Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы обучения чтению младших школьников



2019-07-03 264 Обсуждений (0)
Приемы обучения чтению младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Как уже было отмечено, процесс обучение чтению младших школьников является сложным процессом, который требует систематического и плавного подхода. От методических подходов в процессе обучения зависит успешность данного процесса. Успешность процесса освоения навыков чтения и их совершенство зависит от соблюдения следующих условий:

- строгий побуквенный анализ (без прогнозирования);

- прогнозирование, опирающиеся на зрительный образ слова и на смысл;

- быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

- четкие глазодвигательные и речедвигательные операции;

- устойчивость внимания;

- зрительная и слуховая память на слова.

В ходе урока для совершенствования навыков чтения используются упражнения, которые можно разделить следующим образом:

1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения;

2) упражнения, развивающие скорость чтения;

3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.

Упражнения состоят из заданий, которые ученик должен выполнить, опираясь на текст и методические рекомендации. Лучше всего, если упражнения учениками выполняются индивидуально. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.

К группе упражнений, направленные на формирование правильности чтения, можно выделить следующие упражнения:

1. Упражнение чтение строчек наоборот по слогам. Данное упражнение позволяет развивать точность движений глаз.

2. Чтение строчек наоборот по буквам. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.

3. Упражнение «Заколдованное слово». Данное упражнение направлено на развитие способности речедвигательной системы, на развитие умения работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой.

Среди упражнений, направленные на развитие скорости чтения можно выделить следующие:

1. Чтение с подсчетом слов (строчек). При чтении ученики считают строчки или слова, досчитав до десяти, чтение текста начинается заново.

2. Поиск в тексте заданных слов.

3. Чтение с полосками.

4. Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой. Лист бумаги накладывается так, что бы была видна только верхняя часть слов. После прочтения предложения, меняется положение листа.

5. Метод ритмических фиксаций. Данное упражнение позволяет учить детей визуально перемещаться со строчки на строчку. Такое упражнение позволяет учиться читать детям без сопровождения пальчиком.

Упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст:

1. Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Упражнение позволяет развивать умение детей читать на основе догадки.

2. Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение позволяет развивать умение прогнозировать состав слова и предложения, что является неотъемлемым условием для развития понимания прочитанного текста.

3. Поиск в тексте смысловых несуразностей. В этом упражнении, задача детей состоит в том, что бы выделить неточности (на основе чего формируется понимание прочитанного текста).

4. Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурные и смысловые части текста.

На практике, учителя начальных классах также руководствуются методикой оптимального чтения С.Г. Швайко, И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко. Данная методика основана на особенностях развития и проявления памяти. Упражнения для совершенствования навыков чтения не должны быть продолжительными, они должны проводиться короткими порциями, но с большой частотой. Например, при домашнем чтении слабых детей, нужно чтение давать порциями, по 5 минут, а не считаться сказку целом, это сложно и утомляет детей. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Такой подход является более эффективным, чем чтение сразу полного текста.

Одним из основных элементов при совершенствовании навыков чтении является жужжащее чтение. Данный метод осуществляется на основе одновременного чтения вслух всех учеников. Каждый читает по своим возможностям.

Также эффективным приемом является чтение перед сном. Связано это с тем, что память человека лучше всего фиксирует то, что произошло перед сном, и эти впечатления находятся на протяжении всего сна.

Чтение не должно быть принужденным, и нужно для этого выбирать оптимальное время, или режим щадящего чтения. Нежелание детей чаще всего бывает связано с тем, что при чтении у них возникают трудности. При режиме щадящего чтения дети получают возможность получить кратковременный отдых во время чтения. Данный подход является эффективным при работе с детьми, которые не любят читать.

Причиной непонимания читаемого текста также может служить слаборазвитая оперативная память. Трудности проявляется в том, что дети читают предложения, дочитав до 3-4, забывают, о чем шла речь в первых предложениях. Отсюда возникает затруднения в понимании содержания текста. Поэтому, работу нужно направить не только на совершенствование чтения, но также на развитие оперативной памяти. Для этого можно использовать зрительные диктанты. Например, такие упражнения в разработке И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Одним современных методов совершенствования навыков чтения является динамическое чтение. При данном методе читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При данном методе чтение осуществляется глазами. Поэтому, необходимо развивать зрительную память, внимание. Работу с данным методом можно начинать в любом возрасте, главным условием является систематический подход. Перед тем как начать работу с данным методом необходимо диагностировать причины, возникающие в процессе обучения чтению. Динамическое чтение помогает преодолевать эти трудности.

