. Если кто-нибудь из окружающих заинтересуется ребенком, услышав его не совсем естественную речь, не стесняйтесь, не пересаживайтесь на другое место, не прекращайте разговор, а спокойно объясните, что ребенок не слышит, и вы учите его говорить. Обычно такое объяснение вызывает у людей добрые чувства.

Соседи могут заводить с ребенком разговор (особенно при длительных переездах - в поездах, самолетах). Не будьте посредником между ребенком и незнакомыми людьми! Пусть ребенок сам старается понять то, что ему говорят. Ассортимент вопросов в этих случайных встречах довольно типичный: «Тебя как звать? А лет (годиков) тебе сколько? Куда ты едешь?» и пр. Эти вопросы ребенок может уже хорошо понимать у знакомых людей, но у незнакомого человека может понять не сразу или вообще не понять. Ваша помощь - точное повторение вопроса даже без комментариев - является «переводом» с незнакомой манеры речи на знакомую - вашу. Эта «помощь» окажет ребенку очень плохую услугу - он будет укрепляться в мнении, что не понимает никого, кроме вас, и что без вас он беспомощен. Научите его спокойно просить: «Повторите, пожалуйста, я не понял; Я опять не понял; напишите, пожалуйста».

Если обстоятельства жизни детей организовывать описанным образом (в дополнение к рекомендациям, имеющимся в книге), то дети становятся открытыми, общительными и не только не боятся контактов за пределами дома, но первыми начинают беседы с незнакомым люд ми в незнакомой обстановке.

Чем больше, тем лучше

 

При обучении глухого или слабослышащего ребенка в семье (а не в специальной группе детского сада) мы имеем дело с индивидуальной формой занятий. Исключение составляют немногочисленные семьи, имеющие двух детей с нарушениями слуха: если разница в возрасте этих детей не очень велика (полтора-три года), то используются две формы организации занятий - парная и индивидуальная.

Может казаться, что индивидуальная форма обучения в семье является не только неизбежной, но и наиболее эффективной. Однако это далеко не так. Почему индивидуальная форма считается неизбежной? Потому только, что в семье один глухой (слабослышащий) ребенок? Почему она считается наиболее эффективной? Потому, что все внимание ребенка - на одном взрослом, и ребенок поглощает информацию «на сто процентов», не деля ее с другими?

Постараемся разрешить эти распространенные заблуждения.

Наряду с безусловными положительными сторонами индивидуальной формы обучения она оказывает негативное влияние на развитие каждого ребенка, если является единственной постоянной формой.

Каждый из вас хочет, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и беспомощным среди людей, чтобы он мог самостоятельно идти на контакты. И в первую очередь это касается тех, кто ему ближе по возрасту и интересам, т.е. детей. Неслышащему малышу устанавливать эти контакты не просто, его надо к этому вести. Но постоянные занятия только со взрослым этому способствуют мало или не способствуют вообще. Для достижения данной цели нужно организовывать специальные ситуации, в которых ваш ребенок вместе с другим (или другими детьми) решает какую-нибудь несложную практическую задачу, участвует в общей игре и т.п. Во время этих «занятий» ваш ребенок будет учиться считаться с интересами других, без обиды подчинять свои желания желаниям партнеров. Будет учиться проявлять инициативу; будет овладевать способами убеждения партнеров в своей правоте, не прибегая к силе; будет знакомиться с законами поведения, принятыми в детском обществе. Будет учиться играть, рисовать, строить, лепить вместе, а не рядом с другими детьми и т.д. Всего этого ребенок лишается, если всегда занимается один на один со взрослым. В ходе детских контактов обогащаются представления глухого ребенка об окружающем мире, расширяется его кругозор в том направлении, в каком вы, взрослые, сделать не можете. Помимо телесных и деловых контактов, глухие (слабослышащие) дети должны уметь общаться со своими партнерами-детьми с помощью речи. А этому можно научить только в процессе той или иной практической деятельности. Следует учитывать и то важнейшее обстоятельство, что преимущественное общение со взрослыми не обеспечивает полноценного развития личности неслышащего ребенка, обедняет ее.

Всех этих негативных последствий можно избежать при определенной организации жизни ребенка. Речь пойдет об организации парных и групповых занятий.

В книге для родителей вы часто читаете указания на то, что в выполнении того или иного упражнения желательно участие других детей. Что же это за дети?

