Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности младшего школьного возраста



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Психологические особенности младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение. 3

Глава 1 Теоретический анализ исследований по обучения чтению.. 5

1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста. 5

1.2 Чтение как форма деятельности на уроках в начальных классах. 9

1.3 Психолого-педагогические подходы к обучению чтения учеников. 12

Глава 2 Обучение чтению младших школьников в условиях общеобразовательной школы.. 17

2.1 Основные направления обучения чтению в начальных классах. 17

2.2 Основные показатели сформированности навыков чтения детей в начальных классах. 20

2.3 Приемы обучения чтению младших школьников. 23

Заключение. 28

Список использованных источников. 30

 


Введение

Актуальность исследования заключается в том, что в современном технологическом мире, дети не любят читать, предпочитая вместо чтения компьютерные игры, фильмы и мультфильмы. Любовь к чтению у детей необходимо начинать формировать с самого раннего возраста. В свою очередь, процесс обучения чтению закладывает основу для формирования отношения к чтению. На основе чего возникает необходимость, создать условия для гармоничного обучения чтению детей младшего школьного возраста.

Достаточно сложно научить детей технике чтения, еще сложнее сформировать у детей увлеченность чтением. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития [18,с. 23].

Для современного общества главной ценностью является возможность свободного творческого развития личности. Чтение позволяет окунуться в мир фантазий и воображения. Процесс чтения создается условия для фантазирования, создание своих образов и т.д. Чтение для детей должно стать приятным и желанным занятием. С первых школьных шагов обучения надо приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучить читать и мыслить, читать и чувствовать [7,с.67].

Методологические основы работы: О.А. Андреева, В.И. Белопольского, В.В. Гусева, Т.В. Егоровой, Н.И. Жинкина, В.Н. Зайцева, И.А. Зимняя, И.Л. Калининой, М.Р. Львова, А.А. Люблинской,, С.С. Мухина, Л.Ф. Обуховой, М.И. Омароковой, Л.А. Павловой, Н.Н. Светловской, З.И. Романовской, С.Г. Швайко, Н.А. Цыпиной, Д.Б. Эльконина и другие.

Цель исследования: исследовать методы и приемы обучения чтению у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности обучения чтению детей в начальных классах;

2. Выделить психолого-педагогические подходы к обучению чтения учеников;

3. Определить основные направления обучения чтению в начальных классах;

4. Проанализировать приемы обучения чтению младших школьников.

Объект исследования:процесс обучения чтению в начальных классах.

Предмет исследования: методы и приемы обучения чтению. 

Гипотеза исследования: в процессе обучения чтению возникают следующие проблемы, которые препятствуют успешному овладению чтением:

- не учитываются особенности протекания познавательных процессов;

- не осуществляется целенаправленное формирование действий и операций, с помощью которых происходит процесс чтения;

- не формируются основные мотивы чтения – потребность читать книги и умение ориентироваться в книгах;

- работа не направлена на формирование внимание детей к чтению, на формирование юных читателей.

Методы исследования:теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.

 

 

Глава 1 Теоретический анализ исследований по обучения чтению

Психологические особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется переходом ребенка с одного звена в другое, т.е. у ребенка меняется социальный статус, от дошкольника он становится школьником. Ведущим видом деятельности, становится учебная, но игровая деятельность не исчезает из жизни ребенка, просто она сменяется другой, меняется ее роль в жизни ребенка. Она становится не первостепенной, а второстепенной [25,с.156].

Началом младшего школьного возраста можно считать 6 - 8 лет, т.е. тогда, когда ребенок идет в школу. Как уже говорилось выше, у ребенка появляется новый статус – ученик. Тем самым, меняется его уклад жизни, интересы, привычки. Будучи младшим школьником, ребенок получает новые знания, навыки и умения. С изменением социального статуса ребенок сталкивается с кризисом 7 лет.

В младшем дошкольном возрасте качественно изменяются все психические познавательные процессы. Формируются знания, умения и навыки, необходимые в учебном процессе. У детей развивается самостоятельность в повседневной жизни.

Учебная деятельность младшего школьника стимулирует развитие восприятия и ощущения, эти познавательные процессы становятся целенаправленными и управляемыми, что свидетельствует об их значительном изменении. Восприятие становится целенаправленным наблюдением, на основе которого дети могут анализировать, конкретизировать, обобщать, рассуждать и т.д. [9,с.65].

Учеба способствует развитию всех психических познавательных процессов. Слабым местом младших дошкольников является внимание, а именно слабость произвольного внимания. Конечно, все яркое, интересное без особого труда привлекает внимание младших школьников. Их произвольное внимание зависит от мотивации, если мотивация близка, к примеру, получить оценку, похвалу, то младший школьник может сосредоточиться, заставить себя. Однако, для далекой мотивации, его произвольное внимание не поддерживается [3,с.115].

Память дошкольников развивается в процессе обучения. Под влиянием обучения дети учатся управлять и регулировать свою память. В младшем дошкольном возрасте наглядно-образная память более развита, нежели словесно-логическая. Поэтому дети, лучше запоминают то, что видят, чем то, что слышат. Процесс запоминания носит механический характер, т.е. они запоминают механически, не понимая смысла [22,с.68].

