Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогические подходы к обучению чтения учеников



2019-07-03 328 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические подходы к обучению чтения учеников 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс развития человека представляет собой постоянное взаимодействие человека со средой. Причем, среда воздействует всегда, что, в свою очередь, способствует возникновению новых потребностей. Потребности выступают в качестве побудителя для овладения новыми способами действий и видами детальности.

Опираясь на знания закономерностей развития человека, который будет жить в обществе, учитель может сознательно формировать у учащихся необходимые потребности, интересы, убеждения. Одной из задач, возникающее перед учителями является формирование у учеников стремления усвоить язык как средство общения, совершенствовать свою речь, сознательно развивать её, обогащать, делать более выразительной [16,с.171].

В начальной школе, обучение, прежде всего, направлено на формирование у детей основы знаний, умений и навыков. Основное направление – это обучение детей пониманию образного содержания произведений, приобщать к искусству слова через чтение художественной литературы.

Особенностью младшего школьного возраста является наличие у детей потенциальных возможностей, которые необходимо развивать. В свою очередь, овладение речью является средством овладения детьми знаком предмета, действия или признака. Слова, кроме того, обозначают связи между предметами и явлениями окружающей жизни. С помощью слов устанавливаются временные, причинно-следственные и другие отношения. Слово позволяет регулировать поведение в соответствии с нормами морали [8,с.79].

Одним из значимых достижений в области психологии, которое повлияло на разработку системы обучения, стало открытие о том, что в коре больших полушарий головного мозга действуют системы нервных связей, они возникают в процессе учебной деятельности, жизненного опыта, обучения. Овладение языком способствует полной перестройки психики человека.

Анализ исследований позволяет сказать, что трудности самостоятельной детской речи обусловлены неразработанностью оперативной речевой памяти. На основе чего возникает необходимость формирования этого механизма в рамках школьного обучения. В этом процессе важное значение имеет память. Запоминание является результатом определённой активной деятельности человека с запоминаемым содержанием [19,С.72].

На основе анализа исследований И.А. Зимней можно сказать, что чтение является структурой речевой деятельности. В свою очередь, структура представляет собой мотивационное звено, ориентированно-исследовательский уровень и исполнительский. К мотивационному уровню относится наличие мотивов и целей. К таким мотивам относится желание научиться учеников читать. Второй уровень предполагает уровень планирования и внутренней организации речевой деятельности. В процессе чтения этот уровень предполагает просмотр заголовков, определение темы, прогнозирование содержания. Третий уровень предполагает сам процесс чтения [6,с.116].

 Результатов действия с текстом должно стать понимание и осмысление его содержания. Для чтения вслух необходимо развитие слухового и зрительного восприятия звуков, слов, предложений; развитие памяти и мышления. Кроме того, важно, чтобы был чётко поставлен речевой аппарат - произношение, правильное дыхание, голос [21,с.55].

Обучение чтению детей предполагает следующее знакомство с техникой чтения, формирование механизма восприятия текста, обучение работать с текстом, формирование необходимых учебных и читательских умений. Сложность обучения чтению заключается в необходимости учета психических процессов, которые участвуют в процессе чтения. При этом, ребенок должен читать и говорить правильно и внятно.

Процесс восприятия текста достаточно сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, после слова, сочетаний слов и целого контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения. Особое внимание уделяется обучению детей смыслового восприятии текста. Разные уровни понимания свидетельствует о разной читательской подготовке и ступени обучения чтению [23,с.81].

На основе анализа исследований Н.И. Жинкина, можно сказать, что при чтении ребенок должен овладеть предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти, видеть опорные слова [4,с.42].

 Как уже было отмечено выше, сначала ребенок овладевает техникой чтения и пониманием текста. На следующем этапе дети должны овладеть определёнными знаниями, умениями, навыками восприятия произведений разного жанра, при чём, восприятие активного, выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, понимании смысла и подтекста.

Умение читать является особым умением, которое овладевают дети в начальных классах. Поэтому, обучения младших школьников чтению достаточно сложный и трудоемкий процесс. Обучение чтению осуществляется поэтапно, в течение нескольких лет. В свою очередь, каждый этап имеет свои параметры. Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того насколько они развиты, полнота восприятия [15,с.92].

От уровня усвоения детьми инструмента чтения зависит дальнейшее обучения читательской деятельности. Механическое восприятие текста, в котором отсутствует мотивационно - ориентировочное звено, интеллектуальная активность, чётко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия и операции смысловой обработки текста, самоконтроль и оценка, не является читательской деятельностью и не может служить целям умственного развития его как читателя.

В современной практике обучения детей чтению не достаточное внимание уделяется формированию действий и операций, необходимых в процессе чтения. Этот процесс не всегда бывает целенаправленным и доведённым до самостоятельного овладения школьниками тем или иным действием, особенно слабо формируются умения контроля и оценки [24,с.63].

Познавательный интерес является важным условием в процессе обучения детей чтению, от которого зависит результативность данного процесса. Сначала, познавательный интерес является стремлением детей научиться читать, после – узнать новое, найти ответы на интересующие вопросы. Последний этап познавательного интереса – стремление получить эстетическое удовольствие от прочтенной книги [14,с.65].

Следует отметить, что формирование познавательных мотивов начинается именно в процессе учебной и читательской деятельности. На основе чего, Д.Б. Эльконин отмечал, что формирование познавательных мотивов является одной из важнейших задач, начиная с начальных классов [27,с.77].

На основе анализа источников литературы можно сказать, что формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы будет наиболее успешным, если все занятия проводятся на достаточно высоком уровне трудности. При этом, необходимо дифференцировать задания по степени трудности, в соответствии с индивидуальными познавательными особенностями детей. Во время занятий необходимо стимулировать и поощрять самостоятельность учеников, перед учениками ставить четкие цели и задачи. На основе чего, ученики смогут усвоить способы получения знаний.

В условиях сформированности учебно-познавательных мотивов у школьников стимулируется читательская деятельность. В процессе чтения у детей формируется потребность читать книги и умение ориентироваться в мире книг [18,с.116].

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Процесс обучения чтению в начальных классах достаточно сложный процесс, как для учителя, так и для ученика. Обучению чтения осуществляется на основе этапов, которые продолжаются на протяжении начального этапа обучения в школе. Для каждого этапа существуют свой минимум, которыми обязательно должен овладеть каждый ученик. Данный процесс требует немалых усилий от педагога в ходе организации обучения, выборе оптимальных методов и форм работы с детьми.

 



2019-07-03 328 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические подходы к обучению чтения учеников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогические подходы к обучению чтения учеников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)