Это может быть глухой или слабослышащий ребенок, живущий в вашем городе (селе) и занимающийся с родителями дома. Наиболее благоприятный, но редкий случай - ваши дети близки по возрасту и начали заниматься почти одновременно или с относительно небольшим, разрывом во времени (год-полтора). В зависимости от условий жизни каждой семьи и удаленности друг от друга по месту жительства вы можете проводить совместные занятия с детьми один раз в неделю или раз в две недели, в месяц. Занятия проводит то одна мама (или папа), то другая. В проведении занятий могут быть варианты: а) всё занятие целиком проводится одним человеком; б) одну часть занятия проводит одна мама, а другую - вторая. В части упражнений и игр участвуют все четверо. Та мама, которая в этот момент не работает с детьми, наблюдает за ними, и эти наблюдения записывает. Вас должно интересовать не то, «хорошо» или «плохо» ведут себя малыши, а совсем иное: как ребенок принимает задание, предлагаемое чужой мамой, - готов его принять или отказывается, так как хочет контактировать только со своей мамой; понимает ли задание в устной форме; заинтересован ли в партнере-ребенке; обращается ли к нему; понимает ли его; к кому чаще обращается - к ребенку или ко взрослому; действует ли ребенок вместе с партнером или независимо от него, и др. Конечно, все сразу вам трудно удержать в поле зрения, поэтому сначала выберите для себя какой-либо один вид наблюдений; освоив его, переходите к другому и т.д. Для того, чтобы получать больше материала для обсуждения занятий, договаривайтесь между собой, чтобы на разных занятиях не вести наблюдений за одним и тем же. После каждого занятия обсуждайте его ход и учитывайте мнения друг друга при планировании следующих занятий. Если ваши дети начали заниматься одновременно (или почти одновременно), то вы можете проводить парные занятия по любому разделу программы. Если же дети находятся на разных этапах обучения (например, один занимается по пятому заданию, а другой - по восьмому), для совместных занятий следует отбирать те виды, которые будут посильны и полезны для каждого ребенка. Можно выбрать материал из раздела программы по сенсорному воспитанию, по развитию мышления, по изобразительной деятельности, по развитию движений, по обучению игре. В одном и том же виде работы каждый ребенок будет выполнять задание на своем уровне (для более «продвинутого» ребенка задания несколько усложняются), но дети будут действовать совместно, и с помощью взрослых будет активизироваться и обогащаться их речь. Можно использовать и материал из программы по развитию речи: ребенок, находящийся на более высоком уровне речевого развития, практикуется в самостоятелъном употреблении материала в устной и письменной формах, тогда как другой ребенок будет воспринимать этот же материал пока пассивно, т.е. понимать.

Другую категорию детей, которых можно привлекать к занятиям, составляют слышащие братья и сестры дошкольногомладшего школьного возраста. Эта категория детей еще более разнородна, чем первая: дети могут очень существенно различаться по возрасту (слышащий брат или сестра может быть и двух, и десяти лет); у слышащего и неслышащего братьев может быть разная направленность интересов; могут быть ярко выраженные способности, но в разных областях, и т.д. Все это необходимо учитывать при проведении парных занятий, которые, несмотря на все сложности, не должны быть эпизодическими, а должны проводиться систематически с такой частотой, какая реально возможна в условиях вашей семьи.

Учитывая обозначенные выше (а может быть, и другие) различия между вашими детьми, вы отбираете для каждого занятия такой материал из любого раздела программы, который был бы интересен обоим. Конечно, предварительно вы продумываете такую форму организации, в которой оба участника были бы по-настоящему деятельными, инициативными, заинтересованными друг в друге. Парная работа может продолжаться и в течение всего занятия, а может использоваться в одном-двух видах деятельности. Если слышащий ребенок моложе глухого, то полезно совместно проводить и речевые занятия. Во время: занятий по развитию письменной формы речи слышащие малыши (старше двух с половиной лет) учатся читать так же, как учились их старшие неслышащие братья, и сестры. Неслышащие дети с удовольствием помогают в этом слышащим; такие случаи в практике не единичны.

Третья категория участников ваших занятий - это слышащие знакомые дети, живущие недалеко от вас (соседи по дому, по двору). Здесь также возрастная разница между детьми может быть как незначительной, так и существенной. С этими детьми занятия могут быть и парными, и групповыми, т.е. в занятии может участвовать три-четыре ребенка и более. При групповых занятиях и материал, и занятия должны быть такими, чтобы ваш ребенок «не потерялся» среди слышащих. Это может быть занятие по изобразительной деятельности, по сенсорному воспитанию, по развитию мышления, когда дети выполняют парную (действуют две пары) или общую, коллективную работу. Это может быть и наиболее легкое по организации занятие по развитию движений на улице - там бывает и большее число участников. Несколько человек может участвовать в наблюдениях за погодой, за явлениями природы. Если партнеры вашего ребенка из первых двух категорий детей являются постоянными, то партнеры из данной категории таковыми: не являются: кто-то из детей чаще участвует в ваших занятиях, кто-то - реже. При: этом некоторые дети могут иметь определенные пристрастия и приходить для участия в конкретном виде деятельности.

