Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объём дисциплины и виды учебной работы



2019-07-03 193 Обсуждений (0)
Объём дисциплины и виды учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Учебно-тематический план (очная форма обучения)

 

Всего – 108 часов.

Аудиторные занятия – 51 час. 

Самостоятельная работа – 57 часов.

 

Раздел, тема

 

 

 

Виды учебной работы, трудоемкость

 (в часах)

Формы текущего контроля успеваемостии промежуточной аттестации

Аудиторные занятия

1

2

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1  

 

Вводная тема: Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Методы научного исследования» в становлении аспиранта как исследователя 

8   6   2   2                        
2

Тема 2. Школы и направления современной методологии

12 6 6 4 2                
3

Тема 3. Методы науки и их роль в поиске истины

10 5 5 4 1                
4

Тема 4. Методы формальной логики и их роль в научном исследовании

12 6 6 4 2                
5

Тема 5. Гипотетикодедуктивный путь познания

8 4 4 2 2                
6

Тема 6. Абдукция и поиск объяснительных гипотез

12 6 6 4 2                
7

Тема 7. Методы анализа и построения теории

12 6 6 4 2                
8

Тема 8. Методы и функции научного объяснения

12 6 6 4 2                
9

Тема 9. Методы и функции понимания

10 6 4 2 2                
10

Тема 10. Философские методы в сфере подготовки научного исследования

12 6 6 4 2                

 Общая  трудоемкость 

часов 108   57  51 34  17                         
з.е. 3                        
                               

 

 

 

Учебно-тематический план (заочная форма обучения)

 

Всего – 108 часов.

Аудиторные занятия – 22 часа. 

Самостоятельная работа – 86 часов.

 

Раздел, тема

 

 

 

Виды учебной работы, трудоемкость

 (в часах)

Формы текущего контроля успеваемостии промежуточной аттестации

Аудиторные занятия

1

2

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1  

 

Вводная тема: Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Методы научного исследования» в становлении аспиранта как исследователя 

10   8   2   2                        
2

Тема 2. Школы и направления современной методологии

14 10 4 2 2                
3

Тема 3. Методы науки и их роль в поиске истины

10 8 2 2                  
4

Тема 4. Методы формальной логики и их роль в научном исследовании

10 10                      
5

Тема 5. Гипотетикодедуктивный путь познания

10 8 2 2                  
6

Тема 6. Абдукция и поиск объяснительных гипотез

10 8 2 2                  
7

Тема 7. Методы анализа и построения теории

12 8 4 2 2                
8

Тема 8. Методы и функции научного объяснения

10 8 2 2                  
9

Тема 9. Методы и функции понимания

8 8 -                    
10

Тема 10. Философские методы в сфере подготовки научного исследования

12 10 4 2 2                

 Общая  трудоемкость 

часов 108   86  22 16                         
з.е. 3                        
                               

        

 

Содержание дисциплины

 