Особенностью воображения младших школьников является то, что они начинают отражать действительность близкую к реальности. Воображение младших школьников носит воссоздающий характер. Дети воссоздают то, что видели ранее. На основе этого развивается творческое воображение детей. При создании нового, дети опираются на прошлый опыт [12].

В младшем школьном возрасте развивается мышление. Дети учатся размышлять, рассуждать, делать выводы, обобщать, строить умозаключения и т.д. Дети начинают прогнозировать результат, хотя прогнозы их чаще ошибочные. Но даже если их умозаключение не верное, младшие школьники не будут искать новые решения, они скорее отвергнут новые факты, чем изменят свое мнение. Суждения детей о предметах основываются на поверхностном анализе [5,с.16].

Дети, поступающие в школу обладают ценным качеством, необходимый в учебном процессе, настойчивостью. Дети ставят цель и предпринимают попытки достичь ее, что чаще увенчивается успехом. У них начинает формироваться способность оценивать общественно значимы ли поступки, формируется задатки чувства долга.

При организации учебной деятельности детей необходимо учитывать то, что чаще познавательную деятельность необходимо стимулировать. Одним из способов развития познавательной активности детей служит поддержание интереса во время занятий. Педагогу следует обращать внимание на состояние детей, необходимо завершать занятие до полного утомления детей. Педагогу необходимо регулировать нагрузку, обращая внимание на утомляемость. Для успешного развития ребенка, необходимо, что бы познавательная деятельность была включена во все сферы жизни ребенка.

Познавательная деятельность младших школьников проявляется в их интересе к получению новых знаний, умений и навыков. Познавательная активность младших школьников играет важную роль в их развитии, в силу этого, данный процесс требует целенаправленного педагогического воздействия. Т.е. познавательную деятельность детей необходимо формировать под педагогическим воздействием [25,с.167].

Анализ источников литературы показал, что многие ученые рассматривают познавательную активность детей, как целенаправленную деятельность, направленную на развитие субъективных характеристик. Также авторами были выделены показатели активности ребенка: заинтересованность и сосредоточенность на теме; ребенок проявляет самостоятельность в изучении заинтересовавшей теме; эмоциональное выражение заинтересованности [11,с.87].

В младшем школьном возраста проявляется первый уровень – репродуктивно подражательный. Для данного уровня характерны следующие признаки: учащийся стремится решить задачи и получить способы решения; ребенок нацелен на достижения, на усвоение новой информации; ребенок эмоционально реагирует на результат получения информации, знаний; интерес ребенка младшего школьного возраст, чаще носит ситуативный характер, после завершения урока, интерес ребенка исчерпывается, наступает чувство пресыщения.

Анализируя источники, мы пришли к выводу, что данный уровень имеет свои минусы. Отрицательная сторона данного уровня заключается в том, что в случаях, когда для ребенка усвоение образцов действий становится главным и важным, ребенок начинает проявлять интеллектуальную пассивность. Ребенок не выделяет собственную интеллектуальную задачу, проще говоря, ему важнее переписать задачу, нежели ее решить [3,с.89].

Если же на этом уровне ребенок не проявляет интеллектуальную пассивность, то этот уровень способствует овладению образцами действий и форм речевого взаимодействия, в сотрудничестве с взрослыми. Однако, нужно быть внимательным, и не путать простое желание детей воспроизвести то, что дал взрослый, с познавательной активностью. Развитие данного уровня зависит от взрослых, от их отношения к успеху детей и к их будущему.

Анализ источников литературы позволяет выделить потребности младшего школьного возраста. У детей младшего дошкольного возраста сохраняется потребность в игре, она не является первостепенным, но из этой потребности вытекает другая – потребность в движении. Часто из-за этой потребности, ребенок не может усидеть на месте, тем самым отвлекается от занятий. Поэтому, задача учителя устраивать физкультминутки, что бы удовлетворяя данную потребность детей, дать им отдохнуть. Особенно важна, для развития детей, потребность во внешних впечатлениях. На основе удовлетворения этой потребности ребенок усваивает новые знания, умения и навыки [25,с.116].

К концу младшего школьного возраста у детей снижается учебная мотивация, это связана с тем, что ребенок занял новую социальную позицию, как таковых мотивов к учению нет, учеба для них становится не интересной, увеличивается число детей, которые не хотят учиться. Весь этот процесс, так сказать угасания, называется мотивационный кризис. Мотивационный кризис проявляется в нежелании ходить в школу, выполнять домашние задания, начинаются конфликту с учителями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Младший школьный возраст (6-7лет – 10-11 лет) характеризуется переходом ребенок от одного звена в другое, с детского сада в школу. В этом возрасте у ребенка меняется социальный статус – он становится учеников. Отсюда, меняются интересы ребенка, обучение становится ведущим видом деятельности, дети усваивают новые знания, умения и навыки. В младшем школьном возрасте активно развиваются все познавательные процессы. Под влиянием обучения дети учатся управлять и регулировать свою память. Процесс запоминания носит механический характер, т.е. они запоминают механически, не понимая смысла. Меняется и развивается воображение детей, она становится воссоздающей, и близкой к реальности.

 



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Психологические особенности младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)