Проводить парные и групповые занятия значительно сложнее, чем индивидуальные, ведь ваше внимание должно распределяться между всеми участниками дела. Вы должны научиться: тактично снимать возникающие недоразумения, поддерживать заинтересованность детей, воспитывать у них доброжелательность. Часто (особенно вначале) могут возникать случаи непонимания вашим ребенком речи не только слышащего, но и глухого собеседника, и это естественно. Но вы ни в коем случае не должны становиться для ребенка переводчиком, не приучайте его постоянно искать вас глазами и просить о помощи. Предлагайте партнеру (незаметно для вашего ребенка, за его спиной) повторить сказанное; если фраза пока очень трудна для понимания глухого ребенка, просите несколько упростить ее. Готовьте ребенка к тому, чтобы он мог самостоятельно выходить из трудных положений, понимать речь по ситуации.

«Папа, давай играть!»

 

Известно, что в подавляющем большинстве случаев занятия с детьми в семье проводят мамы. И не потому, что мамы - домохозяйки. Таких немного. Просто папы отстраняются от этой деятельности, считая себя более загруженными на работе или не способными к выполнению функций педагога. Не будем спорить о том, кто загружен больше - и на работе, и дома. Что же касается «педагогических способностей», то тут следует иметь в виду, что все родители с момента рождения ребенка (и даже до рождения) становятся педагогами, причем самыми главными из всех, с кем будет сталкиваться ребенок в течение своей жизни.

На фоне большинства отцов, «делегирующих» право на воспитание и обучение неслышащих детей женам, за время работы «Университета для родителей» (более четверти века) мы узнали отцов, которые добровольно присвоили это право себе. Таких пап очень немного, но их опыт свидетельствует о том, что проблемы воспитания и обучения они решают не хуже мам; кроме того, часто дети занимаются с папами с большим удовольствием, чем с мамами.

Участие отца в жизни ребенка необходимо - это знают все. Если отец не хочет, не может, боится проводить все занятия, его влияние на развитие ребенка может осуществляться в других формах.

Например, некоторые папы берут на себя ответственность за выполнение какого-либо одного раздела программы и проводят свои занятия ежедневно или через день (два). В нашей практике большинство отцов избирает развитие математических представлений; часть - физическое воспитание; отдельные - музыкальное воспитание.

Но не обязательно проводить занятия. Можно время от времени - по субботам, воскресеньям, праздничным дням - ходить с ребенком на прогулки, играть с ним и с другими (слышащими) детьми; можно водить ребенка на экскурсии и. беседовать с ним по поводу увиденного. Можно показывать ребенку диафильмы.

Дети очень любят участвовать в «мужских делах». Папы, привлекайте ребятишек к любой вашей хозяйственной деятельности. Участие детей разного возраста в каждом деле может быть различным. Например, малыш может подавать нужные предметы при ремонте или создании какой-нибудь вещи, когда папа не может достать этот предмет сам. Дети более старшего возраста могут поддерживать тот предмет, с которым папа манипулирует.

Когда папа работает на ферме, ребенок может подносить траву (сено) теленку, поить домашнюю птицу и животных. А потом вместе с папой мыться, плескаться, брызгаться!

Какое удовольствие получают дети, когда папа учит кататься на велосипеде, на лыжах, на коньках! Когда учит фотографировать, проявлять пленку, печатать фотографии!

Папа может учить строгать, выпиливать, изготавливать изделия из дерева, выжигать; может учить готовить поделки из бумаги, картона, раскрашивать эти изделия.

Если у вас, папы, есть какие-то увлечения, приобщайте к ним своих детишек - и мальчиков, и девочек. Вы можете быть «голубятником», коллекционировать марки, значки, макеты кораблей, портреты путешественников и т.д., и т.п. Сколько новых сведений получит ребенок, участвуя в этих делах, как расширится его кругозор, его речь! Но еще большее значение имеет та душевная близость, которая возникает между ребенком и вами в процессе такого общения.

Ребенок должен видеть заинтересованность папы во всех своих делах, в том числе и тех, которые происходят без папы. Поэтому, приходя домой после работы, если ребенок еще не спит, обязательно выясните у него, что произошло в течение дня; что малыш делал во время игр и занятий с мамой. Рассмотрите все рисунки, поделки из пластилина или бумаги, аппликации; поговорите по поводу этих работ, непременно выразите свое одобрение, удовольствие. Если же вы приходите домой поздно, когда малыш уже спит, ведите эти разговоры в субботу и воскресенье.

Авторитет отца, как правило, у детей высок. Частично это происходит и в силу того, что мать, даже работающая на производстве, проводит с детьми гораздо больше времени, чем отец. Папы должны знать, что их поступки, их отношение к окружающему оказывает на детей сильное воздействие.

От того, как папа относится к маме, во многом зависит и отношение к ней ребенка. Помогает ли папа по хозяйству; ходит ли в магазин; носит ли сумки с покупками, если в магазин идут всей семьей (или тяжелые сумки тащит мама, а папа ведет за руку ребенка); оказывает ли маме другие знаки внимания - предлагает прил



2019-07-03 476 Обсуждений (0)
Нужен ли ребенку слуховой аппарат? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нужен ли ребенку слуховой аппарат?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)