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Тема 1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Методы научного исследования» в становлении  аспиранта как исследователя.      Методология науки как научное направление и как учебная дисциплина. Предмет и задачи учебной дисциплины «Методы научного исследования». Функции учебной дисциплины «Методы научного исследования». Место методологии науки в системе социально-гуманитарных наук. Соотношение философии науки и методологии науки. Структура учебной дисциплины «Методы научных исследований». Онтологические, гносеологические, диалектические, аксиологические аспекты философского знания как теории.
Тема 2. Школы                   и направления современной методологии Методология науки как философская дисциплина. Развитие представлений о научной методологии в европейской философской мысли. Сократ, Платон и Аристотель о научных методах. Научный метод Евклида. Философия Нового времени о научном методе: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Трансцендентальный метод И. Канта. Философскоспекулятивная методология Г. Фихте и Г. Гегеля. Развитие методологии науки в позитивизме: Милль, Конт, Мах, Шлик, Карнап. Кун и Лакатос о парадигме. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Эволюционная эпистемология как инновационное направление в современной методологии.
Тема 3. Методы науки и их роль в поиске истины    Развитие представлений о научных методах в истории философской мысли. Общая характеристика методов науки. Предмет методологии науки. Классификация методов. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами. Критерии и нормы научного познания. Анализ исследования и обоснования его результатов. Классификация научных методов. Методы эмпирического познания. Методы теоретического познания. Специфика методов философской теории.
Тема 4. Методы формальной логики и их роль в научном исследовании. Соотношение уровней сенситивного и рационального познания. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Сущность и классификация понятий. Отношения между понятиями. Суждения и их классификация. Сложные суждения. Простой категорический силлогизм. Полисиллогизмы. Полная и неполная индукция. Селективная и элиминативная индукция. Аналогия и ее разновидности.
Тема 5. Гипотетикодедуктивный        путь познания    Индуктивная модель обоснования науки. Гипотетикодедуктивный метод рассуждений. Гипотетикодедуктивный метод в естествознании. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем. Метод математической гипотезы и его применение в науке.  Гипотетико-дедуктивная модель науки.  
Тема 6. Абдукция и        поиск объяснительных гипотез   Абдукция как альтернатива гипотетико-дедуктивному методу. Абдуктивные рассуждения и их особенности. Возможные способы применения абдуктивных рассуждений. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном поиске.
Тема 7. Методы анализа и построения теории  Сущность научной теории и ее место в научном познании. Соотношение эмпирического и теоретического знания. А. Эйнштейн о роли и специфике научной теории. Функции и типология научных теорий. Теории феноменологические и нефеноменологические. Теоретические и эмпирические понятия. Теории формальные и содержательные Структура научных теорий. Методологические принципы построения научных теорий.  
Тема 8. Методы и функции научного объяснения   Функции объяснения и понимания в социальном познании. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Методы научного объяснения. Объяснение — функция теории. Дедуктивно- номологическая модель объяснения. Альтернативные модели научного объяснения. 
Тема 9. Методы и функции понимания Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания. Понимание как семантическая интерпретация. Взаимопонимание и диалог. Понимание как процесс развития познания. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Интерпретация и смысл языка. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в философских теориях.
Тема 10. Философские методы в сфере подготовки научного исследования Функции философии, реализуемые в процессе социального познания: интегративная, критическая, онтологическая, гносеологическая, методологическая,  познавательно-прогнозирующая. Философское понимание специфики социального познания. Философия и частные науки. Диалектика и метафизика как философско-методологические основания подготовки научного исследования. Основные формы диалектики. Методологическая роль элементов диалектики. Принцип историзма. Принцип анализа диалектических противоречий. Границы действия диалектического метода.

 

Планы групповых занятий

 

Семинар. Тема 1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины

«Методы научных исследований» Цель: Выявить специфику учебной дисциплины, ее предмет и функции. УК - 1-5; ОПК – 1.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность методологии научного исследования.

2. Специфика методов исследования предметного поля философии как социального феномена.

3. Соотношение философии и методологии науки. Темы докладов/рефератов:

1. Античная философия о научном методе.

2. Развитие представлений и о методе в философии Нового времени. Задания для самостоятельной работы аспирантов  

1. Покажите место методологии в системе философии науки. 

2. Выявите социальные условия становления методологии науки.

3. Обоснуйте различия теоретических и практических моделей в научном познании.

 

Образовательные технологии: технология     объяснительноиллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии, технология выполнения презентации подготовленного сообщения.

 

Формы контроля самостоятельной работы аспирантов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

 

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос аспирантов по содержанию изучаемой темы. Выявление степени изучения аспирантами основной и дополнительной литературы.

 

Семинар-дискуссия. Тема 2. Школы и направления современной методологии. Цель: Выявить специфику школ и направлений современной методологии. УК - 1-5; ОПК – 1.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Методология науки как философская дисциплина. 

2. Развитие представлений о научной методологии в европейской философской мысли. 

3. Философия Нового времени о научном методе.

4. Развитие методологии науки в позитивизме. 

5. Эволюционная эпистемология как инновационное направление в современной методологии.



2019-07-03 193 Обсуждений (0)
Объём дисциплины и виды учебной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объём дисциплины и виды учебной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)