На основе проведенного теоретического и практического исследования опыта педагогов по совершенствованию навыков чтения в начальных классах, были выделены условия, соблюдение которых позволяет достичь эффективности процессе обучения:

- занятия должны быть интересными и вызывать положительные эмоции у детей;

- при выборе книги необходимо опираться на возрастные интересы детей;

- самостоятельное чтение нужно начинать с книг, где имеются большие иллюстрации к произвежению;

- для чтения необходимо использовать произведения различных жанров;

- в процессе приобщения детей к чтению нужно активно вовлекать в этот процесс семью;

- чтение вслух должно осуществляться поочередно, должны принимать участие все дети;

- после прочтения произведения у детей должно быть желание высказать свое впечатление;

- в процессе чтения необходимо поддерживать детей, одобрять их и хвалить.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы. В процессе совершенствования навык чтения у детей младшего школьного возраста, перед учителями встает задача в выборе оптимальных форм и методов работы, для успешного преодоления проблем, которые возникают в процессе обучения. Для того, что бы полноценно осуществить процесс совершенствования навыков чтения необходимо, что бы чтение у детей вызывало радость и интерес, а не принуждение и отвращение. Поэтому, процесс обучения должен проходить в благоприятной для этого атмосфере, и применяться интересные и оптимальные методы и формы работы с детьми.

 

 

Заключение

Младший школьный возраст (6-7лет – 10-11 лет) характеризуется переходом ребенок от одного звена в другое, с детского сада в школу. В этом возрасте у ребенка меняется социальный статус – он становится учеников. Отсюда, меняются интересы ребенка, обучение становится ведущим видом деятельности, дети усваивают новые знания, умения и навыки. В младшем школьном возрасте активно развиваются все познавательные процессы. Под влиянием обучения дети учатся управлять и регулировать свою память. Процесс запоминания носит механический характер, т.е. они запоминают механически, не понимая смысла. Меняется и развивается воображение детей, она становится воссоздающей, и близкой к реальности.

Обучение чтению является одним из важных условий при развитии и обучении детей. Чтение является речевой деятельностью, которое осуществляется в процессе осмысления и восприятие текста. Овладение чтением позволяет расширить кругозор детей, знакомить детей с окружающей действительностью. Процесс чтения позволяет создать условия для интеллектуального и творческого развития детей.

Процесс обучения чтению в начальных классах достаточно сложный процесс, как для учителя, так и для ученика. Обучению чтения осуществляется на основе этапов, которые продолжаются на протяжении начального этапа обучения в школе. Для каждого этапа существуют свой минимум, которыми обязательно должен овладеть каждый ученик. Данный процесс требует немалых усилий от педагога в ходе организации обучения, выборе оптимальных методов и форм работы с детьми.

Обучение чтению не заканчивается на овладение детьми данного процесса. Достижение детьми данного этапа, способствует переходу к следующему этапу обучению чтению – совершенствование навыков чтения. Сформированность навыков чтения оценивается на основе таких критерий, как объем прочитанного, скорость, правильность и осмысленность чтения. Процесс совершенствования навыков чтения для детей младшего школьного возраста является сложным и комплексным. Поэтому, учителям необходимо создать условия, в которых данный процесс будет интересным и увлекательным.

В процессе обучения чтению у детей младшего школьного возраста, перед учителями встает задача в выборе оптимальных форм и методов работы, для успешного преодоления проблем, которые возникают в процессе обучения. Для того, что бы полноценно осуществить процесс совершенствования навыков чтения необходимо, что бы чтение у детей вызывало радость и интерес, а не принуждение и отвращение. Поэтому, процесс обучения должен проходить в благоприятной для этого атмосфере, и применяться интересные и оптимальные методы и формы работы с детьми.

Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что в процессе обучения чтению возникают следующие проблемы, которые препятствуют успешному овладению чтением:

- не учитываются особенности протекания познавательных процессов;

- не осуществляется целенаправленное формирование действий и операций, с помощью которых происходит процесс чтения;

- не формируются основные мотивы чтения – потребность читать книги и умение ориентироваться в книгах;

- работа не направлена на формирование внимание детей к чтению, на формирование юных читателей.

 

 



2019-07-03 264 Обсуждений (0)
Приемы обучения чтению младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы обучения чтению младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)